РЕШЕНИЕ
г. Москва
24 декабря 2013 года
Дело № А40-138774/13
Резолютивная часть объявлена 12 декабря 2013 года
Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2013 года
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи - Семушкиной В.Н. (шифр судьи 152-1274)
Протокол ведет секретарь судебного заседания Баскиной К.Ю.
Рассмотрев в судебном заседании заявление Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края
к ФАС России
третьи лица: Главное управление по образованию и молодежной политике Алтайского края, ЗАО «РТЛ систем», ООО «РТС- тендер»
о признании незаконным решения от 09.09.2013г. №К-1472/13 и недействительным предписание от 09.09.2013г. № К-1472/13.
при участии:
от заявителя - ФИО1 (доверенность от 04.03.2013г.),
от ответчика – ФИО2 (доверенность от 27.11.2013г.),
от третьего лица (Главное управление по образованию и молодежной политике Алтайского края) - не явился (извещен надлежащим образом),
от третьего лица (ЗАО «РТЛ систем») - не явился (извещен надлежащим образом),
от третьего лица (ООО «РТС- тендер») - не явился (извещен надлежащим образом).
УСТАНОВИЛ:
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службы о признании незаконным решения от 09.09.2013г. по делу №К-1472/13 о нарушении законодательства о размещении заказов и предписания от 09.09.2013г. по делу № К-1472/13 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Представители Заявителя в судебное заседание явились, поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении со ссылкой на незаконность и необоснованность оспариваемого решения Управления Федеральной антимонопольной службы по г.Москве. В качестве оснований для признания решения и предписания ФАС России недействительными заявитель указывает, что у антимонопольного органа отсутствовали основания для признания Главэкономики, Главного управления по образованию и молодежной политике Алтайского края нарушившим законодательство о размещении заказов. Оспариваемые решение, предписание нарушают права и законные интересы Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края в сфере экономической деятельности, поскольку возлагают на Главэкономики не предусмотренные законом обязанности по внесению изменений в утвержденную документацию об аукционе и размещению их на официальном сайте.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, указанным в письменном отзыве, со ссылкой на то, что оспариваемые решение является законным, обоснованным и вынесенным в пределах компетенции УФАС по г.Москве.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствии третьих лиц в порядке ст. 123 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав доводы представителей явившихся в судебное заседание сторон, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил, что срок на обжалование ненормативных актов, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем не пропущен.
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 г. № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемого заявителем решения и предписания ФАС России необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие их закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94, пунктом 5.3.1.12 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, статьей 17, 24 и 57 Закона о размещении заказов, установлены полномочия ФАС России по контролю за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
Согласно пункту 1 постановления Администрации края от 31.01.2011 № 35 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Алтайского края, а также нужд бюджетных учреждений Алтайского края» Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края определено в качестве органа исполнительной власти Алтайского края, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков.
Как следует из материалов дела 15.08.2013 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края (далее -Заказчик, Заявитель) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лабораторного оборудования для реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Алтайского края в 2013г. (номер извещения 0117200001713004036) (далее - Аукцион) с начальной максимальной ценой 139 502 742 руб.
Не согласившись с форматом размещенной на официальном сайте информации о закупке в части технического задания, в Федеральную антимонопольную службу обратилось ЗАО «РТЛ систем», а именно текст Технического задания документации об аукционе размещен в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования отдельных фрагментов текста.
Решением Федеральной антимонопольной службы России от 09.09.2013 по делу К-1472/13 жалоба ЗАО «РТЛ систем» признана обоснованной в связи с нарушением части 7 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 94-ФЗ),. На основании указанного решения выдано предписание от 09.09.2013г. об устранении нарушений законодательства о размещении заказов в срок до 23.09.2013г.
Не согласившись с указанным решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии частью 1 статьи 16 Федерального закона официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru.
