ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-145227/18-159-1070 от 05.09.2018 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

11 сентября 2018г.                                                    Дело № А40-145227/18-159-1070

Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2018г.

Полный текст решения изготовлен 11 сентября 2018г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Судья Константиновская Н.А.,  единолично,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Жулиной Е.А.

рассмотрев в  судебном заседании дело по иску  ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРОЕКТНАЯ ФИРМА "ТОПАЗ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 28.03.2008г., адрес: 428003, ЧУВАШИЯ ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА -, <...>)

К АССОЦИАЦИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – ОБЩЕРОССИЙСКОЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ «НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ, И САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОДГОТОВКУ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 30.03.2015Г. адрес: 119019, <...>)

3-Е ЛИЦО: Союз саморегулируемая организация «Объединение инженеров проектировщиков», Ассоциация Саморегулируемая организация «ЦентрСтройПроект»

Об обязании перечислить денежные средства компенсационного фонда

при участии:

от истца: неявка

от ответчика: ФИО1 по доверенности от 05.09.2016г.

от третьих лиц: неявка

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТНАЯ ФИРМА "ТОПАЗ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением в котором просит обязать АССОЦИАЦИЮ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ -         ОБЩЕРОССИЙСКОЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ «НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ, И САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОДГОТОВКУ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ» произвести перечисление в компенсационный фонд Ассоциации Саморегулируемая организация «ЦентрСтройПроект» денежные средства ранее внесенные ООО «Проектная фирма «ТОПA3» в компенсационный фонд Союза саморегулируемая организация «Объединение инженеров проектировщиков» в размере 150 000 рублей.

Ответчик просит в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явилось, отзыва на иск не представило. Суд рассматривает дело в соответствии со ст.123,156 АПК РФ.

Изучив все материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, исследовав и оценив все имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд пришел к выводу, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела ООО «Проектная фирма «ТОПАЗ» (далее - Общество, Истец) являлось членом Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Объединение инженеровпроектировщиков» (ИНН <***>, СРО-П-037-26102009) (далее - СОЮЗ СРО «ОБИНЖ ПРОЕКТ») с 01 апреля 2010 года.

Платежным поручением № 16 от 01.04.2010 г. на сумму 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей ООО «Проектная фирма «ТОПАЗ» осуществлен взнос в компенсационный фонд СОЮЗ СРО «ОБИНЖ ПРОЕКТ» (ранее - НП СРО «Объединение инженеров проектировщиков») в соответствии с п. 6 ст. 55.6 Градостроительного Кодекса Российской Федерации. 

Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору приказом от 26.12.2017 № СП-153 во внесудебном порядке исключены сведения о СОЮЗ СРО «ОБИНЖ ПРОЕКТ» из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

24 апреля 2018 г. ООО «Проектная фирма «ТОПАЗ», в адрес АССОЦИАЦИИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙ     ОБЩЕРОССИЙСКАЯ НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ          НЕКОММЕРЧЕСКАЯ          ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ «НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ, И САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОДГОТОВКУ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ» (далее - Ассоциация НОПРИЗ, Ответчик) было направлено уведомление о перечислении денежных средств в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей, внесенных ранее Обществом в компенсационный фонд СОЮЗ СРО «ОБИНЖ ПРОЕКТ», сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, на специальный банковский счет действующей саморегулируемой организации Ассоциация Саморегулируемая организация «ЦентрСтройПроект» (ИНН <***>, СРО-П-107-25122009), в которую перешло ООО «Проектная фирма «ТОПАЗ».

Обязательства по переводу компенсационного взноса в адрес Ассоциация Саморегулируемая организация «ЦентрСтройПроект» Ответчик не исполнил до настоящего времени, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд исходит из следующего.

Как следует из искового заявления, Истец являлся членом Союза СРО «ОБИНЖ ПРОЕКТ» (ИНН <***>).

