Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
17 декабря 2012 года
Дело № А40-142697/12
144-695
Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2012 года
Арбитражный суд города Москвы
в составе: судьи Папелишвили Г.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стасюком А.А.
рассмотрев в судебном заседании суда дело по заявлению ИП ФИО1
к ответчику/заинтересованному лицу: Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
о признании недействительным предписания от 25.10.2012 № 9004385 об устранении административного правонарушения
с участием: от заявителя – ФИО2 по дов. от 07.07.11;
от ответчика – неявка, уведомлен;
УСТАНОВИЛ: ИП ФИО1 (далее по тексту также – Заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 25.10.2012 № 9004385 об устранении административного правонарушения.
Заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, со ссылкой на незаконность и необоснованность оспариваемого предписания ответчика, в связи с неправильной квалификацией правонарушения и применением ответчиком закона, не подлежащего применению.
Ответчик через канцелярию суда представил отзыв, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований со ссылкой на законность и обоснованность оспариваемого предписания, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено судом в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие ответчика.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителя явившегося в судебное заседание заявителя, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Согласно Положению о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2006 № 602-ПП, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее по тексту также – Госинспекция) является органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным на осуществление государственного контроля за соблюдением установленного порядка учета и использования объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, в том числе за пределами ее территории; соблюдением требований по использованию и охране земель, установленных правовыми актами города Москвы.
Госинспекция в пределах предоставленных ей полномочий правомочна, проводить в установленном порядке проверки использования объектов нежилого фонда города Москвы и земельных участков, составлять в порядке, установленном КРФоАП, протоколы об административных правонарушениях в соответствии со своей компетенцией, определенной законами города Москвы, рассматривать дела об административном правонарушении в сфере землепользования, а также выдавать предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их исполнения.
Как следует из материалов дела, Госинспекцией 25.10.2012 в соответствии с п.3.7 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1274-ПП «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению законности в сфере имущественно-земельных отношений» на основании поручения о проведении обследования объекта недвижимости от 24.10.2012 № 9004385 с использованием средств фотофиксации проведено обследование объекта недвижимости по адресу: <...> вл.22, стр.1, Главная аллея, Центральный вход.
В результате проверки установлено, что ИП ФИО1 занимает и использует земельный участок площадью около 300 кв.м, расположенный по адресу: <...> вл.22, стр.1, Главная аллея, Центральный вход, и принадлежащий ГУК <...> и отдыха «Фили» на праве постоянного бессрочного пользования (свидетельство от 27.11.2000 № М-07-200447) под кафе без надлежащим образом оформленных правоустанавливающих документов на землю.
По данным информационной системы по формированию и ведению реестра объектов недвижимости города Москвы (ИС РЕОН) земельно-правовые отношения на земельный участок площадью около 300 кв.м, расположенный по адресу: <...> вл.22, стр.1, Главная аллея, Центральный вход, с ИП ФИО1 не оформлены.
По результатам проведенного обследования объекта недвижимости Госинспекцией 25.10.2012 составлен соответствующий акт № 9004385.
Для устранения вышеуказанного правонарушения ответчиком ИП ФИО1 было выдано предписание от 25.10.2012 № 9004385 об устранении административного правонарушения.
Не согласившись с указанным предписанием Госинспекции от 25.10.2012 № 9004385 об устранении административного правонарушения, посчитав его незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы ИП ФИО1 в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств арбитражный суд установил следующее.
Согласно ст.ст.72, 73 Конституции РФ, административное и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, в том числе осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии со ст.1.1 КРФоАП законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким законом субъекта является Закон г.Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», ст.6.12 которого предусматривает административную ответственность за использование без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, земельного участка, находящегося именно в собственности города Москвы.
В силу п.9 ч.1 ст.1 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
Принцип разграничения государственной собственности на собственность РФ, собственность субъектов РФ и муниципальных образований утверждается в процессе земельной реформы. Это новое положение, требующее раздела государственной и муниципальной земельной собственности и предполагающее комплекс управленческих, в том числе землеустроительных, работ, конечным результатом которых выступает разграничение земельных участков в натуре, определение правового режима этих земель и правового статуса субъектов, обладающих на эти земли определенными правами.
Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции РФ.
Согласно ст.72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах, равно как и иные отрасли законодательства, упомянутые в этой статье, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно ст.76 Конституции РФ устанавливается взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч.1 и 2 ст.76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
Конституцией РФ и ЗК РФ установлено, какие вопросы должны быть урегулированы на уровне Федерального закона. Статья 36 Конституции РФ определяет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Статья 1 ЗК РФ отнесла регулирование значительного числа вопросов к уровню федерального закона. Упомянутой ст.1 ЗК РФ и иными статьями Земельного кодекса определены случаи, когда отношения могут быть урегулированы только на уровне федерального закона.
В силу ст.1.3 КРФоАП к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, перечня видов административных наказаний и правил их применения, административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.
В соответствии со ст.7.1 КРФоАП самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Таким образом, административная ответственность за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю предусмотрена ст.7.1 КРФоАП.
Фактически объективная сторона вменяемого предпринимателю правонарушения, квалифицированного ответчиком по ст.6.12 Закона г.Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», совпадает с объективной стороной правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.1 КРФоАП использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Кроме того, максимальная санкция за административное правонарушение, предусмотренное ст.7.1 КРФоАП для юридических лиц установлена в 20.000 рублей, а максимальная санкция, предусмотренная ст.6.12 Закона г.Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» для юридических лиц установлена в 50.000 рублей, т.е. выше размера штрафа, предусмотренного ст.7.1 КРФоАП.
