ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-130995/2020-72-861 от 22.10.2020 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва                                                                              Дело № А40-130995/20-72-861

16 ноября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2020 года

Полный текст решения изготовлен 16 ноября 2020 года

Арбитражный суд в составе судьи Немовой О. Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гулиевой М.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

Заинтересованные лица – 1) Министерство обороны РФ, 2) Центральный научно-исследовательский институт военно-воздушных сил Министерства обороны РФ

3-и лица – Министерство имущественных отношений МО

о признании незаконным решения от 22.05.2020 г. № 141/14837

при участии:

от заявителя: ФИО1 дов. от 09.01.2020г. № 1/1-1-30, диплом     

от заинтересованных лиц: 1) ФИО2 дов. от 14122018г. № 207/5Д/105 2) ФИО3 дов. от 24.08.2020г. № 10/20

от третьего лица: не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования городской округ Люберцы Московской области (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Министерства обороны РФ (далее – заинтересованное лицо)от 22.05.2020 г. № 141/14837.

Дело рассмотрено  в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Заявитель поддерживает заявленные требования в полном объеме.

Заинтересованное лицо представило письменный отзыв, против удовлетворения заявленных требований возражает.

Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Письмом от 11.03.2019 № 10/641, направленным на имя Главы городского округа Люберцы ЦНИИ ВВС Минобороны сообщило, что на балансе ЦНИИ ВВС Минобороны России имеются объекты недвижимого имущества, которые находятся на жилой территории и по прямому назначению институтом не используются и указало на возможность передачи данного имущества в муниципальную собственность. В качестве приложения к данному письму указан перечень имущества планируемого к передаче, в том числе: здание (столовая), к.н 50:22:0010208:2799, площадью 1654 кв.м., расположенное по адресу: МО, г.о. Люберцы, <...>;

-нежилое здание (комендатура), к.н. 50:22:0010208:2797, площадью 561,3 кв.м, расположенное по адресу: МО, г.о. Люберцы, <...>;

-здание нежилого назначения (контрольно-пропускной пункт № 1), к.н. 50:22:0010208:2795, площадью 76,1 кв.м, расположенное по адресу: МО, г.о. Люберцы, <...>;

-здание нежилого назначения (контрольно-пропускной пункт №2), к.н. 50:22:0010208:2793, площадью 14,8 кв.м, расположенное по адресу: МО, г.о. Люберцы, <...>;

- нежилое здание (газораспределительная подстанция № 2), к.н. 50:22:0010208:2710, площадью 18 кв.м, расположенное по адресу: МО, г.о. Люберцы, <...>.

Администрация городского округа Люберцы выразила согласие на прием спорных объектов, о чем 15.03.2019 направлено письмо № 1202/1-1-9 на имя Начальника ФГБУ ЦНИИ ВВС Минобороны России.

           Письмом от 11.06.2019 ЦНИИ ВВС (Минобороны России) на имя директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ направлен перечень (в т.ч. спорных) объектов недвижимого имущества ФГБУ ЦНИИ ВВС Минобороны не планируемых к дальнейшему использованию.Одновременно сообщено, что на имя Главы городского округа Люберцы направлено обращение о согласии на прием в муниципальную собственностьвышеназванных объектов.

Письмом Начальника ЦНИИ ВВС (Минобороны России) от 16.08.2019 на имя Директора Департамента имущественных отношений Минобороны РФ направлены документы на предлагаемые к передаче в муниципальную собственность объектынедвижимого имущества, находящиеся по адресу: МО, г.о. Люберцы, 3-е Почтовое отделение, а именно: столовая, комендатура, КГШ-1, КПП-2, газораспределительная подстанция № 2).

Письмом от 10.03.2020 № 230/1-1-22 Глава городского округа Люберцы на имя первого Заместителя Министра обороны РФ обратился за передачей вышеназванных объектов в муниципальную собственность.

Письмом от 22.05.2020 № 141/14837 Департамент имущественных отношений Министерства обороны указал, что здание столовой спланировано к использованию в интересах ВВС РФ, в связи с чем, в настоящее время рассмотрение вопроса его передачи в муниципальную собственность не представляется возможным. В отношении иных объектов недвижимого имущества продолжаются мероприятия по согласованию вопроса заключения договора безвозмездного пользования.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в суд с настоящими требованиями.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 125, п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.

На основании подп. 71 п. 7, подп. 1 п. 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004  г. № 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Министерства обороны Российской Федерации в целях реализации своих полномочий имеет право издавать ненормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. № 1053, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящемся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного бессрочного пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008г. № 1053, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ (ред. от 03.08.2018 «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения (в том числе сети инженерно-технического обеспечения), жилые помещения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, жилых помещений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:

1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);

2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности

Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.

Согласно части 2.1 статьи 423 - ФЗ Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ одновременно с передачей в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность указанного в настоящей статьи имущества, за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, передаче подлежит земельный участок, на котором расположено указанное имущество и который необходим для его использования. Передача в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность указанного имущества без передачи земельного участка, на котором оно расположено, не допускается.

В пункте 4 статьи 35 ЗК РФ предусмотрено, что отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.

