Р Е Ш Е Н И Е
05 декабря 2013 года Дело № А40-132411/13
(шифр 15-1188)
Резолютивная часть решения объявлена «02» декабря 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено «05» декабря 2013 года.
г. Москва
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего: М.А. Ведерников,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергуновой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Автономной некоммерческой организации «Кинокомпания «Еврофильм» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 19.05.2009 г.; 143033, ФИО1 р-н, п. Горки-2, стр.23)
к Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино) (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 17.02.2003 г. 125009, <...>)
о применении последствий недействительности ничтожной сделки
При участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО2 протокол № 1 от 20.04.2009
от ответчика: ФИО3 по дов № 6 от 13.02.2013
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация «Кинокомпания «Еврофильм» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино) об установлении факта ничтожности односторонней сделки Фонда кино по уменьшению размера планируемых к выделению средств, указанных в заявке Кинокомпании «Еврофильм» со 120 миллионов рублей до 30 миллионов рублей и применить последствия недействительности ничтожной сделки - обязать Фонд кино внести изменения в протокол № 3 от 22.09.10 г. - указать в протоколе сумму планируемых к выделению средств в размере 120 миллионов рублей на производство кинопроекта «Охота на крокодилов», указанных в заявке Кинокомпании «Еврофильм».
Истец поддержал заявленные требования по доводам искового заявления в полном объеме.
Ответчик исковые требования не признал, по доводам, изложенным в отзыве.
Суд, исследовав материалы дела, изучив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выслушав представителей истца и ответчика, считает требования истца не подлежащими удовлетворению в связи с нижеследующим.
Как следует из материалов дела, в обоснование исковых требований, заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1216 были утверждены Правила предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий на поддержку кинематографии.
Субсидии в порядке, определенном этими Правилами, были предоставлены в размере 2 860 927,3 тыс. рублей - Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии на финансовое обеспечение расходов, связанных с производством, прокатом, показом и продвижением художественных полнометражных национальных фильмов лидерами отечественного кинопроизводства.
Статьей 5 ФЗ «О защите конкуренции» определяется доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке: «Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на крынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): 1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим».
С учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1216, в соответствии с которым 78,87% или 2860927,3 тыс. рублей было выделено Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии из общего объема выделяемых субсидий размере 3627188,2 тыс. рублей и приведенной выше нормы Федерального закона «О защите конкуренции», деятельность Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, прежде всего, должна соответствовать статье 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ «Не допускается -использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке».
31 мая 2010 года был издан приказ № 11 Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонда кино) (Приложение № 2), которым были утверждены «Условия и порядок предоставления средств в 2010 году на создание кинопродукции социально значимой тематики».
Пунктом 9 «Условий и порядка предоставления средств в 2010 году на создание кинопродукции социально значимой тематики» установлено, что средства предоставляются «путем заключения Договора о предоставлении средств».
Пунктами 2 и 3 приказа № 11 от 31 мая 2010 г., путем размещения «Условий и порядка предоставления средств в 2010 году на создание кинопродукции социально значимой тематики» на сайте Фонда, объявлен «отбор кинопроектов» для последующего заключения договоров через обращение к кинокомпаниям принять участие в отборе на основе критерия публичности.
Пунктом 4 «Условий и порядка предоставления средств в 2010 году на создание кинопродукции социально значимой тематики» установлено, что «кинокомпания предоставляет Фонду заявку на получение государственной финансовой поддержки...» для их последующего отбора на основе критерия состязательности и последующего заключения договора.
Кинокомпания «Еврофильм» направила в Фонд кино заявку. В соответствии с пунктом 2 «Условий и порядка предоставления средств в 2010 году на создание кинопродукции социально значимой тематики» «Попечительский совет Фонда утверждает по предложению исполнительного директора фонда с учетом рекомендаций Экспертного совета перечень лидеров отечественного кинопроизводства, тематику производимой ими социально значимой кинопродукции, а также размер средств на ее создание, подлежащих Перечислению в порядке финансовой поддержки на производство художественных полнометражных национальных фильмов в пределах ассигнований, полученных Фондам из федерального бюджета в 2010 году (далее - средства)».
Согласно статье 447 ГК РФ, договор может быть заключен на торгах. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену. Победителем конкурса признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
В соответствии с пунктом 2 «Условий и порядка предоставления средств в 2010 году на создание кинопродукции социально значимой тематики» Попечительский совет Фонда «утверждает» перечень производимой социально значимой кинопродукции отобранной на основе оценки поданных кинокомпаниями заявок и других документов, указанных в пункте 4 «Условий и порядка предоставления средств в 2010 году на создание кинопродукции социально значимой тематики».
