Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
«07» декабря 2012 г. Дело № А40-140019/12
120-1428
Резолютивная часть решения объявлена 05.12.2012 года.
Решение изготовлено в полном объеме 07.12.2012 года.
Арбитражный суд г.Москвы в составе:
судьи Блинниковой И.А.
Протокол ведет секретарь Гаврилов О.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ПК «Гаражно-строительный кооператив «Гранат»
к
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
С участием третьих лиц:
о
признании незаконным и отмене постановления от 03.08.2012 г. по делу № 527/16/03-12 и предписания об устранении земельного законодательства от 03.08.2012 г. по делу № 527/16/03-12
С участием:
от истца (заявителя)
ФИО1 дов. № 17 от 19.10.2012 г., ФИО2 протокол от 02.05.2011 г.
От ответчика ФИО3 дов. от 05.10.2012 г. № 16679/2012
У С Т А Н О В И Л:
ПК «Гаражно-строительный кооператив «Гранат» (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - ответчик) о признании незаконными и отмене постановления от 03.08.2012 г. по делу № 527/16/03-12 о привлечении к административной ответственности по ст.7.1 Ко АП РФ и предписания об устранении земельного законодательства от 03.08.2012 г. по делу № 527/16/03-12.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на несоответствие вынесенных постановления и предписания нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела. Заявителем указано, что договор аренды земельного участка № М03-500769 от 24.09.1006 г. продолжает действовать до настоящего времени, поскольку арендные платежи уплачиваются заявителем и принимаются Департаментом земельных ресурсов города Москвы. Здание гаражного комплекса возведено в соответствии с действующим законодательством. Владение и пользование спорным земельным участком не нарушает общего целевого назначения земель ФГУ "Национальный парк "Лосиный остров".
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Ответчик представил отзыв в порядке ст. 131 АПК РФ, а также материалы административного дела, с доводами, изложенными в заявлении, не согласен по доводам отзыва, в котором указано, что нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности допущено не было, состав административного правонарушения и вина заявителя доказаны собранными по делу доказательствами.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела и представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что заявленные требования необоснованны и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об обжаловании постановления административного органа о привлечении лица к административной ответственности может быть обжаловано в суд в течение десяти дней со дня получения копии постановления, если иное не установлено федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу положений ч.2 ст.117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление вынесено административным органом 03.08.2012 г. Постановление было направлено 11.09.2012 г., поступило на почту 19.09.2012 г. в суд заявитель обратился 22.10.2012 г.
В материалах дела имеется письменное ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока на обжалование, в обоснование которого указано, что решение об обращении в Арбитражный суд было принято на общем собрании членов ПК "ГСК "Гранат", председатель правления не мог единолично принять решение об освобождении земельного участка или об обжаловании постановления. Заявителем также указано, что в организации не имеется должности юриста, в связи с чем получение юридических консультаций и подготовка заявления об оспаривании постановления и предписания понадобилось некоторое время.
Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока, суд считает его подлежащим удовлетворению, поскольку суд считает причины пропуска срока на обжалование оспариваемого постановления и предписания уважительными.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель от 09.04.2012 № 276/ГЗН, а также распоряжения от 22.05.2012 № 309/ГЗН о внесении изменения в распоряжение от 09.04.2012 № 276/ГЗН проведена плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства Российской Федерации в отношении Федерального государственного учреждения Национального парка «Лосиный остров» (далее ФГУ НП «Лосиный остров») на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, ВАО, СВАО.
В ходе проведения проверки соблюдения земельного законодательства установлено, что земельный участок, по вышеуказанному адресу, площадью 30906000 кв. м, с кадастровым № 77:03:0002001:6, с установленным видом разрешенного использования: для размещения земельных участков парков предоставлен ФГУ НП «Лосиный остров» в соответствии с постановлениями Совмина РСФСР от 24.08.83 № 401 и от 05.10.1989 № 295; в соответствии с решением Мосгорисполкома и Мособлисполкома от 10.10.1988 № 2130-1344; постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 № 235-113. Оформлен государственным Актом на право постоянного (бессрочного) пользования от 28.12.1994 № М-03-001551. Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что ПК «ГСК «Гранат» самовольно занимает и использует часть земельного участка с кадастровым № 77:03:0002001:6, а именно: территорию площадью 6000 кв. м, расположенную по адресу: <...> под размещение гаражей.
На момент проведения проверки правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на занимаемую территорию площадью 6000 кв. м, представителями ПК «ГСК «Гранат» не предоставлены.
Согласно данным информационной системы Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а так же автоматизированной информационной системы Государственного кадастра недвижимости - зарегистрированные права в отношении части земельного участка площадью 6000 кв. м, с кадастровым № 77:03:0002001:6, у ПК «ГСК «Гранат» отсутствуют.
