ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-131270/17 от 10.10.2017 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-131270/17

130-1179

октября 2017 г.

Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2017 года

Полный текст решения изготовлен 30 октября 2017 года

Арбитражный суд в составе судьи Кукиной С.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петуховой Т.К.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) ЖСК "Олимпийский" (адрес: 123181, Москва, ул. Катукова Маршала, д.17, корп.2, оф.32, 123181, <...>, кВ.53, ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 08.02.2003) к Департаменту городского имущества г. Москвы (адрес: 125009, Москва, переулок Газетный, д.1/12, ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 08.02.2003) о признании незаконным решение, содержащееся в письме от 19 апреля 2017 № 33-5-55118/17-(0)-1, об обязании изменить адрес объекта недвижимости,

третье лицо – ГБУ "МосгорБТИ" (адрес: 125009, Москва, ФИО1 пер., д.9, стр.7).

при участии представителей

от  истца (заявителя) - ФИО2, ФИО3. № бн от 8 июня 2017, паспорт, ФИО4, ФИО3. № бн от 18.01.2017, паспорт

от ответчика (заинтересованного лица) – ФИО5, ФИО3. № 33-Д-7/17 от 09.01.2017, паспорт

от третьего лица - не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

В судебном заседании был объявлен перерыв с 03.10.2017 до 10.10.2017.

ЖСК "Олимпийский" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным решения, содержащееся в письме от 19 апреля 2017 № 33-5-55118/17-(0)-1, об обязании устранить допущенные нарушения.

Представитель заявителя явился в судебное заседание, требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица явился в судебное заседание, представил отзыв, возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания по правилам статьи 123 АПК РФ. Спор разрешается в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя. В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Срок, установленный ст.198 АПК РФ на подачу настоящего заявления обществом соблюден.

Пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с ч.ч.1, 5 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннего полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Как следует из материалов дела, 10 апреля 2017 г. ЖСК «Олимпийский» обратился в ДГИ с заявлением об измене­нии адреса объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...>­. в части переадресации строительного корпуса 11А (ЖСК «Олимпий­ский).

В силу п.2 постановления Правительства Москвы от 26 февраля 2016 г. № 58-ПП «О присвоении, изменении и аннулировании адресов в городе Москве и внесении измене­ний в правовые акты города Москвы» присвоение адресов, их изменение и аннулирование осуществляется ДГИ.

Письмом от 19 апреля 2017 г. № 33-5-55118/17-(0)-1 ДГИ в соответствии с п.2.8.1.7 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы «Присвоение, изменение или аннулирование адреса объекта адресации», утвержденного п. 1.3 постановления Правительства Москвы от 26 февраля 2016 г. № 58-ПП «О присвоении, изменении и аннулировании адресов в городе Москве и внесении изменений в право­вые акты города Москвы» (далее - Административный регламент), отказал в приеме до­кументов об изменении адреса жилого дома на том основании, что объекту адре­сации ранее был присвоен адрес в установленном порядке.

При этом ДГИ сослался на распоряжение префектуры Северо-Западного админист­ративного округа г.Москвы от 30 сентября 2002 г. № 3702рп. которым якобы был присво­ен нашему дому адрес: <...>.

Не согласившись с указанным Решением, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным данного предписания.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд руководствуется следующим.

Из материалов дела следует, что согласно данных учета ГБУ МосгорБТИ по адресу: <...>, числится 9-ти этажный жилой дом, 1979 года постройки. Указанный объект состоит из 2-х строительных корпусов, которые являются частями одного жилого дома с единым милицейским адресом.

Так, на первый корпус жилого дома со строительным адресом: «Микрорайон 2А корпус 11В» был составлен технический паспорт по результатам проведения 27.06.1979 первичного обследования. Учитывая, что строительство второго корпуса жилого дома со строительным адресом:  «Микрорайон 2А корпус  11 А» было осуществлено позже, первичное обследование и составление технического паспорта на второй корпус были осуществлены 03.09.1979.

Согласно Справки начальника отдела районного архитектора от 05.06.1979 № 764, единому жилому дому, состоящему из корпусов ПА и 11В в микрорайоне 2А, был присвоен временный адрес: Проектируемый проезд №110 дом № 17 корпус 2. Однако, в связи с дальнейшим присвоением наименований улицам в районе Строгино, Решением Исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов от 06.08.1979 № 2115 Проектируемый проезд № ПО стал именоваться - улица Маршала Катукова, и адрес жилого дома был изменен на - ул. Маршала Катукова, д. 17, корп. 2, что было отражено в учетно-технической документации.

Вместе с тем, Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству № 37 от 04.08.1998 г. (далее -Инструкцией № 37) установлены основные требования к организации и порядку проведения технической инвентаризации и технического учета жилищного фонда в Российской Федерации, а также определен состав работ по проведению технической инвентаризации и государственному техническому учету жилищного фонда.

