ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-131027/18-139-1489 от 20.08.2018 АС города Москвы

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17

http://www.msk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                                 Дело № А40- 027 /18-139-1489        

24 августа 2018 г.                

Резолютивная часть решения объявлена 20 августа 2018 г.

Решение изготовлено в полном объеме 24 августа 2018 г.                                                                                                   

Арбитражный суд в составе:                                                                                                                                                   

Судьи: Е.А.Вагановой (единолично)

при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.С.Будько,

рассматривает в открытом судебном заседании в зале 7010

дело по заявлению Арбитражного управляющего ФИО1

к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии (109028, <...>); Федеральной налоговой службе (127381, <...>)

треть лицо: Ассоциация «Сибирская гильдия антикризисных управляющих» (628011, г.Ханты-Мансийск, ул.промышленная, д.2, оф.2)

о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения

при участии:

от заявителя: неявка, извещен

от ответчиков: от Росреестра -  ФИО2, по доверенности от 09.08.2017 года, от ФНС – неявка, извещено; то третьего лица: неявка, извещено

УСТАНОВИЛ:

Арбитражный управляющий ФИО1 (далее – заявитель, арбитражный управляющий) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Росреестра, выразившего в не предоставлении налоговому органу (ФНС России) в порядке п. 4.1. ст. 85 НК РФ сведений об арбитражном управляющем ФИО1, члене Ассоциации «СГАУ», необходимых для его постановки на учет в налоговом органе,  о возложении на Росреестр обязанности по предоставлению сведений об арбитражном управляющем ФИО1, члене Ассоциации «СГАУ», необходимых для его постановки на учет в налоговом органе; о возложении на ФНС России обязанности по принятию от Росреестра сведений об арбитражном управляющем ФИО1, члене Ассоциации «СГАУ», необходимых для его постановки на учет в налоговом органе, и о возложении обязанности на ФНС России по постановке на учет в налоговом органе ФИО1 в качестве арбитражного управляющего.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, на рассмотрение дел не явился, представил дополнительные документы к заявлению.

Представитель Росреестра считает доводы заявителя несостоятельными, указывает на отсутствие бездействия со стороны Росреестра.

Представитель Федеральной налоговой службы и Ассоциации «Сибирская гильдия антикризисных управляющих» извещены надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, на рассмотрение дела не явились, отзыв и (или) письменных пояснений не представили.

Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что  заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, заявитель с 16.11.2015 г. является членом Ассоциации «СГАУ», сведения об арбитражном управляющем внесены в сводный государственный реестр арбитражный управляющих (далее также «СГРАУ») 08.12.2015 г.

В обоснование обращения арбитражный управляющий указывает на то, что в настоящий момент в качестве страхователя (застрахованного лица) в органах ПФР арбитражный управляющий ФИО1 не зарегистрирован по причине не предоставления налоговым органом необходимых сведений для совершения указанных действий, а также в настоящий момент на учет налоговым органом арбитражный управляющий ФИО1 не поставлен по причине отсутствия у налогового органа сведений, необходимых для постановки арбитражного управляющего на учет. Необходимыми сведениями располагает Росреестр;

В связи с чем, с целью предоставления Росреестром налоговому органу необходимых для постановки на учет в налоговом органе сведений и документов, арбитражный управляющий ФИО1 обратился в Росреестр с настоящим заявлением.

Поскольку по мнению заявителя нарушение его прав связано со взаимодействием Росреестра и ФНС России, арбитражный управляющий ФИО1 считает необходимым привлечь к участию в деле ФНС России в качестве соответчика (Заинтересованного лица).

Отказывая в удовлетворении требований заявителя суд исходил из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" самостоятельно обеспечивающие себя работой, в т.ч., арбитражные управляющие, иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, являются застрахованными лицами (страховщик - Пенсионный фонд РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей осуществляются в территориальных органах страховщика: ... арбитражных управляющих, иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, ...в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления налоговыми органами в территориальные органы страховщика содержащихся в едином государственном реестре налогоплательщиков сведений о постановке на учет или снятии с учета физических лиц указанных в настоящем подпункте,в порядке, определяемом соглашением между страховщиком и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Таким образом, регистрация арбитражного управляющего в качестве страхователя в органах ПФР производится на основании сведений, предоставленных налоговым органом.

В соответствии с ч. 2 ст. 84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, арбитражного управляющего,занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора по месту их жительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 НК РФ.

В соответствии с п. 4.1. ст. 85 НК РФуполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) осуществляет контроль (надзор) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

На основании чего, постановка на учет арбитражного управляющего налоговым органом производится на основании сведений, предоставленных налоговому органу Росреестром.

Росреестром во исполнение требований Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2017 указанные сведения ежемесячно направляются в Федеральную налоговую службу.

Вместе с тем, направление Росреестром в ФНС России сведений об арбитражных управляющих и об оценщиках, членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций до 01.01.2017 законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Однако, как следует из представленных материалов, 20.06.2018 в Росреестр поступил запрос ФНС России б/д № 14-3-02/0011 с просьбой предоставить сведения об арбитражных управляющих, внесенных в Реестр до 01.01.2017.

По состоянию на 27.06.2018 запрошенные данные сформированы Росреестром и  направлены в ФНС России 29.06.2018, что подтверждается письмом от 28.06.2018 №017-04919/18-доп.

На основании чего, суд не усматривает бездействия Росреестра, выразившегося в не предоставлении налоговому органу (ФНС России) в порядке п. 4.1. ст. 85 НК РФ сведений об арбитражном управляющем ФИО1, члене Ассоциации «СГАУ», необходимых для его постановки на учет в налоговом органе.

Относительно требования заявителя о возложении на ФНС России обязанности по принятию от Росреестра сведений об арбитражном управляющем ФИО1, члене Ассоциации «СГАУ», необходимых для его постановки на учет в налоговом органе, и обязанность по постановке на учет в налоговом органе ФИО1 в качестве арбитражного управляющего, суд сообщает.

Данные требования по существу направлены на устранение нарушенного права.

В соответствии с п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Вместе с тем, ФИО1 не заявлено требование о признании незаконным бездействия Федеральной налоговой службы по принятию от Росреестра России по г. Москве сведений об арбитражном управляющем ФИО1, а также не заявлено требование о признании незаклнным бездействия по постановке его на учет в налоговом органе. В связи с чем, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя о возложении на ФНС России обязанности по принятию от Росреестра сведений об арбитражном управляющем ФИО1, члене Ассоциации «СГАУ» и его постановке на учет в налоговом органе.

С учетом изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления арбитражного управляющего ФИО1.

Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ:                                                                                                     Е.А. Ваганова