ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-134343/2021-148-721 от 25.10.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

Дело № А40-134343/21-148-721

27 октября 2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 27 октября 2021 г.

Арбитражный суд в составе судьи Нариманидзе Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Боженовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ДИРЕКЦИЯ КОСМОДРОМА "ВОСТОЧНЫЙ" (121059, МОСКВА ГОРОД, БЕРЕЖКОВСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ, ДОМ 20-А, ОГРН: 1127746756631, Дата присвоения ОГРН: 24.09.2012, ИНН: 7702798320, КПП: 773001001)

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ КАЗНАЧЕЙСТВУ (101000, ГОРОД МОСКВА, ПЕРЕУЛОК БОЛЬШОЙ ЗЛАТОУСТИНСКИЙ, ДОМ 6, СТРОЕНИЕ 1, , ОГРН: 1047797019830, Дата присвоения ОГРН: 22.12.2004, ИНН: 7710568760, КПП: 770101001)

Третье лицо - ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС" (129110, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ЩЕПКИНА, ДОМ 42, СТРОЕНИЕ 1, 2, ОГРН: 1157700012502, Дата присвоения ОГРН: 06.08.2015, ИНН: 7702388027, КПП: 770201001)

Об оспаривании представления Федерального казначейства от 31.05.2021г. № 16-01-04/12625-дсп

при участии:

от истца (заявителя): Балюлин А.В. доверенность от 16.06.2021г. (диплом)

от заинтересованного лица: Ухов К.А. доверенность от 18.06.2021г. (диплом)

от третьего лица: не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

ФКУ  "ДИРЕКЦИЯ КОСМОДРОМА "ВОСТОЧНЫЙ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным представления Федерального казначейства от 31.05.2021г. № 16-01-04/12625-дсп.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требования по доводам, изложенным в отзыве на заявление, а также письменных объяснениях.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.  Ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.

Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом извещенного лица.

Заслушав в открытом судебном заседании доводы и пояснения ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

В силу указанных норм и ст. 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.

Как следует из заявления, в соответствии с приказом Федерального казначейства от 22 января 2021 г. № 29п «О назначении плановой выездной проверки в Федеральном казенном учреждении «Дирекция космодрома «Восточный» проведена плановая выездная проверка осуществления расходов на обеспечение выполнения функций Дирекции в целях строительства объектов второй очереди космодрома «Восточный» за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г.

В рамках выездной проверки выполнено строительно-техническое исследование на объекте: «Строительство стартового комплекса космического ракетного комплекса «Ангара». Площадка 1А» в рамках Государственного контракта от 04.10.2018 № 413-СМР003/2018 проведено обследование документов, послуживших основанием для принятия бюджетных и денежных обязательств, а также подтверждающих правомерность, полноту и качество выполненных услуг по разработке рабочей документации и выполнению строительно-монтажных работ на объекте «Строительство стартового комплекса космического ракетного комплекса «Ангара». Площадка 1А».

К проведению строительно-технического исследования привлекались специалисты Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России», наделенные специальными знаниями и разрешениями на осуществление строительно-технических экспертиз.

По результатам проведенных экспертиз составлен отчет о выполнении строительно-технических исследований, в котором поименованы сведения о квалификации, документах и профессиональном образовании специалистов.

По результатам проверки в режиме «для служебного пользования» составлен акт от 12.04.2021 (без номера, в режиме «ДСП») и вручен объекту контроля в установленном порядке, о чем имеется соответствующая запись генерального директора Дирекции на последней странице акта.

Дирекция, не согласившись с выявленными нарушениями, направила Федеральному казначейству возражения по нарушениям, отраженным в акте проверки.

По результатам рассмотрения указанных возражений в установленном порядке  подготовлено заключение на возражения, которое приобщено к материалам проверки.

По результатам рассмотрения материалов проверки Контрольной комиссией Федерального казначейства в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в адрес объекта контроля направлено Представление.

Согласно представлению, генеральному директору ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» указано на необходимость рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок до 01.09.2021, о чем сообщить Федеральному казначейству о результатах исполнения представления в срок до 06.09.2021.

Полагая Представление незаконным, Дирекция обратилась в Арбитражный суд города Москвы с настоящим требованием в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.

Как следует из материалов дела, в преамбуле Представления указаны сведения, позволяющие идентифицировать контрольное мероприятие, контролирующий орган, а также основание для проведения плановой выездной проверки:

-приказ Федерального казначейства от 22 января 2021 г. №29п «О назначении плановой выездной проверки в Федеральном казенном учреждении «Дирекция космодрома «Восточный»;

-тема контрольного мероприятия: плановая выездная проверка осуществления расходов на обеспечение выполнения функций Федерального казенного учреждения «Дирекция космодрома «Восточный» в целях строительства объектов второй очереди космодрома «Восточный» в Федеральном казенном учреждении «Дирекция космодрома «Восточный», за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г.

Представление соответствует с положениям пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению:

1)требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

2)требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.

В     представление     (преамбуле)     включены     сведения,     достаточные для идентификации контрольного мероприятия, а именно указаны: Федеральное казначейство - контролирующий орган; основание для проведения плановой выездной проверки - приказ Федерального казначейства от 22 января 2021 г. № 29п «О назначении плановой выездной проверки в Федеральном казенном учреждении «Дирекция космодрома «Восточный»; тема контрольного мероприятия - плановая выездная проверка осуществления расходов на обеспечение выполнения функций Федерального казенного учреждения «Дирекция космодрома «Восточный» в целях строительства объектов второй очереди космодрома «Восточный» в Федеральном казенном учреждении «Дирекция космодрома «Восточный», за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г.

