ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-128679/12 от 26.02.2013 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

15 марта 2013 г. Дело № А40-128679/2012

Резолютивная часть решения объявлена 26.02.2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено 15.03.2013 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Председательствующего судьи Хвостовой Н.О. (шифр судьи 104-845),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Макаровой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Федеральной службы по финансовым рынкам России (ОГРН 1047796341361, ИНН 7706535184)

к Обществу с ограниченной ответственностью «ИНВЕСТОР» (ОГРН 1037789087500, ИНН 7705577181)

третье лицо: Открытое акционерное общество «Якутская топливно-энергетическая компания»

об обязании ООО «ИНВЕСТОР» привести обязательное предложение о приобретении ценных бумаг ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» в соответствии с требованиями Закона об акционерных обществах

при участии:

от истца – Петров П.В. по дов. от 13.04.2012г. №12-ДП-05/15941,

от ответчика – Бобренев Е.в. по дов. от 19.11.2012г. №б/н,

от третьего лица – Попова Е.А. по дов. от 12.02.2013г. №б/н.

УСТАНОВИЛ:

Федеральная служба по финансовым рынкам России обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением об обязании ООО «Инвестор» привести обязательное предложение о приобретении ценных бумаг ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», основании ст. 84.2, 84.9 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Определением суда от 15.01.2013г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания».

Истец в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, полагает, что ответчик в представленном им в ФСФР России обязательном предложении о приобретении ценных бумаг ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» указал недостоверную информацию о том, что приобретаемые им ценные бумаги не обращаются на торгах организаторов торгов, что привело к несоответствию порядка определения цены приобретаемых ценных бумаг требованиями Закона об акционерных обществах и существенному занижению цены приобретаемых ценных бумаг.

Ответчик возражает против удовлетворения исковых требований, представил отзыв на иск, полагает, что предусмотренный ст. 84.8 Федерального закона «Об акционерных обществах» порядок определения цены акций соблюден.

Третье лицо поддержал доводы ответчика.

Из материалов дела следует, что 21 июня 2012 г. ООО «ИНВЕСТОР» представило в Федеральную службу по финансовым рынкам Обязательное предложение о приобретении ценных бумаг ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания».

В п.6.1.1. и 6.1.2. Обязательного предложения ответчика указано, что приобретаемые ценные бумаги не обращаются на организованных торгах и предлагаемая цена приобретения ценных бумаг, подтвержденная Отчетом об оценке рыночной стоимости 1 обыкновенной акции, выполненным оценщиком ООО «Оценочная фирма «Стандарт» составляет 1,91 рубля за одну акцию.

Однако, как указывает истец, в ходе рассмотрения многочисленных жалоб акционеров о несоответствии цены приобретения ценных бумаг на основании обязательного предложения ООО «ИНВЕСТОР», а также согласно информации, полученной от ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» установлено, что ценные бумаги ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» обращаются на торгах организаторов торговли.

В соответствии с письмом ФБ ММВБ от 19.09.2012г. № 31-14/1850 было установлено, что средневзвешенная цена по обыкновенным акциям, определенная по результатам торгов в режиме основных торгов за период с 21.12.2011г. по 21.06.2012г. включительно, составила 3,5132 рубля за одну акцию.

Истец считает, что ответчик указал в обязательном предложении недостоверную информацию о том, что приобретаемые им ценные бумаги не обращаются на торгах организаторов торгов.

Указание данной недостоверной информации привело к несоответствию порядка определения цены приобретаемых ценных бумаг требованиям Закона об акционерных обществах.

В свою очередь несоответствие порядка определения цены приобретаемых ценных бумаг требованиям Закона об акционерных обществах привело к существенному занижению цены приобретаемых ценных бумаг.

Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, указал, что ООО «ИНВЕСТОР» 15 февраля 2012 г. в соответствии с требованиями ст. 84.9 Федерального закона «Об акционерных обществах» направило в ФСФР России обязательное предложение о приобретении ценных бумаг ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания». Обыкновенные акции ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» были допущены к торгам в ЗАО «ФБ ММВБ» Решением Дирекции ЗАО «ФБ ММВБ» от 02.12.2011 г., что подтверждается Протоколом №140.

На момент направления обязательного предложения в ФСФР России обыкновенные акции ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» обращались на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг менее чем 6 месяцев, что в соответствии с требованиями п.4 ст. 84.2. Федерального закона «Об акционерных обществах» являлось безусловным основанием для определения цены приобретения обыкновенных акций их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком ООО «Оценочная фирма «Стандарт».

Кроме того, ответчик указал, что по просьбе ФСФР России ответчик дополнительно представил письмом ЗАО «ФБ ММВБ» за исх. №42-06/352 от 01.03.2012 г. содержащее информацию о дате допуска обыкновенных акций к торгам.

