именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-131955/19-21-430
08 августа 2019 г.
Резолютивная часть решения оглашена 06 августа 2019 г.
Решение в полном объеме изготовлено 08 августа 2019 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Гилаева Д.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Ф.О.Н.» (127562, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ДЕКАБРИСТОВ, ДОМ 8, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 10.12.2014, ИНН: <***>)
ответчик: МИФНС России №4 по Республике Крым (298112, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 06.06.2014, ИНН: <***>)
об оспаривании постановления от 08.05.2019 г. № 9108/215/3/2019 о привлечении к административной ответственности предусмотренного ч.1 ст.15.1 КоАП РФ и представления от 08.05.2019 г. № 2.15-45/31
в судебное заседание явились:
от заявителя: ФИО2.( паспорт. дов. от 21.10.2018)
от ответчика: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ООО «Ф.О.Н.»обратилась в арбитражный суд с заявлением к МИФНС России №4 по Республике Крымо признании незаконным постановления от 08.05.2019 г. о наложении административного штрафа по делу № 9108/215/3/2019 об административном правонарушении и представления от 08.05.2019 г. № 2.15-45/31.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемое постановление является незаконным, так как факт совершения правонарушения не доказан, его вина не установлена, нарушен порядок привлечения к административной ответственности.
Представитель ответчика, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, месте, времени проведения судебного разбирательства. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Поскольку доказательств пропуска процессуального срока ответчиком не представлено, суд пришел к выводу, что процессуальный срок, установленный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, а также ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, для оспаривания постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, заявителем не пропущен.
Судом проверено и установлено, что десятидневный срок, предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ст. 30.3 КоАП РФ для обжалования решения административного органа о привлечении к административной ответственности, заявителем не пропущен.
В соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность
Оспариваемым постановлением, вынесенным начальником МИФНС России №4 по Республике Крым, ООО «Ф.О.Н.»назначено административное наказание ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000р.
Не согласившись с указанным Постановлением от 08.05.2019 г. № 9108/215/3/2019, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Протокол об административном правонарушении в отношении Общества составлен и оспариваемое постановление вынесено должностными лицами в пределах их полномочий, предоставленных ч. 2 ст. 22.1 КоАП, Срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 20 марта 2019 года специалистами Межрайонной ИФНС России №4 по Республике Крым на основании поручения от 20.03.2019 №47 проведена проверка ООО «Ф.О.Н.» ИНН <***> (адрес места нахождения: 127562, Россия, <...>) в части деятельности обособленного подразделения ООО «Ф.О.Н.» ИНН <***>/ КПП 910845001, расположенного по адресу: 298112, Россия, <...>. Д.8-Н (касса пункта приема ставок букмекерской конторы) по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации полноты учета выручки денежных средств в кассе пункта приема ставок букмекерской конторы ООО «Ф.О.Н.», в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», п.1 ст.7 Закона РФ №943-1 от 21.03.91г. «О налоговых органах РФ» и пунктом 5 Положения «О федеральной налоговой службе», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, Указанием Центрального Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», Указанием Центрального банка Российской Федерации от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов», Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2011 №133н.
На момент проверки 20.03.2019 в кассе обособленного подразделения ООО «Ф.О.Н.» кассовая книга (листы кассовой книги), а также приходные и расходные ордера по кассе пункта приема ставок букмекерской конторы ОП ООО «Ф.О.Н.» за период с 01.01.2019-20.03.2019 отсутствовали, не были представлены должностным лицам. Указанные документы были предоставлены только 29.03.2019. Согласно пояснения управляющей ОП ООО «Ф.О.Н.» в г. Феодосии ФИО3 «20.03.2019г. при проведении проверки отсутствовала кассовая книга по причине того, что согласно учетной политике ООО «Ф.О.Н,», все первичные документы (кассовые листы, фискальные отчеты ККТ, ПКО, РКО) ежедневно передаются в Казанский филиал ООО «Ф.О.Н.». «Z» отчет кассиры делают в 23.45 ежедневно специализированная программа формирует следующие документы: кассовый лист, общий приходный ордер. Кассир согласно учетной политике собирает все документы за отчетный день, формирует отчет и утром передает их мне для отправки в головной офис Казанского филиала. Инкассированные денежные средства передаются уполномоченному лицу для передачи предприятия - Казанский филиал ООО «Ф.О.Н.».
Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации юридическими лицами, а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства определен Указанием Банка России от 11 марта 2014 г. №3210-У (в ред. Указания Банка России от 19.06.2017 N 4416-У). В соответствии с данным порядком кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0311001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (кассовые документы). Кассовые документы оформляются по окончании проведения кассовых операций. Ведение кассовых операций осуществляется в том числе путем внесения в кассовую книгу всех записей, которые должны быть сделаны па основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров.
В нарушение п.4.1, п.4.6, п.5.1, п.5.3 Указания Банка России от 11.03.2014г. №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (в ред. Указания Банка России от 19.06.2017 N 4416-У) в части нарушение порядка работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций, не оприходования в кассовой книге кассы пункта приема ставок букмекерской конторы ОП ООО «Ф.О.Н.», поступающих в кассу наличных денег, а именно кассовая книга (листы кассовой книги) в кассе пункта приема ставок букмекерской конторы ОП ООО «Ф.О.Н.» , на момент проведения проверки 20.03.2019 года отсутствует, не ведется, не предоставлена, за период с 01.01.2019 по 20.03.2019. Согласно отчетов о состоянии счетчиков с гашением ККТ Атол 11Ф заводской № 00106701699670 за период с 01.01.2019 по 20.03.2019 от физических лиц (участников игр) поступили наличные денежные средства на ставки спортивных мероприятий на общую сумму 2959814,00 рублей. В кассовой книге (в связи с ее отсутствуем, не ведением, не предоставлением), листы кассовой книги также не предоставлены, кассы пункта приема ставок ОП ООО «Ф.О.Н.» кассирами (штатное расписание не предоставлено ООО «Ф.О.Н.») не зафиксировано каждое поступление от физических лиц (участников игр) наличных денежных средств на ставки спортивных мероприятий за период с 01.01.2019 по 20.03.2019 по приходным кассовым ордерам, т.е. приходные кассовые ордера не оформлены, не выписаны, отсутствовали на момент проверки 20.03.2019 года в кассе пункта приема ставок букмекерской конторы ОП ООО «Ф.О.Н.» за период с 01.01.2019 по 20.03.2019 на общую сумму 2959814,00 рубля. Пояснение кассиром ФИО4 на момент проверки не предоставлены.
В соответствии с п. 4.1 Указания Банка России от 11.03.2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указания Банка России N 3210-У) кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы).
В соответствии с абзацем 1 п. 4.6 Указания Банка России N 3210-У поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.
Согласно абзаца 7 п. 4.6 того же Указания, обособленные подразделения передают юридическому лицу копию листа кассовой книги 0310004 в порядке, установленном юридическим лицом, с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Соответственно, обязанность вести кассовую книгу, где должны быть отражены поступающие в кассу наличные деньги и выдаваемые из кассы наличные деньги, распространяется и на обособленное подразделение юридического лица, а самим юридическим лицом устанавливается лишь порядок передачи копий листов кассовой книги в бухгалтерию предприятия.
В нарушение п.6, п.6.2, п.6.4 Указания Банка России от 11.03.2014 №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (в ред. Указания Банка России от 19.06.2017 N 4416-У), в части нарушение порядка работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций, не оприходования в кассовой книге кассы пункта приема ставок букмекерской конторы ОП ООО «Ф.О.Н.», выданных в качестве выигрыша участникам (физическим лицам) наличных денег, а именно кассовая книга (листы кассовой книги) в кассе пункта приема ставок ОП ООО «Ф.О.П.» 20.03.2019 отсутствует, не ведется, не предоставлена за период с 01.01.2019 по 20.03.2019.