Письмом Минфина России от 24.02.2021 № 02-09-08/12772 по вопросу применения форм документов, оформляемых органами контроля при осуществлении ими внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в отношении вступления в силу пункта 18 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095, разъяснено, что до вступления в силу приказа Минфина России от 30.12.2020 № 340н «Об утверждении форм документов, оформляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» органы контроля вправе оформлять акты, заключения, представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения по формам, действовавшим до вступления в силу указанных положений федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

В настоящее время указанный приказ Минфина России зарегистрирован в Минюсте России (31.05.2021 № 63713 http://pravo.gov.ru, 01.06.2021).

В соответствии с Представлением Дирекции необходимо рассмотреть информацию по 10 указанным в Представлении нарушениям, а также в отношении 5 - устранить нарушения и принять меры по устранению причин и условий их совершения, том числе:

по пункту 1 - принять меры по корректировке сметной документации объекта «Строительство стартового комплекса космического ракетного комплекса «Ангара». Площадка 1А», для чего направить поручение проектной организации АО «31 Государственный проектный институт специального строительства»;

по пункту 7 - принять меры ответственности к ООО «ПСО «Казань» за неисполнение (ненадлежащее исполнение) государственного контракта от 04.10.2018 № 413-СМР003/2018;

по пункту 8 - обеспечить приемку фактически выполненных строительно-монтажных работ объекта «Строительство стартового комплекса космического ракетного комплекса «Ангара». Площадка 1А», путем оформления исполнительной документацией и актов приемки выполненных работ (КС-2);

по пункту 9 - принять меры к отражению в учете кадастровой стоимости земельных участков по забалансовому счету 01.11;

по пункту 10 - обеспечить ликвидацию кредиторской задолженности перед ООО «ПСО «Казань».

По мнению Дирекции, при вынесении представления по некоторым пунктам Федеральное казначейство вышло за пределы полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 269.2 БК РФ и приказом.

Как установлено судом с учетом представленных в материалы дела доказательств, в ходе контрольных мероприятий специалистами Федерального казначейства в соответствии с полномочиями, закрепленными статьей 269.2 БК РФ, а также в соответствии с перечнем вопросов, установленным приказом Федерального казначейства от 22 января 2021 № 29п (в редакции приказа от 29 января 2021 г. № 45п), были исследованы основные вопросы:

-  проверка выполнения бюджетных полномочий получателя бюджетных средств по реализации Государственной программы Российской Федерации «Космическая деятельность России», выполнения функций государственного заказчика;

-    проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения при выполнении функций Государственного заказчика, выполнения обязательств по контрактам и договорам;

- проверка достоверности и правильности отражения финансовых и хозяйственных операций в бюджетной (бухгалтерской) отчетности;

- проверка состояния внутреннего финансового контроля за использованием средств федерального бюджета.

В порядке, предусмотренном пунктом 4.6 приказа Федерального казначейства от 22 января 2021 № 29п, дополнительно изучены иные вопросы, относящиеся к теме контрольного мероприятия, необходимость исследования которых возникла в ходе проверки.

В ходе выездной проверки в соответствии с положениями статьи 306.1. БК РФ установлены факты бюджетных нарушений, допущенных Дирекцией при выполнении функции заказчика строительства объектов космодрома «Восточный» как получателя бюджетных средств, а именно нарушения положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушения установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, а также требований к изменению, расторжению государственного контракта; нарушения условий государственных контрактов.

В акте проверки исследованы вопросы полноты выполнения функций Заказчика Дирекцией при исполнении государственного контракта от 4 октября 2018 года № 413-СМР003/2018, заключенного Дирекцией с ООО «Производственно-строительное объединение «Казань» (с учетом дополнительных соглашений).

В Представлении Дирекции указано на допущенные нарушения бюджетного законодательства:

Пункт 1 Представления: ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» допущено использование проектно-сметной документации по объекту «Строительство стартового комплекса космического ракетного комплекса «Ангара». Площадка 1А», сметная стоимость которой неправомерно завышена, и, как следствие, завышена цена государственного контракта от 04.10.2018 № 413-СМР003/2018, в том числе вследствие:

-    завышения объемов работ и материальных ресурсов, необоснованного включения объемов и стоимости материальных ресурсов, не предусмотренных технологией производства, двойного применения коэффициентов корректирующих индекс изменения сметной стоимости при переходе от первой к третьей зоне Амурской области;

-  применения расценок, не соответствующих технологии производства работ, предусмотренной проектом; двойного включения работ и материальных ресурсов.

Размер нарушения в денежном выражении составил 633 586 552,00 рублей.

Нарушены: подпункт 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, часть 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ, пункты 2.8, 2.16, 3.9, 3.30, 4.1, 4.22 МДС 81-35.2004, пункт 8.7 Методических рекомендаций по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы, утвержденных приказом Минстроя России от 09.02.2017 № 81/пр.

Доводы Дирекции не подтверждают наличие каких-либо нарушений, допущенных Федеральным казначейством при осуществлении проверки и влияющих на выводы по результатам контрольных мероприятий. Они направлены на переоценку установленных в ходе проверки обстоятельств выполнения Дирекцией функций, целей и задач казенного учреждения, получателя бюджетных средств и заказчика строительства космодрома «Восточный», основаны на неверном толковании положений законодательства.

В материалах выездной проверки (акт выездной проверки от 2 апреля 2021 г., Отчет СТИРД-2021/02) изложены полномочия и функции Дирекции как получателя бюджетных средств, целью создания которого (основной функцией) является исполнение функций заказчика, связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный».

Дирекция создана на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 августа 2012 г. № 1546-р, и наделено функциями получателя бюджетных средств в соответствии            со статьей 161 БК РФ («Казенные учреждения»),     Уставом ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», утвержденным распоряжением Государственной корпорации «Роскосмос» от 08.12.2017 №КИ-391-рсп.

