ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-13222/2021-21-92 от 20.04.2021 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва                                                                                Дело № А40-13222/21-21-92   

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2021 года                                                              

Полный текст решения изготовлен 22 апреля 2021 года                                                               

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Гилаева Д.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Суслиной Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "ЭКСПЕРТФИНАНС" (125070, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА СКАКОВАЯ, ДОМ 32, СТРОЕНИЕ 2, ЭТ 3 ПОМ IV КОМ 2, ОГРН: 1087746763730, Дата присвоения ОГРН: 20.06.2008, ИНН: 7743696870)

к МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 46 ПО Г. МОСКВЕ (125373, МОСКВА ГОРОД, ПРОЕЗД ПОХОДНЫЙ, ДВЛД 3, СТР 2, ОГРН: 1047796991550, Дата присвоения ОГРН: 23.12.2004, ИНН: 7733506810)

третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 14 ПО Г. МОСКВЕ (125284, ГОРОД МОСКВА, ПРОЕЗД 2-Й БОТКИНСКИЙ, ДОМ 8, СТРОЕНИЕ 1, ОГРН: 1047714089048, Дата присвоения ОГРН: 23.12.2004, ИНН: 7714014428)

о признании незаконными действия МИФНС России №46 по г. Москве при проведении регистрации ликвидации ООО «ЭкспертФннанс», нарушающими права и законные интересы ликвидируемого общества, создающими препятствия для своевременной ликвидация в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации; об отмене Решения о приостановлении государственной регистрации по по вх. №391464А от «12» августа 2020г.; об отмене Решения о приостановлении государственной регистрации по вх. №423900А от «24» августа 2020г.; об отмене Решения о приостановлении государственной регистрации по вх. №428766А от «25» августа 2020г.; об отмене Решения 391464А от 17.09.2020г. об отказе в государственной регистрации по вх. № 391464А от «12» августа 2020г.

в судебное заседание явились:

от заявителя: Черемнова Н.К. (паспорт, диплом, дов. № 1/02-21 от 25.02.2021)

от ответчика: Накутная О.В. (удост., диплом, дов. № 07-17/071133 от 06.10.2020)

от третьего лица: Омаров А.О. (удост., диплом, дов. № 06-19/013288 от 23.01.2021)

УСТАНОВИЛ:

ООО "ЭКСПЕРТФИНАНС" обратилось в арбитражный суд с заявлением к  МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 46 ПО Г. МОСКВЕ с участием третьего лица ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 14 ПО Г. МОСКВЕ  о признании незаконными действия МИФНС России №46 по г. Москве при проведении регистрации ликвидации ООО «ЭкспертФннанс», об отмене решения о приостановлении государственной регистрации по по вх. №391464А от «12» августа 2020г.; об отмене решения о приостановлении государственной регистрации по вх. №423900А от «24» августа 2020г.; об отмене решения о приостановлении государственной регистрации по вх. №428766А от «25» августа 2020г.; об отмене решения 391464А от 17.09.2020г. об отказе в государственной регистрации по вх. № 391464А от «12» августа 2020г.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика представил письменные отзывы, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.

Третье лицо представило письменные пояснения, в удовлетворении заявления просило отказать.

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок на обжалование оспариваемого решения заявителем не пропущен.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая изложенное, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя

Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Как следует из заявления, ООО «ЭкспертФинанс», ИНН 7743696870/КПП771401001 зарегистрировано «20» июня 2008 года, «основной вид экономической деятельности: 78.10 деятельности агентств по подбору персонала.

21.05.2020г. принято Решение № 7 о ликвидации общества.

21.05.2020г. в МИФНС России № 46 по г. Москве Обществом подано нотариально заверенное уведомление по форме Р15001; Решение единственного участника Общества № 7 от 21.05.2020г.

29.05.2020г. МИФНС России №46 по г. Москве внесла запись в ЕГРЮЛ о том, что Общество находится на стадии ликвидации.

10.06.2020г. опубликовано сообщение о ликвидации Общества в Вестнике государственной регистрации часть 1 № 25 от 10.06.2020/881.

Срок для предъявления требований кредиторов истек «10» августа 2020г.

Как указывает заявитель, по состоянию на «10» августа 2020 года требований кредиторов предъявлено не было, истек двухмесячный срок для предъявления таких требований, так же отсутствовали какие-либо требования от органов государственной власти, в том числе от ИФНС России № 14 по г. Москве, выездная налоговая проверка не проводилась, также отсутствовала информация о ее назначении.