Согласно части 7 статьи 16 Федерального закона, нарушение которой антимонопольным органом установлено при рассмотрении жалобы, порядок регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, в том числе сроки регистрации, а также порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, указанная норма направлена на определение полномочий соответствующих федеральных органов исполнительной власти по осуществлению нормативно-правового регулирования и Главэкономики, как орган исполнительной власти Алтайского края, не могло нарушить положения указанной нормы.
В соответствии с указанной нормой приказом от 14.12.2010 Минэкономразвития РФ № 646, Казначейства РФ № 21н утверждено Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом.
Пунктом 3 Положения установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
В соответствии с частью 6 статьи 16 Федерального закона информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, информация об условиях, о запретах, об ограничении допуска товаров, происходящих из иностранного государства или групп иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, размещается на официальном сайте без взимания платы. При этом к информации о размещении заказов относятся предусмотренная настоящим Федеральным законом информация и полученные в результате принятия решения о размещении заказа и в ходе размещения заказа сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, извещении о проведении запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе размещения заказа, а также информация о поступлении жалоб участников размещения заказа и об их содержании, о решениях, принятых по результатам рассмотрения таких жалоб, предписаниях, выданных уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
На основании указанных требований Главэкономики на официальном сайте была размещена документация об аукционе в электронной форме, включающая, в том числе, техническое задание. Указанное техническое задание было сформировано в общедоступном формате Word - .doc, являлось доступным для ознакомления пользователями, и никаких ограничений для такого ознакомления не содержала.
При этом каких-либо требований, предусматривающих обеспечение возможности поиска и копирования фрагментов текста, Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом, утвержденное приказом от 14.12.2010 Минэкономразвития РФ № 646, Казначейства РФ № 21н, не содержит.
Ссылка в оспариваемом решении на приказ Минэкономразвития от 16.11.2009 № 470 является необоснованной.
Так, указанным приказом утверждены Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти.
Между тем, сайт www.zakupki.gov.ru не является официальным сайтом федерального органа исполнительной власти, а является официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, что прямо следует из содержания части 1 статьи 16 Федерального закона.
Указанная позиция изложена в постановлении ФАС Московского округа от 03.07.2013 № Ф05-6770/13 по делу №А40-150359/2012.
При этом, согласно части 7 статьи 16 Федерального закона требования к официальному сайту Российской Федерации для размещения заказов утверждаются одновременно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Между тем требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти утверждены правовым актом только Минэкономразвития и, соответственно не могут распространяться на официальный сайт Российской Федерации для размещения заказов.
При таких обстоятельствах, у антимонопольного органа отсутствовали основания для признания Главэкономики, Главного управления по образованию и молодежной политике Алтайского края нарушившим законодательство о размещении заказов.
Заявитель полагает, что оспариваемые акты нарушают права и законные интересы Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края в сфере экономической деятельности, поскольку возлагают на Главэкономики не предусмотренные законом обязанности по внесению изменений в утвержденную документацию об аукционе и размещению их на официальном сайте.
Таким образом, оспариваемые акты не соответствуют действующему законодательству.
Между тем, судом установлено, что в настоящее время оспариваемое предписание исполнено, что подтверждается скриншотом (29.06.2013г. создан проект извещения № 0117200001713004036, изменена информация на закладке Общая информация проекта изменения извещения), а также учитывая заключение 19.11.2013г. по результатам проведенного аукциона между заказчиком и ЗАО «Эр-Стайл» государственного контракта по цене в размере 88 234 803, 29 руб.
Таким образом, решение и выданное на его основании предписание не могут нарушать прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, в данном случае, отсутствуют основания, предусмотренные ст.201 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативных актов антимонопольного органа недействительными.
Таким образом, требования Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края удовлетворению не подлежат.
В соответствии с 110 АПК РФ расходы по госпошлине возлагаются на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 75, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края о признании незаконными решения и предписания ФАС России от 09.09.2013г. №К-1472/13 – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Семушкина В.Н.