Согласно Уставу пунктом 2.1. Устава Дирекция создана в целях оперативного управления реализацией подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015   годы»,   утвержденной   постановлением   Правительства   Российской Федерации и подпрограммы «Развитие космодрома «Восточный» на период 2017-2025 годов» федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации, осуществления контроля за ходом выполнения подпрограмм, эффективностью расходования выделенных на их реализацию средств, исполнения функций застройщика (заказчика), связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный», а также иных функций, предусмотренных механизмом реализации подпрограмм».

Согласно пункту 2.2. Устава предметом деятельности Дирекции является обеспечение законности и своевременности реализации работ по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный».

В соответствии с пунктом 2.3.1. Устава, Дирекция выполняет функции застройщика (заказчика), а также иные функции, предусмотренные механизмом реализации подпрограмм, в том числе контроль за выполнением подрядными организациями проектных и строительно-монтажных работ, в т.ч. за соблюдением сроков и качества выполнения строительных работ в рамках заключенных госконтрактов и договоров в сфере строительства объектов космодрома, приемка выполненных работ, реализация иных задач, связанных с исполнением функций государственного заказчика.

Таким образом, ссылкой на пункт 1 статьи 162 БК РФ в акте проверки резюмируется, что в рассматриваемых вопросах выполнения функций заказчика Дирекцией не выполнены полномочия получателя бюджетных средств в той части, на которую имеется ссылка.

По пункту 1 Представления установленное завышение сметной стоимости объекта создает риск переплаты в случае оформления взаиморасчетов за фактически выполненные работы актами приемки выполненных работ (ф. КС-2) с использованием сметной документации, содержащей недостоверные сведения об объемах и стоимости.

Позиция Дирекции не содержит возражений в части наличия в сметной документации ошибок, послуживших завышению объемов и стоимости строительства Объекта, при этом основной аргумент отсутствия вины Дирекции - обеспеченность проектно-сметной документации положительным заключением достоверности определения сметной стоимости от 16.05.2018 № 00064-18/ГГЭ-10722/07-01, явившейся основой для формирования твердой цены контракта.

Отсутствие возражений непосредственно в части конкретных сметных ошибок, имеющихся в сметной документации (арифметические ошибки, двойной учет работ и материальных ресурсов и т.д.), и формальные доводы о недопустимости каких-либо иных проверок сметной документации получившей заключение экспертизы о достоверности, лишь подтверждают тот факт, что само по себе наличие положительного заключения не может являться гарантией достоверности определения сметной стоимости, а следовательно, требует от государственного заказчика осуществления качественного входного контроля проектно-сметной документации, так как именно Заказчиком заключаются государственные контракты.

Выявленные при анализе сметной документации нарушения являются риском при реализации уже заключенного государственного контракта от 04.10.2018 № 413-СМР003/2018, согласно пункту 16.20 которого определено, что в случае выявления в ходе проверки, проведенной Заказчиком или уполномоченным контрольно-ревизионным органом, фактов необоснованного завышения сметной стоимости и/или неверного применения расценок и/или нецелевого расходования денежных средств и/или завышения объемов работ, а также иных обстоятельств, повлекших причинение ущерба Объекту контроля, Исполнитель возвращает Объекту контроля перечисленные ему денежные средства в размере выявленных переплат и сумм нецелевого использования в течение 5 (пяти) банковских дней со дня получения уведомления.

Следовательно, возможность устранения нарушений (ошибок, неточностей и других) закреплена условиями контракта, что дает возможность устранения и обоснованного изменения цены контракта.

В проверяемом периоде в рамках Контракта № 413-СМР003/2018 ООО «ПСО «Казань» выполнялись и принимались к оплате работы с использованием сметной документации, в составе которой проверкой установлено завышение объемов (не оспорено Дирекцией).

Учитывая, что в соответствии с Решениями ГК «Роскосмос» от 30.10.2018 № РД-699-р и от 18.06.2020 № РД-572-р планируется осуществление корректировки проектно-сметной документации, выявленные в процессе анализа сметной документации нарушения подлежат обязательному учету Дирекцией, а также уведомления проектной организации об имеющихся завышениях с целью недопущения подобных нарушений при осуществляемой корректировке проектно-сметной документации.

Таким образом, Дирекция своей позиции о неправомерности проверки сметной документации, получившей положительное заключение экспертизы и явившейся основой для определения размера цены контракта, создает предпосылки для невыполнения требований нормативно-правовых и законодательных актов Российской Федерации, одновременно создавая риски неправомерного расходования средств федерального бюджета.

Пункт 2 Представления: выполнена корректировка (уменьшение) стоимости работ по государственному контракту, утвержденная дополнительным соглашением от 20.01.2020 № 8, в результате которой допущено завышение цены Контракта за счет не исключения стоимости разработки раздела «Сметная документация».

Размер нарушения в денежном выражении составил 1 061 546,57 руб., в том числе: рабочей документации на сумму 1 010 993,63 рублей.

Нарушены: подпункт 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, часть 1 статьи 740, статья 309 ГК РФ, статьей 94, пунктом б части 1 статьи 95, частью 1 статьи 101 Федерального закона от 05.04.5013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Стоимость разработки рабочей документации (включая стоимость томов по отдельности), зафиксирована сторонами в условиях Контракта № 413-СМР003/2018, а также дополнительными соглашениями к Контракту, и расчет суммы нарушения (в том числе сбор исходных данных для расчета) осуществлен на основе данных, закрепленных условиями контракта. Распределение стоимости разработки рабочей документации по сооружениям, маркам и комплектам зафиксировано в приложении № 1.1 к ДС от 20.01.2020 № 8.

До исключения из состава рабочей документации раздела «Сметная документация» иное распределение стоимости между разделами рабочей документации, оформленное соглашением сторон, отсутствует.

