ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-131328/2021-50-652 от 25.04.2022 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                            Дело № А40-131328/21-50-652

20.05.2022 г.

Резолютивная часть решения объявлена 25.04.2022г.

Полный текст решения изготовлен 20.05.2022г.

Арбитражный суд в составе

Судьи И.А. Васильевой

Единолично

При ведении протокола помощником судьи Харламовой О.Н.

Рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью "Базис" (119501, Москва г., Веерная ул., д. 30, корп. 4, эт. 2, пом. I, ком. 9, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 07.08.2002, ИНН: <***>)

к1) Государственному унитарному предприятию города Москвы "Специальное предприятие при Правительстве Москвы" (127576, Москва г., Новгородская ул., д. 14А, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 06.02.2003, ИНН: <***>); 2) Департамент городского имущества города Москвы (123112, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 08.02.2003, ИНН: <***>)

третье лицо: Главное управление министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве (119034, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 06.12.2004, ИНН: <***>)

о взыскании задолженности за содержание и текущий ремонт, эксплуатационные услуги в размере 8 719 525 руб. 65 коп., процентов в размере 49 211 руб. 57 коп.,

в заседании приняли участие:

от истца: ФИО1 по доверенности № 14 от 31.08.2021 г.

от 1-го ответчика: ФИО2 по доверенности № СППМ-25-19/22 от 15.02.2022 г.

от 2-го ответчика: ФИО3 по доверенности № 33-Д-942/21 от 26.11.2021 г.

от третьего лица: ФИО4 по доверенности № ДВ-108-17/11 от 10.01.2022 г., ФИО5 удостоверение

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью "Базис" обратилось в суд с исковыми требованиями к Государственному унитарному предприятию города Москвы "Специальное предприятие при Правительстве Москвы" и Департаменту городского имущества города Москвы о взыскании задолженности за содержание и текущий ремонт, эксплуатационные услуги за нежилое помещение общей площадью 4 000,7 кв.м., расположенное по адресу: <...>, в размере 8 719 525 руб. 65 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 49 211 руб. 57 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Главное управление министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве.

Представитель истца в судебное заседание явился, поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУП СППМ в судебное заседание явился, заявил ходатайство о замене стороны ответчика - ГУП СППМ на ГБУ «СППМ» в порядке процессуального правопреемства.

Судом установлено, что на основании распоряжения Правительства Москвы от 19.10.2021 № 764-РП (далее - Распоряжение) Государственное унитарное предприятие города Москвы «Специальное предприятие при Правительстве Москвы» (далее - ГУП СППМ) 02.03.2022 было реорганизовано в Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Специальное предприятие при Правительстве Москвы» (далее - ГБУ «СППМ») в форме преобразования.

В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (в том числе, реорганизация юридического лица) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.

При этом, суд отмечает, что согласно пункту 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно - правой формы) ко вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

На основании изложенного, суд считает возможным произвести замену в порядке процессуального правопреемства с ГУП СППМ на ГБУ «СППМ».

Представитель ответчика ГБУ «СППМ» возражал против удовлетворения заявленных истцом требований, мотивы изложены в письменном отзыве.

Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных истцом требований, мотивы изложены в письменных пояснениях.

Представители третьего лица в судебное заседание явились, поддержали позиции ответчиков.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей истца, ответчиков и третьего лица, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Как следует из материала дела, ООО «БАЗИС» является управляющей организацией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> на основании протокола общего собрания собственников помещений в МКД б/н от 22.03.2012 г., условия договора управления МКД утверждены решением общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом №1/2013 от 26.03.2013 г.

Нежилое помещение общей площадью 4 000,7 кв.м., расположенное по адресу: <...>, является собственностью города Москвы и закреплено на праве хозяйственного ведения за ГБУ «СППМ», о чем имеются соответствующие записи в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Истец указывает на то, что в течение длительного времени ответчик не выполняет свои обязательства по оплате услуг за содержание и текущий ремонт, эксплуатационных услуг.

Согласно позиции истца, в результате невыполнения ответчиком своих обязанностей, а именно уклонения от внесения оплаты за оказанные услуги, Истец понес убытки.

Согласно расчета истца, по состоянию на 31.12.2020 г. задолженность за услугу содержание и текущий ремонт, эксплуатационные услуги составляет 8 719 525 руб. 65 коп.