Согласно отчетов о состоянии счетчиков с погашением ККТ ФИО5 заводской №00106701699670 за период с 01.01.2019 по 20.03.2019 выигрыши участников (физических лиц) кассы пункта приема ставок букмекерской конторы ОП ООО «Ф.О.Н.» составили 1067815,00 рублей. В кассовой книге (в связи с ее отсутствуем, не ведением, не предоставлением) кассы пункта приема ставок букмекерской конторы ОП ООО «Ф.О.Н.» кассирами не зафиксированы каждый выигрыш участникам (физическим лицам) наличных денег за период с 01.01.2019 по 20.03.2019 в сумме 1067815,00 рублей, по расходным кассовым ордерам, т.е. расходные кассовые ордера не оформлены, не выписаны, отсутствовали на момент проверки 20.03.2019 за период с 01.01.2019 по 20.03.2019 в сумме 1067815,00 рублей. Пояснение кассиром ФИО4 на момент проверки не предоставлены.
В нарушение п.6, п.6.2, п.6.4 Указания Банка России от 11.03.2014 №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (в ред. Указания Банка России от 19.06.2017 N 4416-У), в части нарушения порядка работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций, осуществлялась в период с 01.01.2019 по 20.03.2019 выдача из кассы Казанского филиала ООО «Ф.О.Н.» обособленному подразделению ООО «Ф.О.Н.» наличных денежных средств необходимых для проведения кассовых операций, без расходных кассовых ордеров. Согласно пояснений в МИФНС России по РК 29.03.2019 года управляющей Казанским филиалом ООО «Ф.О.Н.» по г. Феодосия ФИО3 «денежные средства для пополнения кассы ППС на выплаты клиентам заказываются заранее. Уполномоченное лицо привозит денежные средства из кассы предприятия филиала ООО «Ф.О.Н.» и пополняется касса ППС и делается пополнение ККТ». ОП ООО «Ф.О.Н.» расходные кассовые ордера не предоставлены, отсутствуют на общую сумму -1040000,00 рублей.
Доводы ООО «Ф.О.Н.» о том, что 29.03.2019 все необходимые бухгалтерские документы, подтверждающие правильность организации порядка работы с денежной наличностью в обособленном подразделении ООО «Ф.О.Н.» имелись, не может быть принято во внимание, поскольку в момент проведения проверки в обособленном подразделении 20.03.2019 фактически отсутствовали: кассовая книга (листы кассовой книги), приходные и расходные кассовые ордера. Указанные документы за период с 01.01.2019 по 20.03.2019 не были предоставлены должностным лицам, проводящим проверку 20.03.2019.
Согласно п.27 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н (далее - Административный регламент) Основанием для начала административной процедуры по рассмотрению специалистами Инспекции документов, необходимых для исполнения Государственной функции, является предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение Государственной функции и служебных удостоверений специалистов Инспекции.
Согласно п.29 Административного регламента при исполнении
государственной функции в зависимости от проверяемого периода и особенностей
осуществления наличных денежных расчетов специалистами налоговых органов
рассматривается, в частности, кассовая книга, приходные и расходные кассовые
ордера. Документы, необходимые для исполнения государственной функции,
представляются организацией в виде оригиналов или заверенных должным образом
копий (п.30 Административного регламента).
В ходе проведения проверки специалисты Инспекции получают от проверяемого объекта необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий.
Пунктом 31 Административного регламента определено, что максимальный срок выполнения административной процедуры не может превышать 1 рабочего дня с даты предъявления проверяемому объекту поручения на исполнение Государственной функции.
В соответствии с п.32 Административного регламента №133н Результатом административной процедуры является получение, либо не получение специалистами Инспекции, осуществляющими мероприятия по контролю (надзору), документов, указанных в пункте 29 Административного регламента.