Суммарная стоимость разработки рабочей документации в ДС № 8 изменений не претерпела. Путем арифметического суммирования определена стоимость разработки раздела «Сметная документация» в ДС от 20.01.2020 № 8, которая составила 101 004 373,16 руб. с НДС, что не соответствует сумме снижения стоимости разработки рабочей документации в ДС от 25.09.2020 № 9 (99 993 379,53 рублей с НДС в соответствии с пояснениями Дирекции, предоставленными письмом от 03.02.2021 № 381/302, и данными ДС от 25.09.2020 № 9).

Согласно пояснениям Объекта контроля (письмо от 03.02.2021 № 381/302): при оформлении ДС от 25.09.2020 №9 из стоимости договора вычли стоимость раздела СМ на стадии РД + 5 % непредвиденных затрат.

Руководствуясь методикой расчета, применяемой Дирекцией, в ходе проверки определена сумма завышения стоимости контракта, зафиксированной ДС от 25.09.2020 № 9, которая составила 1 061 546,57 рублей с НДС, из которой:

-    1 010 993,63 руб. с НДС - завышение стоимости разработки рабочей документации;

-  50 552,94 рубля с НДС - непредвиденные затраты от стоимости разработки рабочей документации (отнесенные на стоимость СМР).

Таким образом, при расчете суммы нарушения начисление непредвиденных расходов на стоимость разработки рабочей документации не производилось, а указанная сумма непредвиденных затрат определена от стоимости разработки рабочей документации, но отнесена на стоимость СМР, (в соответствии с методикой расчета Объекта контроля, доведенной письмом от 03.02.2021 № 381/302).

Кроме того,  в ходе проверки проверочной группой неоднократно запрашивалась расшифровка ведомостей распределения цены Контракта № 413-СМР003/2018, входящих в состав сметы Контрата, а также пояснения по методике начисления непредвиденных затрат, с приложением расчета (расчетов). В ответ на запросы поступили письменные пояснения Дирекции без приложения подтверждающих расчетов.

Расчеты, подтверждающие неправильность расчета произведенного в ходе проверки, на запросы, а также к возражениям Дирекции не представлены.

Таким образом, утверждение Дирекции о некорректно сформированной сумме завышения стоимости разработки рабочей документации, повлекшей завышение цены Контракта необоснованно, так как она рассчитана в соответствии с методикой, изложенной самой же Дирекцией письмом от 03.02.2021 № 381/302.

Пункт 3 Представления: неправомерно принята и оплачена рабочая документация, разработанная ООО «ПСО «Казань», с несоответствием утвержденной проектной документации; 341 раздел рабочей документации, из проверенных 1188 разделов (или 28%) содержит изменения, затрагивающие конструктивные элементы основных сооружений космодрома «Восточный», требующие корректировки проектно-сметной документации и повторной экспертизы скорректированного проекта.

В настоящее время рабочая документация, разработанная с отклонениями от утвержденной проектно-сметной документации, используется подрядчиком ООО «ПСО «Казань» при осуществлении строительства Объекта, что сопровождается отсутствием исполнительной документации и подтверждается предписаниями службы строительного контроля, а также не обеспечивает гарантию качества и создает риски последующей переделки строительных работ. Размер нарушения в денежном выражении - 309 407 021,63 руб.

Нарушены: часть 1 статьи 162 БК РФ, пункт 1 статьи 720 ГК РФ, статья 94 Закона о контрактной системе, пункты 1.29, 2.4, 12.1.3, 14.1 государственного контракта от 04.10.2018 № 413-СМР003/2018.

Проверка проведена в соответствии с возложенными полномочиями (с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении исполнения Дирекцией как государственным заказчиком и Головным исполнителем условий Контракта: в том числе обеспечения соответствия рабочей документации, разработанной в рамках Контракта, проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы.

Отраженные в акте методы проверки: «в рамках проверки проведен выборочный сравнительный анализ технических решений, принятых в рабочей документации на соответствие проектной документации» не могут служить подтверждением того, что исследованию подвержены не все документы, имеющиеся в распоряжении Дирекции.

Запросы были составлены на все имеющиеся у Дирекции документы, подтверждающие выполнение обязательств по государственному контракту от 4 октября 2018 года № 413-СМР003/2018, в том числе всю проектную документацию и всю рабочую документацию, а выборочный метод применен в отношении всей фактически полученной на исследование проектной документации.

В результате сопоставления разделов рабочей документации с предоставленной проектной документацией, получившей положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза» от 16.05.2018 № 00063-18/ГГЭ-10722/1101, выявлены несоответствия в 341 разделе рабочей документации, стоимость разработки которых, согласно актам сдачи-приемки выполненных работ по разработке рабочей документации №№ 1823730300012000000413003/1 - 1823730300012000000413003/14, составила 309 407 021,63 руб. с НДС. То есть, указанные разделы рабочей документации не соответствуют проектной документации и соответственно в этой части Дирекцией не выполнены условия Контракта (обеспечить приемку рабочей документации, соответствующей проектной документации).

При расчете стоимости разделов рабочей документации, не соответствующих условиям Контракта, использована полная стоимость разработки указанных разделов, т.к. согласно пункту 1.3.1 методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2009 № 620, базовые цены справочников устанавливаются в зависимости от натуральных показателей объектов проектирования (мощности, протяженности, емкости, площади и др.) или от общей стоимости строительства.

В комплекте изменений, внесенных в проектную документацию (Приложение № 4 к возражениям Дирекции) отсутствуют разделы проектной документации с внесенными изменениями, а в приложениях к приказам Дирекции «Об утверждении изменений проектной документации» присутствуют только разделы рабочей документации с измененными техническими решениями.

Согласно пункту 7.4.2 раздела 7 «Правила внесения изменений» ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации (с Поправкой)» изменения в проектную документацию, ранее переданную заказчику, как правило, вносят автоматизированным способом и осуществляют заменой, добавлением или исключением отдельных листов тома; заменой (перевыпуском) тома - при его полной переработке; выпуском дополнительных томов.