Таким образом, в случае, когда имеется норма федерального закона, регулирующая вопросы производства по делам об административных правонарушениях, а также содержащая состав правонарушения, вменяемый лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ответственность за указанное правонарушения законом субъекта Российской Федерации установлена быть не может.
Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов составляют объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.1 КРФоАП.
Следовательно, лицо, допустившее самовольное занятие земельного участка или использующее земельный участок без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, не может быть привлечено к ответственности по основаниям, предусмотренным ст.6.12 Закона г. Москвы от 21.12.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», которая также устанавливает ответственность за данное правонарушение, увеличивая размер штрафных санкций по сравнению со ст.7.1 КРФоАП, и, следовательно, ему не может быть выдано предписание в рамках ст.6.12 Закона г. Москвы от 21.12.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».
То обстоятельство, что объектом посягательства по ст.6.12 Закон г.Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» являются земельные участки, находящиеся в собственности г.Москвы, не свидетельствует о законности выданного предписания, поскольку диспозиция ст.7.1 КРФоАП распространяется на любые земельные участки и не содержит исключений в зависимости от формы собственности и субъекта собственности на используемый земельный участок.
В соответствии с п.3 Положения о Государственном земельном контроле, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле», контроль за соблюдением выполнения требований земельного законодательства о недопущении использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы. Пункт 6 этого же положения предусматривает, что должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов, осуществляющие государственный контроль, одновременно по должности являются главными государственными инспекторами по использованию и охране земель (Указом Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, а его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, утвердившим Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, к полномочиям указанной службы отнесено осуществление государственного земельного контроля).
Пункт 2 ст.23.21 КРФоАП устанавливает, что дела об административном правонарушении, предусмотренных ст.7.1 КРФоАП, рассматривают главный государственный инспектор РФ по использованию и охране земель, его заместители, главные государственные инспектора субъектов РФ по использованию и охране земель, их заместители.
Госинспекция по недвижимости лицом, уполномоченным на составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст.7.1 КРФоАП, а также на выдачу предписаний за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю в рамках ст.7.1 КРФоАП не является.
Таким образом, предписание Госинспекции от 25.10.2012 № 9004385 об устранении административного правонарушения содержит неправильную квалификацию и следовательно выдано за пределами предоставленной Положением о Госинспекции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2006 № 602-ПП, компетенции.
В силу правовой позиции, изложенной в п.9 Постановления Пленума ВАС от 02.06.2004 № 10, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, либо принято неправомочным органом, суд, в соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого предписания Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 25.10.2012 № 9004385 об устранении неправильно квалифицированного административного правонарушения.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п.7 ч.1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 г. № 139 «О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 г. № 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 г. № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации"» согласно ст.110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются гл.9 АПК РФ. Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (ч.1 ст.110 АПК РФ).
Согласно представленному суду договору об оказании юридических услуг от 25.10.2012 № 50-ЮУ/12 на дату рассмотрения настоящего дела и вынесения по нему решения заявитель фактически понес судебные расходы в размере 20.000 рублей 00 копеек.
Вместе с тем суд указывает следующее.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно ст.112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении. Возможность рассмотрения арбитражным судом заявления о распределении судебных расходов в том же деле и тогда, когда оно подано после принятия решения судом первой инстанции, постановлений судами апелляционной и кассационной инстанций АПК РФ не исключает.
В соответствии со ст.106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно ч.2 ст.110 АПК РФ на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Президиум ВАС РФ в п.20 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.2004 г. № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснил, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 г. № 454-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Траст" на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 110 АПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Ответчик в своем отзыв указывает на чрезмерность судебных расходов исходя из сложности дела, объема доказательственной базы, времени, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист.
Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (ст.65 АПК РФ).
Таким образом, предметом требований по конкретному делу могут быть только те расходы, которые осуществлены по этому делу. При этом доказательства должны быть относимыми и допустимыми, то есть заявитель должен указать конкретный состав действий, предпринятых в связи с защитой своих интересов в суде, и соответствующие им расходы.
При определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя принимаются во внимание: относимость расходов к делу; объем и сложность выполненной работы; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в данном регионе стоимость на сходные услуги с учетом квалификации лиц, оказывающих услуги; продолжительность рассмотрения дела; другие обстоятельства, свидетельствующие о разумности этих расходов.
В данном случае суд принимает во внимание, что с участием представителя ИП ФИО1 было проведено одно судебное заседание в первой инстанции общей продолжительностью не более семи минут.
Таким образом, в данном случае, исходя из степени сложности дела, участия в нем представителя истца, сложившейся судебной практики по вопросу возмещения судебных расходов на оплату услуг представителя, с учетом положений ч.2 ст.110 АПК РФ, суд считает оплату юридических услуг представителя в размере 20.000 рублей необоснованно завышенной, превышающей разумные пределы, в связи с чем находит возможным снизить сумму взыскиваемых с ответчика судебных расходов на оплату услуг представителя с 20.000 рублей до 5.000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.65, 167-170, 176, 181, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, Закону г.Москвы от 21.11.2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.08.2006 № 602-ПП «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы» признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 25.10.2012 № 9004385 об устранении административного правонарушения.
Взыскать с Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в пользу ИП ФИО1 судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 5.000 рублей 00 копеек (Пять тысяч рублей ноль копеек).
Взыскать с Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в пользу ИП ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей 00 копеек (Двести рублей ноль копеек).
В остальной части судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя, отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Г.Н. Папелишвили