Таким образом, кассовая книга, приходные и расходные кассовые ордера в кассе пункта приема ставок обособленного подразделения ООО «Ф.О.Н.» должны были быть представлены должностным лицам, осуществляющим проверку не позднее 20.03.2019, тогда как фактически указанные документы были представлены в Инспекцию только 29.03.2019, что подтверждается материалами дела.
Таким образом, в кассе пункта приема ставок обособленного подразделения ООО «Ф.О.Н.» нарушены п.4.1, п.4.6, п.5.1, п.5.3, п.6, п.6.1, п.6.2, п.6.4 Указания Банка России от 11.03.2014г. №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (в ред. Указания Банка России от 19.06.2017 N 4416-У), а именно принимаются ставки и выплачиваются выигрыши, при этом кассовые документы (приходные и расходные кассовые ордера) отсутствовали, кассовая книга по месту осуществления обособленного подразделения не велась, не была предоставлена. Таким образом, было установлено нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в отсутствии кассовых документов, не оформлении их обособленным подразделением ООО «Ф.О.Н.» по адресу: <...> Д.8-Н., что образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Результаты проверки с установленными нарушениями отражены в акте проверки полноты учета выручки денежных средств.
На основании вышеизложенного, в отношении ООО «Ф.О.Н.» был составлен протокол об административном правонарушении, в котором отражено событие административного правонарушения и вынесено Постановление о назначении административного наказания по ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ff, ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Вина общества заключается в том, что оно не предприняло необходимых мер для обеспечения соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
Доводы заявителя о том, что Общество предоставило запрашиваемые документы лишь 29.03.2019, а не в день проверки 20.03.2019 не могут быть приняты судом во внимание, так как это не свидетельствует о надлежащей организации порядка ведения кассовых операций в обособленном подразделении.
В соответствии с п. 31, п.32 Административного регламента №133н максимальный срок выполнения административной процедуры не может превышать 1 рабочего дня с даты предъявления проверяемому объекту поручения на исполнение Государственной функции.
Результатом административной процедуры является получение, либо не получение специалистами Инспекции, осуществляющими мероприятия по контролю (надзору), документов, указанных в пункте 29 Административного регламента. (Аналогичная позиция отображена в Постановлении шестого арбитражного апелляционного суда по делу №06АП-4906/2015 от 24.09.2015).
Документы, подтверждающие невозможность предоставить кассовую книгу обособленного подразделения в ходе проверки, по запросу Инспекции, не предоставлены.
Таким образом, в действиях ООО «Ф.О.Н.» имеется событие и состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, в связи с чем Инспекцией был составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксировано указанное нарушение и вынесено постановление о назначении административного наказания.
Порядок привлечения к административной ответственности ООО «Ф.О.Н» Инспекцией соблюден в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных административным органом доказательств, постановление от 08.05.2019 г. № 9108/215/3/2019 по делу об административном правонарушении, в связи с чем, оснований для признания незаконным постановления и представления у суда отсутствуют.
Обстоятельств, исключающих в отношении заявителя производство по делу об административном правонарушении (ст.24.5 КоАП РФ), судом не установлено.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, судом не установлено.
В связи с наличием события правонарушения, вынесенное представление от 08.05.2019 г. № 2.15-45/31, судом признается законным и обоснованным.
В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В соответствии с ч.4 ст.208 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако, они не могут служить основанием к удовлетворению заявленных требований.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В соответствии с ч.4 ст. 208 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в силу чего уплаченная заявителем госпошлина подлежит возращению последнему.
На основании ст. ст. 1.5, 1.6, 2.1, 4.5, ч. 1 ст. 15.1, ст. ст. 25.1, 25.4, 28.2, 29.7, 30.1, 30.3 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 64-68, 71, 75, 167-170, 176, 180, 207-211 Арбитражного процессуального кодексам Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ООО «Ф.О.Н.» о признании незаконными и отмене постановления МИФНС России №4 по Республике Крымот 08.05.2019 г. № 9108/215/3/2019 и представления от 08.05.2019 г. № 2.15-45/31 отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Гилаев Д.А.