Письмом исх. №178 от 21.04.2021 г., управляющей организацией направлена досудебная претензия с предложением оплатить задолженность в указанном размере за оказанные услуги в течение 10 календарных дней с момента получения обращения.

Письмом от 28.05.2021 г. исх. №СППМ-11-1868/21 ответчик отказал истцу.

В связи с изложенным, истец обратился с настоящим иском в суд.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение (или нежилое помещение в жилом доме) и коммунальные услуги.

Согласно п. 3. ст. 171 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники нежилых помещений, наряду с собственниками жилых помещений, оплачивают коммунальные услуги в зависимости от предоставленных видов услуг, а также уплачивают взносы на капитальный ремонт.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение (или нежилое помещение в жилом доме) и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности.

Согласно п. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов» плата за жилое помещение вносится ежемесячно до 10 числа следующего за истекшим месяцем, то есть, является обязательным ежемесячным платежом.

В соответствии со ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64, нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), также п. 2.5.1, п. 2.5.5 и п. 3.2 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 № 540-ПП, обязанность по содержанию, ремонту и техническому обслуживанию объектов нежилого фонда возложена на пользователей, которым переданы объекты.

Согласно ст. 294, 298 ГК РФ обладатели права хозяйственного ведения обязаны нести расходы по содержанию переданного им имущества.

Учитывая изложенное, вопрос оплаты эксплуатационных услуг, услуг по содержанию и текущему ремонту, оказанных в нежилых помещениях, находится в компетенции пользователей, которым переданы объекты нежилого фонда.

Таким образом, Департамент городского имущества города Москвы не является надлежащим ответчиком по настоящему спору.

В соответствии с п. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт, взносов на капитальный ремонт.

Также согласно п. 3 ст. 158 ЖК РФ обязанности по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Таким образом, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества

В соответствии с п. 1 ст. 169 ЖК РФ собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В силу п. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта.

В силу п.п. 1 п. 2 ст. 168 ЖК РФ Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику).

Таким образом, обязанность по уплате взносов за капитальный ремонт возникает у собственников с 01 июля 2015 года.

В соответствии с п. 3 ст. 170 ЖК РФ установлены два способа формирования фонда капитального ремонта:

- перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;

- перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 22.05.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в соответствии с которыми «нежилое помещение в многоквартирном доме» - помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения. К нежилым помещениям в настоящих Правилах приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).

В соответствии с пунктом 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

 В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.

Таким образом, обязанность по несению расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе уплата взносов на капитальный ремонт, может быть возложена на собственника нежилого помещения только в отношении встроенно-пристроенного нежилого помещения, если данное помещение и многоквартирный дом являются единым объектом капитального строительства.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке, свидетельствует о признании со стороны государства публично- правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития. Данная позиция отражена в судебной практике, в том числе, в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации: от 26.05.2011г. №10-П, от 24.03.2015г. №5-П, от 10.11.2016 №23-П.

В силу норм ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные (вид, характеристики и описание местоположения объекта недвижимости) и дополнительные сведения об объекте недвижимости (изменяются на основании решений (актов) органов  государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других информационных ресурсах).

Следовательно, Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с законом о регистрации недвижимости имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Федеральным законом сведений.

При этом, в силу п. 11. Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 №1221, в случае присвоения адреса МКД осуществляется одновременное присвоение адресов всем расположенным в нем помещениям. Методические рекомендации по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.10.2015 №774/пр, не содержат оснований для исключения из программы капитального ремонта в связи с наличием конструктивной обособленности отдельных встроено-пристроенных помещений.

В пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» указано, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации,
исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.

К указанным объектам и имуществу относятся, в том числе, встроенные убежища гражданской обороны, защитные сооружения гражданской обороны, инженерные сооружения, предназначенные  для защиты населения от воздействия опасных факторов, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций, военных действий или террористических актов.

Согласно Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденным Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций РФ от 15.12.2002 № 583, объекты гражданской обороны создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.

Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в Приложениях № 1 - 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» не упомянуты.

Материалами дела подтверждается, что спорное нежилое помещение площадью 4000, 7 кв.м, расположенное по адресу: <...>, принадлежащее Ответчику на праве хозяйственного ведения является защитным сооружением гражданской обороны (далее - ЗС ГО).

