Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
02 ноября 2021г. Дело № А40-143459/21-2-767
Резолютивная часть решения объявлена 26 октября 2021г.
Полный текст решения изготовлен 02 ноября 2021г.
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи - Махлаевой Т.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Халиловой К.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по заявлению ОАО «РЖД» в лице Центральной дирекции закупок и снабжения - филиала ОАО «РЖД»
к ответчику: ФАС РОССИИ
третье лицо: ООО «Сайта»
о признании незаконными решение и предписание от 23.06.2021 г. № 223ф3-314/21
при участии:
От заявителя: ФИО1 (паспорт, диплом, дов. от 21.01.21 г.) От ответчика: Скирда Л.H. (удост., диплом, дов. от 17.09.21) От третьего лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ОАО «РЖД» обратилось в арбитражный суд с заявлением в котором просит признать недействительными, отменить решение и предписание ФАС России от 23.06.2021 г. по делу № 223ФЭ-314/21.
Требования мотивированы тем, что решение вынесено с нарушением требований действующего законодательства, а так же нарушает права и законные интересы заявителя.
ФАС России просит в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление ссылаясь на полное, всестороннее рассмотрение дела, на законность оспариваемого решения.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства представитель третьего лица, в судебное заседание не явился, письменных пояснений по спору не представил.
Суд рассматривает дело в соответствии со ст.123,156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные в дело документы, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регламентированы Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).
Как следует из материалов дела в ФАС России поступила жалоба ООО «Санта» (далее - Заявитель) от 15.06.2021 № 15/06, перенаправленная письмом Московского УФАС России от 18.06.2021 № ЕО/35261/21, на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД»(далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту объектов Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» (извещение № 32110331198)(далее -Аукцион, Жалоба).
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно Заказчиком неправомерно установлены квалификационные требования о наличии у участника Аукциона опыта выполнения работ, производственных мощностей (ресурсов),квалифицированного персонала для выполнения работ по предмету закупки.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы Комиссия ФАС России установила следующее.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО «РЖД», утвержденным Решением Совета директоров ОАО «РЖД» от 14.05.2021 (протокол № 10) (далее - Положение о закупке). В соответствии с извещением о проведении Аукциона, аукционной документацией (далее - Документация):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС)-28.05.2021;
2) начальная (максимальная) цена договора - 181 957 927, 20 рублей;
3) дата окончания подачи заявок -16.06.2021;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлено квалификационное требование о наличии у участника Аукциона опыта выполнения работ по предмету закупки.
Пунктом 1.9.2 Документации к участникам закупки установлено
следующее квалификационное требование: «Участник должен иметь
опыт выполнения работ по капитальному ремонту объектов хозяйства электрификации и/или электроснабжения, а именно: объектов устройств контактной сети, стоимость которых составляет не менее 50% начальной(максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в приложении № 1.1 к аукционной документации. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником закупки (с учетом правопреемственности) работ (по выбору участника закупки) по капитальному ремонту объектов хозяйства электрификации и/или электроснабжения, а именно: объектов устройств контактной сети.
В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника. В подтверждение опыта выполнения работу частник в составе заявки представляет:- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров представленной в приложении № 1.3 аукционной документации о наличии требуемого опыта; и - акты о выполнении работ; и - договоры на выполнение работ (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями); и - документы, подтверждающие правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.)».
Вместе с тем вышеуказанное требование Документации о наличии опыта выполнения работ по капитальному ремонту объектов хозяйства электрификации и/или электроснабжения, а именно объектов устройств контактной сети неправомерно ограничивает участников Аукциона не обладающих опытом выполнения работ по капитальному ремонту на таких объектах, при этом обладающих положительным опытом выполнения таких работ на иных особо опасных, технически сложных и уникальных объектах строительства.
Таким образом, Ответчик посчитал, что вышеуказанные действия Заказчика, установившего к участникам Аукциона неправомерное квалификационное требование, ограничивают количество участников Аукциона, противоречат Положению о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункт9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно установлены квалификационные требования о наличии материально- технических, а также кадровых ресурсов.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что требования пунктов 1.9.3 и 1.9.4 Документации о наличии у участников закупки материально-технических ресурсов и квалифицированного персонала установлено с целью выявления лучших условий исполнения договора.