Союз СРО «ОБИНЖ ПРОЕКТ» (СРО-П-037) в соответствии с положениями ч.б ст.З Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЭ «О саморегулируемых организациях» (далее - ФЗ «О саморегулируемых организациях») и ч.1 ст.55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ) до 26 декабря 2017 года (приказ ФСЭТАН № СП-153 от 26 декабря 2017г.) относилось к саморегулируемым организациям, в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и осуществляло деятельность, как саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации объектов капитального строительства.

Ответчик (НОПРИЗ), в соответствии с п.1 ч.2 ст.55.20 ГрК РФ, является Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.

Согласно ч.1 ст.55.20 ГрК РФ, национальные объединения саморегулируемых организаций являются общероссийскими негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими саморегулируемые организации на основе обязательного членства, и создаются в форме ассоциации (союза).

Положениями ст.55.4 Гр РФ установлено, что некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия некоммерческой организации установленных ГрК РФ требований, включая наличие у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном ст.55.16 ГрК РФ.

Согласно ч.1 ст.55.16 ГрК РФ, саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных ст.60 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.2 ст.55.16 ГрК РФ, саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных ч.2 и 4 ст. 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных ст.60.1 настоящего Кодекса.

Как следует из ч.3 ст.55.16 ГрК РФ, не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных, изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда. Не допускается уплата взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса (взносов), а также уплата взноса (взносов) третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного частью 16 настоящей статьи.

Из ч.4 ст.55.16 ГрК РФ следует, что не допускается перечисление кредитной организацией средств компенсационного фонда возмещения вреда, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса, и следующих случаев:

1)           возврат ошибочно перечисленных средств;

2)           размещение и (или) инвестирование средств компенсационного фонда возмещения вреда в целях их сохранения и увеличения их размера;

3)           осуществление выплат из средств компенсационного фонда возмещения вреда в результате наступления солидарной ответственности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи (выплаты в целях возмещения вреда и судебные издержки), в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса;

4)           уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда в кредитных организациях, и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда в иные финансовые активы;

5)           перечисление средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации Национальному объединению саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, в случаях, установленных настоящим Кодексом и Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

Аналогичный запрет установлен в ч.5 ст.55.16 ГрК РФ о том, что не допускается перечисление кредитной организацией средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, за исключением следующих случаев:

1)           возврат ошибочно перечисленных средств;

2)           размещение средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в целях их сохранения и увеличения их размера;

3)           осуществление выплат из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в результате наступления субсидиарной ответственности, предусмотренной частью 2 настоящей статьи (выплаты в целях возмещения реального ущерба, неустойки (штрафа) по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, а также судебные издержки), в случаях, предусмотренных статьей^Щ.1 настоящего Кодекса;

4)           уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в кредитных организациях;

5)           перечисление средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации Национальному объединению саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, в случаях, установленных настоящим Кодексом и Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

Согласно п.9 ст.6 Федерального закона от 03.07.2016 N Э72-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее по тексту - 372-ФЭ), некоммерческие организации, имеющие статус саморегулируемых организаций, соответствующие требованиям, установленным частями 1 - 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании заявлений своих членов не позднее 1 июля 2017 года обязаны сформировать компенсационные фонды возмещения вреда саморегулируемых организаций в соответствии с частями 10 и 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных частями 2 и 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в указанный в настоящей части срок такие некоммерческие организации также обязаны сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как следует из п.10 ст.6 372-Ф3, размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, на основании документов, представленных ее членами, с учетом ранее внесенных ими взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство, взносов, перечисленных другими саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство, и доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда такой некоммерческой организации.

В соответствии с п.12 372-ФЗ, средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, внесенные ранее исключенными членами и членами, добровольно прекратившими членство в саморегулируемой организации, доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда, зачисляются в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, а в случае, если не принято решение о формировании такого фонда, в компенсационный фонд возмещения вреда, за исключением случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи.

На основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2017 года № СП-153 сведения об Союзе СРО «ОБИНЖ ПРОЕКТ» исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства 26 декабря 2017 года.

Положениями ч.14 ст.55.16 ГрК РФ определено, что в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в недельный срок с даты исключения таких сведений подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим в случаях, предусмотренных соответственно ст. 60 и 60.1 настоящего Кодекса.

Требованиями ч.15 ст.55.16 ГрК РФ определено, что национальное объединение саморегулируемых организаций обязано разместить средства компенсационных фондов саморегулируемой организации, указанные в ч.14 ст. 55.16 ГрК РФ, в соответствии с требованиями, установленными ст.55.16-1 ГрК РФ.

Как следует из ч.1 ст.55.16-1 ГрК РФ, средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации размещаются на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст55.16-1 ГрК РФ, средства компенсационного фонда возмещения вреда и средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, внесенные на специальные банковские счета, используются на цели и в случаях, которые указаны в ч.4 и5 ст.55.16 ГрК.

Частью 17 ст.55.16 ГрК РФ установлено, что Порядок взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных частями 14 и 16 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Как следует из ч.5 Порядка взаимодействия утвержденного приказом Минстроя России от 08.09.2015 N 643/пр "Об утверждении порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.12.2015 N 40211), саморегулируемая организация, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, в течение трех рабочих дней с даты регистрации обращения Национального объединения саморегулируемых организаций, представляет заверенную копию реестра членов саморегулируемой организации на дату исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций и перечисляет средства компенсационного фонда саморегулируемой организации на указанный в обращении Национального объединения саморегулируемых организаций банковский счет.

Частью 11 Порядка установлено, что члены исключенной саморегулируемой организации (далее - заявитель) вправе обратиться с заявлением о перечислении средств компенсационного фонда с даты принятия их в члены саморегулируемой организации, являющейся членом Национального объединения саморегулируемых организаций.

В соответствии с ч.12 Порядка, заявление о перечислении средств компенсационного фонда направляется заявителем в Национальное объединение саморегулируемых организаций и должно содержать:

1)           наименование исключенной саморегулируемой организации и членом которой являлся заявитель;

2)           наименование саморегулируемой организации, являющейся членом Национального объединения саморегулируемых организаций, имеющей право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в члены которой вступил заявитель (далее - действующая саморегулируемая организация), ее регистрационный номер в государственном реестре саморегулируемых организаций и реквизиты ее банковского счета, на котором размещены средства ее компенсационного фонда и на который подлежат зачислению средства компенсационного фонда саморегулируемой организации.

Согласно ч.13 Порядка, к заявлению о перечислении средств компенсационного фонда на банковский счет действующей саморегулируемой организации прилагается выписка или заверенная копия протокола решения постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации о приеме юридического лица или индивидуального предпринимателя в члены саморегулируемой организации и о выдаче свидетельства о допуске к виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Следуя положений ч.14 Порядка, Национальное объединение саморегулируемых организаций в срок не позднее двух рабочих дней с даты регистрации заявления, указанного в ч. 12 настоящего Порядка, перечисляет средства компенсационного фонда на банковский счет действующей саморегулируемой организации либо отказывает в перечислении таких средств.

В соответствии с ч.15 Порядка, непоступление на счет Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации является основанием для отказа в перечислении средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации.

Союз СРО «ОБИНЖ ПРОЕКТ» частично исполнило требование закона о перечислении в НОПРИЗ средств компенсационного фонда (договорных обязательств и возмещения вреда), переведя на специальный счет компенсационного     фонда возмещения   вреда НОПРИЗ денежную сумму в размере 29 069 550.77 руб. и на специальный счет компенсационного фонда

В связи с исключением из реестра Союза СРО «ОБИНЖ ПРОЕКТ» и неисполнения им требования НОПРИЗ о перечислении в полном объеме средств компенсационного фонда, НОПРИЗом был издан приказ №14 от 23 января 2018 года, на основании которого был определен минимальный размер средств компенсационного фонда Союза СРО «ОБИНЖ ПРОЕКТ» в общей сумме 1 169 250 000 руб. по состоянию на 26 декабря 2017 года (день исключения из реестра).