Данной Инструкцией № 37 установлено, что единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание.

Домовладение - жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке.

На каждый объект составляется учетно-техническая документация, которая группируется в инвентарное дело.

Строением считается отдельно построенное здание, дом, состоящее из одной или нескольких частей, как одно целое.

Признаками единства здания служат фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала, а при отсутствии сообщения между частями одного здания признаком единства может служить, единое архитектурное решение, что подтверждается Справкой начальника отдела районного архитектора от 05.06.1979 №764.

Исходя из норм действующего законодательства, часть жилого дома, принадлежащая ЖСК «Олимпийский», не может быть признана отдельным строением и не является таковой по факту.

Таким образом, составленная техническая документация на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, соответствует нормам действующего законодательства в области технического учета и технической инвентаризации и не нарушает права и законные интересы членов ЖСК.

В целях упорядочения адресов объектов недвижимости на территории округа, в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 03.02.1998 № 98-РМ «О едином порядке присвоения и регистрации адресов объектов недвижимости в г. Москве» и постановлением Правительства Москвы от 27.08.2002 № 694-ПП «О вводе в промышленную эксплуатацию Адресного реестра зданий и сооружений г. Москвы в составе информационного ресурса г.  Москвы  и  автоматизированной  технологии  его  ведения»,  адрес  жилого  дома: ул. Маршала Катукова, д. 17, корп. 2 был утвержден Распоряжением префекта СЗАО г. Москвы от 30.09.2002 № 3702-рп, как официальный, юридически правильный, а также был зарегистрирован в Адресном реестре зданий и сооружений города Москвы.

В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26.02.2016 № 58-ПП «О присвоении, изменении и аннулировании адресов в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы» (далее - постановление № 58-ПП), утверждены положения и регламент предоставления государственной услуги города Москвы, в котором содержатся правила адресации объектов, стандарт на структуру адреса и порядок определения, утверждения и регистрации адресов.

            Указанным постановлением установлено, что юридически правильными адресами являются адреса, зарегистрированные в Адресном реестре объектов недвижимости города Москвы. Регистрация адреса в Адресном реестре представляет собой совокупность действий по включению в него сведений из документов, устанавливающих адрес в соответствии с Положением об Адресном реестре объектов недвижимости города Москвы.

Основанием для внесения в Адресный реестр сведений о присвоении, изменении адресов объектов, осуществляется на основании решения Департамента городского имущества города Москвы или органа местного самоуправления.

При этом согласно пункту 1.8. Приложения 1 к Постановлению № 58-ПП, адреса, присвоенные объектам адресации и внесенные в Адресный реестр зданий и сооружений г. Москвы до дня вступления в силу настоящего постановления, являются действительными и не требуют подтверждения новыми правовыми актами.

Вместе с тем, согласно пункту 1.5. Приложения 1 к Постановлению № 58-ПП, изменение адресов осуществляется только на основании принятых решений о присвоении адресообразующим элементам наименований, об изменении и аннулировании их наименований. Таким образом, переадресация объекта по адресу <...> и разделение его с присвоением ему нового отдельного адреса объекта недвижимости не представляется возможным в соответствии с новым действующим порядком.

При этом также необходимо учесть, что в случае составления отдельного технического паспорта на часть жилого дома с новым утвержденным адресом, это повлечет за собой определенные правовые последствия. В частности, будут затронуты права жильцов дома с новым адресом, которым необходимо будет внести соответствующие изменения в паспорт гражданина Российской Федерации о новом адресе регистрации по месту жительства. Кроме того, собственникам квартир в данном доме также придется вносить изменения в ЕГРН с новым адресом объекта недвижимости.

В 2007 году, в целях выполнения постановления Правительства Москвы от 29.08.2000 № 690 «О комплексной городской программе формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья», согласно которому, МосгорБТИ по заявкам глав районных управ осуществляло подготовку технической документации на жилые дома для описания общего имущества в многоквартирных домах, были приведены в соответствие технические паспорта на жилой дом по адресу: ул. Маршала Катукова, д. 17, корп. 2 и 15.10.2007 был составлен единый технический паспорт, объединяющий два строительных корпуса с единым милицейским адресом.

Так же суд отмечает, что состав общего имущества многоквартирного жилого дома определяется в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила).

Согласно п. 1 Правил, состав общего имущества многоквартирного жилого определяется:

собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;

органами государственной власти в целях контроля за содержанием общего имущества;

органами местного самоуправления в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ.

Состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <...>, утвержден распоряжением Префекта СЗАО г. Москвы от 28.02.2008 № 587-РП.

В соответствии с распоряжением Префекта СЗАО г. Москвы от 28.02.2008 № 587-РП ГБУ МосгорБТИ внесло соответствующие сведения об общем имуществе многоквартирного жилого дома в техническую документацию объекта учета.

