Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-132881/2015
Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2016 года
Полный текст решения изготовлен 20 января 2016 года
Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М. (149-1099)
при ведении протокола секретарем судебного заседания Цоктоевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФСИН России
к Федеральной антимонопольной службе
третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью «Навигатор-Т», Общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер»
о признании недействительными решения и предписания
с участием:
от заявителя: ФИО1 (дов. от 24.11.2014г. №исх-01-73750)
от ответчика: ФИО2 (дов. от 07.07.2015г. №ИА/33962/15)
от ООО «Навигатор-Т»: ФИО3 (дов. от 12.01.2016г. №03-04/01)
УСТАНОВИЛ:
ФСИН России (далее - Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным решение комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа от 06.05.0215г. по делу №КГОЗ-181/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и предписание от 06.05.2015г. об устранении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на несоответствие выводов решения ФАС фактическим обстоятельствам дела, а также незаконность и необоснованность вынесенного решения, чем нарушены права заявителя сфере государственного оборонного заказа. В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.
ФАС России представил в материалы дела отзыв на заявление, а также материалы дела, против удовлетворения требований заявителя возражал, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного решения.
Третье лицо ООО «Навигатор-т» в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражало по доводам, изложенным в отзыве.
Третье лицо ООО «РТС-тендер» не воспользовалось предоставленными ему АПК РФ процессуальными правами, отзыв или иную письменную позицию по делу не представило, извещенное надлежащим образом о дате, месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, в связи с чем дело рассмотрено судом в порядке ст.ст.123 и 156 АПК РФ в отсутствие представителя указанного третьего лица.
Заслушав пояснения Заявителя, Ответчика и 3-го лица, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, 06.05.2015 г. комиссия Федеральной антимонопольной службе по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее по тексту Комиссия), рассмотрев жалобу ООО «Навигатор-Т» на действия единой комиссии Федеральной службы исполнения наказаний (далее по тексту - Единая комиссия) при проведении ФСИН России электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку товара (номер извещения 0173100007915000076) (далее по тексту - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе), решила:
Признать жалобу ООО «Навигатор-Т» обоснованной в части не установления конкретных документов и (или) сведений, которые участники закупки должны представлять в составе вторых частей заявок на участие в аукционе в части наличия у участников закупки специалистов, имеющих профессиональное образование.
Признать в действиях Единой комиссии нарушение подп. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Передать материалы дела от 06.05.2015 г. № КГОЗ-181/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
На основании вышеуказанного решения от 06.05.2015 по делу № КГОЗ-181/15, Комиссией Заказчику было выдано Предписание по делу № КГОЗ-181/15 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (далее по тексту Предписание), предписывающее ФСИН России:
1. Заказчику, Аукционной комиссии при рассмотрении вторых частей заявок на участие в Аукционе не учитывать требование, установленное в пункте 11 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке» документации об Аукционе о необходимости предоставления копии документов, подтверждающих соответствие лиц, планируемых к участию в исполнении государственного контракта, требованию о наличии специалистов, имеющих профессиональное образование, отвечающих соответствующим квалификационным требованиям, заключивших с участником размещения государственного оборонного заказа трудовые договоры, необходимые в соответствии с документацией о закупке для исполнения государственного контракта.
2. Заказчику, Аукционной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 06.05.2015 по делу № КГОЗ-181/15.
3. Заказчику, Аукционной комиссии в срок до 20.05.2015 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (499) 755-23-24, а также электронной почте mabondar(a),fas. gov .ru.
Заявитель с вынесенными решением и предписанием не согласился, и оспорил его в арбитражном суде.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд», антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 10 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ «Особенности предусмотренного настоящей статьей обеспечения исполнения контракта в сфере государственного оборонного заказа могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» «При размещении государственного оборонного заказа государственный заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта в случае, если им установлены определенные Правительством Российской Федерации требования к участникам размещения государственного оборонного заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта».
Во исполнение части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 25.12.2014 № 1482 «О требованиях к участникам размещения государственного оборонного заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта», в соответствии с которым было установлено, что «требованиями к участникам размещения государственного оборонного заказа ... в случае установления которых государственный заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта, являются:
наличие на праве собственности или на ином законном основании производственных мощностей и технологического оборудования для исполнения государственного контракта;
финансовая устойчивость и платежеспособность;
наличие специалистов, имеющих профессиональное образование, отвечающих соответствующим квалификационным требованиям, заключивших с участником размещения государственного оборонного заказа трудовые договоры, необходимых в соответствии с документацией о закупке для исполнения государственного контракта».
Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» не ввел какой-либо дополнительный способ обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту, чем предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ.
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2014 № 1482 не могло ввести дополнительный способ обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту, т.к., в соответствии с частью 1 статьи 329 ГК РФ ( в редакции, действовавшей в момент спорных правоотношений) «Исполнение обязательств может обеспечиваться другими способами, предусмотренными законом...».
Таким образом, из вышеизложенного следует:
1) статьями 329, 368 Гражданского кодекса РФ, частью 1 статьи 45, частью 3 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрены два способа обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту (в т.ч. и рамках государственного оборонного заказа):
- банковская гарантия, выданная банком и соответствующая требованиям статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ;
- внесение денежных средств на указанный заказчиком счет.
2) Так как законодательством РФ установлено два способа обеспечения
исполнения обязательств по государственному контракту (банковская гарантия и
внесение денежных средств на указанный заказчиком счет), а требования,
установленные во исполнение части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 №
275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» Правительством Российской
Федерации в Постановление от 25.12.2014 № 1482, не являются
способом обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту, то
документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2014
№ 1482 не могут представляться при заключении государственного контракта.
В части 1.1. статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ установлены требования к участникам закупки, которые заказчик вправе установить.
Дополнительные требования к участникам размещения государственного
оборонного заказа на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное
обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники
о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического
оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного
контракта установлены постановлением № 1482.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; - 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта»;
3. Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации».
В соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» не содержит каких-либо изъятий из данного правила при закупке товаров в рамках государственного оборонного заказа.
Таким образом, предъявление к участникам закупки требований, установленных Правительством Российской Федерации в Постановлении от 25.12.2014 № 1482, учитывая, что данные требования не являются способом обеспечения исполнения обязательств, возможно только в рамках частей 2 и 3 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ «4. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования»; «5. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке».
Во исполнение Федерального закона "О государственном оборонном заказе" Правительство Российской Федерации в пункте 2 Постановления от 25.12.2014 № 1482 установило перечень документов для подтверждения соответствия участников размещения государственного оборонного заказа требованиям, установленным пунктом 1 Постановления от 25.12.2014 № 1482, в том числе, "копии документов, подтверждающих соответствие лиц, планируемых к участию в исполнении государственного контракта, требованию, указанному в абзаце четвертом пункта 1 настоящего постановления" (подтверждающих наличие специалистов, имеющих профессиональное образование, отвечающих соответствующим квалификационным требованиям, заключивших с участником размещения государственного оборонного заказа трудовые договоры, необходимых в соответствии с документацией о закупке для исполнения государственного контракта).
ФСИН России действовало в строгом соответствии с частью 3 статьи 31, подпунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона; от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Федеральным законом "О государственном оборонном заказе", Постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 № 1482, включив в пункт 11 извещения об осуществлении закупки, во вторую часть заявки (п. 11 аукционной документации) обязанность участника закупки по представлению во второй части заявки копий документов, подтверждающих соответствие лиц, планируемых к участию в исполнении государственного контракта, требованию о наличие специалистов, имеющих профессиональное образование, отвечающих соответствующим квалификационным требованиям, заключивших с участником размещения государственного оборонного заказа трудовые договоры, необходимых в соответствии с документацией о закупке для исполнения государственного контракта.
Таким образом, с учетом изложенного, суд приходит к выводу, что действия ФСИН России по включению во вторую часть заявки документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 г. № 1482; и что решение Единой комиссии ФСИН России о несоответствии заявки ООО «Навигатор-Т» на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе - полностью законны и обоснованны.
Оспариваемое решение противоречит ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и нарушает права заявителя, возлагая на него дополнительные обязанности, не предусмотренные законом.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Госпошлина распределяется по правилам ст. 110 АПК РФ и относится на заявителя.
На основании вышеизложенного, Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ ««О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», руководствуясь ст. 1-13, 15, 17, 27, 29, 49, 51, 64-68, 71, 75, 81, 123, 156, 163, 166-170, 176, 180, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013г. №44-ФЗ, признать недействительными решение комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа от 06.05.0215г. по делу №КГОЗ-181/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и предписание от 06.05.2015г. об устранении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: М.М. Кузин