Комиссия ФАС России, пришла к выводу о том, что требование Документации о наличии у участников закупки на момент подачи заявки соответствующих материально-технических и кадровых ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Аукциона, поскольку такие материально-технические и кадровые ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки, а напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Аукционе. Вместе с тем пунктом 1.9.1 Документации Заказчиком установлено квалификационное требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируется организации, подтверждающее у участников закупки наличие специальной правоспособности.
Таким образом, действия Заказчика, установившего выше указанные требования Документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках, и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Федеральной антимонопольной вынесено решение от 23.06.2021 № 223ф3-314/21 (далее - Решение) по жалобе ООО «Санта» на действия ОАО «РЖД» (далее - Заказчик) и было выдано обязательное для исполнения предписание ФАС России от 23.06.2021 № 223ФЭ-314/21 (далее - Предписание).
Не согласившись с выводами и требованиями Комиссии, Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительными оспариваемых решения и предписания административного органа.
Удовлетворяя заявленные требования суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 94 ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.3.1.12 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331, ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.
Кроме того, Приказ ФАС России от 26 июня 2012 года N 422 регламентирует деятельность Комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов, на которую возложены обязанности по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Как установлено судом решение вынесено ФАС России в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 (далее - Закон о закупках), заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.
Пунктом 199 Положения о закупке ОАО «РЖД» во исполнение требований ч. 6 ст. 3 Закона о закупках предусмотрено право по установлению к участникам закупки квалификационных требований, которые устанавливаются в документации о закупке в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, нормативными документами.
В настоящем деле соответствие участника указанному квалификационному требованию свидетельствует о достаточном и необходимом для Заказчика опыте исполнителя по выполнению работ, аналогичных предмету закупки, и позволяет судить о способности участника осуществить работы в объеме и сроки, предусмотренные закупочной документацией, в связи с чем использование названного требования является обоснованным.
Судом принимается во внимание, что работы, связанные с капитальным ремонтом объектов устройств контактной сети, объектов устройств воздушных и кабельных линий электропередачи, наличие опыта выполнения которых должен предоставить участник закупки, значительно отличаются от аналогичных строительных работ (например, на трамвайных линиях, в метрополитене), выполняемых в иных отраслях, в силу специфики самих работ, особенностей правового регулирования, требований к безопасности.
К особенностям данных строительных работ, выполняемых на объектах железнодорожного транспорта, относятся:
1) система электроснабжения электрифицированной железнодорожной дороги состоит из:
- внешней части системы электроснабжения, включающей в себя устройства выработки, распределения и передачи электрической энергии до
тяговых подстанций (исключительно);
- тяговой части системы электроснабжения, состоящей из тяговых подстанций линейных устройств и тяговой сети. Тяговая сеть, в свою очередь, состоит из контактной сети, рельсового пути, питающих и отсасывающих линий (фидеров), а также других проводов и устройств, присоединяемых по длине линии и контактной подвески непосредственно или через специальные автотрансформаторы.
Доля выполняемых работ по капитальному ремонту объектов устройств воздушных и кабельных линий электропередачи, объектов и устройств контактной сети в рамках Аукциона составляет 76,38 % от общей стоимости работ.
Для каждого вида ремонтных работ исполнителем разрабатываются технологические процессы, учитывающие конкретные условия работ, оценивающие их объемы, потребность в рабочей силе, потребность в специализированной технике с учетом требований нормативных документов ОАО «РЖД» по организации работ на действующей инфраструктуре;
2) принципиальное отличие в производстве работ на объектах электрификации и электроснабжения сети железных дорог от работ, производимых в метрополитене и трамвайной линии заключается в уровне напряжения. Так, в контактной сети на переменном токе уровень рабочего напряжения составляет 27500 В, в то время, как в метрополитене порядка 825 В, на трамвайной линии 550 В;
3) работы в метрополитене и на трамвайной линии производятся со снятием напряжения с токоведущих частей, заземлением, вдали от частей, находящихся под напряжением, что не требует высокой квалификации подрядной организации.
В свою очередь производство работ на объектах электрификации и электроснабжения железных дорог производится как со снятием напряжения с токоведущих частей, заземлением, вдали от частей, так и под напряжением (регулировка контактной подвески). Также при производстве работ на контактной сети (многопутные участки) и тяговых подстанциях, как правило, работа производится вблизи частей, находящихся под напряжением;
4) строительно-монтажные работ на контактной сети производятся «с пути», на высоте, вблизи высокого напряжения на многопутных участках, с учетом движения поездов по соседним путям, в то время, как в метрополитене и на трамвайной линии, работы производятся на однопутных участках с полной остановкой движения и снятием напряжения.