В ходе проверки Дирекция не подтвердила указанные в возражениях доводы о том, что все изменения были внесены в проектную документацию, оформлены в порядке, установленным частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Так комплекты откорректированной проектной документации (с внесенными изменениями) Дирекцией не представлены, а также разделы из скорректированного проекта не приложены к возражениям для сличения с рабочей документацией.

Вывод о несоответствии рабочей документации - проектной документации, получившей положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза» от 16.05.2018 № 00063- 18/ГГЭ-10722/1101, основан на несоответствии рабочей документации проектной документации представленной проверке, при том, что скорректированная проектная документация проверке не была представлена.

Кроме того, в нормативных правовых актах ГК «Роскосмос», на которые ссылается Объект контроля, а именно: Решение № РД-699-р от 30.10.2018, Решение № РД-572-р от 19.06.2020, Распоряжение № РД-324-рсп от 19.08.2020 отсутствует предписание Дирекции осуществлять приемку и оплату рабочей документации, разработанной с несоответствием проектной документацией.

Согласно абзацу 6 вводной части Решения № РД-572-р от 19.06.2020 изменения в утвержденную проектную документацию (решение о корректировке которой принято от 30.10.2018 Решением № РД-699-р) не внесены.

Также, согласно пункту 1 Решения № РД-699-р: работы по внесению изменений в проектную документацию по Объекту решено выполнить за счет средств Госкорпорации «Роскосмос» с заключением договора на проектно-изыскательские работы с ООО «ПСО «Казань» и Дирекцией в качестве застройщика.

Такой договор на корректировку проектно-сметной документации до настоящего времени не составлен, проверке не был представлен, в документах Дирекции отсутствует.

Указанная информация также подтверждает выводы о том, что в период до 2021 года изменения в проектную документацию не вносились, в то время как рабочая документация была принята Объектом контроля ещё в 2019-2020 гг.

Также в комплекте документации, предоставленной вместе с возражениями на акт проверки, имеются письма Дирекции Головному исполнителю, в которых отражена позиция о возможности внесения изменений в проектную документацию посредством рабочей документации со ссылкой на соответствующее письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.09.2019 № 34072-ДВ/08.

Согласно разделу 7 «Правила внесения изменений» действующего ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации (с Поправкой)» возможность внесения изменений в проектную документацию посредством рабочей документации не предусмотрена.

Согласно пункту 3 раздела I Приказа Минюста России от 04.05.2007 № 88 (ред. от 26.05.2009) «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», со дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, директивы и др.), не должны носить нормативный правовой характер. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Письмо Минстроя России от 14.09.2019 № 34072-ДВ/08, на которое имеется ссылка в возражениях Объекта контроля, не является нормативным правовым актом, не регламентировано действующим ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства (СПДС)».

При этом пунктом 2 письма Минстроя России от 14.09.2019 № 34072-ДВ/08 разъяснено, что в случае выявления в процессе строительства (реконструкции) объекта капитального строительства необходимости внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, такие изменения могут вноситься в виде отдельного изменения в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации, в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ.

Указанная в возражениях Дирекции возможность осуществления оценки соответствия изменений, внесенных в проектную документацию в форме экспертного сопровождения ФАУ «Главгосэкспертиза России» не оспаривается в акте.

Согласно статье 15.3 ГрК РФ в случае утверждения застройщиком или техническим заказчиком изменений, вносимых в проектную документацию в соответствии с частью 3.9 статьи 49 ГрК РФ, такие изменения утверждаются застройщиком или техническим заказчиком при наличии указанного в части 3.9 статьи 49 и предоставленного органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу данной проектной документации, в ходе экспертного сопровождения подтверждения соответствий вносимых в данную проектную документацию требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 ГрК РФ, технических регламентов и пр.

Изменение может быть выполнено в виде рабочей документации, при этом объем и состав изменений должны соответствовать требованиям Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», обеспечивать совместимость с разделами проектной документации, в которые изменения не вносились и быть оформлены в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минрегиона РФ от 02.04.2009 № 108 «Об утверждении правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации».

Объем и состав тех альбомов рабочей документации, в которые вносятся изменения относительно проектной документации, должны в полной мере соответствовать требованиям Положения, что в свою очередь означает необходимость разработки в каждом альбоме, в том числе, текстовой части, содержание которой для каждого раздела проектной документации регламентировано Положением.

В результате сопоставления измененной рабочей документации с проектной, получившей положительное заключение государственной экспертизы, определено, что в альбомах рабочей документации отсутствует текстовая часть. На первых листах графической части приведены лишь общие указания, полнота которых не соответствует по содержанию требованиям Положения и ранее разработанной проектной документации.

Следовательно, не выполнено условие, при котором, возможно внесение изменений в виде рабочей документации (согласно письму Минстроя России от 14.09.2019 № 34072-ДВ/08): объем и состав таких изменений не соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

С учетом вышеизложенного Федеральным казначейством был сделан обоснованный вывод о том, что Дирекция в отсутствие скорректированной проектно-сметной документации неправомерно приняла к оплате и оплатила рабочую документацию, разработанную ООО «ПСО «Казань» с отклонениями от первоначально разработанной и утвержденной проектно-сметной документации.

Пункт 4 Представления: оплачено за разработку рабочей документации, стоимость которой завышена. Размер нарушения в денежном выражении - 1 010 993,63 рублей.

Нарушены: подпункт 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, часть 1 статьи 740, статья 309 ГК РФ, статья 94, пункт «б» части 1 статьи 95, часть 1 статьи 101 Закона о контрактной системе, пункты 3.3, 4.1, 12.1.2, 19.1.1 государственного контракта от 04.10.2018 № 413-СМР003/2018 Заключение по примененным нормативно-правовым актам бюджетного законодательства (п. 1 ст. 1 БК РФ) приведено в пункте 1.1.

