ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-134826/12 от 26.12.2012 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

10 января 2013 г.

Дело № А40-134826/2012

Резолютивная часть решения объявлена 26 декабря 2012 года

Полный текст решения изготовлен 10 января 2013 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Уточкина И.Н. (92-1276)

при ведении протокола судебного заседания секретарем Себельдиной Д.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Волжская ТГК»

к МЧС России

об оспаривании действий

с участием:

от заявителя: ФИО1 представитель по доверенности от 04.05.2012г. № 18;

от МЧС России: ФИО2 представитель по доверенности от 08.11.2021г. № 57-62-22;

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Волжская ТГК» обратилось в арбитражный суд с заявлением к МЧС России об оспаривании действий по отказу в утверждении Плана проведения командно-штабного учения на Энгельсской ТЭЦ-3 Саратовского филиала ОАО «Волжская ТГК» и Акта от 27.10.2011г. об итогах проведения командно-штабного учения на Энгельсской ТЭЦ-3 Саратовского филиала ОАО «Волжская ТГК», выраженных в письме начальника Управления федеральной поддержки территорий МЧС России ФИО3 от 18.06.2012г. №22-2-846.

Заявление ОАО «Волжская ТГК» мотивировано тем, что действия МЧС России по отказу в согласовании Плана проведения планово-штабных учений и Акта по итогам проведения планово-штабных учений являются не соответствующими действующему законодательству РФ, поскольку противоречат положениям Постановления Правительства РФ от 21.08.2000г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».

Представитель МЧС России против заявления возражал по доводам, изложенным в отзыве, ссылаясь на правомерность действий по отказу в согласовании Плана проведения планово-штабных учений и Акта по итогам проведения планово-штабных учений.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями соблюден истцом.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что во исполнение Постановления Правительства РФ от 21.08.2000г. №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» ОАО «Волжская ТГК» был разработан План проведения командно-штабного учения на Энгельсской ТЭЦ-3 (далее - План командно-штабных учений), который был утвержден Заместителем председателя Правительства Саратовской области, Председателем КЧС и ОПБ при Правительстве Саратовской области 21.10.2011г., а также Временно исполняющим обязанности начальника Главного управления МЧС России по Саратовской области.

Для проверки реальности разработанного «Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на Энгельсской ТЭЦ-3» было проведено командно-штабное учение на мазутном хозяйстве Энгельсской ТЭЦ-3 Саратовского филиала ОАО «Волжская ТГК».

Энгельсская ТЭЦ-3 является структурным подразделением Саратовского филиала ОАО «Волжская ТГК».

По результатам командно-штабного учения был составлен Акт об итогах проведения командно-штабного учения на мазутном хозяйстве Энгельсской ТЭЦ-3 Саратовского филиала ОАО «Волжская ТГК» от 27.10.2011г. (далее - Акт об итогах командно-штабных учений). Данный Акт был согласован с Временно исполняющим обязанности начальника Главного управления МЧС России по Саратовской области и утвержден Заместителем председателя Правительства Саратовской области, Председателем КЧС и ОПБ при Правительстве Саратовской области.

01.12.2011г. ОАО «Волжская ТГК» во исполнение п. 20 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003г. №547, отправило на утверждение в адрес Председателя комиссии по организационно-методическому руководству и планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, начальнику Управления федеральной поддержки территорий письмо с приложением к нему Плана командно-штабного учения и Акта об итогах проведения командно-штабного учения на согласование.

Письмом от 18.06.2012г. №22-2-846 ОАО «Волжская ТГК» было отказано в утверждении Плана проведения командно-штабного учения на Энгельсской ТЭЦ-3 Саратовского филиала ОАО «Волжская ТГК» и Акта от 27.10.2011г. об итогах проведения командно-штабного учения на Энгельсской ТЭЦ-3 Саратовского филиала ОАО «Волжская ТГК».

В качестве основания для отказа в утверждении указанных выше документов было указано на следующее:

- в соответствии с п. 10 Положения о подготовке населения в
области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003г. №547, в организациях, имеющих опасные производственные объекты, проводятся комплексные учения, а не командно-штабные учения;

- в представленных материалах учений отсутствует информация о динамике распространения разлива, не указаны временные параметры реагирования АСФ(Н), что не дает возможность оценить реальную степень готовности АСФ к ликвидации нефтеразлива;

- Акта об итогах проведения командно-штабного учения носит общий характер без подтверждения готовности по итогам учения конкретного АСФ к ликвидации максимально возможного разлива нефтепродуктов, прогнозируемого Планом;

- недостаточность сил и средств;  работники Энгельсской ТЭЦ-3 не должны привлекаться для устранения разливов нефтепродуктов.

