И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
20 февраля 2014 г. Дело № А40-142539/2013
Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2014 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи Каменской О.В. (шифр судьи 21-977 )
Членов суда: единолично
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Курлаевой Е.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ОАО «АЛЬФА-БАНК»
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
о признании незаконным и отмене Постановления № 987/08 от 09.09.2013г., признании недействительным Предписания от 09.09.2013г. № 01-08-13-16/74
при участии:
от истца (заявителя) – ФИО1 (по дов. от 30.10.2013г.)
от ответчика – неявка (изв.)
суд
УСТАНОВИЛ:
ОАО «АЛЬФА-БАНК» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области о признании незаконным и отмене Постановления № 987/08 от 09.09.2013г., признании недействительным Предписания от 09.09.2013г. № 01-08-13-16/74.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, не явился.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Заявитель согласно заявлению ссылается на незаконность привлечения к административной ответственности, так как вынесенное Постановление не соответствует закону, нарушает права заявителя, поскольку в действиях Банка отсутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Представитель Ответчика в отзыве против удовлетворения заявленных требований возражал, указал на законность и обоснованность привлечения заявителя к административной ответственности, так как вина Банка установлена, порядок привлечения административным органом соблюден, предписание вынесено законно.
Изучив материалы дела, выслушав доводы заявителя, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Указанный срок заявителем не пропущен.
Как следует из материалов дела, в Центральный Екатеринбургский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области 13.06.2013г. поступило обращение гражданина ФИО2 (вх.№4636ж) с жалобой на нарушение прав потребителя ОАО «АЛЬФА-БАНК».
По данному факту в отношении ОАО «АЛЬФА-БАНК» (<...>) определением №01-19-01-15/13-92 от 25.06.2013г. возбуждено дело об административном правонарушении, истребованы сведения необходимые для разрешения дела об административном правонарушении и проведено административное расследование.
В ответ на определение №01-19-01-15/13-92 от 25.06.2013г. о возбуждении дела об административном правонарушении и истребовании сведений необходимых для разрешения дела ОАО ««АЛЬФА-БАНК» предоставило в Центральный Екатеринбургский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области сопроводительное письмо с объяснениями (исх.№077.2/62039 от 07.08.2013г.) и рядом документов.
В результате административного расследования, анализа документов обнаружено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Определением от 24.07.2013г. срок административного расследования был продлен до 22.08.2013г.
Извещение о вызове для составления протокола об административном правонарушении на 22.08.13г. в 14:00 часов по ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ направлено в адрес ОАО «АЛЬФА-БАНК» телеграммой № 279 от 19.08.2013г., вручена 20.08.2013г.
22.08.13г. в отношении ОАО «АЛЬФА-БАНК» в отсутствие законного представителя, надлежащим образом извещенного составлен протокол об административном правонарушении по ст. ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ, который направлен по почте на юридический адрес и согласно почтовому уведомлению получен 02.09.2013г.
В результате рассмотрения дела 09.09.13г. при наличии данных о надлежащем уведомлении постановлением №987/08 ОАО «АЛЬФА-БАНК» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 7 000 рублей за нарушение п.1 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей".
09.09.2013г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области вынесено Предписание о прекращении нарушения прав потребителя, которым Банку предписано обеспечить доведение до потребителя необходимой и достоверной информации о содержании понятия «Активация кредитной карты», в котором была бы отражена информация о порядке «Активации кредитной карты», информация о том, осуществлением каких действий производится «Активация кредитной карты», с какого момента кредитная карта будет считаться активированной. Информацию о выполнении предписания представить в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в срок до 01.11.2013г.
Не согласившись с указанным Постановлением и Предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Оценка доказательств показала следующее.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Как указано в оспариваемом Постановлении, соглашение о кредитовании считается заключенным между Банком и Клиентом с даты Активации карты, при этом до сведения потребителя надлежащей информации о понятии «Активация кредитной карты», об уплате комиссий и иных платежей, не доведено, что исключило возможность правильного выбора предлагаемой услуги.
Между тем, указанный вывод Управления не соответствует действительности поскольку Активация карты осуществлена Клиентом в кредитно-кассовом офисе в момент ее получения при предъявлении паспорта и путем ввода ПИН, что соответствует условиям, заключенного между Банком и Клиентом договора.
Статьей 30 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" установлено, что отношения между кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.
Статья 8 Закона "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении .договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов России, а статья 10 данного Закона устанавливает, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Договоры, заключаемые с клиентами в качестве составных неотъемлемых частей включают в себя заявление, "Договор о комплексном банковском обслуживании физических лиц в ОАО «АЛЬФА-БАНК»", «Общие условия кредитования», «Кредитное предложение», «Тарифы». В указанных документах содержится информация о предоставляемой заявителем услуге.
