Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва Дело № А40-134516/ 20-150-1032
Резолютивная часть решения объявлена 06 октября 2020г.
Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2020г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе: судьи Маслова С.В., единолично,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ, дело по иску ООО «СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОГОНЁК» (107241 МОСКВА ГОРОД УЛИЦА АМУРСКАЯ ДОМ 62КОРПУС 1 КВАРТИРА 123, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 13.09.2018, ИНН: <***>)
к ДТСЗН города Москвы (107078, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА БАСМАННАЯ НОВ., 10, СТР.1, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 29.01.2003, ИНН: <***>)
о взыскании 206 028руб. 27коп. убытков, без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО «СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОГОНЁК» обратилось с иском в суд о взыскании с Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы 206 028руб. 27коп. убытков в виде возмещения затрат, связанных с предоставлением в марте 2020г. социальных услуг получателям, в соответствии со ст.ст. 15,16, 1069 ГК РФ.
Определением от 10.08.2020г. исковое заявление было принято к производству суда с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства.
В соответствии со ст. 228 АПК РФ судом установлены сроки представления сторонами в суд и друг другу доказательств и документов.
Стороны о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены надлежащим образом.
В обоснование иска истец указал, что задолженность возникла в результате уклонения ответчика от исполнения обязательств по предоставлению субсидии из бюджета города Москвы в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением гражданам социальных услуг, истцом направлялись в уполномоченный орган документы, подтверждающие оказание, стоимость и оплату социальных услуг, подписанные между поставщиком и получателями социальных услуг.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, указав, что к возмещению недополученных доходов выставлено завышенное количество минут оказанных услуг, результаты проведенной функциональной диагностики получателей социальных услуг свидетельствует об умышленном искажении истцом отчетной документации с целью установления достоверного объема фактически оказанных услуг ответчиком неоднократно запрашивались сведения о количестве работников организации, осуществляющих социальное обслуживание на дому, а также о фактически оказанных услугах в спорный период времени с приложением подтверждающей документации, истцом такие документы в адрес ответчика не были направлены, ответчик рекомендовал истцу приостановить оказание услуг.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
ООО «Социальная служба Огонек» состоит в Реестре поставщиков социальных услуг города Москвы и осуществляет социальное обслуживание граждан на дому, что подтверждается свидетельством о включении в Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы от 18.10.2018г. № 00062.
Между ООО «Социальная служба Огонек» (исполнитель) и ФИО1 (заказчик) заключен договор о предоставлении социальных услуг от 01.11.2018г. № 02-2018, в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать социальные услуги заказчику на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг заказчика, выданной в установленном порядке, которая является неотъемлемой частью договора, а заказчик обязуется оплачивать указанные услуги, за исключением случаев, когда законодательством о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации предусмотрено предоставление социальных услуг бесплатно.
Согласно п. 11 договора заказчик или его законный представитель оплачивает социальные услуги частично в соответствии с фактически оказанным объемом социальных услуг по тарифам, утвержденным приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 28.09.2015г. № 865 «Об утверждении тарифов на социальные услуги». Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, установленной ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Между ООО «Социальная служба Огонек» (исполнитель) и ФИО2 (заказчик) заключен договор о предоставлении социальных услуг от 01.01.2019г. № 01-2019, в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать социальные услуги заказчику на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг заказчика, выданной в установленном порядке, которая является неотъемлемой частью договора, а заказчик обязуется оплачивать указанные услуги, за исключением случаев, когда законодательством о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации предусмотрено предоставление социальных услуг бесплатно.
Пунктом 11 договора установлено, что заказчик получает услуги бесплатно в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 8 Закона города Москвы от 09.07.2008г. № 34 «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве».
Между ООО «Социальная служба Огонек» (исполнитель) и ФИО3 (заказчик) заключен договор о предоставлении социальных услуг от 01.05.2019г. № 04-2019, в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать социальные услуги заказчику на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг заказчика, выданной в установленном порядке, которая является неотъемлемой частью договора, а заказчик обязуется оплачивать указанные услуги, за исключением случаев, когда законодательством о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации предусмотрено предоставление социальных услуг бесплатно.
В п. 11 договоров установлено, что заказчик получает услуги бесплатно, в соответствии с решением Отдела социальной защиты населения района Чертаново Южное ЮАО города Москвы.
В соответствии с п. 5 договоров по результатам оказания услуг исполнитель представляет заказчику акт сдачи-приемки оказанных услуг, подписанный исполнителем в 2 экземплярах, составленный по форме, согласованной сторонами, который является неотъемлемой частью договора.