Не согласившись с отказом в утверждении Плана проведения командно-штабного учения и Акта от 27.10.2011г. об итогах проведения командно-штабного учения ОАО «Волжская ТГК» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд исходи из следующего.

Статьей 10 Федерального закона от 21.06.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлена обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте и заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

В соответствии с п. 4 «Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002г. № 240, организации обязаны создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно - спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке.

Согласно п. 7 «Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», утвержденных Приказом МЧС России от 28.12.2004г. № 621, одной из основных задач планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, является обоснование достаточного количества и состава собственных сил и средств организации для ликвидации ЧС(Н), состоящих из подразделений спасателей, оснащенных специальными техническими средствами, оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованных в установленном порядке (далее - АСФ(Н)), и/или необходимости привлечения в соответствии с законодательством АСФ(Н) других организаций, с учетом их дислокации.

Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» установлено, что аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 22.08.1995г. № 151-ФЗ привлечение аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями объектах и территориях.

Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2002г. № 240 установлено, что с целью определения необходимого состава сил и специальных технических средств на проведение мероприятий организациями осуществляется прогнозирование последствий разливов нефти и нефтепродуктов и обусловленных ими вторичных чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий).

Планирование действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и доведению остаточного содержания углеводородов в окружающей природной среде до допустимого уровня, отвечающего соответствующим природно-климатическим и иным особенностям территорий, целевому назначению и виду использования земель, водных объектов, участков лесного фонда, иных природных объектов, осуществляется на основе результатов прогнозирования последствий максимально возможного разлива нефти и нефтепродуктов, данных о составе имеющихся на объекте сил и специальных технических средств, а также данных о профессиональных аварийно - спасательных формированиях (службах), привлекаемых для ликвидации разливов (п. 6).

В соответствии с п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2000г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» были утверждены согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти «Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» (приложение к Приказу № 621 от 28.12.2004г.).

Согласно п. 6 Приказа № 621 от 28.12.2004г. в пределах зоны действия Плана организация (независимо от форм собственности, осуществляющая разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая администрацию портов в соответствии с п. 2 Приказа № 621 от 28.12.2004) обязана обеспечить ликвидацию разлива нефти независимо от источника, времени разлива и места последующего нахождения разлитой нефти и нефтепродуктов.

Уровень планирования действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен осуществляется в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000г. № 613, а также Приказом МПР России от 03.03.2003г. № 156, определяющим величины нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива нефти и нефтепродуктов к чрезвычайной ситуации (п. 10 Приказа № 621 от 28.12.2004г.).

Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2000г. № 613).

В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

- локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;

- муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;

- территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;

- регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;

- федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

- локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;

- регионального значения - разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;

- федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов).

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007г. № 304.

В соответствии с классификацией ЧС(Н) организации разрабатывают Планы соответствующие уровню возможной ЧС(Н): локального, местного, территориального, регионального и федерального, а на акваториях - локального (объектового), регионального и федерального, а также Календарные планы для нижестоящих уровней возможных ЧС(Н), вплоть до объектового уровня, которые используются при составлении соответствующих Планов в подсистемах РСЧС и их звеньях, Планов регионов, а также непосредственно в организациях при реагировании на ЧС(Н) (п. 14 Приказа МЧС России от 28.12.2004г. № 621).

Согласно п. 4 б) «Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.08. 2001г. № 613, планом ЛРН должны предусматриваться количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов (далее - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно - спасательных формирований.

В соответствии с п. 8 «Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.08.2001г. № 613, в целях отработки планов на федеральном и региональном уровнях проводятся комплексные учения или командно - штабные тренировки не реже одного раза в 2 года.

В приложение № 1 к «Правилам разработки и согласования Планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» приведен образец структуры Плана ЛРН, включающий раздел 4.1. Обеспечение готовности сил и средств ЛЧС(Н) следующего содержания:

4.1.1.   Уровни реагирования.

4.1.2.   Состав сил и средств, их дислокация и организация доставки в зону
ЧС(Н).

4.1.3.   Зоны ответственности АСФ(Н) и подразделений пожарной охраны.

