ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-139830/2020-21-1001 от 29.09.2020 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Москва Дело № А40-139830/20-21-1001

30 сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2020 г.

Полный текст решения изготовлен 30 сентября 2020 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи – Гилаева Д.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Суслиной Л.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ДМИТРОВСКАЯ"

(127247, МОСКВА ГОРОД, ШОССЕ ДМИТРОВСКОЕ, ДОМ 107, СТРОЕНИЕ 3, ЭТ 1 ПОМ I КОМ 1-6, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 25.04.2016, ИНН: <***>)

к КОМИТЕТУ ГОРОДА МОСКВЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И КОНТРОЛЮ В ОБЛАСТИ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (125009, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ВОЗДВИЖЕНКА, 8/1, СТР.1, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 03.05.2011, ИНН: <***>)

о признании недействительным постановление № 3 по делу об административном правонарушении № 05-07-20-425-А от 30.07.2020 г.

в судебное заседание явились:

от заявителя: не явился, извещен

от ответчика: ФИО1 (паспорт, диплом, дов.№ 77-30-54/9 от 08.10.2019)

УСТАНОВИЛ:

ООО «УК «Дмитровская» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспариваниипостановление № 3 по делу об административном правонарушении № 05-07-20-425-А от 30.07.2020 г. Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее – ответчик, Москомстройинвест) о привлечении ООО «УК «Дмитровская» к административной ответственности по ч.2 ст. 14.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Заявитель представителя в суд не направил, о времени и месте рассмотрения спора извещен надлежащим образом, в связи с чем суд счел возможным рассмотрение дела без его участия в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ.

Представитель Ответчика возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Суд считает, что заявителем был соблюден десятидневный срок, в соответствии с ч.1 ст.30.3, ч.2 ст.208 АПК РФ, который предусмотрен на его обжалование в Арбитражный суд.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Оспариваемым постановлением № 3 по делу об административном правонарушении № 05-07-20-425-А от 30.07.2020 г. Москомстройинвсет привлек ООО «УК «Дмитровская» к административной ответственности по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей за нарушение требований Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ).

В соответствии с ч.ч. 6,7 ст. 210 АПК РФ судом проверено и установлено, что протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено должностными лицами в пределах их полномочий.

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения статей 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.

Согласно ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Согласно п.2 ст.23 ФЗ РФ №214-ФЗ от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с названным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.

Функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по организации государственного контроля и надзора соблюдения в городе Москве законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в силу п.1, 4.2., 4.3. Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011 №157-ПП является Москомстройинвест, к полномочиям которого также отнесено принятие решений о рассмотрении в установленном порядке дел об административных правонарушениях, привлечении к административной ответственности должностных лиц и юридических лиц в пределах своей компетенции.

В силу положений п.1 ст.2 ФЗ РФ №214-ФЗ застройщиком признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим ФЗ для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.

Как следует из материалов дела, Деятельность ООО «УК «Дмитровская» связана с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства: Многофункционального жилого и общественно-делового комплекса (с преобладанием жилой застройки) в квартале между Яхромским проездом и ул.800-летия Москвы (2-й и 3-й этапы строительства) по адресу: Дмитровское шоссе, вл. 107, стр. 1, 2, 22, 25, 27 (далее -Объект).

Земельные участки, на которых осуществляется строительство Объекта, принадлежат ООО «УК «Дмитровская»:

- кадастровый номер 77:09:0002009:10794 - на праве аренды (аренда, от 17.08.2015 № М-09-047548, запись регистрации 77-77/009-77/009/061/2015-868/2), срок действия до 16.02.2022).

ООО «УК «Дмитровская» получены разрешения на строительство: № 77-127000-012348-2016 от 11.03.2016, срок действия до 30.11.2020.

Кроме того, Москомстройинвестом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.04.2019 №480 ООО «УК «Дмитровская» выдано заключение о соответствии критериям (далее - ЗОСК) от 25.06.2019 №77-04-123/9-13.

Таким образом, ООО «УК «Дмитровская» в соответствии с ч.1 ст.2, ст.З ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ является застройщиком и осуществляет привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства Объекта.

Москомстройинвестом в период с 11.02.2020-11.03.2020 на основании приказа от 10.02.2020 №01-240004/20 проведена внеплановая документарная проверка ООО «УК «Дмитровская» на предмет соблюдения требований ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ при строительстве Объекта.

Проектные декларации ООО «УК «Дмитровская» и все предлагающиеся к ним изменения на строительство Объекта представлены застройщиком в рамках внеплановой документарной проверки в Москомстройинвест.

Согласно ч.1 ст.19 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика.

В ходе анализа проектной декларации со всеми редакциями, а также в результате анализа ЕИСЖС на сайте www.наш.дом.рф установлено следующее.

По результатам анализа проектной декларации №77-000038 ООО «УК «Дмитровская» в редакции от 29.10.2019, размещенной на сайте www.наш.дом.рф установлено следующее.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.20 ФЗ от 30.12.2004 года №214-ФЗ информация о застройщике в проектной декларации должна содержать сведения о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату.

Согласно данным бухгалтерского баланса по состоянию на 30.09.2019:

-размер дебиторской задолженности (стр.1230) составил 5 683 972 тыс.руб.;

-размер кредиторской задолженности (стр. 1520) составил 1 963 626 тыс.руб.;

-финансовый результат (стр. 2400) составил 1 845 266 тыс.руб.

По результатам анализа раздела 6 проектной декларации №77-000038 в редакции от 29.10.2019, размещенной на сайте www.наш.дом.рф, установлено следующее:

-размер дебиторской задолженности составил 5 683 972,03 тыс.руб.;

-размер кредиторской задолженности составил 14 847 775,91 тыс.руб.;

-финансовый результат составил 1 845 266,34 тыс.руб.