По настоящее время остаток средств компенсационного фонда указанный в данном приказе Союз СРОР «ОБИНЖ ПРОЕКТ» в НОПРИЗ не перечислил.

Истцом был оплачен взнос в компенсационный фонд Союза СРО «ОБИНЖ ПРОЕКТ» до его исключения из реестра СРО - 150 000.00 руб.

04 мая 2018 года Истец обратился в НОПРИЗ с обращением (датированным 24 апреля 2018 года) о перечислении средств компенсационного фонда в размере 50 000.00 руб. в на специальный счет компенсационного фонда возмещения вреда Ассоциации СРО «ЦентрСтройПроект» членом которого Истец стал после исключения из реестра Союза СРО «ОБИНЖ ПРОЕКТ» и остатка в размере 100 000 руб.

Данное заявление было рассмотрено НОПРИЗ и 10 мая 2018 года в адрес Истца было направлено письмо исх.1-ЮЛ/06/2515/18-0-0 в котором НОПРИЗ указал, что перечислить денежные средства по заявлению истца не представляется возможным, поскольку по заявлениям юридических лиц и ИП в соответствии с Приказом Минстроя России №643/ПР от 08.09.2015г. произведены выплаты средств компенсационного фонда возмещения вреда в размере 29 069 550.00 руб. и 20 216 255.57 руб. компенсационного фонда договорных обязательств (в полном объеме из поступивших).

При этом Истцу было разъяснено, что в соответствии с п.16 Приказа данное обстоятельство не препятствует Истцу повторно обратиться в НОПРИЗ с заявлением о перечислении, а также, что отслеживать информацию о поступлении средств компенсационного фонда Союза СРО «ОБИНЖ ПРОЕКТ» на специальные счета НОПРИЗ необходимо на сайте НОПРИЗ в разделе «СРО прекратившие членство в НОПРИЗ» (с указанием ссылки на адрес данной страницы в сети Интернет).

В соответствии с ч.6 ст.55.16 ГрК РФ, при снижении размера компенсационного фонда возмещения вреда или размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств ниже минимального размера, определяемого в соответствии с ГрК РФ, лица, указанные в частях 7-9 ст.55.16 ГРК РФ, в срок не более чем три месяца должны внести взносы в соответствующий компенсационный фонд в целях увеличения размера соответствующего компенсационного фонда в порядке и до размера, которые установлены внутренними документами саморегулируемой организации исходя из фактического количества членов такой саморегулируемой организации и уровня их ответственности по обязательствам.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает специальный механизм возмещения утраченного СРО компенсационного фонда за счет его членов.

Как следствие, в случае, если члены исключенного из реестра СРО не исполнили требование закона о доведении размера компенсационного фонда до минимального размера установленного законом, то они несут риск получения отказа со стороны национального объединения в удовлетворении их заявления на перечисление взноса в компенсационный фонд иного СРО, в которое перешел член из исключенного.

Из совокупного анализа положений п.15 Порядка и положений ст.ст. 55.16 и 55.16-1 ГрК РФ следует, что реализация права на перечисление средств компенсационного фонда исключенного из реестра СРО в иные СРО по заявлениям членов исключенного СРО зависит от того в каком размере был перечислен в Национальное объединение компенсационный фонд исключенным СРО.

Таким образом, распорядительные функции НОПРИЗ в отношении компенсационного фонда СРО исключенного из реестра возникают у НОПРИЗ исключительно после поступления на его специальный счет денежных средств компенсационного фонда СРО исключенного из реестра и заканчиваются с окончанием этих средств. То есть, право НОПРИЗ распорядиться средствами компенсационного фонда СРО исключенного из реестра ограничено размером средств поступившим от этого СРО на специальный счет НОПРИЗ.

