ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-14539/13 от 06.06.2013 АС города Москвы

А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й   С У Д   ГОРОДА  М О С К В Ы

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                                                     Дело № А40-14539/13

76-138

14 июня 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2013 года

Полный текст решения изготовлен 14 июня 2013 года

Арбитражный суд г. Москвы

в составе судьи Н.П. Чебурашкиной

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.Н. Михайловой

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению МРОО "ДОСВАМ"

к Министерство Обороны РФ, Военный комиссариат Курской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ

о взыскании солидарно с Министерства Обороны РФ, Военного комиссариата Курской области расходов по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу в сумме 695400 руб., о взыскании при недостаточности денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ сумму в размере 695400 руб.

при участии:

от истца – не явился

от Министерства Обороны РФ – ФИО1 12.12.2012

от Военного комиссариата Курской области – ФИО2 дов. от 13.12.2012

от Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ – не явился

УСТАНОВИЛ:

МРОО "ДОСВАМ" обратилось с исковым заявлением о взыскании солидарно с Министерства Обороны РФ, Военного комиссариата Курской области расходов по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу в сумме 695400 руб., о взыскании при недостаточности денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ сумму в размере 695400 руб.

Представители истца и Министерства финансов РФ в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ. Дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и Министерства финансов РФ в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы ответчиков, суд установил, что предъявленный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между Межрегиональная Общественная организация «Добровольная организация содействия военным автомобилистам и механикам» (исполнитель) и Министерство обороны Российской Федерации (заказчик) заключены государственные контракты: на оказание услуг по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в Межрегиональной общественной организации «Добровольная организация содействия военным автомобилистам и механикам» в 2009 г., предметом которого являлась организация истцом подготовки граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин; на оказание услуг по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в Межрегиональной общественной организации «Добровольная организация содействия военным автомобилистам и механикам» в 2009 г., предметом которого являлась организация истцом подготовки граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин.

В обоснование предъявленных требований истец ссылается на то, что в целях выполнения указанных задач в 2008-2009 годах истцом организовано обучение курсантов по направлению военных комиссариатов в образовательном учреждении Курской области.

ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 27» и АНДЮООСВСПВ «Импульс» заключен договор на социально - бытовое обслуживание иногородних граждан, направленных на подготовку военным комиссариатом, но не проживающих в населенном пункте учебной организации ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 27».

ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 27» по направлению ВК Курской области подготовлено иногородних курсантов 21 чел. в период обучения с 02.02.2009г. по 02.06.2009г. на сумму 662340 руб., 1чел в период обучения с 02.02.2009г. по 02.06.2009г. на сумму 22040 руб., 1чел в период обучения с 02.02.2009г. по 02.06.2009г. на сумму 11020 руб. Всего на сумму 695400руб.

Понесенные истцом расходы вследствие осуществления подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, подлежат компенсации государством в силу прямого указания статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

При этом истцом не приняты во внимание следующие обстоятельства.

Подготовка граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования осуществляется на основании: Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", определяющего, что компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Мероприятия по подготовке граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации и осуществляются Министерством обороны Российской Федерации; Постановления Правительства РФ Правительства РФ от 31.12.1999 г. № 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе", предписывающего Министерству обороны Российской Федерации принять необходимые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, а также определяющего, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета.

П. 25 указанного постановления определены функции Министерства обороны Российской Федерации, которое ежегодно определяет количество граждан, проходящих подготовку по военно-учетным специальностям, и в соответствии с этим заключает с общественными объединениями .договоры о подготовке граждан по военно-учетным специальностям, а также контролирует выполнение заключенных с общественными объединениями договоров и качество подготовки граждан.

Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено Министерство обороны Российской Федерации государственным заказчиком мероприятий, связанных с подготовкой граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, а также установлено, что компенсация названных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

Приказом Министра обороны РФ от 03.05.2001 г. № 202 "Об утверждении Инструкции о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" предусмотрено, что государственным заказчиком мероприятий, связанных с подготовкой специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, является Министерство обороны Российской Федерации. Организацию подготовки специалистов осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно п. 44 Инструкции, финансирование подготовки граждан по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях осуществляется Министерством обороны Российской Федерации на договорной основе за счет и в пределах средств, утвержденных для Министерства обороны Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий год.

Договоры на оказание услуг по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям заключаются Министерством обороны Российской Федерации с общественными объединениями и образовательными учреждениями по итогам конкурсов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки юридических лиц между собой должны заключаться в письменной форме.