Земельный участок под испрашиваемыми объектами недвижимости не сформирован.

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2011 № 423-ФЗ передача в муниципальную собственность имущества без передачи земельного участка на котором оно расположено не допускается.

В целях рассмотрения возможности формирования земельного участка под зданиями КПП №1, КПП №2, газораспределительной подстанции № 2, комендатуры Министерством обороны Российской Федерации за счет средств местного бюджета был направлен запрос в адрес Главы муниципального образования городской округ Люберцы Московской области.

Согласно п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:

- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, передача здания комендатуры, КПП № 1, КПП № 2 и газораспределительной подстанции без земельного участка в настоящее время представляется возможным осуществить исключительно в порядке, установленном пунктом 11 стать 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

В целях соблюдения вышеуказанных требований законодательства, в адрес администрации городского округа Люберцы Московской области письмом от 2 декабря 2019 г. № 141/37515 были направлены соответствующие разъяснения о готовности передать данные объекты недвижимого имущества в муниципальную собственность после их передачи в безвозмездное пользование муниципальному учреждению (предприятию), определенному администрацией городского округа Люберцы Московской области.

Вышеуказанные предложения поддержаны администрацией городского округа Люберцы Московской области, в качестве организации, которой планируется передать в безвозмездное пользование вышеуказанные 4 объекта недвижимости определено муниципальное учреждение « Дирекция Централизованного обеспечения» городского округа Люберцы Московской области.

Кроме того, ответ Департамента имущественных отношений от 22 мая 2020 г. не содержит отказ в передачи в муниципальную собственность данных объектов недвижимости. В нем указывается на проведение мероприятий по согласованию вопроса заключения договора безвозмездного пользования и дальнейшего рассмотрения вопроса о передачи данного имущества в муниципальную собственность. Таким образом оспариваемое решение в части данных объектов не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Кроме этого, согласно части 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (часть 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ (Положение о Минобороны России, утвержденное Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № Ю82, Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053).

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящемся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного бессрочного пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 №537, достижение стратегических целей национальной обороны осуществляется путем развития системы обеспечения национальной безопасности, проведения перспективной военно-технической политики и развития военной инфраструктуры, а также за счет совершенствования системы управления военной организацией государства (п.26).

Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику Вооруженных Сил РФ с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счет совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил, наращивания количества частей постоянной готовности, а также совершенствования оперативной и боевой подготовки, организации межвидового взаимодействия войск и сил.

Для этого уточняется система комплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, включая подготовку личного состава и развитие необходимой инфраструктуры (п.32).

Одной из основных задач Вооруженных Сил РФ, других войск и органов в мирное время является создание новых, модернизация и развитие имеющихся объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил, других войск и органов, а также отбор объектов инфраструктуры двойного назначения для использования войсками (силами) в целях обороны (пп. «к» п.32 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 25.12.2014 №Пр-2976).

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если отпала необходимость в указанном в пункте 4 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обязательность документального подтверждения необходимости использования имущества для осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства Федеральным законом от 08.12.2011 г. № 423-ФЗ не предусмотрена.

Министерством обороны Российской Федерации была организована работа по рассмотрению вопроса о вовлечении здания столовой по адресу: <...> Почтовое отделение, д. ПО в хозяйственный оборот через единый институт развития в жилищной сфере АО «ДОМ РФ», в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ.

Согласно письму АО «ДОМ РФ» от 15 июня 2020 г. № 8415-АА указанный объект недвижимого имущества и расположенный под ним земельный участок имеют потенциал инвестиционного спроса и АО «ДОМ РФ» готово рассмотреть вопрос их вовлечения в хозяйственный оборот.

В соответствии с решением заместителя Министра обороны Российской Федерации ФИО4 от 17.06.2020 г. № 106/2718 вовлечению в хозяйственный оборот подлежит земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010209:76 с расположенным на нем объектом недвижимости «Здание (столовая)» с кадастровым номером 50:22:0010208:2799 по адресу: московская обл., Люберецкий Район, г. Люберцы, Городок Б, войсковая часть 75360. В этой связи ФГАУ «УИСП» Минобороны России подготовлен и направлен проект приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о закреплении вышеуказанных объектов недвижимости за ФГАУ «УИСП» Минобороны России.

Вовлечение в хозяйственный оборот здания столовой направлено на привлечение дополнительных финансовых средств для обеспечения полномочий Минобороны России в области обороны страны и безопасности государства, поскольку средства, получаемые в результате вовлечения военного имущества в хозяйственный оборот, направляются на строительство объектов военной и сопутствующей инфраструктуры.

Таким образом, оспариваемое решение Минобороны России от 20.05.2020 г. №141/14837 принято в соответствии с полномочиями, закрепленными за Министерством обороны Российской Федерации Правительством Российской Федерации. При таких обстоятельствах, заявителем не доказан факт нарушения оспариваемым решением его прав и законных интересов.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом установленных фактических обстоятельств по делу суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в соответствии со ст. 13 ГК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29, 67, 68, 75, 123, 156, 167-170, 176, 198- 201АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                  О.Ю. Немова