Производство работ на многопутных участках в условиях движения поездов по соседним путям требует наличия опыта работ у подрядной организации, так как несоответствие габарита по соседнему пути может привести к столкновению техники, работающей на объекте строительства с пассажирским или грузовым поездом, и как следствие к техногенной катастрофе.
Более того, при производстве работ по установке жестких поперечин на станциях с использованием специализированной техники, работа может одновременно производиться над десятками путей, над пассажирскими платформами. Отсутствие у подрядной организации опыта может привести как к техногенным катастрофам, так и к локальным случаям травматизма, а также к массовой задержке движения поездов и, как следствие, к причинению экономического вреда и имиджевых рисков ОАО «РЖД»;
5) устройство контактной сети железных дорог, в отличии от городских контактных сетей представляет собой более сложное техническое сооружение, ввиду наличия большой номенклатуры применяемых конструкций, материалов и оборудования, а также особых технологий их монтажа, связанного с обеспечением безопасности движения поездов;
6) выполняемые работы являются технологически сложным и трудоемким процессом и проводятся как под напряжением, так и со снятием напряжения и закрытием отдельных путей для движения в технологические «окна», которые имеют небольшую продолжительность, предоставляются эксплуатирующими службами ОАО «РЖД» один или несколько раз в течение суток, Начало и окончание каждого «окна» сопровождается осуществлением дополнительных мероприятий и применением вспомогательных устройств для открытия/закрытия движения, обеспечения безопасности движения поездов, безопасности рабочего персонала, занятого у железнодорожных путей, безопасности пассажиров, а также для соблюдения графика движения поездов.
Таким образом, учитывая высокую социальную значимость объектов электрификации и электроснабжения ОАО «РЖД», задержка в движении поездов, в связи с нарушением технологии работ и срывы в бесперебойном электроснабжении объектов нетягового назначения влечет за собой финансовые и имиджевые риски для ОАО «РЖД».
Также следует отметить, что выполнение работ, связанных с капитальным ремонтом объектов устройств контактной сети, объектов устройств воздушных и кабельных линий электропередачи, сопряжено с необходимостью наличия опыта организации выполнения работ с соблюдением задействованным персоналом требований, установленных в большом количестве действующих нормативных актов, указанных в Техническом задании (приложение № 1.1 к аукционной документации), а именно:
- «Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», утвержденные приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286;
- Технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 15,07.2011 г. № 710;
- «Правила содержания тяговых подстанций, трансформаторных подстанций и линейных устройств системы тягового электроснабжения», утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 05.08.2016 г. № 1587р;
-СТО РЖД 1.09.010-2008 «Устройства электрификации и электроснабжения. Порядок продления назначенного срока службы», утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 11.12.2008 г. № 2647р;
- «Инструкция по заземлению устройств электроснабжения на электрифицированных железных дорогах», утверждена МПС РФ от 10.06.1993 г. № ЦЭ-191;
- «Распоряжение об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств, железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» от 7 ноября 2018 г. N 2364/р;
- Правила содержания контактной сети, питающих линий, отсасывающих линий, шунтирующих линий и линий электропередачи, утвержденные
распоряжением ОАО «РЖД» от 25.04.2016 г. № 753р (Приложение .N'2 1.6 к аукционной документации).
- Технические требования к светодиодным осветительным устройствам для наружного и внутреннего освещения объектов ОАО «РЖД», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 29.04.2020 г. № 953/р.
В связи с вышеизложенным, выполнение работ, связанных капитальным ремонтом объектов устройств контактной сети, объектов устройств воздушных и кабельных линий электропередачи, лицами, не обладающими соответствующим профильным опытом, неизбежно увеличит риски Заказчика, связанные с нарушениями такими лицами сроков выполнения работ, с неспособностью подрядчика обеспечить выполнение работ, с нарушениями технологии строительного процесса, нарушениями требований по безопасности, и может повлечь за собой гибель людей и причинение значительного ущерба материальным ценностям и окружающей среде.
Таким образом, квалификационное требование к участникам закупки о наличии опыта по предмету закупки установлено Заказчиком в п. 1.9.2 закупочной документации с целью отбора участника, имеющего соответствующий профильный опыт, что обеспечивает соблюдение технологии работ, требований по безопасности работ, а также надлежащее качество и сроки выполнения работ.