На основании вышеизложенного, сведения о размере кредиторской задолженности, отраженной в бухгалтерском балансе ООО «УК «Дмитровская» по состоянию на 30.09.2019 (3 квартал 2019 года) не соответствуют данным, внесенным в проектную декларацию застройщика на строительство Объекта с изменениями от 29.10.2019.В соответствии с ч.8 ст.19 ФЗ от 30.12.2004 года №214 - ФЗ застройщик несет ответственность за размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, содержащей неполную и (или) недостоверную информацию (за исключением выявленных в ней технических ошибок - описок, опечаток, грамматических или иных подобных ошибок), за предоставление им неполной и (или) недостоверной информации, размещение или предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, а также за нарушение сроков направления и (или) размещения проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, проектная декларация от 26.07.2019 содержит недостоверные сведения о размере кредиторской задолженности по состоянию на 30.06.2019 (подтверждается скриншотами от 03.10.2019, что нарушает ч.5 ст.19 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ, за что ч.2 ст. 14.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

ООО «УК «Дмитровская», допустив вышеуказанное нарушение, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 14.28 КоАП РФ, а именно - опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.

Субъектом правонарушения является юридическое лицо, обязанное в установленный срок в соответствии с требованиями законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости предоставлять полную и (или) достоверную информацию, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, обязанное соблюдать сроки опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.

Объективная сторона совершенного правонарушения выражена в нарушении ООО «УК «Дмитровская» ч.8 ст.19, п.6 ч.1 ст.20 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ (сведения о размере кредиторской задолженности (за 2 квартал 2019 года) не соответствуют данным, внесенным в проектную декларацию застройщика на строительство объекта в редакции от 26.07.2019).

Субъективная сторона совершенного правонарушения выражена в том, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В обоснование отсутствия своей вины ответчик указывал на то, что в целях заполнения информации в проектной декларации необходимо руководствоваться требованиями законодательства о бухгалтерском учете. Согласно п. 19 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные и ООО «УК «Дмитровская» корректно отразило данные о размере кредиторской задолженности за проверяемые периоды в проектной декларации, суммировав показатели строк 1450 раздела IV следующим образом: «Долгосрочные обязательства», 1520 раздела V бухгалтерского баланса «Краткосрочные обязательства», 1550 раздела V бухгалтерского баланса «Краткосрочные обязательства».

Данный довод заявителя не соответствуют предъявляемым действующим законодательством требованиям ввиду следующего.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.20 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ информация о застройщике в проектной декларации должна содержать сведения о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату.

Положения указанной статьи применяются в совокупности, а не в отрыве с нормами законодательства о бухгалтерском учете, в том числе с учетом положений ФЗ от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99) (утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 №43н) (Далее - Положение (ПБУ 4/99)).

В соответствии с п.1 ст.30 ФЗ от 06.12.2011 №402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно Положения (ПБУ 4/99) бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Согласно п.5 Положения (ПБУ 4/99) бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Пунктом 6 Положения (ПБУ 4/99) предусмотрено, что бухгалтерская отчетность должна содержать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из Правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Пункт 20 Положения (ПБУ 4/99) обязывает организацию при составлении бухгалтерской отчетности - как промежуточной, так и годовой - раскрывать показатели, в том числе показатели кредиторской задолженности.

При этом согласно п.20 Положения (ПБУ 4/99) числовой показатель бухгалтерской отчетности "кредиторская задолженность" отнесен к разделу "Краткосрочные обязательства" и включает в себя числовые показатели по задолженностям: перед поставщиками и подрядчиками, по векселям к уплате, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, задолженность перед персоналом организации, задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов, авансам полученным и задолженность прочим кредиторам.

В форме бухгалтерского баланса (утв. приказом Минфина России от 02.07.2010 №66н) для отражения числового показателя "кредиторская задолженность" предусмотрена специальная строка (1520).

Таким образом, включение в числовой показатель "кредиторская задолженность" иных числовых показателей (показатель строки 1450 раздела IV «Долгосрочные обязательства») в сумме 4 511 046 тыс.руб., прочие краткосрочные обязательства (показатель строки 1550 раздела V бухгалтерского баланса «Краткосрочные обязательства») в сумме 8 373 104 тыс.руб.), отраженных в других строках бухгалтерского баланса, нормативными актами по бухгалтерскому учету не предусмотрено.

Соответственно, включение заявителем в проектную декларацию числового показателя "кредиторская задолженность", сформированного в нарушение Правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету, и отличающегося от аналогичного показателя, отраженного в бухгалтерском балансе застройщика, противоречит действующему законодательству.

Данный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.10.2017 N Ф05-14050/2017 по делу N А40-41624/2017

Факт вменяемого заявителю административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.

Таким образом, исходя из имеющихся доказательств, арбитражный суд установил, что факт совершения обществом административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, доказан.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что заявителем сделано не было.

Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.

В настоящем случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Наказание ООО «УК «Дмитровская», назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации от 2 июня 2004 года № 10, суд не усматривает, требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления удовлетворению не подлежат.

При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу о законности вынесенного в отношении заявителя постановления по делу об административном правонарушении, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

В силу ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании ст. ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.5, 14.28, 24.5, 28.2, 29.7 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 123, 156, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ДМИТРОВСКАЯ" о признании незаконными и отмене постановления КОМИТЕТУ ГОРОДА МОСКВЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И КОНТРОЛЮ В ОБЛАСТИ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА № 3 по делу об административном правонарушении № 05-07-20-425-А от 30.07.2020 г., отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Д.А. Гилаев