Ч. 2 ст. 434 ГК РФ предусмотрено, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установлено, что государственный контракт заключается в письменной форме по итогам проведения торгов.

31.10.2008 между истцом и Российской Федерацией в лице Министерства обороны РФ заключен государственный контракт на оказание услуг по подготовке граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу, по ВУС солдат, матросов, сержантов и старшин в 2009 году, который действовал в период с 31 октября 2008 г. по 31 декабря 2009 г.

В соответствии с п. 1.2. контракта МРОО «ДОСВАМ» обязалось оказать услуги в осуществлении подготовки граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетной специальности для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

В контракте установлено количество специалистов, которых истец обязался подготовить в 2009 году, и указана фиксированная сумма оплаты по контракту, которая рассчитана исходя из стоимости подготовки специалистов.

Денежные средства за оказание услуг по подготовке граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу, по ВУС солдат, матросов, сержантов и старшин в 2009 году, выплачены истцу в полном объеме.

15.12.2010г. МРОО «ДОСВАМ» представлены военному комиссариату Курской области документы на компенсацию затрат по подготовке специалистов по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, из которых следует, что между истцом и АНДЮООСВСПВ «Импульс» 01.03.2007г. заключен договор № У37-М.

Данный договор не заверен печатями сторон, в связи с чем, он не является заключенным.

Согласно п. 7.1. договора - указанный договор заключен сроком на один год, вступает в силу с момента его подписания. В случае если ни одна из сторон за 30 дней до истечения срока действия договора не заявит о его расторжении, договор продлевается каждый раз на тот же срок.

Сведений о продлении действия указанного договора, в том числе и на 2009 год, истцом не представлено.

Кроме того. МРОО «ДОСВАМ» заключило договор № У37-М от 01.03.2007г. с АНДЮООСВСПВ «Импульс», которое расположено по адресу: <...>.

При этом, курсанты обучались и проживали в ГОУ НПО ПЛ-27 в г. Курске, в связи с чем, АНДЮООСВСПВ «Импульс» не могло оказывать услуги по их социально-бытовому обслуживанию, включающее в себя прием, размещение, проживание, питание и т.д., а также оказывать иные услуги, указанные в п. 1.2. договора.

Договор № У 37-М не содержит ссылок на место проживания курсантов.

Договоров с ГОУ НПО ПЛ-27 г. Курск ни истцом, ни АНДЮООСВСПВ «Импульс» не заключено, документов, подтверждающих понесенные АНДЮООСВСПВ «Импульс» расходы, не представлено.

МРОО «ДОСВАМ» оплатило АНДЮООСВСПВ «Импульс» услуги по договору № У37-М от 01.03.2007г. в размере 1535714 руб., что подтверждается платежным поручением № 237 от 25.06.2010г.

Предметом указанного договора является организация социально-бытового обслуживания курсантов, направляемых военкоматами в период прохождения их обучения. Социально-бытовое обслуживание включает в себя: организацию мероприятий по приему и размещению курсантов, их проживанию и трехразовому питанию, мероприятия культурно-массового и спортивного характера (не реже 2-3 раз в неделю), лечебно-оздоровительные мероприятия, организация медицинского обслуживания курсантов и обеспечение необходимым набором лекарственных препаратов первой необходимости, мероприятия по обеспечению безопасного проживания курсантов (круглосуточная охрана, охранная и пожарная сигнализация, круглосуточное пребывание воспитателей вместе с курсантами), содержание и эксплуатация помещений (отопление, освещение по нормам СЭС. холодное и горячее водоснабжение, уборка помещений с применением поющих средств, санобработка и др.), обеспечение постельными принадлежностями.

Как следует из протокола соглашения о договорном обслуживании курсантов договорная цена социально-бытового обслуживания курсантов составляет 480 рублей в сутки за одного человека.

Согласно п.п. 5 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утв. постановлением Правительства РФ от 1.12.2004 г. № 704, в случае подготовки по основам военной службы в учебных пунктах организаций и по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с проездом граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно, наймом (поднаймом) жилья (за исключением времени прохождения военных сборов), выплатой командировочных (суточных).

Данным постановлением Правительства РФ не предусмотрено возмещение организациям средств, затраченных на социально-бытовое обслуживание курсантов.