13 марта 2012 г. ООО «ИНВЕСТОР» было получено предписание ФСФР России «О приведении обязательного предложения ООО «ИНВЕСТОР» о приобретении ценных бумаг ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» в соответствие с требованиями законодательства РФ» от 02.03.2012г. № 12-ЕК-03/8144, в соответствии с которым ответчик должен был представить в ФСФР России обязательное предложение, которое содержит дату его подписания и нумерацию страниц обязательного предложения, после чего повторно направить предложение.

ФСФР России после устранения обществом недочетов изложенных в предписании от 02.03.2012г. № 12-ЕК-03/8144 повторным предписанием от 23.04.2012 г. потребовал от ответчика повторного направления обязательно предложения.

В соответствии с требованием указанного повторного предписания ответчик 21.06.2012г. повторно направил истцу обязательное предложение.

По мнению ответчика и как следует из представленных доказательств, основании изложенных в п.4 ст. 84.9. Федерального закона «Об акционерных обществах» для признания обязательного предложения ООО «ИНВЕСТОР» не соответствующим закону не указано, в связи с чем, повторное направление предложения не являлось отзывом ранее направленного обязательного предложения и не могло рассматриваться как самостоятельное новое обязательное предложение о приобретении акций ОАО «ЯТЭК».

Таким образом, ответчик считает, что при указанных обстоятельствах у ООО «ИНВЕСТОР» отсутствовали основания для пересмотра цены приобретения акций, кроме того, таких требований ФСФР России в своих предписаниях не устанавливало, в связи с чем, оснований для удовлетворений исковых требований, по мнению ответчика, не имеется.

Изучив все материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзыва на иск, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, выслушав в судебном заседании полномочных представителей лиц, участвующих в деле, которые поддержали и изложили свою позицию по делу, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленный в настоящем деле иск удовлетворению не подлежит.

При этом суд исходит из того, что в соответствии со ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Вместе с тем, согласно ч.2 ст.9 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В силу положений п. 5 ст. 84.9 Закона об акционерных обществах федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в случае пропуска срока направления им предписания в порядке п. 4 ст. 84.9 Закона об акционерных обществах вправе обратиться в арбитражный суд по месту нахождения открытого общества с иском о приведении соответствующего предложения, указанных уведомления или требования в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона по основаниям, указанным в п. 4 ст. 84.9 Закона об акционерных обществах, в том числе в связи с несоответствием порядка определения цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг требованиям настоящего Федерального закона, в том числе в случае обнаружения в течение шести месяцев, предшествующих дате представления документов в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, факта манипулирования ценами в отношении приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг, который привел к занижению цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг.

В нарушение положений ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец не представил доказательств нарушения порядка определения выкупной цены.

В соответствии с п. 1 ст. 84.2 Федерального закона «Об акционерных обществах» лицо, которое приобрело более 30% общего количества акций акционерного общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - обязательное предложение).

Под обязательным предложением понимается публичная оферта о приобретении ценных бумаг акционерного общества, адресуемая акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции. Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в акционерное общество.

В соответствии со ст. 436 Гражданского кодекса РФ полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано.

Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 84.2 Федерального закона «Об акционерных обществах» в обязательном предложении не допускается устанавливать условия, не предусмотренные указанным пунктом, а сам п. 2 ст. 84.2 Федерального закона «Об акционерных обществах» не содержит условия, связанного с возможностью отзыва обязательного предложения, продажа лицом, направившим обязательное предложение, всех или части принадлежащих ему акций акционерного общества не влечет прекращения обязательств, возникших у такого лица в связи с направлением обязательного предложения. Указанное лицо обязано продолжить процедуру приобретения ценных бумаг акционерного общества и исполнить обязательства, вытекающие из обязательного предложения, а в случае их неисполнения - несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В случае получения предписания ФСФР России (РО ФСФР России) отзыв обязательного предложения путем направления нового обязательного предложения не является нарушением ст. 436 Гражданского кодекса РФ, поскольку несоблюдение требований, предъявляемых гл. XI.1 Федерального закона «Об акционерных обществах» к обязательному предложению, влечет недействительность соответствующего предложения.

Так, в соответствии с абз. 1 п. 2.7 Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30% акций открытых акционерных обществ, утвержденного Приказом ФСФР России от 13 июля 2006г. № 06-76/пз-н (далее - Положение), в случае направления предписания ФСФР России о приведении добровольного или обязательного предложения, касающегося приобретения эмиссионных ценных бумаг, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, в соответствие с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» лицо, направившее указанное добровольное или обязательное предложение в акционерное общество, обязано его отозвать, в том числе путем направления в акционерное общество нового добровольного или обязательного предложения, или обжаловать предписание в арбитражном суде. При этом новое добровольное или обязательное предложение может быть направлено в общество не ранее даты его представления в ФСФР России.

Предусмотренная упомянутым пунктом Положения обязанность лица, направившего обязательное предложение, отозвать его предполагает также обязанность этого лица возвратить ценные бумаги продавцу.

Однако содержание обязательного предложения определено императивно - в нем должны быть отражены лишь те данные, которые предписывает Федеральный закон «Об акционерных обществах».