В соответствии с п. 3.4 СП 88.13330.2014 («Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны СНиП 11-11-77*») защитное сооружение гражданской обороны (ЗС ГО) это специальное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты населения, личного состава сил гражданской обороны, а также техники и имущества гражданской обороны от воздействия средств нападения противника.

Убежище гражданской обороны по определению не может классифицироваться как нежилое помещение жилого дома: ГОСТ Р22.002-94, пункт 2.3.10 (Безопасность чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны) и не входит в состав общего имущества многоквартирного дома.

ЗС ГО не имеет общих конструктивных элементов (стен, фундамента, потолков) с жилым домом по вышеуказанному адресу и является отдельным автономным объектом капитального строительства. ЗС ГО является защитным сооружениям II класса и построено по отдельно разработанному проекту А-11-5400-79/4М Мокпромпроекта, исполкома Моссовета.

Назначение ЗС ГО (по проекту): автостоянка на 100 автомобилей. Дата приемки в эксплуатацию - 1985 год.

Технически ЗС ГО с общим имуществом, инженерными системами и коммуникациями жилого дома не связано. ЗС ГО расположено ниже уровня поверхности земли.

ЗС ГО не имеет с многоквартирным жилым домом общих вертикальных связей, таких как лестничные клетки, шахты лифтов, шахты для прокладки инженерных коммуникаций.

ЗС ГО имеет отдельный вход и пандус для въезда, в связи с чем является полностью автономным объектом.

В соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 и Положением о техническом обслуживании и ремонте защитных сооружений гражданской  обороны  в  городе Москве, утвержденным   18.10.2004  первым заместителем Мэра Москвы, руководителем Комплекса городского хозяйства ФИО6 и календарным планом-графиком, проводятся работы по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту строительных конструкций, инженерно-технического и специального оборудования ЗС ГО.

Согласно п. 1.2. Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее - Правила) требования Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО.

В силу п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994г. №359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» указано, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.

К указанным объектам и имуществу относятся, в том числе, встроенные убежища гражданской обороны, защитные сооружения гражданской обороны, инженерные сооружения, предназначенные для защиты населения от воздействия опасных факторов, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций, военных действий или террористических актов.

Согласно Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденным Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций РФ от 15.12.2002 № 583, объекты гражданской обороны создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории РФ.

Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения (Приложение № 1-3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»).

Убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, в силу особого назначения и условий использования. Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002г. № 583, статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

В соответствии с п. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которые ссылается истец в исковом заявлении, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 ст. 156 ЖК РФ, или если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

ЗС ГО не являются помещением многоквартирного дома, не имеет с многоквартирным домом общего фундамента и (или) крыши, многоквартирный дом надстроен над ЗС ГО, которое имеет собственный фундамент.

ЗС ГО имеет внешнее, автономное энергоснабжение и водоснабжение.

В соответствии с законодательством, ответчик самостоятельно осуществляет эксплуатацию, техническое обслуживание и выполняет работы, связанные с содержанием и ремонтом всех инженерных систем и оборудования ЗС ГО.

ЗС ГО имеет независимое от жилого дома вводы тепло- и водоснабжения, автономное энергоснабжение. Ответчик самостоятельно заключает договоры на оказание коммунальных услуг с соответствующими организациями (АО «Мосэнергосбыт», ПАО «МОЭК», АО «Мосводоканал» и др.) и полностью обслуживает ЗС ГО.

Содержание и использование ЗС ГО в мирное время осуществляется в соответствии с приказом МЧС России от 21.07.2005г. № 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время». Ответчик самостоятельно выполняет работы по подготовке и сдаче системы теплоснабжения ЗС ГО к отопительному сезону, по очистке пристенного дренажа, проводит мероприятия по приведению в порядок территорий и помещений, выполняет замену оборудования, аварийные и другие работы.

ЗС ГО не являются помещением многоквартирного дома, не имеет с многоквартирным домом общего фундамента и (или) крыши, многоквартирный дом надстроен над ЗС ГО, которое имеет собственный фундамент.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований истца.

Расходы по уплате госпошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 9, 65, 66, 71, 102, 110, 121, 123, 156, 167-171, 180, 181 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заменить ответчика ГУП «СППМ» на ГБУ «СППМ» в порядке процессуального правопреемства.

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ:                                                                                 И.А. Васильева