Для компенсации затрат, понесенных МРОО «ДОСВАМ» по командировочным расходам к выставленному счету № 76 от 14 декабря 2010 г., должны быть представлены копии командировочных удостоверений, копии оправдательных документов фактических расходов по найму (поднайму) жилья граждан обучающихся по ВУС, копии оправдательных документов по оплате транспортных услуг по проезду к месту проведения обучении и обратно.

К счету № 76 от 14.12.2010 г. военному комиссариату Курской области истцом представлены: подписанный председателем Центрального Совета МРОО «ДОСВАМ» акт выполненных работ по суточным и проживанию в общежитии ГОУ НПО ПЛ №27 г. Курска; копия договора между АНДЮООСВСПВ «Импульс» и МРОО «ДОСВАМ» № У37-М от 01.03.2007 года на социально-бытовое обслуживание курсантов, который не заверен печатями организаций; копия счета АНДЮООСВСПВ «Импульс» № 1 от 30.09.2009г. предъявленного плательщику МРОО «ДОСВАМ» за организацию проживания граждан в общежитии, суточные по договору № У37-М от01.03.2007г; копия платежного поручения № 237 от 25.06.2010г. о перечислении МРОО «ДОСВАМ» получателю АНДЮООСВСПВ «Импульс» за комплексное обслуживание; справка расшифровка МРОО «ДОСВАМ» к платежному поручению № 237 от 26.06.2010г.; копия акта № 00000011 от 30.09.2009г. об организации проживания граждан в общежитии, суточные по договору № У37-М от 01.03.2007г. ГОУ НПО ПЛ № 27 г. Курска ВК Курской области.

Из представленных документов следует, что МРОО «ДОСВАМ» оплату командировочных расходов гражданам, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 704 не производила.

Согласно счета АНДЮООСВСПВ «Импульс» № 1 от 30.09.2009г., платежного поручения № 237 от 25.06.2010г., МРОО «ДОСВАМ» оплатила указанной организации сумму в размере 878400 руб., в которую включены расходы за проживание и оплату командировочных расходов гражданам.

При этом, исковые требования предъявлены на сумму 695400 руб.

27.02.2010г. военным комиссариатом Курской области отказано МРОО «ДОСВАМ» в компенсации расходов по подготовке специалистов по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин.

Истец в обоснование предъявленных требований ссылается на договоры, заключенные между истцом и ГОУ НПО ПУ № 27 № 1 МВО/Кр от 05.11.2008г., № 2 МВО/Кр от 09.11.2009г., счет № 105 от 08.11.2011г., счет-фактуру № 00000105 от 08.11.2011г., акт выполненных работ № 105 от 08.11.2011 г.

В соответствии со ст. 68 АПК РФ доказательства, представленные МРОО «ДОСВАМ», не являются допустимыми, договоры, заключенные между МРОО «ДОСВАМ» и ГОУ НПО ПУ № 27 не свидетельствуют о понесенных расходах истцом, поскольку денежные средства за социально-бытовое обслуживание курсантов оплачены истцом АНДЮООСВСПВ «Импульс», а не ГОУ НПО ПУ № 27.

Кроме того, не состоятельна ссылка истца на ст. 168 Трудового кодекса РФ, т.к. данная статья обязывает работодателя возместить работнику расходы, связанные с направлением последнего в служебную командировку, т.е. регламентированы правоотношения между работником и работодателем, что не относится к предмету заявленных требований.

Требование истца о взыскании денежных средств в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации необоснованно, поскольку Министерство финансов не является стороной в государственном контракте, не является собственником имущества Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ, т.е. это разные государственные органы, обладающие своей собственной компетенцией и являющиеся собственниками имущества и решающие вопросы, определенные действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Истцом не доказан факт оказания услуг по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу по направлениям военного комиссариата Курской области; представленный в материалы дела акт выполненных работ № 105 от 08.11.2011 г. подписан только одной стороной; не представлены доказательства выделения денежных средств на оплату данных услуг Минобороны России и перечисления их комиссариату.

При таких обстоятельствах, требования истца необоснованны, документально не подтверждены, в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании ст.ст. 307, 309 ГК РФ, и руководствуясь ст.ст. 65, 106, 110, 167-170 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать МРОО "ДОСВАМ" в солидарном взыскании с Министерства Обороны РФ и Военного комиссариата Курской области расходов в размере 695400 руб.

Решение может быть обжаловано в сроки и порядке, предусмотренные ст. 181, 257, 259, 273, 276 АПК РФ.

Судья                                                                                           Н.П. Чебурашкина