ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-1472/2022-21-19 от 29.03.2022 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва                                                                                   Дело № А40-1472/22-21-19

Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 05 апреля 2022 года.

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи – Гилаева Д.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Суслиной Л.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ИП ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, дата присвоения ОГРНИП: 26.03.2014г.)

к ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ (107139, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 27.04.2004, ИНН: <***>)

о признании незаконным приказа № 1186 от 20.10.2021;

в судебное заседание явились:

от заявителя: ФИО1 (паспорт); ФИО2 (паспорт, диплом, дов. от 24.03.2022);

от ответчика: ФИО3 (паспорт, диплом, дов. № ФС-СД-4/32714 от 15.11.2021); ФИО4 (паспорт, приказ от 31.01.2022 № 10-к, дов. № ФС-СА-4/2360 от 01.02.2022); ФИО5 (паспорт, диплом, дов. № ФС-СД-2/38030 от 28.12.2021); ФИО6 (паспорт, диплом, дов. № ФС-СД-2/38028 от 28.12.2021);

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее также – заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) (далее также – заинтересованное лицо, Россельхознадзор) № 1186 от 20.10.2021 и отказа в выдаче лицензии.

В судебное заседание явились  заявитель и заинтересованное лицо.

В судебном заседании Предприниматель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, просил признать оспариваемый приказ незаконным.

Представитель Россельхознадзора в удовлетворении заявления возражал согласно доводам, изложенным в отзыве, просил в удовлетворении заявления отказать. Возражая доводам заявителя, заинтересованное лицо ссылалось на законность и обоснованность оспариваемого приказа.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные в дело документы, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат  удовлетворению по следующим основаниям.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает следующее.

Приказом № 1186 от 20.10.2021 Россельхознадзора (далее также - приказ № 1186, приказ) Предпринимателю отказано в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, и океанариумах в соответствии с п. 2 части 7 статьи 14 закона № 99-ФЗ, в связи с невыполнением требований подпункта «а» пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах" (далее также - Положение о лицензировании).

Заявитель не согласен с указанным приказом, считает его необоснованным и незаконным, вынесенным с неверным толкованием норм права ввиду следующего.

Предприниматель осуществляет деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарке на территории Торгово-делового комплекса "Гостиный Двор" в г. Уфе, начиная с 27.08.2015, и на территории Торгово-культурного центра «Ультра», начиная с 29.03.2018.

Пунктом п. 5 Постановления Правительства РФ от 30.12.2019 № 1938 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоо-театрах, дельфинариях и океанариумах» установлено, что:

соискатель лицензии для осуществления деятельности по содержанию и использованию животных должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:

а) наличие на праве собственности или на ином законном основании специально предназначенных зданий, сооружений, помещений, обособленных территорий по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств и оборудования, необходимых для осуществления деятельности по содержанию и использованию животных и соответствующих требованиям к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию.

По мнению заявителя, поскольку указанное постановление вступило в силу с 01.01.2020, то в период до этой даты и на момент начала деятельности заявителя по содержанию и использованию животных в зоопарке и заключения договора аренды с ТДК "Гостиный Двор" (27.08.2015) и с ТКЦ "Ультра" (29.03.2018) ограничения, установленные названным постановлением,  отсутствовали.

Таким образом, как полагает Предприниматель, Россельхознадзор приказом № 1186 распространил действие Положения о лицензировании на правоотношения, возникшие до его вступления в законную силу, чем нарушил требование законодательства о том, что закон ухудшающий положение субъекта права, не имеет обратной силы.

Кроме того, как указывает заявитель, в приказе № 1186, указано, что принято решение отказать в предоставлении лицензии в связи с невыполнением требований п.п. "а", п. 5 Постановления Правительства РФ от 30.12.2019 № 1938 Положения о лицензировании.

