ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-14493/15 от 15.05.2015 АС города Москвы

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. МоскваДело №А40-14493/15

19 мая 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая  2015 года.

Полный текст решения изготовлен 19 мая 2015 года.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

судьи: В.А.Лаптев (шифр судьи 45-108)

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тюриной А.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

МУ "Администрация городского поселения Пойковский"

кответчику Управление Федерального казначейства по ХМАО-Югре, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

третье лицо: Минобороны РФ

о взыскании 359 674 руб. 61 коп., 702 491 руб 29 коп.

при участии:

согласно протоколу судебного заседания

УСТАНОВИЛ:

МУ "Администрация городского поселения Пойковский" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Управление Федерального казначейства по ХМАО-Югре, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ о взыскании 359 674 руб. 61 коп., 702 491 руб 29 коп.

В судебное заседание представители истца, Управления Федерального казначейства по ХМАО-Югре и третьего лица не явились, надлежащим образом извещены.

Ответчик Министерство Финансов РФ в судебное заседание явился, против иска возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Изучив материалы дела, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В исковом заявлении истец указал, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства. Администрация городского поселения Пойковский, как орган местного самоуправления территории, где отсутствует военный комиссариат, осуществляет государственные полномочия по первичному воинскому учету.

Средства на осуществление передаваемых полномочий по первичному воинскому учету предусматриваются в виде субвенций в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете. Порядок расходования и учета субвенций, а также изъятия переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719, предусмотрено, что число работников по воинскому учету граждан в органах местного самоуправления,   осуществляющих   ведение   первичного   воинского  учета граждан, определяется, исходя из следующих норм: от 500 до 1 ООО граждан -освобожденный работник. При наличии менее 500 граждан работа по ведению воинского учета может возлагаться по совместительству в установленном порядке на одного работника органа местного самоуправления.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006г. № 258 «Осубвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» размер средств, передаваемых органам местного самоуправления, определяется исходя из количества граждан, состоящих на первичном воинском учете по состоянию на 31 декабря, предшествующего года.

Численность граждан, состоящих на первичном воинском учете в городском поселении Пойковский по состоянию на 31.12.2010г., составила 6075 человек, а по состоянию на 31.12.2012 г.- 5585 человек, что в соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719, предполагает 6 работников органа местного самоуправления.

Размер затрат на содержание одного военно-учетного работника, количество работников органа местного самоуправления, осуществляющих работу по воинскому учету в поселении, и общий размер субвенций, предоставляемых бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов, определяются в соответствии с нормами Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20.12.2007 №180-оз «О методике расчета размера и распределения субвенций между бюджетами муниципальных районов, городских округов на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов отдельными государственными полномочиями по расчету и предоставлению указанных субвенций бюджетам поселений».

В подтверждающих документах все расходы на выполнение госполномочий произведены в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 №190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» по коду бюджетной классификации (далее - КБК) 650 0203 0013600 500 по соответствующей статье расходов (далее - КОСГУ).

Истец указал, что в 2011 году в бюджет городского поселения была выделена и перечислена субвенция на выполнение государственных полномочий по воинскому учету в размере 3 118 741,0 рублей, при этом фактические затраты за 2011 год составили 3 478 415,61 рублей.

По статье расходов КОСГУ 211 «Заработная плата» расходы на оплату -руда военно-учетных работников составили 2 477 227,86 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 2 188 319,29 рублей, за счет средств местного бюджета - 288 908,57 рублей. По статье расходов КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» сходы составили 810 766,04 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 740 000,0 рублей, за счет средств местного бюджета -70 766,04 рублей.

По статье расходов КОСГУ 221 «Услуги связи» расходы составили 18 0,31 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 18 060,31 рублей, за счет средств местного бюджета - 0 рублей.

По статье расходов КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» на обеспечение инвентарем, оргтехникой, расходными материалами расходы составили 50 000,0 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 50 000,0 рублей, за счет средств местного бюджета - 0 рублей.

Итого за 2011 год: федеральный бюджет - 3 118 741,0 рублей; местный бюджет - 359 674,61 рублей.

