ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-129885/15 от 02.11.2015 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

03 ноября 2015г.

Дело №

А40-129885/2015 (145-1051)

Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2015г.

Решение в полном объеме изготовлено 03 ноября 2015г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи

Вигдорчика Д.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ивановым А.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   Общества с ограниченной ответственностью «Эколайн» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 127254, <...>)

к   Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>, 117105 <...>)

о   признании незаконным и отмене решения исх. № 15-41/6987 от 02 июля 2015г.

при участии: от заявителя   – неявка, извещен; от ответчиков   – ФИО1 доверенность № 247 от 04.03.2015г., удостоверение № 541

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Эколайн» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу о признании незаконным решение об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности в части транспортирования отходов III-IV класса опасности (исх. № 15-41/6987 от 02 июля 2015 года); об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Заявителя путем предоставления лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности в части транспортирования отходов III-IV класса опасности для ООО «ЭкоЛайн».

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствии последнего в порядке ст. 123 АПК РФ.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям изложенным в письменном отзыве.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из заявления следует, что 02.07.2015г. Департаментом вынесено решение № 15-41/6987 о рассмотрении заявления о предоставлении лицензии.

Посчитав, что указанный решение нарушает права и законные интересы Общества, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.

Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ст. 12 ГК РФ, в частности путем признания права, а также иными способами, предусмотренными законом.

Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 г. № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК он может признать такой акт недействительным.

Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительными решения Росимущества необходимо наличие двух обязательных оснований: несоответствие закону и наличие нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В данном случае заявителем, в нарушение положений ст. 65 АПК РФ не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о нарушении Департаментом оспариваемым решением прав и законных интересов ООО «ЭкоЛайн».

Так, суд принимает во внимание, что ООО «ЭкоЛайн» обратилось в Департамент Росприроднадзора по ЦФО с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности. Заявление поступило в суд 01.07.2015г. согласно штампа входящих за № 41/22539.

Письмом от 02.07.2015г. исх. № 15-41/6987 заявление ООО «ЭкоЛайн» возвращено заявителю в связи с тем, что на момент обращения заявителя, Правительством РФ не утверждено положение о лицензировании деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности.

Суд, отказывая заявителю в удовлетворении требований, руководствовался следующим.

Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (в редакции, действующей с 01.07.2015г.).

При этом, в предыдущей редакции указанной нормы лицензированию подлежала лишь деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности; деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации лицензированию до 01.07.2015г. не подлежала (статья 16 Федерального закона от 23.12.2014г. № 458-ФЗ).

В силу ч. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 г. После 1 января 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

При этом, суд отклоняет доводы заявителя о нарушении законных прав и интересов общества, в связи с возможным привлечением общества к административной ответственности.

Суд отмечает, что действующим законодательством установлено, что в период с 01.07.2015г. по 01.01.2016г. лица, осуществляющие деятельность по транспортированию отходов, обязаны предпринять комплекс мер по получению указанной лицензии. Ответственность за неполучение лицензии до 01.01.2016г. законодателем не установлена.

Суд также отклоняет доводы ООО «ЭкоЛайн» о том, что к заявлению о предоставлении лицензии Обществом приложен полный комплект документов, является несостоятельным, поскольку перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению, установлен Положения о лицензировании в п. 5 и п. 6 Положения от 15.10.2015г.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о лицензировании под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно п. 4 ст. 4 Закона о лицензировании одним из основных принципов осуществления лицензирования является установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о лицензировании к исключительным полномочиям Правительства Российской Федерации в области лицензирования относится утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования. К полномочиям лицензирующего органа относится осуществление лицензирования конкретных видов деятельности (п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона).

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о лицензировании лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 указанного закона установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются реквизиты документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер), перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 13 Закона о лицензировании также определено, что к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Из системного толкования указанных норм права следует, что лицензирующему органу необходимо проверить соискателя лицензии на соответствие перечню лицензионных требований, а также перечень документов, которые соискатель лицензии обязан приложить к заявлению о выдаче лицензии.

Лицензионные требования и перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию отходов I -IV классов опасности, установлены Положением о лицензировании, утв. постановлением Правительства РФ № 1062 от 03.10.2015г., которое вступило в силу 15.10.2015г.

Таким образом, на момент получения заявления ООО «ЭкоЛайн» о предоставлении лицензии на транспортирование отходов III-IV классов опасности (01.07.2015г.) у Департамента (лицензирующего органа) отсутствовала возможность рассмотреть это заявление по правилам, установленным Законом о лицензировании, поскольку Положение о лицензировании указанного вида деятельности издано Правительством Российской Федерации позже подачи заявления ООО «ЭкоЛайн».

Довод Заявителя о том, что обжалуемое решение нарушает права и законные интересы также безоснователен, поскольку частью 3.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений ...» установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. Таким образом, учитывая 45-дневный срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии (ч.1 ст. 14 Закона о лицензировании) и вступившее в силу Положение о лицензировании, у Общества есть возможность направить в Департамент заявление о предоставлении лицензии с перечнем документов, установленным Положением о лицензировании.

Таким образом, суд, с учетом установленных по делу обстоятельств и норм права, регулирующих спорные правоотношения, считает, что в данном случае не установлена совокупность оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с 110 АПК РФ расходы по госпошлине возлагаются на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 75, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Эколайн» к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу о признании незаконным решение исх. № 15-41/6987 от 02.07.2015г. – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья: Д.Г.Вигдорчик