На основании выше изложенного, вывод антимонопольного органа о том, что ОАО «РЖД» в документации о закупке установлено неправомерное квалификационное требование о наличии у участника Аукциона опыта выполнения работ по предмету закупки, является необоснованным.
Так же, судом, признаются необоснованными выводы ФАС России о том, что ОАО «РЖД» в документации о закупке установлено неправомерное квалификационное требование о наличии у участника Аукциона производственных мощностей (ресурсов) для выполнения работ по предмету закупки.
Согласно пункту 1.9.3 закупочной документации участник должен располагать следующими производственными мощностями (ресурсами) для выполнения работ по предмету закупки:
№ п/п
Наименование
Параметры
Кол-во, не менее
Автомотриса дизельная монтажная
Мощность не менее 220 кВт
2
Агрегат для вибропогружения железобетонных фундаментовопор на железнодорожном ходу
Длина погружаемого фундамента не менее 4,5 м
1
Кран на железнодорожном ходу
Грузоподъемность не менее 16 т
1
В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника. В подтверждение наличия производственных мощностей (ресурсов) участник в составе заявки должен представить:
- документы, подтверждающие наличие производственных мощностей, ресурсов на любом законном основании (например, карточки учета основных средств, договоры купли-продажи, аренды, иные договоры, иные документы);
- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений о наличии производственных мощностей, ресурсов, представленной в приложении № 1.3 аукционной документации.
Таким образом, участник может подтвердить соответствие вышеуказанному требованию различными способами, при этом условия документации не устанавливают требование о наличии производственных мощностей исключительно в собственности участника.
Вышеуказанное требование установлено в соответствии с подпунктом 2 пункта 199 Положения о закупке ОАО «РЖД», согласно которому Заказчик имеет право предъявить требования к участникам, в том числе квалификационные требования, которые устанавливаются в документации о конкурентной закупке в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД» к поставщикам (исполнителям, подрядчикам), в том числе требование о наличии на праве собственности или ином законном основании оборудования и/или других материально-технических ресурсов для исполнения договора.
Необходимо отметить, что производственные мощности, перечисленные в п. 1.9.3 аукционной документации, являются основными при выполнении работ по капитальному ремонту объектов Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго- филиала ОАО «РЖД». Потребность в данных производственных мощностях (ресурсах) обусловлена следующим:
1) автомотриса дизельная монтажная мощностью не менее 220 кВт в количестве не менее 2 ед. необходима для выполнения работ на объекте № 2 «Контактная сеть электрифицированного участка» (см. Техническое задание (приложение № 1.1 к аукционной документации)) по замене жестких поперечин, ограничителей перенапряжения, установке опор и перевода нагрузки на новые опоры и демонтаж старых опор контактной сети, а именно: (1) 1 автомотриса, необходима для выполнения монтажных работ по замене жестких поперечин, ограничителей перенапряжения; (2) 1 автомотриса необходима для производства работ по установке опор и перевода нагрузки на новые опоры и демонтаж старых опор контактной сети.
Поскольку, на передней консоли автомотрис должна быть расположена несущая кабина с краном, а на задней консоли - силовая установка и монтажная площадка, то мощность силовой установки должна быть не менее 220 кВт;
2) агрегат для вибропогружения железобетонных фундаментов опор
на железнодорожном ходу с длиной погружаемого фундамента не менее 4,5 м в количестве не менее 1 ед. необходим для выполнения работ на объекте № 2 «Контактная сеть электрифицированного участка» (см. Техническое задание (приложение № 1.1 к аукционной документации)) по установке анкеров и фундаментов опор контактной сети методом вибропогружения. Длина погружаемого фундамента определена исходя из длины опоры в подземной части, которая составляет 4,5 м.
3) Кран на железнодорожному ходу грузоподъемностью не менее 16 т в количестве не менее 1 ед. необходим для производства работ на объекте №2 «Контактная сеть электрифицированного участка» (см. Техническое задание (приложение JV® 1.1 к аукционной документации)) по демонтажу и монтажу ригелей жестких поперечин (масса 3,2 т). Учитывая стесненные условия, массу самой крюковой подвески, размеры опорного контура, грузовысотные характеристики крана, в целях исключения опрокидывания крана на железнодорожном ходу при подъеме груза массой 3,2 т., на вылете стрелы до 11 метров, грузоподъемность крана должна составлять не менее 16 т.