Таким образом, по мнению Общества отсутствовали обстоятельства, предусмотренные п. 4 ст. 20 Закона, которые могли препятствовать уведомлению регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Обществом составлен промежуточный ликвидационный баланс. Решением единственного участника Общества № 3 от «11» августа 2020 года промежуточный ликвидационный баланс утвержден.

 «12» августа 2020года Общество направило в адрес МИФНС России № 46 по г. Москве: нотариально заверенное уведомление по форме Р15001; промежуточный ликвидационный баланс; Решение № 8 от «11» августа 2020г. (вх. №391464А от 12.08.2020г.).

 «13» августа 2020 года Общество направило в адрес МИФНС России № 46 по г. Москве нотариально заверенное заявление по форме Р16001; ликвидационный баланс; Решение № 9 от «13» августа 2020г.; справку №353 от 10.07.2020 (Документ о предоставлении сведений в территориальный орган ПФ РФ в соответствии с законом о персонифицированном учёте) (вх. №392021А от 13.08.2020г.).

Исходя из вышеизложенного, по мнению общества, надлежащим образом выполнило установленный законодательством Российской Федерации порядок ликвидации юридического лица.

«19» августа 2020 года Обществом получено Решение о приостановлении государственной регистрации по вх. №391464А от «12» августа 2020г., выданное МИФНС России № 46 по г. Москве.

Основанием для приостановления государственной регистрации указано проведение проверки в отношении адреса места нахождения юридического лица проверить на наличие договорных отношений с собственником (адрес местонахождения). Обществу предоставлен срок до «02» сентября 2020 года для представления документов и пояснений, опровергающих предположения о недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.

Заявитель пояснил, что в регистрационном деле Общества имеется копия договора аренды с собственником помещения. Также на данные даты (12.08.2020г., 19.08.2020г.) отсутствовала запись о недостоверности сведений о юридическом адресе компании в ЕГРЮЛ, также данный адрес не числился в реестре адресов массовой регистрации.

«24» августа 2020 года Обществом на основании Решения направлены в адрес МИФНС России №46 по г. Москве следующие документы: промежуточный ликвидационный баланс; копия договора аренды №АСО-71 от «22» декабря 2017г. с дополнительными соглашениями: копия свидетельства о государственной регистрации права серия 77АК 435870; копия свидетельства о государственной регистрации права серия 77АК 435880 (вх. №423900А от 24.08.2020г.).

  «31» августа 2020 года МИФНС России № 46 по г Москве вынесено Решение о приостановлении государственной регистрации по вх. №423900А от «24» августа 2020г. (далее - Решение-1) в связи с проверкой в отношении адреса места нахождения юридического лица. Проверить на наличие договорных отношений с собственником. В соответствии с решением-1 заявителю предоставлено право в срок до «18» сентября 2020 года представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.

В адрес МИФНС России № 46 по г. Москве предоставлены копии Договора аренды АСО-71 от «27» декабря 2017г. с дополнительными соглашениями, свидетельство о государственной регистрации права. Также на «31» августа 2020 года отсутствовали записи о недостоверности сведений о юридическом адресе компании в ЕГРЮЛ.

Общество пояснило, что решения и решение-1 МИФНС России № 46 по г. Москве содержат аналогичные основания для приостановления государственной регистрации проверка в отношении адреса места нахождения юридического лица, проверить на наличие договорных отношений с собственником. Общество со своей стороны предоставляло действующий договор аренды с собственником помещения, свидетельство о регистрации права.

 «20» августа 2020 года МИФНС России № 46 по г. Москве вынесено Решение о приостановлении государственной регистрации по вх. №392021А от «13» августа 2020г. (далее Решение-2) в связи с проведением проверки на наличие/отсутствие задолженности перед бюджетом. Заявителю предоставлено право в срок до «04» сентября 2020 года представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.

26» августа 2020 года на основании Решения-2 Обществом повторно направлены в адрес МИФНС России № 46 по г. Москве: ликвидационный баланс Общества; справка №258242 от 21.08.2020г. подтверждающая отсутствие задолженности перед бюджетом, выданная ИФНС России № 14 по г. Москве (вх. № 428766А от 25.08.2020г.).