Утвержденные приказом № 11 от 31 мая 2010 г. Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии «Условия и порядок предоставления средств в 2010 году на создание кинопродукции социально значимой тематики» определили в I качестве способа заключения договоров о предоставлении средств - конкурсный отбор заявок -кинокомпаний.
В части 2 статьи 17 закона "О защите конкуренции" указывается о недопустимости "создания участнику торгов или нескольким участникам преимущественных условий участия, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом".
Конкурсный отбор заявок кинокомпаний представляет собой правовую конструкцию, состоящую из последовательно совершаемых Фондом и кинокомпаниями, в том числе Кинокомпанией «Еврофильм», односторонних сделок, составляющих в совокупности конкурс: Объявление отбора кинопроектов (пункт 3 приказа № 11 от 31.05.10 г.) - односторонняя сделка Фонда кино - приглашение организациям кинематографии направлять заявки, которое приводит к возникновению отложенного обязательства Фонда кино по проведению конкурсного отбора (статьи 154-156 ГК РФ).
Направление Кинокомпанией «Еврофильм» заявки (односторонняя сделка кинокомпании), которая должна соответствовать требованиям конкурсной документации и содержать в себе конкретные сведения о предлагаемых условиях исполнения будущего договора - приводит к возникновению отложенного обязательства Кинокомпании «Еврофильм» по подписанию с Фондом кино договора на предложенных в заявке условиях в случае утверждения Попечительским советом Фонда заявки Кинокомпании «Еврофильм».
С момента получения Фондом заявки Кинокомпании «Еврофильм», у Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии возникло обязательство по рассмотрению этой заявки на соответствие требованиям конкурсного отбора, решению вопроса о допуске ее к участию в отборе, а у Кинокомпании «Еврофильм» возникло право на такое рассмотрение. После положительного решения правовое положение Кинокомпании «Еврофильм» изменилось: кинокомпания стала участником конкурсного отбора организаций кинематографии на создание кинопродукции социально значимой тематики. Заявка не соответствующая Условиям и порядку конкурсного отбора не подлежала бы дальнейшему рассмотрению Фондом кино и была бы отклонена.
Протоколом № 4 от 7 июля 2010 года заседания Экспертного совета Фонда кино, заявка Кинокомпании «Еврофильм» по Кинопроекту «Охота на крокодилов» была рекомендована для передачи на рассмотрение в Попечительский совет Фонда в соответствии с пунктом 6 «Условий и порядка предоставления средств в 2010 году на создание кинопродукции социально значимой тематики».
Таким образом, как указывает истец, заявка Кинокомпании «Еврофильм», в числе других 22 заявок, прошла отбор. После рекомендации Экспертного совета у Фонда возникло обязательство рассмотреть 22 заявки. У Попечительского совета Фонда возникло обязательство утвердить или отклонить заявку Кинокомпании «Еврофильм», а у кинокомпании «Еврофильм» появилось право на такое рассмотрение и последующее принятие Попечительским советом решения.
Кроме этого истец указал, что Попечительский совет Фонда Протоколом № 3 от 22 сентября 2010 года утвердил заявку Кинокомпании «Еврофильм» по Кинопроекту «Охота на крокодилов» на сумму запрашиваемых у Фонда средств в размере 120 000 000 рублей, в то же время, уменьшив выделение средств на производство до размера 30 000 000 рублей, что противоречит пункту 2 «Условий и порядка предоставления средств в 2010 году на создание кинопродукции социально значимой тематики», которым было предусмотрено утверждение отобранных на основе состязательности заявок. Отклонение заявки лишило бы кинокомпанию права на последующее заключение договора на условиях поданной заявки. В результате утверждения Попечительским советом Фонда заявки, у Кинокомпании «Еврофильм» возникло право на заключение договора на указанных в заявке условиях. С другой стороны, у Фонда возникла обязанность заключить такой договор с Кинокомпанией «Еврофильм».
Как считает истец, указание в Протоколе № 3 от 22 сентября 2010 г. Попечительского совета Фонда кино иной суммы в размере 30 000 000 рублей, а не суммы в размере 120 000 000 рублей из утвержденной заявки Кинокомпании «Еврофильм», противоречит ст. 10 ГК РФ и ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».
