РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва
23 ноября 2021 года Дело № А40-128513/21-122-828
Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власенко А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1
к ГУФССП по г. Москве Зюзинского ОСП ГУФССП России по г. Москве, ГУФССП России по г. Москве
третье лицо: ФИО2
о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя по исполнительному листу ФС №037812475 от 01.02.2021г.
При участии:
От заявителя – не явился, извещен
От ответчика – не явился, извещен
От третьего лица – не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Арбитражный суд г. Москвы с требованием признать постановление судебного пристава-исполнителя Зюзинского ОСП ГУФССП России по г. Москве ФИО3 об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю от 14.06.2021 г. по исполнительному листу ФС № 037812475 от 01.02.2021 г. недействительным, возложить на судебного пристава-исполнителя Зюзинского ОСП ГУФССП России по г. Москве ФИО3 обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия к исполнению исполнительного документа - исполнительного листа ФС №037812475 от 01.02.2021, выданного Арбитражным судом г. Москвы по делу А40-58788/20-100-423 и совершить действия, предусмотренные Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» по его исполнению в рамках исполнительного производства №30683/21/77032-ИП.
Представители Заявителя, Ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, ответчик отзыв, а также материалы исполнительного производства не представил. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом извещенных ответчика и третьего лица.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителя заявителя, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Спор возник из публичных отношений об оспаривании решений государственных органов (должностных лиц), поэтому он подлежит рассмотрению в порядке, установленном ст.ст. 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 121 ФЗ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В силу ч. 3 ст. 198 АПК РФ заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
В соответствии с п. 2 ст. 128 ФЗ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом.
Таким образом, данное заявление об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя подлежит рассмотрению в арбитражном суде, при этом, судом проверено и установлено, что срок, установленный ст. 122 ФЗ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем не пропущен.
Как следует из материалов дела, Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.11.2020 г. по делу №А40-58788/2020, вступившим в законную силу, с ФИО2 (Должник) в пользу ФИО1 (Взыскатель) , была взыскана сумма 535 475 руб. 95 коп. На основании вышеуказанного судебного акта Арбитражным судом г. Москвы был выдан исполнительный лист серия ФС № 037812475 который был направлен заказным письмом в адрес старшего судебного пристава Главного управления службы судебных приставов по г. Москве для возбуждения исполнительного производства и принятия мер по принудительному исполнению судебного решения.
Как стало известно Взыскателю из информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в разделе «Банк данных исполнительных производств», в отношении Должника 18 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем Зюзинского ОСП ГУФССП России по г. Москве ФИО3 было возбуждено исполнительное производство 30683/21/77032-ИП (копия постановления о возбуждении исполнительного производства Взыскателю не предоставлена).
Пунктом 4.8.2. приказа Федеральной службы судебных приставов от 10.12.2010 №682 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов" (далее - Инструкция по делопроизводству) установлено, что документы подлежат отправке в день их регистрации или на следующий рабочий день. Срочная корреспонденция отправляется в первую очередь.
В связи с этим 7 апреля 2021 года через портал Государственных услуг (lk.gosuslugi.ru) Взыскателем был направлен запрос в адрес Зюзинский ОСП ГУФССП России по г. Москве о предоставлении сведений и документов о возбуждении исполнительного производства, на что 15.04.2021г. был получен ответ о ходе исполнительного производства.
01.05.2021 г. через личный кабинет портала государственных услуг Взыскателю была выслана копия постановления о направлении должнику постановления о наложении ареста вынесенного в рамках исполнительного производства 30683/21/77032-ИП от 18.03.2021 г. (акт о совершении исполнительных действий (выхода в адрес должника) не представлен).
12.05.2021 г. Взыскателем на электронную почту (osp32@r77.fssprus.ru) Зюзинский ОСП ГУФССП России по г. Москве было подано заявление об установлении места жительства должника.
Так же почтовым отправлением в адрес Зюзинского ОСП ГУФССП России по г. Москве отправлено заявление о выдаче копии постановления о возбуждении исполнительного производства и установлении места жительства должника (оставлено без ответа).