В 2013  году в бюджет городского  поселения  была  выделена  и перечислена субвенция  на  выполнение  государственных  полномочий  по воинскому учету в размере 2 302 160,27 рублей, при этом фактические затраты за 2013 год составили 3 004 651,56 лей.

По статье расходов КОСГУ 211 «Заработная плата» расходы на оплату уда военно-учетных работников составили 2 178 308,11 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 1 772 160,27 рублей, за счет средств местного бюджета - 406 147,84 рублей.

По статье расходов КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» сходы составили 624 626,02 рублей,  в том числе за счет средств федерального бюджета - 530 000,0 рублей, за счет средств местного бюджета -94 626,02 рублей.

По статье расходов КОСГУ 212 «Прочие выплаты» компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно расходы составили 201 717,43 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 0 рублей, за счет средств местного бюджета - 201 717,43 рублей.

Итого за 2013 год: федеральный бюджет - 2 302 160,27 рублей; местный бюджет - 702 491,29 рублей.

По мнению истца, выделение недостаточного финансирования по субвенции федерального бюджета, вынуждает органы местного самоуправления выделять средства местного бюджета по данному полномочию, в связи с чем данные средства не могут быть использованы на наиболее важные и социально значимые мероприятия для городского поселения.

Выделенные бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы Администрации городского поселения Пойковский и, следовательно, убытки, причиненные Администрации городского поселения Пойковский подлежат взысканию с казны Российской Федерации, так как в соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов или должностных лиц этих органов, по подведомственной принадлежности.

Выслушав представителей сторон, изучив представленные по делу доказательства, суд считает, что требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Суд соглашается с доводами Министерства Финансов РФ, указанными в письменном отзыве, что в соответствии с статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу пункта 2 статьи 8 Федерального Закона от 28 марта 1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом. Органы местного самоуправления поселений органы местного самоуправления городских округов осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих на территориях указанных муниципальных образований.

Координация деятельности по осуществлению первичного воинского учета и контроль за осуществлением переданных полномочий осуществятся органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в порядке, определяемом Положением о воинском учете.

Средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете.

Предоставление субвенций органам сетного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, осуществляется в порядке, установленном статьями 133 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Объем средств, передаваемых органам местного самоуправления поселений органам местного самоуправления городских округов, определяются исходя из численности граждан, состоящих на первичном воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года, и утвержденной Правительством Российской Федерации методики расчета норматива затрат.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации и через образуемые в составе бюджетов субъектов Российской Федерации региональные фонды компенсаций передаются бюджетам поселений и городских округов.

Порядок расходования и учета субвенций, а также изъятия переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Указанные субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов для предоставления их бюджетам поселений, входящих в их состав.

В соответствии с частью 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъекту Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В соответствии с частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по иску к Российской о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов.

В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (таблица 22 приложения 31) в 2013 году бюджету Ханты-Мансийского автономного округа-Югра была распределена субвенция на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты в размере 40 877 200 рублей, в 2012 году - 53 185 500 рублей. Данный объем бюджетных ассигнований соответствует запросу Министерства Обороны Российской Федерации.

В связи с чем, надлежащим ответчиком по данному иску является Министерство финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югра.

Кроме того, истец не представил доказательств обоснованности превышения фактических затрат на осуществление полномочий по первичному воинскому учету.

Кроме того, учитывая природу сумм, заявленных к взысканию, то они не являются убытками по смыслу статей 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку затраты на осуществление полномочий по первичному воинскому учету произведены Истцом во исполнение требований действующего законодательства.

В этой связи суд считает, что истцом выбран неправильный способ защиты своих нарушенных прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Статьей 65 АПК РФ предусмотрена обязанность стороны доказывать обстоятельства своих требований или возражений.

В связи с отказом в удовлетворении требований расходы по госпошлине относятся на истца на основании ст.110 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст. 8, 9, 11, 15, 125, 309, 310 ГК РФ, ст.ст.65, 67, 68, 110,167-171, 176 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                              В.А.Лаптев