На основании изложенного, истец обратился с иском в суд об установлении факта ничтожности односторонней сделки Фонда кино по уменьшению размера планируемых к выделению средств, указанных в заявке Кинокомпании «Еврофильм» со 120 миллионов рублей до 30 миллионов рублей и применить последствия недействительности ничтожной сделки - обязать Фонд кино внести изменения в протокол № 3 от 22.09.10 г. - указать в протоколе сумму планируемых к выделению средств в размере 120 миллионов рублей на производство кинопроекта «Охота на крокодилов», указанных в заявке Кинокомпании «Еврофильм».
Непосредственно исследовав доводы истца в указанной выше части, суд пришел к выводу об отклонении заявленных требований, в силу следующих обстоятельств.
В ходе судебного разбирательства, судом было установлено, что денежные средства в объеме 30 000 000 рублей 00 копеек по договору от 27 сентября 2010 № 52 были предоставлены АНО «Кинокомпания «Еврофильм» за счет средств субсидии, полученной Фондом кино из федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий на поддержку кинематографии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1216 (далее по тексту -Правила).
Согласно ч.7 указанных Правил субсидия Фонду предоставляется с целью поддержки в порядке и на условиях, устанавливаемых Фондом, производства и проката художественных полнометражных национальных фильмов лидерами отечественного кинопроизводства.
Согласно п.п. 2 и 9 Условий и порядка предоставления средств в 2010 году на создание кинопродукции социально значимой тематики, утвержденных приказом Фонда кино от 31 мая 2010 года №11, Попечительский совет Фонда кино уполномочен утверждать размер средств, подлежащих перечислению в порядке финансовой поддержки на производство кинопродукции в пределах ассигнований, полученных Фондом кино из федерального бюджета в 2010 году, а предоставление средств осуществляется путем заключения соответствующего договора.
Согласно вышеизложенному, на основании Протокола заседания Экспертного совета от 07 июля 2010 г. №4, Протоколом голосования путем письменного опроса членов Попечительского совета Фонда кино от 22 сентября 2010 г. №3 было принято решение о выделении в 2010 году 30 000 000 рублей АНО «Кинокомпания «Еврофильм» на производство фильма «Охота на крокодилов». По отношению к изначально запрошенной (в Заявке на получение государственной поддержки производства, проката, показа и продвижения национального фильма) сумме в 120 000 000 рублей, сумма была уменьшена решением Попечительского совета, что не противоречит требованиям законодательства.
Во исполнение ч.4, ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не использованные Фондом кино остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению Фондом кино на единый счет бюджета. Из чего следует, что субсидия 2010 года не может быть распределена в 2011 и последующих годах, а принимать на себя обязательства не имеющие под собой финансового обеспечения Фонд кино не правомочен.
Следовательно, внесение изменений в протокол голосования путем письменного опроса членов Попечительского совета Фонда кино по распределению средств субсидии 2010 года является незаконным, невозможным и противоречащим нормам действующего законодательства.
Кроме этого, согласно ч.3 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки. Истец ссылается в своих исковых требованиях на применение последствий недействительности ничтожной односторонней сделки, стороной в которой он не является, что законодательно лишает его права на выдвижение требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Наряду с изложенным, суд также отмечает, что как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, на основании свободного волеизъявления сторон была совершена двустороння сделка, не предусматривающая каких либо обязательств со стороны Фонда кино кроме предоставления Истцу средств в размере 30 000 000 рублей 00 копеек, источником которых являются субсидии, полученные Фондом кино в 2010 году из федерального бюджета.
Кроме этого, согласно Правилам предоставления в 2011 году субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010г. №1212, а так же Условиям и порядке предоставления в 2011 году средств на производство, прокат, показ и продвижение фильмов социально значимой тематики, утвержденным приказом Фонда кино от 14 апреля 2011 года №6, 12 мая 2011 года АНО «Кинокомпания «Еврофильм» с полным соблюдением процедуры подала заявку в Фонд кино на дополнительное финансирование производства, проката, показа и продвижения национального фильма «Охота на крокодилов» в объеме 90 000 000 рублей.
Кроме того, 8 июня 2011 года Службой внешней разведки Российской Федерации в Правительство направлен запрос с просьбой по оказанию содействия в выделении дополнительных средств на финансирование фильма «Охота на крокодилов» через Фонд кино. Данный запрос был переадресован в Фонд кино с просьбой рассмотреть обращение и сообщить о принятом решении.
Протоколом заседания Попечительского совета Фонда кино от 14 декабря 2011 года №3 (п.2 раздела III) было принято решение не выделять средств АНО «Кинокомпания «Еврофильм» на дополнительное финансирование производства проекта «Охота на крокодилов».