На определение об истребовании сведений в Департаменте земельных ресурсов города Москвы от 01.08.2012 г. был получен ответ о том, что ранее на земельный участок площадью 6000 кв. расположенный по адресу: ул. Вербная, вл. 4 с ПК «ГСК «Гранат» был заключен договор аренды от 24.07.1996 № М-03-500769 для эксплуатации гаражного комплекса, однако, в порядке, предусмотренном ст. 610 ГК РФ Департамент земельных ресурсов города Москвы, как сторона по договору, отказался от существующих правоотношений по договору аренды путем направления соответствующего уведомления от 27.10.2010 № 33-ИТЗ-589/10-(0)-0. Правоотношения по данному договору аренды прекращены с 28.01.2011.
На указанном земельном участке расположены сооружения гаражного комплекса, используемые ПК «ГСК «Гранат». В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах ПК «ГСК «Гранат»» на указанные сооружения отсутствуют. В ходе проведения проверки, а также при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешительная документация на указанные строения представителями ПК «ГСК «Гранат» не представлена.
Таким образом, административным органом установлено, что действия ПК «ГСК «Гранат», связанные с самовольным занятием части земельного участка площадью 6000 кв. м., с кадастровым №77:03:0002001:6, расположенного напротив вл. 14 по улице Вербная, нарушают основополагающие принципы использования земельных участков.
Таким образом, в результате проверки выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в самовольном занятии ПК «ГСК «Гранат» части земельного участка, площадью 6000 кв. м, с кадастровым №77:03:0002001:6, расположенного по адресу: <...>, под размещение гаражного комплекса, ответственность за которое установлена ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 28.06.2012 г. № 794.
03.08.2012 г. вынесено оспариваемое постановление по делу № 527/16/03-12, которым ПК «ГСК «Гранат»признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии ПК «ГСК «Гранат» части земельного участка, площадью 6000 кв. м, с кадастровым №77:03:0002001:6, расположенного по адресу: <...> под размещение гаражного комплекса, ответственность за которое установлена ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа 20 000 руб.
03.08.2012 г. заместителем главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель выдано предписание, в соответствии с которым ПК «ГСК «Гранат», председатель правления ФИО2, адрес местонахождения: <...> обязаны устранить допущенное нарушение земельного законодательства, а именно: освободить часть земельного участка, площадью 6000 кв. м, с кадастровым №77:03:0002001:6, расположенного по адресу: <...> в срок до «03» сентября 2012 года.
Не согласившись с вынесенными постановлением и предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с их обжалованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из нижеследующего.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, судом не установлено.
Постановление вынесено в срок, установленный ст.4.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Исходя из положений ст.ст. 2.1, 2.2, 24.1, 26.1 КоАП РФ в рамках административного судопроизводства подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые нормами КоАП РФ или закона субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность этого лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу п. 2 ст.2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие oт него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства Российской Федерации в отношении ФГУ «Национальный парк «Лосиный остров», на земельном участке, с кадастровым № 77:03:0002001:6, расположенном по адресу: <...>, ВАО, СВАО установлено, что земельный участок с кадастровым № 77:03:0002001:6, площадью 30906000,00 кв.м., эксплуатируется ФГУ «Национальный парк «Лосиный остров» на основании государственного акта постоянного (бессрочного) пользования земельным участком от 28.12.1994 № М-03-001551 для сохранения и восстановления уникального природного комплекса и использования его в просветительских, рекреационных, научно-исследовательских целях, с установленным видом разрешенного использования: для размещения земельных участков парков, что подтверждается информацией, указанной в АИС ГКН. (Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют).
Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон N 122-ФЗ), имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Это установлено абз. 1 п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП государственные акты о праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, выданные после введения в действие Закона N 122-ФЗ до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (абз. 2 п. 9 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).
Согласно Приказу Минприроды РФ от 30.06.2010 № 232 «Об утверждении положения о национальном парке «Лосиный Остров» Федеральное государственное учреждение «Национальный парк «Лосиный остров» - природоохранное, эколого-просветительское и научно-исследовательское учреждение, территория которого включает природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначена для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальный парк «Лосиный остров» образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 24.08.1983 № 401 «О создании государственного природного национального парка «Лосиный остров».
Границы национального парка и его охранной зоны установлены объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов от 04.05.1979 № 1190-543 «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров».
Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10.10.1988 № 2130-1344 «Об утверждении Положения о государственном природном национальном парке «Лосиный остров», проекта его детальной планировки и улучшения содержания этого парка» границы парка были уточнены.
На основании Постановления Совета Министров СССР от 31.08.1989 № 703 «О сохранении и дальнейшем развитии государственного природного национального парка «Лосиный остров» и Постановления Совета Министров РСФСР от 05.10.1989 № 295 «О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров», Постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 № 235-113 «О дальнейшем развитии Государственного природного" национального парка «Лосиный остров» границы парка расширены.