Так, согласно п. 2.1. Договора о комплексном банковском обслуживании физических лиц в ОАО «АЛЬФА-БАНК» (далее - ДКБО) Договор определяет условия и порядок предоставления Банком комплексного обслуживания Клиентам. Комплексное банковское обслуживание Клиентов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, банковскими правилами и Договором. Заключение Договора между Банком и Клиентом осуществляется путем присоединения Клиента к изложенным в Договоре условиям в соответствии со статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации. Договор считается заключенным между Сторонами с даты получения Банком лично от Клиента письменного подтверждения о присоединении к условиям Договора на бумажном носителе по форме, установленной Банком, подписанного Клиентом собственноручно, при предъявлении документа удостоверяющего личность и иных документов, перечень которых определяется Банком в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативными актами Банка России. Подтверждение о присоединении к условиям Договора с отметкой о принятии Банком является единственным документом, подтверждающим факт заключения Договора. Второй экземпляр подтверждения о присоединении к условиям Договора с отметкой о принятии Банком передается Клиенту.
Согласно п. 2.5.1. ДКБО Основанием для предоставления Клиенту той или иной услуги, предусмотренной Договором, в Отделении Банка является письменное распоряжение Клиента, в том числе в форме подписанного Отчета, а также положительная Идентификация и Аутентификация Клиента;
Согласно преамбуле ДКБО Активация - присвоение Банком Карте статуса, позволяющего проводить операции в полном объеме в соответствии с условиями Договора. Активация осуществляется Клиентом в Отделении Банка либо через Телефонный центр «Альфа-Консультант». Активация Карты Держателем Карты - третьим лицом, на имя которого она выпущена, осуществляется только в Отделении Банка. Карта, выпущенная на имя третьего лица, может быть активирована Клиентом через Телефонный центр «Альфа-Консультант». Активация Карты в Отделении Банка осуществляется только в момент ее получения. При получении Карты представителем Клиента (в том числе Доверенным лицом) Активация Карты осуществляется только самим Клиентом. Активация Кредитной карты VISA Classic Unembossed, выпущенной в соответствии с Анкетой-Заявлением на получение Кредитной карты, осуществляется Клиентом самостоятельно посредством направления с Номера телефона сотовой связи Клиента, указанного им в Анкете-Заявлении в разделе «Контактная информация», SMS-сообщения Банку с указанием последних четырех цифр номера Кредитной карты на номер 2600 или +79037672600. Расчеты за направление SMS-сообщения производятся Клиентом с оператором сотовой связи самостоятельно (без участия Банка) в рамках соответствующего заключенного между ними договора на оказание услуг связи. Идентификация - установление личности Клиента при его обращении в Банк для совершения банковских операций или получения информации по Счету, в т.ч. по ОМС, в порядке, предусмотренном Договором. ПИН - секретный персональный идентификационный номер, присваиваемый каждой Карте в индивидуальном порядке, являющийся аналогом собственноручной подписи Клиента.
Согласно п. 4 ДКБО Банк осуществляет Идентификацию Клиента при его обращении в Отделение Банка по Карте, а также по ПИН. Клиент считается идентифицированным в случае соответствия информации, нанесенной на магнитную полосу Карты, информации, содержащейся в базе данных Банка, а так же на основании документа удостоверяющего личность. Клиент считается идентифицированным в случае соответствия реквизитов документа удостоверяющего личность, информации, содержащейся в базе данных Банка.
Таким образом, доказательств того, что до потребителя доведена неполная или неверная информация, в том числе относительно условий активации и тарифов по кредитной карте, в отделениях Банка, Управлением не представлено.
Учитывая изложенное, судом установлено, что в действиях ОАО «АЛЬФА-БАНК» состав административного правонарушения отсутствует, в связи с чем суд признает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ч. 2 ст. 211 АПК РФ, п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», указанные нарушения являются самостоятельным основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления.
В связи с вышеизложенным, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Согласно п. 4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 1.5, 2.1, 4.5, 25.1, 26.1, 28.2 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 29, 67, 68, 75, 167-170, 176, 210, 211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным Постановление № 987/08 по делу об административном правонарушении, принятое 09.09.2013г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в отношении ОАО «АЛЬФА-БАНК».
Признать недействительным Предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от 09.09.2013г. № 01-08-13-16/74.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья О.В. Каменская