ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-139436/10
26 декабря 2012 г. 139-887
Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 26 декабря 2012 года.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
председательствующего- судьи Корогодова И.В.,
при ведении протокола судебного заседания судебного заседания
помощником судьи Козловой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по заявлению ОАО "Газпром"
к ФАС России
о признании незаконным постановления от 03.11.2010 № 1 14.31/193-10
о привлечении к административной ответственности
в заседании приняли участие:
от заявителя – ФИО1, дов. от 14.09.2011г.
от ответчика – ФИО2, дов. от 15.06.2012г. № ИА/18784
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 28.07.2011, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2011 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.12.2011 по делу № А40-139436/10-139-887 (Приложения № № 1-3 к настоящему заявлению) отказано в удовлетворении заявления ОАО «Газпром» о признании незаконным постановления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 03.11.2010 по делу № 1 14.31/193-10 о привлечении к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст.14.31 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях - далее КоАП РФ).
ОАО «Газпром» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о пересмотре решения Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2011 г. по делу № А40-139436/10-139-887 по новым обстоятельствам.
В обоснование заявления заявитель сослался на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.12.2011г. № 111332/11 и определение ВАС РФ от 04.06.2012 г. № ВАС-3518/12.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.10.2012 г. удовлетворено заявление ОАО «Газпром» о пересмотре решения по новым обстоятельствам, дело рассмотрено по правилам суда первой инстанции.
В соответствии с п.1 ст.49 АПК РФ истец (заявитель) вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Как указывает заявитель, ОАО «Газпром», исполняя обжалуемое постановление ФАС России от 03.11.2010 по делу № 1-14.31/193-10 от 03.11.2010 оплатило административный штраф платежным поручением от 27.12.2011 № 31331 в сумме 1 008 950 рублей. Факт оплаты административного штрафа подтвержден протоколом ФАС России № 1 20.25/28-12 от 12.01.2012, а также определением от 01.02.2012 мирового судьи участка № 50 района Черемушки.
С учетом уточнения заявленных требований, принятых судом к рассмотрению, ОАО «Газпром» просит арбитражный суд признать незаконным и отменить постановление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 03.11.2010 по делу № 1 14.31/193-10; обязать ФАС России возвратить 1 008 950 рублей, перечисленных ОАО «Газпром» в связи с исполнением постановления ФАС России от 03.11.2010 по делу № 1-14.31/193-10 от 03.11.2010
При пересмотре решения по новым обстоятельствам заявитель ссылается на то, что ответчиком при вынесении оспариваемого постановления неправильно был определен размер административного штрафа, не применен закон, подлежащий применению.
Ответчик по заявлению возражает.
Выслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев материалы дела, материалы административного дела, с учетом положений Постановления Президиума ВАС РФ от 13.12.2011 г. № 11132/11 суд приходит к выводу, что заявленные требования с учетом уточнений являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Оспариваемым постановлением ФАС России от 03.11.2010 № 1 14.31/193-10 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 1 14.31/193-10 ОАО «Газпром» привлечено к административной ответственности на основании статьи 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 1 008 950 рублей (3% от выручки за 2009 год).
В силу статьи 14.31 КоАП размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, злоупотребившее доминирующим положением на товарном рынке, определяется исходя из суммы его выручки от реализации соответствующего товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.
При этом расчет штрафа производится от выручки правонарушителя за период, установленный пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ: за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, правонарушение ОАО «Газпром» было совершено и выявлено в 2009 году при обращении ООО «Газэнерго-Альянс» в ФАС России с заявлением, а не на момент вынесения решения ФАС России от 27.04.2010 по делу № 1 10/189-09, что подтверждается абз.3 стр.2 указанного решения ФАС России, в котором содержится ссылка на приказ ФАС России от 16.10.2009 № 689 о возбуждении дела № 1 10189-09 по признакам нарушения ОАО «Газпром» части 1 статьи 10 Закона РФ «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении от заключения договора транспортировки газа.
Таким образом, выручка как основа начисления штрафа должна была определяться за 2008 год, а не за 2009 год.
Установленный оспариваемым постановлением штраф был определен антимонопольным органом как 3 % от ошибочно установленной им выручки за 2009 год (33 631 651,08 руб., включая НДС) и выражен в рублях - 1 008 950 руб.
Федеральный закон от 17.07.2009 N 160-ФЗ, изменивший санкцию статьи 14.31 КоАП РФ, вступил в силу 22.08.2009.
В соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Согласно пункту 2 статьи 31.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.
Исходя из статьи 14.31 Кодекса (в редакции, действующей на момент вынесения управлением постановления от 24.02.2009) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в силу антимонопольного законодательства Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ совершение указанного в статье 14.31 КоАП РФ нарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Изменения, внесенные в статью 14.31 Кодекса, отвечают признакам закона, который имеет обратную силу согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ для лица, у которого сумма выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг).
Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Указанная норма предписывает применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, и не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, полномочий, которые позволяли бы ему в случае обращения лица с заявлением о пересмотре неисполненного постановления о привлечении к административной ответственности не применять этот закон.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Статья 4.2 КоАП РФ определяет перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
При рассмотрении дела об административном правонарушении ФАС России реализовало положения части 3 статьи 4.1 КоАП РФ и установило обстоятельства, которые послужили основанием для применения наказания в виде штрафа, соответствующего минимальному пределу действующей в момент вынесения постановления санкции.