«01»» сентября 2020 года МИФНС России № 46 по г. Москве вынесено решение о приостановлении государственной регистрации по вх. №428766А от 25.08.2020г. (далее Решение-3) в связи с проверкой в отношении адреса места нахождения юридического лица. В соответствии с Решением-3, Заявитель имеет право в срок до «12» сентября 2020г. представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.

Решение-3 вынесено МИФНС России № 46 по г. Москве, несмотря на предоставленные Обществом ранее в адрес МИФНС России № 46 но г, Москве документы: Копия договора аренды № АСО-71 от «22» декабря 2017г. с дополнительными соглашениями; Копия свидетельства о государственной регистрации права серия 77АК 435879; Копия свидетельства о государственной регистрации права серия 77АК 435880 (вх. №423900А от 24.08.2020г.), а также отсутствие записи о недостоверности сведений об юридическом адресе компании в едином государственное реестре юридических лиц.

  «01» сентября 2020 года Обществом получено уведомление, согласно данному уведомлению в течение тридцати дней с момента его направления, в соответствии с которым установлена недостоверность содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений об адресе: 125070, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА СКАКОВАЯ, ДОМ 32, СТРОЕНИЕ 2, ЭТ 3 ПОМ IV КОМ 2, необходимо представить достоверные сведения.

«02» сентября 2020 года в МИФНС России №46 по г. Москве Обществом предоставлен ответ на уведомление о необходимости представления достоверных сведений № 06-12/054890/3320 от 14.08.2020г. за исх. №46 от 01.09.2020г. с приложением подтверждающих документов (копии договора аренды №АСО-71 от «22» декабря 2017г. с дополнительными соглашениями, копия свидетельства о праве собственности), несмотря на предоставление раннее в адрес МИФНС России № 46 по г. Москве - вх. №423900А от 24.08.2020г.

Заявитель указывает, что на дату размещения в Вестнике государственной регистрации сообщения о ликвидации Общества, а также на даты подачи промежуточного и ликвидационного балансов у Общества не было отметок в ЕГРЮЛ о недостоверности адреса (места нахождения) и проверка достоверности сведении об адресе (месте нахождения) не проводилась.

«17» сентября 2020 года МИФНС России № 46 по г. Москве вынесено Решение 391464А об отказе в государственной регистрации по вх. № 391464А от 12.08.2020г. (далее Решение-4), в котором указано, что уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, представленное в регистрирующий орган, с учетом подпункта в) пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». На основании пункта 1 статьи 23 ФЗ от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» подпункт «х» несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица.

Общество считает, что вышеуказанные решения вынесены МИФНС России № 46 по г. Москве по формальным и необоснованным признакам.

Не согласившись с действиями и принятыми решениями налогового органа,  Заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании действия налогового органа незаконными.

Отказывая в удовлетворении заявленных требования, арбитражный суд исходит из того, что действия налогового органа являются законными и обоснованными.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Законом № 129-ФЗ.

В соответствии со ст.1 Закона № 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), Закона № 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу п. 1.2 ст.9 Закона № 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти - Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее - Требования) (действующая на момент принятия решения) и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено данным пунктом.

Перечень документов, представляемых в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган, определен в соответствии со ст.21 Закона № 129-ФЗ.

Пунктом 1 ст.21 Закона № 129-ФЗ установлено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме № Р16001, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также комплект документов в соответствии с пп. а), б), в), г) п.1 ст.21 Закона №129-ФЗ.

В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации для работников, увольняемых в связи с ликвидацией юридического лица, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.

Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно (данный вывод отражен в Постановлении ФАС МО от 14.12.2009г. № КГ-А40/13194-09 Дело № А40-59171/09-96-321, Постановлении ФАС МО от 16.08.2018 по делу № А40-229208/17). Документы, содержащие недостоверные сведения или оформленные ненадлежащим образом, должны считаться не представленными.

Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (абз.1 п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).

Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены ст.23 Закона № 129-ФЗ.

В силу пп. «х» п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, посредством способов, изложенных в п.4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

Основания, условия и способы проведения указанных в п.4.2 ст.9 Закона № 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@.

В силу п.4.4 ст.9 Закона № 129-ФЗ в случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 19.08.2020 г. Инспекцией на основании п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ принято решение о приостановлении государственной регистрации на основании поданных ООО «ЭКСПЕРТФИНАНС» документов для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.