Подпункт "а" п. 5 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2019 г. № 1938 "Об утверждении Положения о лицензировании устанавливает, что :

соискатель лицензии для осуществления деятельности по содержанию и использованию животных должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:

а) наличие на праве собственности или на ином законном основании специально предназначенных зданий, сооружений, помещений, обособленных территорий по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств и оборудования, необходимых для осуществления деятельности по содержанию и использованию животных и соответствующих требованиям к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию,

При этом, заявитель отмечает, что одновременно с постановлением № 1938 принято Постановление Правительства РФ от 30.12.2019 № 1937 "Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию", в котором в разделе «понятия, используемые в настоящем документе» отсутствуют такие термины как «здания» и «сооружения», а используется лишь термин «помещение».

Предприниматель обращает внимание на то, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует расшифровка терминологии "специально предназначенных зданий, сооружений, помещений, обособленных территорий", а также не содержится прямой запрет на расположение в Торговом центре.

Вместе с тем указывает, что пунктом п. 5 Постановления № 1938 установлено, что соискатель лицензии для осуществления деятельности по содержанию и использованию животных должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:

а) наличие на праве собственности или на ином законном основании специально предназначенных зданий, сооружений, помещений, обособленных территорий по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

По мнению заявителя, из текста п. 5 данного постановления следует, что наряду со специально предназначенными зданиями и сооружениями, законодатель допускает содержание животных и в специально предназначенных помещениях.

Предприниматель также ссылается на Приказ № 2031-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, которым утвержден и введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58033-2017 «Здания и сооружения», пунктом 4.1.1 раздела 4.1 «Основные термины» данного стандарта установлено, что «помещение, зона (space): пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное строительными конструкциями или условными границами».

Заявитель отмечает, что зоопарки "Обнимашки" в г. Уфе имеют 2 местоположения:

<...> ТКЦ "Ультра"(договор аренды № ДА-3-1516-268/2018 от 29.03.2018) и <...> ТДК "Гостиный Двор" (договор
аренды №15/21-ГД 2П-25 от 26.02.2021).

В соответствии с условиями договоров аренды оба помещения передаются во временное пользование для размещения в них зоопарков на весь срок аренды, помещения являются изолированными, имеющими отдельные входы и выходы, и предназначены для расположения в них только зоопарков. В названных помещениях отсутствуют какие-либо иные аттракционы либо торговые и сервисные точки. Характеристики этих помещений в полной мере соответствуют понятию "специально предназначенных... помещений" установленных подпунктом "а" п. 5 Постановления Правительства РФ от 30.12.2019 № 1938.

Данное обстоятельство зафиксировано в п. 2.1 раздела 2 акта проверки № 04-10/02 от 23.09.2021 Управления Россельхознадзора по Республике Башкортостан.

По мнению заявителя, ограничительное толкование подпункта «а» пункта 5 Положения о лицензировании послужило основанием вынесения незаконного приказа.

Так, в акте № 04-10/02 от 23.09.2021 в разделе «выявлены нарушения (на
соблюдение, для соискателей лицензии) обязательных требований» указано,
что помещение зоопарка расположено на втором этаже здания ООО ТДК
«Гостиный двор», которое в свою очередь расположено на земельном участке с категорией земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: для объектов общественно-делового значения по документу: для
эксплуатации торговых площадей. Далее в акте указано, что размещение зоопарков допускается на земельных участках с видом разрешенного использования: общественное использование объектов капитального строительства (3.6.3-цирки           и зверинцы).

При этом, в резолютивной части раздела «выявлены нарушения» государственным инспектором сделан вывод о том, что «расположение зоопарка... не соответствует п. 3 ст. Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными».

Заявитель указывает, что из содержания данного раздела акта следует, что инспектором зафиксировано расположение зоопарка на землях, не предназначенных для размещения зоопарков, при этом, сделана ссылка на нарушение приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412, а общий вывод по разделу констатирует нарушение федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными», в котором отсутствует какое- либо упоминание о том, на каких землях должны располагаться зоопарки.