Стоимость разработки рабочей документации (включая стоимости томов по отдельности), зафиксирована сторонами условиями Контракта, а также ДС, а расчет суммы нарушения (в том числе сбор исходных данных для расчета) осуществлен именно на основе данных, закрепленных условиями контракта.

Распределение стоимости разработки рабочей документации по сооружениям, маркам и комплектам зафиксировано в приложении № 1.1 к ДС от 20.01.2020 № 8. До исключения из состава рабочей документации раздела «Сметная документация» иное распределение стоимости между разделами рабочей документации, оформленное соглашением сторон, отсутствует. Суммарная стоимость разработки рабочей документации в ДС № 8 изменений не претерпела. Путем арифметического суммирования определена стоимость разработки раздела «Сметная документация» в ДС от 20.01.2020 № 8, которая составила 101 004 373,16 рубля (с НДС), что не соответствует сумме снижения стоимости разработки рабочей документации в ДС от 25.09.2020 № 9 (99 993 379,53 руб. с НДС в соответствии с пояснениями Объекта контроля, предоставленных письмом от 03.02.2021 № 381/302, и данными ДС от 25.09.2020 № 9).

Согласно пояснениям Дирекции (письмо от 03.02.2021 № 381/302): при оформлении ДС от 25.09.2020 № 9 из стоимости договора вычли стоимость раздела СМ на стадии РД + 5 % непредвиденных.

Руководствуясь методикой расчета Объекта контроля, определена сумма завышения стоимости контракта, зафиксированной ДС от 25.09.2020 № 9, которая составила 1 061 546,57 рублей с НДС, из которой:

-    1 010 993,63 рубля с НДС - завышение стоимости разработки рабочей документации;

-  50 552,94 рубля с НДС - непредвиденные затраты от стоимости разработки рабочей документации (отнесенные на стоимость СМР).

Таким образом, при расчете суммы нарушения начисление непредвиденных расходов на стоимость разработки рабочей документации специалистами ФК не производилось, а указанная сумма непредвиденных затрат определена от стоимости разработки рабочей документации, но отнесена на стоимость СМР, в соответствии с методикой расчета Объекта контроля, доведенной письмом от 03.02.2021 № 381/302.

При этом, в 2020 году рабочая документации предъявлена Исполнителем к оплате и полностью оплачена, завышение стоимости выполненных работ по разработке рабочей документации (переплата) составило 1 010 993,63 руб. (с НДС).

Пункт 5 Представления: необоснованно принято и оплачено за объемы работ, выполненные не в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, в отсутствие внесенных соответствующих изменений в ПСД, а также в отсутствие исполнительной документации (актов освидетельствования скрытых работ).

Размер нарушения в денежном выражении на общую сумму 15 150 332,06 руб., из которых:

12 319 370,21 руб. - за строительно-монтажные работы, выполненные по рабочей документации, не соответствующей утвержденной проектной документации, в отсутствие внесения в утвержденную проектную документацию соответствующих изменений;

2 830 961,85 руб. - за выполненные объемы строительно-монтажных работ, не соответствующие ни проектной, ни рабочей документации, а именно: оплачены работы устройства бетонной подготовки фундаментов выполненные с применением бетона марки В15 и В25, в то время как проектной и рабочей документацией предусмотрено устройство бетонной подготовки из бетона марки В7,5 (актами освидетельствования скрытых работ применение более дорогого бетона не подтверждено). Нарушены: подпункт 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, статья 720 ГК РФ.

Согласно пункту 7.2.1 Контракта исполнитель обязан выполнить все работы по государственному контракту в соответствии с техническим заданием, проектной и рабочей документацией, условиями контракта, а также требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и иных нормативных документов в области проектирования и строительства.

В ходе проверки выявлены нарушения, выразившиеся в принятии Дирекцией к оплате строительно-монтажных работ (по гидроизоляции фундаментов, устройству бетонной подготовки и цементных стяжек, обмазочной гидроизоляции, цементных стяжек на сооружениях ГПЗ, ГП7,1, Tl, Т2, ТЗ, Т4, Т5 и работ по устройству бетонной подготовки фундаментов ФМ1-ФМ10, ПФ1-ПФ12 Сооружения № 4 (централизованное сооружение), выполненных с отступлением от утвержденной проектной документации (шифр 860/1А).

Стоимость работ, выполненных с отступлением от утвержденной проектной
документации, принята в полном объеме в соответствии с актами о приемке
выполненных работ по форме КС-2 (далее Акт КС-2), ввиду не предоставления Дирекцией на многочисленные запросы Федерального казначейства Ведомости распределения цены к Контракту с привязкой к сметным расчетам в сметной документации, прошедшей государственную экспертизу и явившейся основой для формирования цены контракта (расшифровку укрупненных единиц работ, учтенных сметой Контракта).

Согласно требованиям, установленным частью 6 статьи 52 ГрК РФ, лицо осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство в соответствии с проектной документацией.

Согласно требованиям, установленными частью 7 статьи 52 ГрК РФ, отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, допускается только на основании вновь утвержденной проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений, в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ.

Утверждение Дирекции о том, что на Объекте при производстве работ применены материалы, отличные от предусмотренных Проектной документацией и не ухудшающих качество конструкций, которое допустимо на основании части 3.8 статьи 49 ГрК РФ, не отменяет факт выявленного нарушения, а лишь его подтверждает.

Факт выполнения строительно-монтажных работ с применением конкретных материалов подтвержден актами освидетельствования скрытых работ, а Акты КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, подтверждают стоимость предъявленных к оплате выполненных работ и материалов, использованных при производстве работ.