Норма, изложенная в части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, означает, что при рассмотрении вопроса об изменении неисполненного наказания в соответствии с новым законом, смягчающим ответственность, подлежат применению все установленные новой редакцией КоАП РФ правила (и общие, и специальные), в связи с чем в целях обеспечения реализации принципов справедливости и равенства перед законом правоприменителем должны быть учтены и обстоятельства, определенные при рассмотрении дела и повлиявшие на назначение наказания в полном объеме.
Следовательно, размер штрафа должен быть уменьшен согласно новой санкции относительно всех установленных при рассмотрении дела обстоятельств, обусловивших применение минимальной санкции, в том числе смягчающих обстоятельств.
В судебном заседании представитель ФАС России выразил согласие о необходимости отмены судебного акта и рассмотрения дела по новым обстоятельствам, но возражал против удовлетворения заявленных требований. По мнению ФАС России, суд обязан в деле об оспаривании ненормативного акта о привлечении к административной ответственности самостоятельно устанавливать размер штрафа по ст. 14.31 КоАП РФ, запрашивая выручку ОАО «Газпром» за 2008 год.
Судом указанный довод ответчика признается несостоятельным по следующим основаниям.
Принимая решение по существу спора, рассматриваемого по правилам § 2 главы 25 АПК РФ, арбитражный суд дает оценку законности действий административного органа при принятии решения о привлечении к административной ответственности. По смыслу ст. 211 АПК РФ право арбитражного суда изменить меру ответственности (п.3 ч.4 ст.211 АПК РФ) не должно означать полной подмены производства по делу об административном правонарушении судебным производством с целью восполнения тех или иных недостатков административной процедуры, включая неправильное определение выручки и на ее основании штрафа. Такой подход о недопустимости подмены судом административного органа в полной мере соответствует постановлению Президиума ВАС РФ от 13.12.2011 № 11132/11, явившемуся основанием для пересмотра судебных актов по настоящему делу по новым обстоятельствам. ВАС РФ оставил без изменения обжалуемые антимонопольным органом судебные акты, указав на незаконность постановления о привлечении к административной ответственности по причине неправильного определения выручки и штрафа, и не стал устанавливать выручку за другой год и определять новый штраф. ВАС РФ также не стал направлять дело на новое рассмотрения для установления данных обстоятельств.
Учитывая изложенные обстоятельства, постановление ФАС России от 03.11.2010 г. о наложении штрафа на ОАО "Газпром" по делу об административном правонарушении № 1 14.31/193-10 на основании ст. 14.31 КоАП РФ подлежит признанию незаконным в судебном порядке.
По смыслу и содержанию статей 4, 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 30.7, пункта 5 статьи 31.7, статьи 31.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отказе органа возвратить административный штраф, уплаченный на основании отмененного в судебном порядке постановления о привлечении к административной ответственности, заинтересованное лицо (в данном случае заявитель по делу) вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов путем подачи заявления о признании незаконным отказа и обязании возвратить из бюджета уплаченную сумму штрафа.
При этом, в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при удовлетворении заявления суд указывает на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующего государственного органа совершить определенные действия и устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая, что административный штраф в размере 1 008 950 руб. был уплачен и поступил в бюджет, а основания для его взыскания отпали, заинтересованное лицо как орган, принявший постановления о наложении штрафов, обязан возвратить сумму уплаченных (взысканных) штрафов заявителю.
В соответствии с Приложением № 6 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 180н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» Федеральная антимонопольная служба является главным администратором средств бюджета (код 161).
В соответствии с п.1, п.2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Как следует из платежного поручения от 27.12.2011 № 31331 взыскание произведено ФАС России по реквизитам, указанным в оспариваемом постановлении (в частности, указан ИНН ФАС России - 7703516539).
Таким образом, решение о возврате ошибочно уплаченного штрафа принимает ФАС России как главный администратор (администратор) доходов бюджета на основании названных норм права. Кроме того, ФАС России (центральный аппарат) выступал в качестве взыскивающего штраф административного органа, привлекая ОАО «Газпром» к ответственности, руководствуясь Регламентом подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России, утвержденного Приказом ФАС России от 21.10.2008 года №415.
Дополнительно обращаем внимание суда, что полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и представлении поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации в пределах своих полномочий наделены также территориальные органы ФАС России на основании п.2 Приказа ФАС России от 15.02.2010 № 75, Приказа ФАС России № 66 от 06.02.2012г.
В соответствии с ч.4 ст.208 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 4, 16, 66, 69, 71, 75, 167-170, 176, 180, 181, 208, 210, 211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить полностью постановление ФАС России от 03.11.2010 г. о наложении штрафа на ОАО "Газпром" (место нахождения: <...>; ИНН <***>) по делу об административном правонарушении № 1 14.31/193-10 на основании ст. 14.31 КоАП РФ.
Обязать ФАС России возвратить ОАО "Газпром" 1 008 950 руб., перечисленных ОАО "Газпром" в связи с исполнением постановления ФАС России от 03.11.2010 г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 1 14.31/193-10.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья И.В. Корогодов