Таким образом, по мнению заявителя, акт территориального органа содержит существенные противоречия в его мотивировочной и резолютивной частях, в связи с чем, в основу приказа № 1186 об отказе в выдаче лицензии положен незаконный акт территориального подразделения Россельхознадзора, что свидетельствует о незаконности самого приказа № 1186.

При этом, по утверждению заявителя, все остальные требования, необходимые для получения лицензии, ИП ФИО1 выполнены, животные содержатся должным образом, деятельность зоопарков ведется в соответствии с требованиями описанными в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № 1937 "Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию", что подтверждается описательной частью акта проверки № 04-10/02 от 23.09.2021 Управления Россельхознадзора по Республике Башкортостан.

Считая, что вышеуказанный приказ заинтересованного лица не соответствует действующему законодательству и нарушает права заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности, последний обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании   ненормативных   актов,   действий   (бездействий)   госорганов   входит  проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Судом проверено и установлено, что процессуальный срок, предусмотренный ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.

При проверке оспариваемого решения Россельхознадзора на соответствие законам и иным нормативно-правовым актам судом установлено следующее.

 В соответствии с Федеральным законом № 498-ФЗ от 27.12.2018 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Закон № 498-ФЗ), осуществление лицензирования деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее также – Закон № 99-ФЗ), деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах подлежит лицензированию.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2019 № 882 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления федеральными органами исполнительной власти отдельных полномочий в области обращения с животными» Россельхознадзор наделен полномочиями по осуществлению лицензирования деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены Законом № 99-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Предметом осуществления процедуры лицензирования деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах в том числе являются соблюдение лицензионных требований соискателем лицензии или лицензиатом:

- требований к наличию на праве собственности или на ином законном основании специально предназначенных зданий, сооружений, помещений, обособленных территорий по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств и оборудования, необходимых для осуществления деятельности по содержанию и использованию животных и соответствующих требованиям к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № 1937 «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию» (далее также - Требования);

- требований к наличию работника(-ов) заключившего(-их) трудовой договор.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе на осуществление лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы, в связи с чем наделен полномочиями на осуществление лицензирования деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах.

В соответствии с положениями Закона № 498-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» приказом Россельхознадзора от 23.12.2020 № 1384 утвержден Административный регламент Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах (далее также - Регламент) (зарегистрирован Минюстом России 28.01.2021, регистрационный № 62256).

В соответствии с Регламентом решение об отказе в предоставлении лицензии принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе в случаях выявленных несоответствий лицензионным требованиям.

Следовательно, Россельхознадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях.

В соответствии с поступившим заявлением Предпринимателя о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах на основании письма Россельхознадзора от 23.08.2021 № ФС-КС-2/23947 должностными лицами Управления Россельхознадзора по Республике Башкортостан проведена проверка возможности выполнения ИП ФИО1 лицензионных требований по двум адресам осуществления деятельности, указанным в заявлении: <...>; <...>, по результатам которой составлен акт № 04-10/02 от 23.09.2021.

В соответствии с названным актом, Россельхознадзором были выявлены ряд нарушений по следующим адресам:

- <...> - нарушен пункт 3 статьи 15 Закона № 498-ФЗ;

- <...> - нарушен пункт 3 статьи 15 Закона № 498-ФЗ.

В связи с установленными нарушениями, указанными в акте № 04-10/02 от 23.09.2021, решением совещания Комиссии Россельхознадзора по лицензированию деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах от 29.10.2021 было принято решение рекомендовать не предоставлять бессрочную лицензию на осуществление деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах ИП ФИО1, по результатам которого, руководствуясь п. 2 ч. 7 ст. 14 Закона № 99-ФЗ приказом Россельхознадзора 20.10.2021 № 1186 отказано в предоставлении лицензии.

Следует отметить, что в связи с невыполнением требований подпункта «а» пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № 1938 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах» письмом Россельхознадзора от 21.10.2021 № ФС-СА-2/30340 Предприниматель был проинформирован о принятом решении в установленном порядке.