Исходя из изложенного, действиями учреждения по техническому учету и технической инвентаризации жилого дома по адресу: ул. Маршала Катукова, д. 17, корп. 2, права ЖСК «Олимпийский» в отношении общедомового имущества ни коим образом не могли быть нарушены.

Таким образом, БТИ самостоятельных решений по вопросу описания общего имущества многоквартирного дома не принимало, а руководствовалось распоряжением Префектуры СЗАО г. Москвы.

Суд установил, что спорные правоотношения возникли в рамках оказания органом исполнительной власти государственной услуги, порядок оказания которой регламентирован положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) и Постановлением Правительства Москвы от 26.02.2016 N 58-ПП «О присвоении, изменении и аннулировании адресов в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы»

В соответствии со ст. 3 Закона № 210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим    Федеральным    законом,    другими    федеральными    законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В силу п. 7 ст. 14 закона № 210-ФЗ стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает, в том числе, исчерпывающий перечень оснований для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приёме документов установлен п. 2.8 Административного регламента предоставления государственной услуги «присвоение, изменение и аннулирование адресов в городе Москве», утверждённого Постановлением № 58-ПП.

Согласно пункту 2.8.1.7 указанного Положения основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является обращение на присвоение адреса объекту адресации, которому ранее в установленном порядке присвоен адрес.

Указанные в заявлении объекты адресации учтены в составе объекта недвижимости, которому распоряжением префектуры Северо-Западного административного округа г. Москвы от 30.09.2002 № 3702рп присвоен адрес: <...>, который зарегистрирован в Адресном реестре объектов недвижимости города Москвы. Сведения об адресе размещены в государственном адресном реестре (уникальный номер адреса: bc68dfd5-7864-42e3-99eb-0c4395b59ed6).

Объект по вышеуказанному адресу поставлен на государственный кадастровый учет (кадастровый номер 77:08:0008002:1046).

Исходя из изложенного, Департаментом принято решение об отказе в приёме документов.

В соответствии с Положением о присвоении, изменении и аннулировании адресов в городе Москве", утверждённым Постановлением Правительства Москвы № 58-ПП, а также, Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Присвоение, изменение или аннулирование адреса объекта адресации" (п. 1.5 и 1.5(1)) Изменение адресов осуществляется на основании принятых решений о присвоении адресообразующим элементам наименований, об изменении и аннулировании их наименований.

Изменение адреса объекта адресации на основании заявления осуществляется путем заполнения физическим или юридическим лицом, указанным в пункте 1.2 настоящего Положения, заявления о присвоении объекту адресации адреса по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 146н "Об утверждении форм заявления о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, решения об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса".

Под изменением адреса объекта адресации на основании заявления физического или юридического лица, указанного в пункте  1.2 настоящего Положения, понимается осуществление присвоения адреса объекту адресации с одновременным аннулированием адреса данного объекта, за исключением случаев, установленных пунктами 12, 13 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов".

Пунктом 7 Правил указанного постановления предусмотрено, что изменение адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании принятых решений о присвоении адресообразующим элементам наименований, об изменении и аннулировании их наименований.

Согласно пп. «б» п. 8 Правил присвоение объекту адресации адреса осуществляется, если это здания, сооружения и объекты незавершенного строительства в случаях:

выдачи (получения) разрешения на строительство здания или сооружения;

выполнения в отношении здания, сооружения и объекта незавершенного строительства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком здании, сооружении и объекте незавершенного строительства, при постановке здания, сооружения и объекта незавершенного строительства на государственный кадастровый учет (в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции здания, сооружения и объекта незавершенного строительства получение разрешения на строительство не требуется).

В соответствии со статьей 4 АПК РФ предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права. Статьей 199 АПК РФ предусмотрено, что заявителем должны быть указаны права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми действиями и представлены доказательства нарушения его прав в соответствии со статьей 4, частью 1 статьи 65 АПК РФ.

Между тем, в поданном заявлении не приводятся доводы и доказательства о том, как именно оспариваемое решение Департамента городского имущества г. Москвы нарушает права Заявителя, незаконно возлагает на него какие-то обязанности, а также создает иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной деятельности.

Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований..

Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.

Расходы по государственной пошлине возлагаются на заявителя согласно ст.110 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие  Федеральному закону №210-ФЗ от 27.07.2010, Постановлению Правительства Москвы №58-ПП от 26.02.2016, в удовлетворении требований ЖСК "Олимпийский" (адрес: 123181, Москва, ул. Катукова Маршала, д.17, корп.2, оф.32, 123181, <...>, кВ.53, ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 08.02.2003) о признании незаконным решения Департамента городского имущества г. Москвы (адрес: 125009, Москва, переулок Газетный, д.1/12, ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 08.02.2003), содержащегося в письме от 19.04.2017 №33-5-55118/17-(0)-1, об отказе в изменении адреса объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...>, в части переадресации строительного корпуса 11А, обязании изменить адрес объекта недвижимости – отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

С.М. Кукина