Земельные участки предоставлены национальному парку «Лосиный остров» в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с правоудостоверяющими документами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 280 «О национальном парке «Лосиный остров» национальный природный парк «Лосиный остров» отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк «Лосиный остров». Территория национального парка учитывается при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, подготовке документов территориального планирования, проведении лесоустройства и инвентаризации земель.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона г. Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов.
Согласно п. 10 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.
В силу ст. 14 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на национальные парки возлагаются следующие основные задачи: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение населения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха; разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения; осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды); восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В порядке осуществления государственного земельного надзора установлено, что в границах земельного участка Национального парка «Лосиный остров» с кадастровым № 77:03:0002001:6, ПК «ГСК «Гранат» использует территорию площадью 6000 кв. м, расположенную по адресу: <...> под размещение комплекса зданий (сооружений) и организацию гаража-стоянки.
При этом правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на земельный участок площадью 6000 кв. м, с кадастровым № 77:03:0002001:6, представителями ПК «ГСК «Гранат» не предоставлены.
Согласно данным информационной системы Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а так же автоматизированной информационной системы Государственного кадастра недвижимости - сведения о зарегистрированных правах ПК «ГСК «Гранат» в отношении земельного участка площадью 6000 кв. м., с кадастровым № 77:03:0002001:6 отсутствуют.
Кроме того, согласно Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным „комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков.
Согласно п. 30 Приказа Минприроды РФ от 30.06.2010 № 232 «Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Лосиный остров» в пределах особо охраняемой зоны дополнительно к ограничениям, перечисленным в пункте 30 настоящего Положения, запрещается любая хозяйственная деятельность.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Пунктом 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Таким образом, государственным инспектором города Москвы по использованию и охране земель, 28.06.2012 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ПК «ГСК «Гранат»» в связи с наличием события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, в части самовольного занятия земельного участка с кадастровым № 77:03:0002001:6, расположенного адресу: г. Москва, В АО, СВАО.
В порядке, предусмотренном ст. 28.8 КоАП РФ, материалы дела об административном правонарушении переданы на рассмотрение.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что на основании распоряжения префекта от 01.08.1995 № 1261, договора аренды от 24.07.1996 № М-03-500769, ранее ПК «ГСК «Гранат» предоставлен земельный участок площадью 6000 кв.м., с кадастровым № 77:03:0002001:2, расположенный по адресу: <...>, под проектирование и строительство многоэтажного гаража-стоянки для хранения индивидуального транспорта.
Согласно ответа Департамента земельных ресурсов города Москвы от 03.08.2012, предоставленного на определение об истребовании сведений от 01.08.2012 по делу № 527/16/03-12, что в отношении земельного участка площадью 5097 кв.м., расположенного по адресу: ул. Вербная, вл. 4 между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ПК «ГСК «Гранат» был заключен договор аренды от 24.07.1996 № М-03-500769, предоставленный для эксплуатации гаражного кооператива. Однако, в порядке, предусмотренном ст. 610 ГК РФ Департамент земельных ресурсов города Москвы, как сторона по договору, отказался от существующих правоотношений по договору аренды путем направления соответствующего уведомления от 27.10.2010 № 33-ИТЗ-589/10-(0)-0. Таким образом, правоотношения по данному договору аренды прекращены с 28.01.2011.
Довод заявителя о том, что кооператив фактически производит оплату арендных платежей по арендной ставке, установленной ранее действующим договором (расторгнутым на момент проведения проверки/рассмотрения дела), судом отклоняется, поскольку данные действия не устанавливают юридический факт владения и пользования объектом недвижимости на легитимных основаниях, а тем более о надлежащее оформленных земельно-правовых отношениях.
ПК «ГСК «Гранат» не отрицает свое нахождение на земельном участке 77:03:0002001:6, с целью обеспечения эксплуатации гаражей-боксов, что подразумевает ограничение доступа путем огораживания территории, и обеспечение охраны занимаемой территории.
Регулирование данных отношений, затрагивающих вопрос внесенных ПК «ГСК «Гранат» арендных платежей и отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы от правоотношений по договору аренды, находится в юрисдикции непосредственно сторон по ранее заключенному договору аренды земельного участка.
Сведения о земельном участке с кадастровым № 77:03:0002001:2 в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
На занимаемой ПК «ГСК «Гранат» территории земельного участка 77:03:0002001:6 площадью 6000 кв.м. расположены строения (сооружения) гаражного комплекса, по адресу: <...>.
Разрешительная документация, свидетельствующая о законном возведении указанных строений, а именно разрешение на строительство/разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представителями ПК «ГСК «Гранат»» не представлены.