Технология производства работ по демонтажу и монтажу ригелей жестких и поперечин не предусматривает использование крана автомобильном ходу, так как работы производится непосредственно с «пути».
Запрашиваемая техника на железнодорожном ходу имеется не только у ОАО «РЖД», в связи с чем требование о наличии данной техники у участников не является ограничением конкуренции.
Также следует отметить, что Верховный суд РФ в определении от 21.08.2014 по делу № А05-10778/2013 указал, что «субъекты предпринимательской деятельности по условиям делового оборота при выборе контрагентов должны оценивать не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта. Следовательно, проверка лишь правоспособности контрагентов не свидетельствует о том, что общество, будучи заинтересованным в надлежащем исполнении договоров, проявило должную степень осмотрительности и осторожности при выборе контрагента».
Таким образом, устанавливая данное квалификационное требование, Заказчик проявляет должную осмотрительность при выборе контрагента в целях исключения рисков ненадлежащего выполнения работ или нарушения сроков их выполнения.
Кроме того, необходимо учесть, что согласно условиям Технического задания (приложение № 1.1 к аукционной документации) работы выполняются с момента заключения Договора. Привлечение необходимых ресурсов в течение 20 дней (максимальный срок на заключение договора с момента подведения итогов Аукциона), включая привлечение оборудования, поиск и найм сотрудников, их обучение, в том числе работе с привлеченным оборудованием, в течение 20 дней невозможно. Выполнение указанных действий после подведения итогов приведет к нарушению сроков реализации проекта или снижению их качества.
Таким образом, установленное требование законно, обоснованно и направлено на обеспечение надлежащего выбора контрагента, а также обеспечивает исполнение им условий договора наиболее качественно.
Вывод антимонопольного органа о том, что ОАО «РЖД» в документации о закупке установлено неправомерное квалификационное требование о наличии у участника Аукциона квалифицированного персонала для выполнения работ по предмету закупки, отклоняется судом ввиду следующего.
Указанное требование о наличии у участника закупки квалифицированного персонала установлено исходя из предусмотренных закупочной документацией объемов работ и с учетом поставленных сроков их выполнения с целью своевременного и качественного удовлетворения потребности Заказчика на основании положений нормативных актов.
В соответствии с пунктом 1.9.4 закупочной документации участник должен располагать квалифицированным персоналом для выполнения работ по предмету аукциона, в количестве не менее 4 человек, а именно:
- не менее 3 специалистов с V группой допуска по электробезопасности;
- не менее 1 специалиста с группой допуска по электробезопасности не ниже IV.
Согласно подпункту 7 пункта 199 Положения о закупке в аукционной документации устанавливается требование к участникам о наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.
В соответствии с разделом 8 «Правил безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог ОАО «РЖД» № 103 от 16.12.2010 г. работы по реконструкции, капитальному ремонту контактной сети, В JI, К Л в действующих электроустановках должны выполняться электротехническим персоналом электромонтажных поездов, строительно-монтажных и других организаций по нормативным документам, обязательным для эксплуатационного персонала.
Из содержания приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2020 № 903н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» (далее - Приказ) следует, что:
- согласно п. 5.4 Приказа, право выдачи нарядов-допусков и распоряжений предоставляется работникам из числа административно- технического персонала, имеющим группу V по электробезопасности (при эксплуатации электроустановок напряжением выше 1000 В), группу по электробезопасности не ниже IV (при эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В);
- согласно п. 5.6 Приказа, право выдачи разрешений на подготовку рабочих мест и на допуск предоставляется оперативному персоналу, имеющему группу по электробезопасности не ниже IV, уполномоченным на это ОРД организации (обособленного подразделения). Допускается право выдачи разрешений на подготовку рабочих мест и допуск предоставлять работникам из числа административно-технического персонала, имеющим группу по электробезопасности не ниже IV, уполномоченным на это ОРД организации (обособленного подразделения).
- согласно п. 5.7 приказа, ответственными руководителями работ в электроустановках напряжением выше 1 ООО В назначаются работники из числа административно-технического персонала, имеющие группу V и группу IV по электробезопасности - в электроустановках напряжением до 1000 В;
- согласно п. 5.9 Приказа, производитель работ, выполняемых по наряду- допуску в электроустановках напряжением выше 1000 В, должен иметь группу IV по электробезопасности, а в электроустановках напряжением до 1000 В - группу III по электробезопасности. При выполнении работ в подземных сооружениях, где возможно появление вредных газов, работ под напряжением, работ по перетяжке и замене проводов на В Л напряжением до 1000 В, подвешенных на опорах В Л напряжением выше 1000 В, производитель работ должен иметь группу IV по электробезопасности.