Право ФСФР России на предъявление такого иска предусмотрено п. 5 ст. 84.9 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Однако, факт нарушения ответчиком порядка приобретения акций, установленного нормами главы ХI.1 Федерального закона «Об акционерных обществах» истцом не доказан, а в предписаниях истца ссылок на указанные нарушения не имеется.

Федеральный закон «Об акционерных обществах» не предусматривает иных последствий несоответствия обязательного предложения требованиям Закона об акционерных обществах, помимо названного в п. 6 ст. 84.3 Федерального закона «Об акционерных обществах» (возникновение у прежнего владельца ценных бумаг права требовать от лица, направившего обязательное предложение, возмещения причиненных этим убытков).

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011г. № 717 Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

В соответствии с п. 4 названного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Право федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг направлять организациям обязательные для исполнения предписания по вопросам, находящимся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг закреплено п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», п. п. 5.4.15 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам.

В соответствии с п. 4 ст. 84.9 Федерального закона «Об акционерных обществах» федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг направляет лицу, представившему добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг, предусмотренное статьей 84.7 Закона об акционерных обществах, либо требование о выкупе ценных бумаг, предусмотренное статьей 84.8 Закона об акционерных обществах, предписание о приведении соответствующего предложения, указанных уведомления или требования в соответствие с требованиями Закона в следующих случаях:

- непредставление документов, необходимых в соответствии с Законом для направления в открытое общество соответствующего предложения, указанных уведомления или требования;

- отсутствие в соответствующем предложении, указанных уведомлении или требовании всех сведений и условий, предусмотренных настоящей главой;

- несоответствие порядка определения цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг требованиям Закона об акционерных обществах, в том числе в случае обнаружения в течение шести месяцев, предшествующих дате представления документов в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, факта манипулирования ценами в отношении приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг, который привел к занижению цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг.

В соответствии с п. 2 ст. 84.9 Федерального закона «Об акционерных обществах» добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляется лицом, направившим добровольное или обязательное предложение, в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее даты направления соответствующего предложения в открытое общество.

В пункте 4 упомянутой статьи содержится перечень случаев, в которых федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг направляет лицу, представившему добровольное или обязательное предложение, предписание о приведении соответствующего предложения в соответствие с требованиями Закона, а пункт 5 этой же статьи предоставляет федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг право в случае пропуска срока направления им такого предписания обратиться в арбитражный суд с иском о приведении добровольного или обязательного предложения в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах.

Таким образом, в п. 5 ст. 84.9 Федерального закона «Об акционерных обществах» речь идет не о любом предписании федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а лишь о предписании, в котором указывается на обязанность лица, представившего добровольное или обязательное предложение в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, привести такое предложение в соответствие с требованиями Закона.

Между тем, ФСФР России не выдавало предписания о приведении обязательного предложения ответчика в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах, а лишь указывало на не соответствие требованиям положения, а именно на титульном листе не указана дата его подписания лицом, направившим обязательное предложением и предложение не пронумеровано.

В соответствии с абз. 2 п. 4 ст.84.2 Федерального закона «Об акционерных обществах» в случае, если ценные бумаги не обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг или обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг менее чем шесть месяцев, цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции (иной ценной бумаги).

При оценке стоимости акций ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» были соблюдены требования указанной нормы, относительно независимой оценки стоимости акций, а также соблюдены сроки проведения оценки, определенные пунктом 20 Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001г. №519.

В силу ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» величина рыночной стоимости, указанная в отчете оценщика признается достоверной, пока судом не будет установлено иное.

Величина оценки акций ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания», определенная независимым оценщиком, не оспорена в установленном порядке.

Пунктом 4 статьи 84.8 Федерального закона «Об акционерных обществах» закреплена гарантия защиты прав владельца выкупаемых ценных бумаг на получение соразмерной компенсации - владелец ценных бумаг, не согласившийся с ценой выкупаемых ценных бумаг, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, причиненных в связи с ненадлежащим определением такой цены.

Учитывая изложенное, судом установлено, что ответчиком были соблюдены требования ст. 84.8 Федерального закона «Об акционерных обществах» относительно порядка определения рыночной стоимости выкупаемых акций, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований об обязании привести обязательное предложение о приобретении ценных бумаг в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах удовлетворению не подлежит.

Расходы по оплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст. ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 9, 27, 41, 51, 63-65, 71, 102, 110, 112, 121, 122, 123, 126, 131, 156, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Федеральной службы по финансовым рынкам России к Обществу с ограниченной ответственностью «ИНВЕСТОР» об обязании Общество с ограниченной ответственностью «Инвестор» привести обязательное предложение о приобретении ценных бумаг Открытого акционерного общества «Якутская топливно-энергетическая компания» в соответствии с требованиями Закона об акционерных обществах, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства, в Девятом арбитражном апелляционном суде, в течение месяца после его принятия судом.

СУДЬЯ: Н.О. Хвостова