Учитывая, что от Союз СРО «ОБИНЖ ПРОЕКТ» денежные средства компенсационного фонда в полном объеме на специальный счет НОПРИЗ не поступили, то у НОПРИЗ не возникла обязанность по их перечислению в части непоступивших средств.

Обязать НОПРИЗ перевести за Истца денежные средства в компенсационный фонд СРО, куда Истец вступил после исключения из реестра Союза СРО «ОБИНЖ ПРЕКТ» при не исполнении Союзом СРО «ОБИНЖ ПРОЕКТ» обязанности перечислить компенсационный фонд в полном объеме по состоянию на день его исключения из реестра в НОПРИЗ, означает возложить на НОПРИЗ обязанность по восстановлению утраченного СРО НП МАП ЭКСПЕРТ компенсационного фонда за счет членов НОПРИЗ (НОПРИЗ - не коммерческая организация хозяйственная деятельность которой осуществляется или за счет взносов его членов) и членов других добросовестных СРО, исключенных из реестра, которые перечислили в НОПРИЗ свои компенсационные фонды, что противоречит принципам действующего, как гражданского, так и градостроительного законодательства.

Учитывая, что согласно п.17 Порядка, перечисление зачисленных на счет Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации осуществляется Национальным объединением саморегулируемых организаций по заявлениям юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в размере уплаченного такими лицами взноса в компенсационный фонд исключенной саморегулируемой организации, но не более суммы взноса, уплачиваемого в компенсационный фонд действующей саморегулируемой организации, то обязанность НОПРИЗ перечислить по заявлению Истца денежные средства в новое СРО, куда Истец перешел ограничена размером суммы взноса, уплачиваемого ранее Истцом.

Как следствие, у Истца возникло только право требования перевода НОПРИЗом перевода в компенсационный фонд возмещения вреда СРО Ассоциации «Экспертно- Аналитический центр проектировщиков «Проектный портал» только 50 000.00 руб., а не 150 000.00 руб..

Учитывая вышеизложенное, основанием для возникновения права истца на обращение в НОПРИЗ за перечислением средств из компенсационного фонда исключенного из реестра СРО является факт исключения этого СРО из реестра, а обязанность у НОПРИЗ перечислить денежные средства по заявлениям членов исключенного из реестра СРО возникает с момента поступления на его счет средств компенсационного фонда исключенного из реестра СРО, то возникновение права у Истца не порождает безусловную обязанность у НОПРИЗ перечислить средства по заявлению бывшего члена исключенного из реестра СРО.

Так же, требования Истца не могут быть удовлетворены за счет средств компенсационного фонда иных исключенных из реестра СРО, так как это не предусмотрено действующим законодательством.

Кроме того, из совокупного анализа положений п.15 Порядка и положений ст.ст. 55.16 и 55.16-1 ГрК РФ следует, что реализация права на перечисление средств компенсационного фонда исключенного из реестра СРО в иные СРО по заявлениям членов исключенного СРО зависит от того в каком размере был перечислен в Национальное объединение компенсационный фонд исключенным СРО.

Учитывая, что ч.б ст.55.16 ГрК РФ законодателем предусмотрен специальный механизм возмещения утраченного СРО компенсационного фонда за счет его членов, в случае, если исключенное СРО и его члены не исполнило требование закона о доведении размера компенсационного фонда до минимального размера установленного законом, то они несут риск получения отказа со стороны национального объединения в удовлетворении их заявления на перечисление взноса в компенсационный фонд иного СРО, в которое перешел член из исключенного.

Таким образом, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования истца заявлены не правомерно, не обоснованно и не подлежат удовлетворению.

Госпошлина  по иску относится на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

С учетом изложенного руководствуясь ст. ст. 64, 65, 71, 75, 110, 123, 156, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный Апелляционный суд в течении месяца со дня принятия.

Судья                                                                                    Н.А. Константиновская