По результатам рассмотрения представленных на государственную регистрацию документов, в соответствии с пл. х) п.1 ст.23 Закона № 129-ФЗ Инспекцией принято решение №391464А об отказе в государственной регистрации от 17.09.2020, в связи с несоблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица.

Порядок ликвидации юридического лица определен в ст.ст. 61 - 64.1, 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно п.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В силу п. 1 ст.62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (п.З ст.62 ГК РФ).

В п.2 ст.63 ГК РФ предусмотрено, что после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п.6 ст.63 ГК РФ).

На основании п.9 ст.63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с пп. «в» п.4 ст.20 Закона № 129-ФЗ уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки.

В абз.2 п.5 ст.20 Закона №129-ФЗ закреплено, что в случае принятия решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, а также в случае вступления в силу итогового документа по результатам данной выездной налоговой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, в течение пяти рабочих дней.

Согласно информации, поступившей в регистрирующий орган из ИФНС России № 14 по г. Москве, в отношении ООО «ЭКСПЕРТФИНАНС» на основании решения №3 от 14.09.2020 начата выездная налоговая проверка.

Таким образом, документы, представленные для государственной регистрации ООО «ЭКСПЕРТФИНАНС» в связи с ликвидацией не могли рассматриваться как надлежащим образом оформленные, а установленный законодательством Российской Федерации порядок проведения процедуры ликвидации юридического лица как соблюденный.

При наличии у Общества недоимки по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, прекращение деятельности в связи с ликвидацией не может быть осуществлено.

В пп.2 п.1 ст.31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) закреплено, что налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.

В силу пп.2 п.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

С учетом изложенного факт соблюдения ООО «ЭКСПЕРТФИНАНС» налогового законодательства не может считаться установленным до окончания налоговой проверки.

Доводы заявителя о невозможности проведения налоговой проверки после представления промежуточного баланса не свидетельствуют о незаконности решения регистрирующего органа об отказе в ликвидации, так как в силу прямого указания закона (п.4 ст.20 Закона № 129-ФЗ) промежуточный ликвидационный баланс в любом случае не может быть представлен в регистрирующий орган ранее срока окончания выездной налоговой проверки, если она начата в связи с ликвидацией юридического лица.

Налоговый орган при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки не органичен сроками, установленными для предъявления кредиторами своих требований к ликвидируемому должнику. Сроки, установленные ст.63 ГК РФ (не менее 2-х месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации), не идентичны сроку принятия решения о проведении в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки, которое может быть принято до того момента, пока правоспособность юридического лица не прекращена в связи с его ликвидацией либо по иным основаниям (данный вывод содержится в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2020 по делу №А41-97073/2019).

Как указывает ВАС РФ в своих Определениях от 25 июня 2009 №ВАС-7964/09, от 17 октября 2008 №13495/08, от 23 октября 2008 №13715/08, составление промежуточного ликвидационного баланса общества не препятствует проведению налоговых проверок. Налоговая проверка может проводиться в любое время со дня сообщения в налоговый орган о ликвидации и до дня внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации, в том числе и после составления промежуточного ликвидационного баланса.

Кроме того, ООО «ЭКСПЕРТФИНАНС» не лишено возможности обжаловать решение территориального налогового органа о начале выездной налоговой проверки и после завершения процедуры апелляционного обжалования решения по итогам выездной налоговой проверки вновь обратиться в регистрирующий орган, представив промежуточный и ликвидационный баланс, а также заявление о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с его добровольной ликвидацией.

Изложенное свидетельствует о нарушении порядка ликвидации, установленного ст.62, ст.63 ГК РФ, ст. 22 Закона №129-ФЗ.

Поскольку ООО «ЭКСПЕРТФИНАНС» нарушен порядок осуществления ликвидационных процедур, ликвидация юридического лица не могла быть завершена.

При изложенных обстоятельствах оспариваемое решение № 391464А Инспекции об отказе в государственной регистрации в полной мере соответствует закону.

В связи с изложенными обстоятельствами, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

Судом рассмотрены и проверены все доводы заявителя, однако, они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.

В силу действия части 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.

На  основании изложенного и руководствуясь Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст.ст. 65, 71, 75, 110, 123, 156, 167-170, 176, 198, 200-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие требованиям Федерального закона от 08.08.2001 N 129- ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей",  в удовлетворении требований ООО "КОМПАНИЯ БЛОССОМ", отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Д.А. Гилаев