Именем Российской Федерации
город Москва
29 сентября 2014 года Дело № А40-131586/2014
Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2014 г.
Полный текст решения изготовлен 29 сентября 2014 г
Арбитражный суд в составе
судьи Дейна Н.В. (шифр судьи 147-1125)
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО «ЭКОГРАД»
к ответчику Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы
об оспаривании постановления
при участии:
от ответчика – ФИО1 по дов. от 30.12.2013 № 05-08-2951/13
установил:
ООО «ЭКОГРАД» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 04.08.2014 г. N 1303-481/2014 вынесенного Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, предусмотренной ч. 1 ст. 4.18 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен судом в установленном законом порядке.
Ответчик в судебное заседание явился, представил письменный отзыв и копии материалов административного дела, возражал по заявленным требованиям по основаниям изложенным в отзыве, просит в удовлетворении требований отказать.
Дело рассматривается в порядке ст. 123, 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил, что требования удовлетворению не подлежат в связи со следующим.
Согласно ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Судом установлено, что срок на обжалование предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ заявителем соблюдён.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Полномочия по государственному управлению в области охраны окружающей среды в г. Москве, рассмотрению, ведению административных дел и вынесению постановлений за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды постановлением Правительства Москвы от 19.11.2022 №939-ПП возложены на Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением от 17.01.2011 г. № 1303/481/2014 ООО «ЭКОГРАД» привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, выразившееся в повреждении зеленых насаждений на территории объекта, что является нарушением ст. 2, 7, 9 Закона г. Москвы № 17 от 05.05.1999 «О защите зеленных насаждений» и подвергнуто административному наказанию в виде наложения штрафа на основании ст.4.18 КоАП г. Москвы в размере триста тысяч рублей.
Согласно п.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу ч.4 ст.210 АПК РФ с учетом положений ст.65 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Таким образом, Департамент обязан был доказать наличие в действиях (бездействии) общества состава вмененного административного правонарушения, а также вины в его совершении.
В то же время, согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.4 ст.1.5).
В соответствии с п.2 ст.2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 4. 18 КоАП г. Москвы установлена ответственность за повреждение зеленых насаждений и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц –штраф в размере трехсот тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Закона города Москвы от 05.05.1999 № 17 «О защите зеленых насаждений», повреждение зеленых насаждений - причинение вреда кроне, стволу, ветвям древесно-кустарниковых растений, их корневой системе, повреждение надземной части и корневой системы травянистых растений, не влекущее прекращение роста. Повреждением является механическое повреждение ветвей, корневой системы, нарушение целостности коры, нарушение целостности живого надпочвенного покрова, загрязнение зеленых насаждений либо почвы в корневой зоне вредными веществами, поджог и иное причинение вреда.
В соответствии со ст. 2 Закона города Москвы от 05.05.1999 № 17 «О защите зелёных насаждений» защите подлежат все зелёные насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти зелёные насаждения расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы и настоящим Законом.
Согласно ст. 9 Закона города Москвы 05.05.1999 № 17 «О защите зелёных насаждений» предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц в городе Москве ведётся с соблюдением требований по защите зеленых насаждений.
При осуществлении предпринимательской деятельности на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается использование взрывоопасных, огнеопасных и ядовитых веществ, загрязнение и захламление территории, иные действия, способные повлечь за собой повреждение или уничтожение зеленых насаждений.
В соответствии со ст. 7 указанного закона граждане и юридические лица обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743 «Об утверждении правил создания, содержания и охраны зелёных насаждений города Москвы» защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
В соответствии с пунктом 9.8 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП установлено, что при производстве строительных и иных видов работ строительные и иные организации кроме прочего обязаны:
- выкопку траншей при прокладке кабеля, канализационных труб и прочих сооружений производить от ствола дерева при толщине ствола до 15 см на расстоянии не менее 2 м, при толщине ствола более 15 см - не менее 3 м, от кустарников - не менее 1,5 м, считая расстояние от основания крайней скелетной ветви;
- работы в зоне корневой системы деревьев и кустарников производить ниже расположения основных скелетных корней (не менее 1,5 м от поверхности почвы), не повреждая корневой системы.
Согласно п. 4.4.2 постановления Правительства Москвы от 17.05.2013 № 296-ПП «Об утверждении положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы» Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы осуществляет государственный контроль за выполнением требований по защите зеленых насаждений, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Повреждение зеленых насаждений является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 4.18 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.
Материалы проекта благоустройства Давыдковского микропарка согласованы Департаментом заключением от 08.05.2014 №06-28-1387/14. Согласно заключению на территории произрастают древесно-кустарниковые насаждения в удовлетворительном состоянии.
По информации ГБУ «Автомобильные дороги ЗАО», которое осуществляет работы по содержанию указанной территории, до начала проведения работ по благоустройству поврежденных зеленых насаждений на территории Давыдковского микропарка не выявлено (ответ на запрос №05-08-2230/14 от 28.07.2014).
Согласно государственного контракта от 17.12.2013 №0173200001413000977_48077 подрядной организацией по выполнению строительно-монтажных работ по объекту «Благоустройство Давыдковского микропарка, ЗАО г.Москвы, район Фили-Давыдково» является ООО ТрансЭкоСервис.
В соответствии с договором субподряда №014-КД/14 от 03.03.2014. ООО «ЭКОГРАД ведутся работы на проверяемом объекте.
В ходе проведения проверки 08.07.2014 в 10-00 час. установлен факт совершения ООО «ЭКОГРАД» повреждения зеленых насаждений по адресу: <...>, а именно, при проведении работ по благоустройству Давыдковского микропарка в результате земляных работ (снятие верхнего слоя почвы) повреждена корневая система 4 деревьев (обрублены корни у 3-х кленов остролистных, 1-й березы), что является нарушением требований, установленных ст.ст. 2, 7, 9 Закона г.Москвы от 05.05.1999 №17 «О защите зеленых насаждений» и указывает на признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 4.18 КоАП г.Москвы.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно, государственным контрактом от 17.12.2013 № 0173200001413000977_48077, договором субподряда № 014-КД/14 от 03.03.2014, протоколом об административном правонарушении.
Наличие состава вмененного заявителю административного правонарушения подтверждается совокупностью иных доказательств по делу, которые согласуются между собой при отсутствии противоречий.
Учитывая изложенное, суд признает доказанным факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.4. 18 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом с учетом разъяснений, данных в п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 (в редакции от 20.11.2008) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в отношении юридических лиц форма вины установлению не подлежит.
Суд приходит к выводу о том, что общество, имея возможность для соблюдения установленных правил и норм, при выполнении работ не приняло необходимые меры для их соблюдения, в связи с чем виновно в совершении данного правонарушения.
Порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден. Срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек. Наказание заявителю назначено с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ и в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 4.18 КоАП г. Москвы.
Согласно ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 167, 170, 176, 210, 211 АПК РФ суд
РЕШИЛ:
Требования ООО «ЭКОГРАД» об оспаривании постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды от 04.08.14 № 1303-481/2014 – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд.
СУДЬЯН.В. Дейна