Ссылки заявителя на неправомерность и не обоснованность решения должностных лиц Управления Россельхознадзора по Республике Башкортостан, ввиду того, что зоопарки заявителя расположены по адресу:

- <...>, с кадастровым номером 02:55:010142:90, находится на втором этаже 2-х этажного здания ООО ТДК «Гостинный двор», с общей площадью 184,89 м2, нежилые помещения №№ 106, 107, 108;

- <...>, с кадастровым номером 02:55:010910:5802, находится на третьем этаже 3-х этажного здания ТКЦ «Ультра», с общей площадью помещения 268м2, № помещения 1516, в связи с чем, не нарушают норм действующего законодательства Российской Федерации, несостоятельны.

В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 14 Закона № 99-ФЗ, основанием отказа в предоставлении лицензии является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ к лицензионным требованиям относится совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования, что явилось основанием для принятия Решения об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах Заявителю.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона № 498-ФЗ, использование животных в культурно-зрелищных целях и их содержание осуществляются с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона № 498-ФЗ «использование животных в культурно-зрелищных целях» - использование животных при осуществлении деятельности в области культуры, отдыха и развлечений (в том числе в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах), на выставках животных, в спортивных соревнованиях, в процессе производства рекламы, при создании произведений кинематографии, для производства фото-и видеопродукции, на телевидении, в просветительской деятельности, в целях демонстрации (в том числе в местах розничной торговли, местах оказания услуг общественного питания).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № 1937 «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию» установлены требования по содержанию животных в культурно-зрелищных целях.

Учитывая вышеизложенное, также деятельность Россельхознадзора по защите государственного строя РФ и конституционных прав граждан, оспариваемое решение соответствует закону или иному нормативному правовому акту и направлено регулирование отношений в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Довод Предпринимателя о том, что в оспариваемом приказе отсутствует необходимая и достаточная информация о том, что в действующем законодательстве нет запрета на размещение зоопарка в торговых центрах, несостоятелен и не обоснован ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона № 498-ФЗ, осуществление деятельности, предусматривающей использование животных в культурно-зрелищных целях, допускается в местах их содержания, в специально предназначенных для этого зданиях, сооружениях или на обособленных территориях, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.

Таким образом, установлены требования, в соответствии с которыми субъект осуществления деятельности по содержанию животных в культурно-зрелищных целях обязан вести свою хозяйственную деятельность в специально предназначенных для этого зданиях, сооружениях или на обособленных территориях. При этом земельный участок, на котором расположен субъект осуществления деятельности по содержанию животных в культурно-зрелищных, целях должен соответствовать специально предназначенному виду.

Нормативным правовым актом, устанавливающим виды разрешенного использования объектов является приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 (зарегистрирован Минюстом России 15.12.2020, № 61482) (далее также - приказ № П/0412).

Исходя из положений приказа № П/0412 вид разрешенного использования земельного участка, а именно «для строительства и эксплуатации ТРК», не соответствует виду разрешенного использования земельного участка для «размещения зданий и сооружений для размещения цирков, зверинцев, зоопарков, зоосадов, океанариумов и осуществления сопутствующих видов деятельности по содержания диких животных в неволе».

Наименование вида разрешенного использования земельного участка – «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)»;

описание вида разрешенного использования земельного участка –    «Размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5, 4.6, 4.8 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра»;

код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка – «4.2».

Наименование вида разрешенного использования земельного участка – «Цирки и зверинцы»;

описание вида разрешенного использования земельного участка – «Размещение зданий и сооружений для размещения цирков, зверинцев, зоопарков, зоосадов, океанариумов и осуществления сопутствующих видов деятельности по содержанию диких животных в неволе»;

код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка – «3.6.3».    

Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» разъяснено понятие «здания», а именно: «Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных».

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Под обратной силой закона понимается его применение к правоотношениям и породившим их событиям, действиям, бездействию, имевшим место до его вступления в силу. По общему для всех отраслей права принципу закон действует в отношении будущего, с момента его вступления в силу и не имеет обратной силы. Таким образом, у заявителя существовала обязанность соответствовать правилам утвержденных приказом № П/0412, с момента их вступления в силу.