Таким образом, результаты проверки не опровергают того факта, что применение более качественных материалов допустимо без изменения общей стоимости работ, улучшающих показатели объекта в соответствии с ГрК РФ, а указывают на то, что Дирекцией не были надлежащим образом оформлены и внесены изменения в проектную документацию.

Как указано выше, довод Дирекции о том, что все изменения были внесены в проектную документацию, которая, в свою очередь, получила положительное заключение Главгосэкспертизы России, и оформлены в порядке, установленным частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, является голословным, поскольку не подтвержден предоставлением комплекта проектной документации с внесенными изменениями.

Пункт 6 Представления: Дирекцией не выполнены полномочия заказчика и получателя бюджетных средств по осуществлению контроля за целевым использованием бюджетных средств Головным исполнителем ООО «ПСО «Казань», оплатившем услуги экспертного сопровождения проектной документации на сумму с указанием идентификатора государственного контракта от 04.10.2018 № 413-СМР003/2018 (ИГК 1823730300012000000413003413), разработка и обеспечение экспертизы которой не была поручена данным государственным контрактом.

Размер нарушения в денежном выражении - 2 467 695,58 руб. Нарушены: статья 162 БК РФ, статьи 7 Федерального закона от № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Вывод о том, что аванс на услуги экспертного сопровождения проектной документации на сумму 2 467 695,58 руб., оплачен ООО «ПСО «Казань» за счет средств целевого аванса, полученного в рамках государственного контракта от 04.10.2018 № 413-СМР003/2018, в акте проверки основан на том, что Плательщик в платежном поручении от 07.05.2020 № 482 с расчетного счета в коммерческом банке -филиале Приволжского ПАО Банк «ФК Открытие» на расчетный счет ФАУ «Главгосэкспертиза России» в наименовании платежа указал ИГК 1823730300012000000413003413 - государственного контракта от 04.10.2018 № 413-СМР003/2018, аванс за экспертное сопровождение по сч. 462 от 10.02.2020 по дог.1017Д-20/ГГЭ-10722/11-01/ЭС от 10.02.2020.

Указание в платежном поручении ИГК 1823730300012000000413003413, позволило ООО «ПСО «Казань» за счет целевых авансов, предусмотренных государственным контрактом от 04.10.2018 № 413-СМР003/2018, предъявить к оплате в качестве компенсации ранее осуществленных расходов, связанных с выполнением государственного контракта.

Дирекция, в свою очередь, имея в распоряжении данный платежный документ, обязана была принять меры к недопущению данной ссылки в наименовании платежа в вышеуказанном платежном документе (платежном поручении).

Пункт 7 Представления: Дирекцией не использованы право и обязанность заказчика повлиять на ход строительства в части устранения выявленных нарушений и недостатков и принятию мер ответственности к ООО «ПСО «Казань» за неисполнение (ненадлежащее исполнение) государственного контракта от 04.10.2018 № 413-СМР003/2018 и не взысканы штрафы (пени).

Размер нарушения в денежном выражении за несоблюдение срока разработки и передачи заказчику рабочей документации (с задержкой на 86 дней) в сумме 5 262 462,39 руб.; за не устранение нарушений и недостатков, выявленных и указанных в 147 предписаниях службы строительного контроля в сумме 14 700 000,00 руб.

В ходе проверки Дирекцией был направлен иск в Арбитражный суд города Москвы (дело № А40-43815/2021), по результатам рассмотрения которого было вступившим в законную силу решением суда от 25 мая 2021 г. в удовлетворении требований отказано за непредставление ежемесячной информации, графиков и отчетности о строительстве Объекта по 56 эпизодам на сумму 5 600 000,00 руб. Нарушены: часть 6 статьи 34, пункт 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе.

В части некорректности расчета размера штрафов и пеней не подтвержденных судебно-претензионной работой, Дирекцией не представлено обоснование для таких выводов, при этом в акте проверки подробно изложен механизм подсчета неустоек:

5 262 462,39 руб. - за несоблюдение срока разработки и передачи Рабочей документации с задержкой на 86 дней (стр. 64-66 Акта);

5 600 000,00 руб. - за нарушение условий контракта по 56 эпизодам непредставления ежемесячных информации, графиков и отчетности о строительстве Объекта (стр. 106-107 Акта).

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, в том числе заключение государственных контрактов, должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.

В акте от 02.04.2021 Федеральным казначейством не оспаривается то, что распорядительными документами ГК «Роскосмос» (ГРБС) на Дирекцию не оформлены полномочия администратора доходов бюджета, а также порядок их осуществления в соответствии с пунктом 3 статьи 160.1 БК РФ, согласно которому должен был быть установлен объем полномочий администратора доходов бюджета и порядок их осуществления.

Однако данный факт не может служить основанием для неприменения Дирекцией мер понуждения к ООО «ПСО «Казань», направленных на выполнение условий государственного контракта (в соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе и положений государственного контракта от 4 октября 2018 г. №413-СМР003/2018.

Пункт 8 Представления: Дирекцией не обеспечено своевременное документальное оформление фактически выполненных строительно-монтажных работ (актов приемки выполненных работ (КС-2) справок о стоимости работ и затрат (КС-3).

Размер нарушения в денежном выражении составил 5 498 209 908,80 руб.

Дирекцией не приняты меры по своевременному оформлению исполнительной документации (актов освидетельствования скрытых работ уже фактически выполненных работ на Объекте), подтверждающей выполнение работ на сумму 4 948 939 548,07 руб., что свидетельствует о невыполнении функций заказчика в части осуществления своевременного и правильного ведения и оформления производственно-технической и исполнительной документации, подтверждающей выполнение строительно-монтажных работ.

Нарушены: пункт 1 статьи 162 БК РФ, статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 101 Закона о контрактной системе, пункт 6.1.5 государственного контракта от 04.10.2018 № 413-СМР003/2018.