4.1.4.   Мероприятия по поддержанию в готовности органов управления,
сил и средств к действиям в условиях ЧС(Н).

Согласно п. 4 раздела III Приложения №1 к Правилам разработки и согласования Планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом МЧС России от 28.12.2004г. № 621, контроль за ходом выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС(Н), определенных в Планах, осуществляется соответствующими контролирующими и надзорными органами исполнительной власти в ходе плановых и внеплановых проверок, а также в процессе практических действий организаций при ликвидации ЧС(Н), проведении учений и тренировок (п.8 Основных требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»).

В соответствии п. 8 Основных требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», в целях отработки планов на федеральном уровне проводятся комплексные учения или командно - штабные тренировки не реже одного раза в 2 года.

В силу п. 10 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003г. № 547, Комплексные учения проводятся 1 раз в 3 года в организациях, имеющих опасные производственные объекты.

Исходя из изложенного, МЧС России, как контролирующий и надзорный орган исполнительной власти, письмом от 30.12.2008г. № 22-2-1139 в адрес Энгельсской ТЭЦ-3 ОАО «Волжская ТГК» указало на необходимость проведения в течение первого полугодия 2009 года комплексных учений. Учитывая то, что с 30.12.2008г. прошло более 3 лет, проведение комплексных учений является обязательным условием выполнения требований законодательства.

В   Плане  не  представлены  силы  и  средства  ПАСФ  ООО  «Сервис Безопасности».

Филиал № 73 ООО «Сервис безопасности», на который ссылается заявитель, находится в г. Ульяновск, пр-т. Гая, д. 90А., на отдалении 440 км. (8 ч. 48 м. езды без пробок) и не успевает в срок (4-часа).

Данный факт заявителем не оспаривается.

Вместе с тем, в соответствии с подп. «м» п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2000г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» при расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве.

В Плане приведены силы и средства не аттестованного установленным порядком НАСФ и ВГСО ЗАО «ЦАСФ».

Согласно ст. 12 п. 2 Федерального закона от 22.08.1995г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

Между тем, в письме УФПТ МЧС России от 30.12.2008г. № 22-2-1139 было указано на проведение комплексных учений и представление в МЧС России соответствующей информации в срок не позднее, чем до 10.07.2009г.

ОАО «Волжская ТГК» провела ученья в октябре 2011 года.

Согласно п. 8 постановлением Правительства РФ от 21.08. 2001г. № 613 в целях отработки планов на федеральном и региональном уровнях проводятся комплексные учения или командно - штабные тренировки не реже одного раза в 2 года.

В соответствии с главой III пункта 4 Приложения № 1 Приказа МЧС России от 28.12.2004г. № 621 корректировка (переработка) Планов осуществляется при изменении исходных данных, влияющих на уровень и организацию реагирования на ЧС(Н), с уведомлением органов исполнительной власти, утвердивших эти Планы.

В виду того, что в Плане ОАО «Волжская ТГК» изменилось аварийно-спасательное формирование, он подлежит корректировке и в повторном представлении на рассмотрение в МЧС России.

При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о правомерности отказа в утверждении Плана проведения командно-штабного учения на Энгельсской ТЭЦ-3 Саратовского филиала ОАО «Волжская ТГК» и Акта от 27.10.2011г. об итогах проведения командно-штабного учения на Энгельсской ТЭЦ-3 Саратовского филиала ОАО «Волжская ТГК», выраженного в письме начальника Управления федеральной поддержки территорий МЧС России ФИО3 от 18.06.2012г. №22-2-846.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае указанных оснований судом не установлено, в связи с чем требования заявителя не подлежат удовлетворению в соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в порядке ст. 110 АПК РФ.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2000г №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», руководствуясь ст. ст. 4, 27, 29, 49, 65, 69, 71, 110, 123, 156, 167-170, 199-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие постановлению Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» , отказать в удовлетворении требований по заявлению ОАО «Волжская ТГК» к МЧС России об оспаривании действий по отказу в утверждении Плана проведения командно-штабного учения на Энгельсской ТЭЦ-3 Саратовского филиала ОАО «Волжская ТГК» и Акта от 27.10.2011 об итогах проведения командно-штабного учения на Энгельсской ТЭЦ-3 Саратовского филиала ОАО «Волжская ТГК», выраженных в письме начальника Управления федеральной поддержки территорий МЧС России Бекова Х.И. от 18.06.2012г. №22-2-846.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                                                 Уточкин И.Н.