В период времени с 01.03.2020г. по 31.03.2020г. истцом были оказаны социальные услуги получателям в соответствии с договорами о предоставлении социальных услуг и индивидуальными программами предоставления социальных услуг (ИППСУ): ФИО1 (договор от 01.11.2018г. № 02-2018, ИППСУ от 16.03.2018г. № 1206003093); ФИО2 (договор от 01.01.2019г. № 01-2019, ИППСУ от 12.01.2018г. № 1208001513); ФИО3 (договор от 01.05.2019г. № 04-2019, от 15.11.2018г. ИППСУ № 1234002515), общей стоимостью 206 028руб. 27коп.
Исполнение обязательств по договорам истцом подтверждается актами приемки социальных услуг, предоставленных в соответствии с индивидуальной программой за март 2020г., подписанными заказчиками ФИО1, ФИО2, ФИО3 без замечаний.
Истцом в адрес ответчика были направлены отчет об использовании средств субсидии за март 2020г., акт сверки взаиморасчетов, что подтверждается сопроводительным письмом от 01.04.2020г. № ИС-41-2020 и уведомлением электронной приемной на официальном портале Мэра и Правительства Москвы.
Ответчик в письме от 10.04.2020г. № 01-06-4818/20 сообщил истцу о недостоверности предоставленной истцом информации и завышением стоимости услуг в связи с тем, что коэффициент выработки одним социальным работником в территориальном центре социального обслуживания при нагрузке 16-17 получателей социальных услуг составляет 1,19.
Истцом в адрес ответчика было направлено заявление о предоставлении субсидии из бюджета города Москвы поставщику социальных услуг в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением гражданам социальной услуги от 30.04.2020г. № ИС-46-2020, с приложением проекта договора о предоставлении субсидии на 2020г., расчетом и подтверждающими документами, что подтверждается сопроводительным письмом от 30.04.2020г. № ИС-45-2020 и уведомлением электронной приемной на официальном портале Мэра и Правительства Москвы.
Письмом от 12.05.2020г. № 01-06-5489/20 ответчик просил истца предоставить сведения о количестве работников организации, осуществляющих социальное обслуживание на дому, оставив заявление истца о предоставлении субсидии без удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
В силу ч. 8 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 16-19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
На основании ч. 1 Порядка предоставления субсидий, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2014г. № 829-ПП (субсидия (компенсация) выплачивается поставщикам социальных услуг за счет средств бюджета города Москвы.
Согласно п. 12.1 ч. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии с п. 1.2 Порядка обязанность по предоставлению субсидий возложена на Департамент труда и социальной защиты населения, который в данном случае является распорядителем бюджетных средств, выделенных на предоставление субсидий поставщикам социальных услуг.
В силу п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
На основании п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 ГК РФ).
В ст. 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных 6 лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Стороны согласно ст.ст. 8, 9 АПК РФ пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление судом отклонены, как необоснованные и противоречащие фактическим обстоятельствам дела, истцом направлялись в уполномоченный орган документы, подтверждающие оказание социальных услуг, подписанные между истцом и получателями социальных услуг, отчетная документация также была предоставлена.
Договор о предоставлении субсидии отклоняется судом как не относимое доказательство, поскольку предметом вышеуказанного договора является оказание гражданам социальных услуг в 2019г. и ссылка на данный документ не имеет отношения к рассматриваемому спору.
Довод ответчика относительно того, что результаты функциональной диагностики в отношении граждан свидетельствуют об искажении представленной истцом отчетной документации, также отклоняется судом как неправомерный, поскольку согласно п. 1.1 приказа Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 31.12.2019г. № 1459 функциональная диагностика проводится с целью признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании, в настоящем деле получатели услуг уже признаны нуждающимися в социальном обслуживании, при этом истцом услуги оказаны в объеме согласованном в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не оспорено ответчиком.
Поскольку материалами дела подтверждается наличие причинно-следственной связи между допущенными ответчиком нарушениями и возникшими у истца убытками, а также размер убытков, требование о взыскании 206 028руб. 27коп. суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлина по иску относится на ответчика.
С учетом изложенного, на основании ст.ст. 11, 12, 15, 307, 309, 310 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 4, 9, 41, 49, 64-66, 71, 75, 101-103,110, 112, 121, 122, 123, 137, 156, 167-171, 176 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ДТСЗН города Москвы в пользу ООО «СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОГОНЁК» 206 028руб. 27коп. убытков, а также 7 121руб. 00коп. госпошлины.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Арбитражный суд составляет мотивированное решение в течение пяти дней в случае, если лица, участвующие в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, подали заявления о составлении мотивированного решения. Указанное заявление может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья: С.В. Маслов