14.06.2021 г. через личный кабинет портала государственных услуг Взыскателю отправлена копия постановления о направлении должнику постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю.
Не согласившись с указанным Постановлением, Заявитель обратился в Арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и подлежащими отмене.
Согласно ст. 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с п.5 ст. 200 АПК РФ с учетом положений п. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно положениям статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Удовлетворяя требования заявителя, суд соглашается с его доводами, при этом исходит из следующего.
В соответствии с п.1 ст.4 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах) на судебных приставов возлагаются задачи по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве.
Статьей 12 названного Закона установлена обязанность судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Из системного толкования указанных норм, следует, что судебный пристав-исполнитель обязан исходить из необходимости защиты прав и законных интересов не только взыскателя, но и должника.
В соответствии с положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) все действия, которые совершает судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства, должны совершаться в интересах взыскателей, но с учетом законных интересов должника.
В то же время их несоблюдение может препятствовать своевременному исполнению вступившего в законную силу судебного акта и выданного на его основании исполнительного документа.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Кроме того, исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества (п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Согласно статье 64 Закона "Об исполнительном производстве" розыск имущества должника является одним из видов исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника в полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Закона об исполнительном производстве в случае отсутствия сведений о местонахождении должника по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, требования об отобрании ребенка, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя Выносит постановление о розыске должника, которое утверждается старшим судебным приставом. В таком же порядке выносится постановление о розыске имущества должника или розыске ребенка.
Согласно части 4 данной статьи розыск должника-организации, имущества должника-организации и имущества должника-гражданина осуществляется Федеральной службой судебных приставов по заявлению взыскателя.
В случаях, предусмотренных частью 1 статьи 65 Закона об исполнительном производстве, розыск осуществляется по инициативе судебного пристава-исполнителя либо по заявлению взыскателя, в иных случаях - на основании заявления взыскателя.
При этом, в соответствии с частью 5 данной статьи судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей (пункт 3).
Частью 6 статьи 65 Закона об исполнительном производстве установлено, что постановление о розыске должника, его имущества либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска.
Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске должника, его имущества или розыске ребенка выносится в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, с указанием исполнительных действий, которые могут быть совершены, и (или) мер принудительного исполнения, которые могут быть применены судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску, в отношении должника, имущества должника или ребенка, обнаруженных в ходе производства розыска (часть 7).
Сумма требований по исполнительному листу превышает 10 000 рублей (взыскиваемая сумма составляет 535 475 руб. 95 коп); отсутствуют сведения о местонахождении имущества должника, несмотря на проведенные судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства исполнительные действия; заявление об установлении места жительства должника направлено взыскателем судебному приставу- исполнителю. Однако, в нарушение вышеприведенных положений Закона об исполнительном производстве, указанное заявление не было рассмотрено судебным приставом-исполнителем, постановление об объявлении розыска имущества должника не вынесено и розыск должника либо его имущества не произведен.
В данном случае, неуказание взыскателем по исполнительному производству в заявлении о возбуждении исполнительного производства на розыск должника в случае отсутствия его по адресу, указанному в исполнительном документе и отсутствия сведений об имуществе, а не после возбуждения исполнительного производства, не свидетельствует об отсутствии заявления взыскателя на розыск должника, поскольку положения части 5 статьи 65 Закона об исполнительном производстве не связывают момент обращения взыскателя с заявлением об объявлении розыска должника с возбуждением исполнительного производства.
Обращаясь с заявлением к судебному приставу-исполнителю о возбуждении исполнительного производства с предъявлением исполнительного документа, взыскателю неизвестно о наличии имущества должника, его фактического нахождения по адресу, указанному в исполнительном документе, о том, будет ли достаточно примененных судебным приставом мер для исполнения требования исполнительного документа и возникнет ли необходимость в розыске должника, в связи с чем, при наличии заявительного порядка объявления должника в розыск, указание на розыск в заявлении о возбуждении исполнительного производства не может быть признано не соответствующим праву взыскателя, и не свидетельствует об отсутствии у судебного пристав обязанности по рассмотрению такого заявления.