Согласно ч.2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В ходе судебного разбирательства ответчик указал, что требование об изменении решения коллегиального органа о сумме выделяемого финансирования не может являться применением последствий недействительности ничтожной сделки, а является прямым злоупотреблением правом со стороны Истца с целью повторной подачи искового заявления по тем же основаниям, с аналогичными требованиями, идентичное встречному исковому заявлению, поданному по делу № А41-33690/2012 и находящемуся в настоящее время в процессе рассмотрения надзорной инстанции.
Кроме этого ответчик указал, что применением последствий недействительности ничтожной сделки в данной ситуации может являться исключительно отмена коллегиального решения попечительского совета Фонда кино о финансировании АНО «Кинокомпания «Еврофильм» за средств федерального бюджета, что в свою очередь повлечет ничтожность двусторонней сделки - заключения договора от 27 сентября 2010 № 52, а следовательно возврат АНО «Кинокомпания «Еврофильм» бюджетных ассигнований в размере 30 000 000 руб. 00 коп. на расчетный счет Фонда кино. Фонд кино не имеет возражений против возврата 30 000 000 руб. 00 коп., в связи с тем, что АНО «Кинокомпания «Еврофильм» не исполнены условия договора от 27 сентября 2010 № 52.
Так же несостоятельными являются доводы истца о том, что финансирование организаций кинематографии за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования в виде субсидии, производится через процедуру проведения конкурсных торгов в порядке ст.ст. 447-448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно законодательству Российской Федерации конкурсные торги проводятся в строгом соблюдении федерального законодательства, в частности Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Отбор кинопроектов с целью выделения средств на поддержку производства за счет средств бюджетных ассигнований не попадает под действие Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ в связи с тем, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1216 процедура отбора и выделения денежных средств регламентируется локальными актами Фонда кино.
На соответствующий вопрос суда ответчик указал, что по результатам проведения Счетной палатой Российской Федерации контрольного мероприятия «Проверка эффективности использования обеспечения государственной поддержки в сфере отечественной кинематографии в 2010-2012 годах» на объекте «Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии» нарушений в области распределения денежных средств, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования в виде субсидии, выявлено не было (акт от 24 августа 2012 года). В 2013 году Генеральной прокуратурой Российской Федерации была проведена проверка на предмет выявления нарушений, допущенных при выделении средств на реализацию кинопроекта «Охота на крокодилов». По результатам прокурорской проверки нарушений соблюдения процедуры выделения средств выявлено не было.
Таким образом, исковые требования АНО «Кинокомпания «Еврофильм» об уменьшении размера планируемых к выделению средств, указанных в заявке Истца со 120 миллионов рублей до 30 миллионов рублей и применении последствий недействительности ничтожной сделки - обязать Фонд кино внести изменения в протокол №3 от 22 сентября 2010 года - указать в протоколе сумму планируемых к выделению средств в размере 120 миллионов рублей на производство кинопроекта «Охота на крокодилов», указанные в заявке Истца не подлежат удовлетворению, поскольку не соответствуют гражданскому законодательству.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования истца являются не обоснованными и подлежащими отклонению в полном объеме.
В соответствии со ст. 64 АПК РФ - доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим кодексом и другими Федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования или возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио-видеозаписи, иные документы и материалы.
Согласно ст. 65 АПК РФ - каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ - доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Арбитражным процессуальным законодательством установлены критерии оценки доказательств в качестве подтверждающих фактов наличия тех или иных обстоятельств.
Доказательства, на основании которых лицо, участвующее в деле, обосновывает свои требования и возражения должны быть допустимыми, относимыми и достаточными.
Признак допустимости доказательств предусмотрен положениями ст. 68 АПК РФ.
В соответствии с указанной статьей обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Достаточность доказательств можно определить как наличие необходимого количества сведений, достоверно подтверждающих те или иные обстоятельства спора.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием не признавать требования лица, участвующего в деле, обоснованными (доказанными).
В результате исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд пришел к выводу о необоснованности заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относятся на истца.
При таких обстоятельствах, на основании ст.ст. 8, 10, 12, 15, 166, 167, 168, 447, 448 ГК РФ и ст.ст. 4, 65, 75, 110, 121, 123, 156, 167-171, 198-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении заявленных исковых требований полностью отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Девятом арбитражном апелляционном суде.
СУДЬЯ: М.А. Ведерников