Кроме того, значение слова «зоопарк» дословно означает «зоологический парк», именно парк, а не помещения на этажах торговых центров.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание  положения Закона № ФЗ-498, постановления Правительства № 1938 и приказа № П/0412, суд приходит к выводу  законности оспариваемого Приказа Россельхознадзора, и, как следствие, невозможность осуществления заявителем лицензируемой деятельности по вышеуказанным адресам.

Довод заявителя о том, что приказ Россельхознадзора от 20.10.2021 № 1186 не содержит мотивированного обоснования причин отказа в предоставлении лицензии суд признает несостоятельным.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах с приложением приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 20.10.2021 № 1186 направлены письмом Россельхознадзора от 21.10.2021 № ФС-СА-2/30340 Предпринимателю, которые содержали:

- реквизиты акта проверки от 23.09.2021 № 04-10/02 (подписан Заявителем лично);

- основания для отказа - пп. 2, ч. 7 ст. 14 Закона № 99-ФЗ.

В акте проверки содержатся сведения о выявленных несоответствий лицензионным требованиям, которые процедурно легли в основу принятия решения об отказе в выдаче лицензии, и издания соответствующего приказа.

Учитывая изложенное, оспариваемый приказ Россельхознадзора не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку соблюдены критерии законности и правомерности издания приказа:

- Россельхознадзор уполномочен на осуществление лицензирования деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах. дельфинариях, океанариума;

- в ходе проведения оценки действий заявителя на соответствие лицензионным требованиям, выявлены нарушения лицензионных требований;

- акт проверки подписан заявителем без возражений;

- уведомление заявителя осуществлено во исполнение надлежащего осуществления государственной услуги в установленной сфере деятельности, а не под влиянием форс-мажорных обстоятельств;

- мотивированный отказ в предоставлении лицензии направлен в установленном порядке.

Предприниматель, в свою очередь, является хозяйствующим субъектом, осуществляющим свою деятельность по содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях, и соблюдение требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к осуществляемой деятельности - является его императивной обязанностью.

Таким образом, оспариваемый приказ Россельхознадзора соответствует законодательству и не ухудшает положение заявителя.

Действия Россельхознадзора были направлены на соблюдение требований юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющих деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах, и обязывающие получить лицензию на её осуществление до 01.01.2022.

Юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах, с 2018 года, необходимо было осуществить действия, направленные на соблюдение лицензионных требований, в частности установления возможности/невозможности осуществления лицензионной деятельности в конкретном здании, сооружении, помещении, обособленной территории.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 ГК РФ осуществляя предпринимательскую деятельность по принципу добросовестности, заявитель должен был предусмотреть возможные негативные последствия от своих действий, а именно отказ в получении лицензии в связи с несоответствием лицензионным требованиям.

При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого заявителем приказа как принятого Россельхознадзором в рамках своих полномочий и его соответствии требованиям действующего законодательства, а также не нарушающим каких-либо прав или законных интересов заявителя, в связи с чем, отсутствуют основания для признания оспариваемого приказа незаконным. 

Согласно ст. 65 АПК РФ заявитель должен доказать, каким образом оспариваемое распоряжение нарушает его права и законные интересы, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого распоряжения.

Судом рассмотрены и оценены все доводы заявителя по настоящему делу, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Оспариваемым приказом права и свободы заявителя не нарушались, препятствия к осуществлению прав и свобод не создавались, какая-либо обязанность на него не возлагалась, к ответственности он не привлекался, гарантированные Конституцией РФ государственная защита прав и свобод гражданина и судебная защита прав и свобод гражданина обжалуемым решением также не нарушались.

Следовательно, в данном случае, отсутствуют основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативных актов (действий/бездействия) органа государственной власти недействительными.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не  нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 9, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие требованиям Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в удовлетворении требований Индивидуального предпринимателя ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Д.А. Гилаев