В части расчета стоимости работ, не подтвержденных надлежащим образом оформленной документацией, поясняем:

Ввиду отсутствия первичных учетных документов (актов приемки выполненных работ (КС-2) справок о стоимости работ и затрат (КС-3) на сумму 5 054,30 млн. руб., указанную в Справке Объекта контроля от 29.01.2021 (далее - Справка от 29.01.2021), проверочной группой был направлен соответствующий запрос пояснений от 01.02.2021 по определению стоимости выполненных Исполнителем в 2020 году строительно-монтажных работ на сумму 5 054,30 млн. руб.

Ответным письмом от 03.02.2021 № 381/302 Дирекцией сообщено, что ориентировочная стоимость выполненных Исполнителем в 2020 году строительно-монтажных работ определена на основании:

-  ВРЦ, входящих в состав сметы Контракта (приложение № 1 к Контракту);

-     данных об объемах и видах выполненных работ, предоставляемых Исполнителем, в натуральных величинах, накопительном порядке по каждому сооружению на дату формирования отчета;

-  данных об объемах освидетельствованных скрытых работ Объектом контроля на дату формирования Отчета, требующих оформления исполнительной документации Исполнителем для формирования и предъявления Актов КС-2.

При этом сам расчет стоимости с указанием объемов и стоимости по каждому виду работ Дирекцией не был предоставлен.

В результате был направлен еще запрос о предоставлении документации, подтверждающей объемы и стоимость выполненных на Объекте работ на сумму 5 054,30 млн. руб., сумму, указанную в Справке Дирекции от 29.01.2021, содержащей в себе как данные об объемах каждой из выполненных работ по каждому из сооружений Объекта, так и данные об их стоимости в уровне цен Контракта.

В ответ на указанный запрос Дирекцией представлена Справка о выполненных работах на Объекте по состоянию на 31.12.2020, в которой указаны виды и объемы выполненных работ по каждому сооружению, но не указана стоимость каждого вида работ.

В результате, специалистами ФКУ «ЦОКР» в процессе исследования был произведен анализ достоверности информации о стоимости выполненных строительно-монтажных работ на сумму 5 054,30 млн. руб. посредством привязки стоимости видов работ, приведенных в ВРЦ, к объемам выполненных работ, приведенным в Справке на 31.12.2020.

Такой способ расчета (методика расчета) соответствует пояснениям Дирекции об определении стоимости выполненных Исполнителем в 2020 году строительно-монтажных работ на сумму 5 054,30 млн. руб.

В Справке на 31.12.2020 приведены в том числе объемы и виды фактически выполненных строительно-монтажных работ на Объекте, производство которых осуществлялось в соответствии с рабочей документацией, не соответствующей проектной документации, получившей заключение экспертизы и являющейся основой при формировании цены контракта и ВРЦ.

Таким образом, результаты расчета являются ориентировочными, так как стоимость видов работ, отсутствующих в ВРЦ вследствие изменений проектных решений в рабочей документации, но фактически выполненных на Объекте, принята применительно из имеющихся в ВРЦ расценок (без привязки к сооружениям), исходя из условия максимального соответствия и аналогичного состава работ (затрат, ресурсов).

В результате при расчете стоимости выполненных, но не принятых Объектом контроля работ, специалисты Федерального казначейства пользовались методикой Дирекции, доведенной её же письмом от 03.02.2021 № 381/302, и примененной Дирекцией при определении стоимости выполненных, но не принятых работ; виды и объемы работ, используемые специалистами Федерального казначейства при расчете выполненных, но не принятых Дирекцией работ, также предоставлены Объектом контроля в Справке на 31.12.2020.

Следовательно, утверждение Дирекции о некорректном осуществлении специалистами Федерального казначейства расчета стоимости выполненных, но не принятых Объектом контроля работ, необоснованно и свидетельствует о том, что стоимость выполненных, но не принятых работ на сумму 5 054,3 млн. руб., указанная в Справке Дирекции от 29.01.2021, также является некорректной и недостоверной ввиду непредставления подтверждающих расчетов на многочисленные запросы проверочной группы.

Пункт 9 Представления: Дирекцией не обеспечен стоимостной учет земельных
участков в составе
забалансового счета 01.11 «Недвижимое имущество в пользовании по договорам безвозмездного пользования»: вместо установленной в договорах стоимости учет земельных участков осуществлялся по условной оценке  один участок - 1 рубль, что привело к искажению (занижению) данных строки 010 Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе Баланса (ф. 0503730) на отчетные даты.

Размер нарушения в денежном выражении - 872 152 799,00 руб.

Нарушены: часть 5 пункта 1 статьи 162, пункт 2 и подпункт 2 пункта 3 статьи 264.1 БК РФ, пункт 1 статьи 12, пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абзац 2 пункта 333 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными   внебюджетными   фондами,   государственных   академий   наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

Пункт 10 Представления: Дирекцией не осуществлены своевременные взаиморасчеты по государственному контракту от 04.10.2018 № 413-СМР003/2018 и допущено наличие кредиторской задолженности перед ООО «ПСО «Казань», сформированной за строительно-монтажные работы в течение 2019 - 2020 годов:

Размер нарушения в денежном выражении: на 1 января 2020 г. Составил 282 054 733,77 руб., на 31 декабря 2020 г. - 134 536 004,65 руб., за услуги разработки рабочей документации на 1 января 2021 г. в сумме 1 677 880,89 руб. Нарушены: пункт 1 статьи 162 БК РФ, статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пояснения Дирекции не опровергают и не влияют на выводы по результатам проверки о наличии кредиторской задолженности в обязательствах ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный».

           В соответствии с ч.3 ст. 201  АПК РФ  в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 27-29, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления  ФКУ "Дирекция космодрома  "Восточный» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                                              Нариманидзе Н.А.