Обучение и аттестация работников строительной организации производится по следующим нормативным документам: «Правила безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки, железных дорог ОАО «РЖД» №103 от 16.12.2010г.; «Инструкция по безопасности для электромонтеров контактной сети» №104 от 16.12.2010г.; Стандарта СТО РЖД 08.020-2019 №>418/р от 06.03.2019 г.
Участник должен располагать квалифицированным персоналом для выполнения работ по предмету аукциона в указанном количестве по объект}' № 2 «Контактная сеть электрифицированного участка», а именно:
- 1 специалист с правом выдачи наряда на производство работ (V группа);
- 2 специалиста для производства работ по замене жестких поперечин, ограничителей перенапряжения, установке опор и перевода нагрузки на новые опоры и демонтаж старых опор контактной сети с использованием автомотрис АДМ. (V группа);
- 1 специалист для производства работ в электроустановке напряжением свыше 1000 В (IV группа).
Также в соответствии с п. 1.4.30, 1.4.31 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 г. № 6, для проведения проверки знаний электротехнического и электротехнологического персонала участник (руководитель организации) должен назначить приказом по организации комиссию в составе не менее пяти человек.
Вывод о возможности привлечения участником закупки необходимого квалифицированного персонала после подведения итогов закупки противоречит целям регулирования законодательства о закупках, установленным ст. 1 Закона о закупках, в частности, таким как:
- создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности;
- эффективное использование заказчиками денежных средств.
При проведении закупки не представляется возможным достоверно и однозначно установить, будут ли необходимые специалисты привлечены конкретным участником в будущем в случае его победы в закупке.
Невозможность привлечения таких специалистов победителем закупки на этапе выполнения работ создает риск выполнения работ ненадлежащего качества либо нарушения сроков их выполнения. Следовательно, указанный вывод является необоснованным.
Не принимаются судом во внимание доводы Ответчика о том, что обжалуемые Решение и Предписание не нарушают права и законные интересы ОАО «РЖД» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
ФАС России, принимая Решение и выдавая Предписание, в соответствии с которым обязывает ОАО «РЖД» исключить из закупочной документации типовые требования, нарушает права и законные интересы Заказчика, что выражается в следующем.
Исполнение требований, указанных в Предписании, путем исключения из аукционной документации типовых требований, которые установлены на основании требований Положения о закупке ОАО «РЖД», разработанного в соответствии с действующим законодательством, влечет риски для безопасности на железнодорожном транспорте, для жизни и здоровья граждан Российской Федерации, для имущества третьих лиц, вызванные наличием возможности заключения договора с недобросовестным контрагентом и ненадлежащим исполнением обязательств по договору таким контрагентом.
Следует отметить, что заключение договора с недобросовестным контрагентом может привести к срыву планируемых сроков окончания строительных работ, а также к возникновению аварий на железнодорожном транспорте, вызванных некачественным выполнением работ.
При этом в случае возникновения аварий на железнодорожном транспорте в результате ненадлежащего исполнения договорных обязательств контрагентом у ОАО «РЖД» могут возникнуть убытки в виде необходимости возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу третьих лиц.
Кроме того, права заявителя являются нарушенными в случае, если ответчиком предприняты меры административного воздействия в виде направления соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалов дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Указание о передаче материалов дела № 223ФЗ-314/21 уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении содержится в п. 4 резолютивной части Решения.
При этом обжалуемым Решением Заказчику вменяются в вину нарушения требований законодательства, совершение которых не доказано антимонопольным органом. Поскольку Решением действия Заказчика признаны не соответствующими требованиям закона, следовательно, такое Решение затрагивает его права и законные интересы.
Следовательно, признание Решение недействительным повлечет за собой восстановление нарушенных прав и законных интересов Комитета в судебном порядке, что предусмотрено статьей 198 АПК РФ.
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Исследовав и оценив доказательства в их совокупности, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку заявитель доказал, что оспариваемым решением нарушены его права и законные интересы.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительными, отменить решение и предписание ФАС России от 23.06.2021 г. по делу № 223ФЭ-314/21.
Взыскать с ФАС России в пользу ОАО «РЖД» расходы по госпошлине в сумме 3000,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: Т.И.Махлаева