Кроме того, положения части 6 статьи 65 Закона об исполнительном производстве указывают на принятие постановления о розыске должника и со дня возникновения оснований для объявления розыска, то есть, как при наличии заявления, так и оснований для объявления розыска. Применительно к предмету спора, срок для вынесения постановления о розыске должника подлежал исчислению со дня возникновения оснований для объявления розыска должника.
Установленные судебным приставом-исполнителем при принятии мер принудительного исполнения требований исполнительного документа обстоятельства: отсутствие автотранспорта и иного имущества, не осуществлен выход по адресу, указанному в исполнительном документе, по которому должник отсутствует, подтверждают возникновение оснований для объявления должника в розыск, обращаясь с заявлением об установлении места жительства именно на случай отсутствия должника, и отсутствие у судебного пристава оснований для окончания исполнительного производства без объявления должника в розыск.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель в нарушение статьи 65 Закона об исполнительном производстве розыск должника не объявил, чем нарушил право взыскателя на исполнение исполнительного документа.
Статья 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах", предусматривающая обязанность судебного пристава принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, в том числе, по объявлению розыска имущества должника, означает, что при наличии заявления взыскателя об объявлении розыска судебный пристав обязан своевременно объявить розыск, не дожидаясь, повторного предъявления взыскателем исполнительного листа или заявления о розыске.
Совершение судебным приставом вышеперечисленных исполнительных действий не может свидетельствовать о фактическом принятии им всех необходимых мер по обнаружению имущества должника.
Совокупность тех действий, которые приняты судебным приставом, не равнозначна розыску имущества, который предусматривает совершение иных действий.
При производстве розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также проводить следующие исполнительно-розыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, розыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам. Порядок организации проведения исполнительно-розыскных действий определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции. Тактика проведения исполнительно-розыскных действий определяется главным судебным приставом Российской Федерации (ч. 10 ст. 65 Закона об исполнительном производстве).
Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе применять меры принудительного исполнения в соответствии с частью 7 настоящей статьи, а также в случаях, не терпящих отлагательства, предусмотренных частью 3 статьи 35 настоящего Федерального закона (ч. 10.1 Закона об исполнительном производстве).
При изложенных обстоятельствах, судебный пристав вынес постановление об окончании исполнительного производства, не рассмотрев заявление взыскателя об установлении места жительства и не объявив розыск имущества должника, что лишило взыскателя права на полное совершение действий по исполнению исполнительного документа.
Таким образом, вынесение судебным приставом-исполнителем оспариваемого постановления нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судебным приставом исполнителем не представлено суду никаких доказательств соответствия оспариваемого постановления какому-либо нормативному акту, судебный пристав-исполнитель в судебное заседание не явился, материалы исполнительного производства не представил, доводы заявителя не опроверг.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление судебного пристава-исполнителя не основано на законе, в связи с чем заявление подлежит удовлетворению.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что оспариваемое постановление незаконно и подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Кроме того, положения п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ предусматривают обязанность арбитражного суда указать на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц совершить определенные действия, направленные на устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок, в связи с чем суд полагает необходимым обязать ответчика восстановить нарушенные права и интересы заявителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 329 АПК РФ заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. ч. 1 ст. 27, ч. 2 ст. 29, 64, 65, 71, 75, п. 1 ч. 1 ст. 150, 151, 156, 167 - 170, 176, 184, 185, 198, 200, 201, 329 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать постановление судебного пристава-исполнителя Зюзинского ОСП ГУФССП России по г. Москве ФИО3 об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю от 14.06.2021 г. по исполнительному листу ФС № 037812475 от 01.02.2021 г. недействительным.
Обязать судебного пристава-исполнителя Зюзинского ОСП ГУФССП России по г. Москве ФИО3 либо иное должностное лицо, выполняющее обязанности руководителя данного подразделения судебных приставов восстановить права Заявителя в установленном законом порядке.
Проверено на соответствие Федерального закона «Об исполнительном производстве»
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | Н.Е.Девицкая |