Сведения о зарегистрированных правах ПК «ГСК «Гранат»» на указанные здания (строения), расположенные по адресу: <...>, входящие в гаражный комплекс в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Факт совершения административного правонарушения зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 28.06.2012 № 794, подтверждается актом проверки от 22.06.2012, информацией, имеющейся в АИС ЕГРП, актом обмера площади земельного участка, схематическим чертежом земельного участка к акту обмера, и другими материалами дела.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
При этом, заявитель указывает, что распоряжением заместителя префекта ВАО от 31.12.1996 № 2084 утвержден акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством здания ГСК «Гранат», расположенного по адресу: <...>, в эксплуатацию.
Акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством здания ПК «ГСК «Гранат», расположенного по адресу: <...>, в эксплуатацию в ходе проведения проверки/рассмотрения дела об административном правонарушении, представителями ПК «ГСК «Гранат» не предоставлен.
Одновременно, согласно фото-таблице комплекс зданий (сооружений) используемый ПК «ГСК «Гранат»» имеет адресный ориентир: <...>.
Согласно сведениям ЕГРП здания (сооружения) гаражей-боксов, расположенные по адресу: <...>, принадлежат на праве собственности физическим лицам, а именно:
- нежилое помещение (гараж-бокс № 147), общая площадь 22,20 кв.м., расположенное по адресу: <...>,принадлежащее на праве собственности ФИО4, запись ЕГРП № 77-01/03-578/2002-485 от 29.10.2002;
- нежилое помещение (гараж-бокс №128), общая площадь 22,6 кв.м, этаж 1 <...>, принадлежащее на праве собственности ФИО2 запись ЕГРП от 06.04.2012 № 77-77-09/004/2012-887;
- нежилое помещение (гараж-бокс № 135), общая площадь 22,2 кв.м, этаж 1 принадлежащее на праве собственности ФИО5 запись ЕГРП от 12.05.2012 № 77-77-09/006/2012-333;
- нежилое помещение (гараж-бокс № 193) нежилое, общая площадь 21,4 кв.м., этаж 2, принадлежащее на праве собственности ФИО6 от 15.05.2012 № 77-77-09/006/2012-421.
В соответствии с п. 1ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (п. 5 ст.36 Земельного кодекса РФ).
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 5 ст.36 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ, указанные физические лица имеют право на приобретение земельного участка, расположенного под объектами недвижимости и необходимого для его эксплуатации.
Статьей 7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
На основании ч. 1 ст. 25 и ч. 1 ст. 26 ЗК РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), и подтверждаются соответствующими документами о государственной регистрации прав.
Согласно установленному п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации перечню оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки, могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок; приобретение имущества по допускаемым законом основаниям.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации)государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 2. ст. 4 Закона о регистрации обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Законом о регистрации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2006 № 404 правоустанавливающими документами на земельный участок являются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; кадастровый план земельного участка; иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы.
Более того, материалами дела подтверждается объективная сторона правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка Национального парка «Лосиный остров» с кадастровым № 77:03:0002001:6.
Существующий порядок оформления документов, устанавливающих (удостоверяющих) право пользования землей, предусматривает активные действия самого лица, занимающего земельный участок.
В тоже время, используя земельный участок с кадастровым № 77:03:0002001:6 заявитель тем самым нарушает один из основных принципов земельного законодательства, предусмотренного п. 7 ст. 1 ЗК РФ, а именно - платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Обращаем внимание суда на то, что обязанность осуществления платы за использование земли подтверждается ст. ст. 42, 65 Земельного Кодекса РФ.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Таким образом, вина ПК «ГСК «Гранат» в совершении административного правонарушения установлена и считается доказанной, поскольку, осуществляю деятельность по организации гаража - стоянки, а также удовлетворяя материальные и иные потребности участников кооператива, лицо обязано соблюдать нормы земельного законодательства и могло предвидеть наступление последствий.
Статьей 74 Земельного кодекса Российской Федерации, установлено, что лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст.2.1 КоАП РФ).
Рассмотрев материалы дела, представленные суду доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что у заявителя имелась возможность соблюдения требований действующего земельного законодательства, однако заявителем не были предприняты зависящие от него действия, направленные на соблюдение требований земельного законодательства.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований и расцениваются судом, как направленные на уклонение от административной ответственности.
Согласно ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании ст. ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.4, 4.5, 7.1, 24.5, 28.2, 29.7, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 123, 156, 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Восстановить ПК «Гаражно-строительный кооператив «Гранат» срок на обжалование постановления от 03.08.2012 г. по делу № 527/16/03-12.
Заявление ПК «Гаражно-строительный кооператив «Гранат», расположенного по адресу: <...>, ОГРН <***>, о признании незаконным постановление Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 03.08.2012 г. по делу № 527/16/03-12 о привлечении к административной ответственности по ст.7.1 Ко АП РФ и предписания об устранении земельного законодательства от 03.08.2012 г. по делу № 527/16/03-12 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья И.А.Блинникова