Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
1 марта 2022 года
Дело № А40-147416/21-176-1073
Полный текст решения изготовлен 1 марта 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2022 года
Арбитражный суд города Москвы
в составе: судьи Рыбина Д.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ралетней А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ООО «Парк Менеджмент»
к ответчику: НПА «Паркинг на Братиславской»
об обязании предоставить документы
с участием: от истца – ФИО1 по дов. от 14.01.2022;
от ответчика – ФИО2 по дов. от 12.08.2021, ФИО3 предс. правл.;
УСТАНОВИЛ: ООО «Парк Менеджмент» (далее по тексту также – истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к НПА «Паркинг на Братиславской» (далее по тексту также – ответчик) об обязании представить документацию за период с 2017 года по 2020 год, в месячный срок с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Истец уточнил предмет иска в порядке ст. 49 АПК РФ, в связи с чем в окончательной редакции требования заявлены об обязании представить документацию за период с 2017 года по 2020 год, в срок 14 (четырнадцать) календарных дней с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу, а также заявлено в порядке ст.308.3 Гражданского кодекса РФ о присуждении на случай неисполнения судебного акта в пользу истца за счет ответчика денежной суммы в виде судебной неустойки (астрента) в размере 10.000 рублей 00 копеек, за каждый день неисполнения решения суда в отношении каждого из пунктов просительной части, начиная с даты вынесения, с периодом уплаты – за каждый понедельник следующий за текущей неделей, до фактического исполнения.
В исковом заявлении истец указывает на неисполнение ответчиком обязанности по представлению документации за период с 2017 года по 2020 год, предусмотренной ч.3 ст.143.1, ч.10.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ и раздела 10 «Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом» Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (при наличии).
Ответчик представил отзыв, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам отзыва.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей явившихся в судебное заседание сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО «Парк Менеджмент» является собственником машино-мест №23, 26, 29, расположенных в паркинге по адресу: <...>, что подтверждается Выписками из ЕГРН от 02.10.2017.
НПА «Паркинг на Братиславской» является управляющей компанией паркинга по адресу: <...> на основании Протоколов общих собраний собственников помещений.
Истец указывает, что ответчиком выставлены ежемесячные счета на оплату за коммунальные платежи за одно машино-место в размере 3.500 рублей 00 копеек. Однако в указанных счетах не содержатся сведений какие именно услуги оказаны и из чего складывается ежемесячный платеж.
Истец обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества и общего имущества в доме, истец вправе получать от управляющей организации информацию о величине начислений по содержанию данного имущества и основаниях этих начислений.
ООО «Парк Менеджмент» обратилось к НПА «Паркинг на Братиславской» предоставить всю необходимую документацию, а именно:
- устав НПА «Паркинг на Братиславской», внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации НПА «Паркинг на Братиславской», Выписку из ЕГРЮЛ и все изменения, которые вносились в ЕГРЮЛ в период с момента создания НПА «Паркинг на Братиславской» и до настоящего времени;
- реестр членов (собственников машино-мест) НПА «Паркинг на Братиславской», чьи голоса в совокупности составляют 100% голосов (с указанием количества голосов) за 2020/2019/2018/2017/2016/2015/2014/2013/2012/2011 года;
- все протоколы голосований собственников машино-мест, заседаний правления НПА «Паркинг на Братиславской» и ревизионной комиссии НПА «Паркинг на Братиславской» за 2020/2019/2018/2017/2016/2015/2014/2013/2012/2011 годы и все документы, на основании которых эти протоколы (сообщения о проведении общих собраний собственников/заседаний правления/ревизионной комиссии/реестры собственников, с указанием данных собственников, решений собственников (листы голосования)/решения членов правления/ревизионной комиссии, т.е. документы, подтверждающие итоги голосования на общих собраниях собственников, заседаний членов правления НПА «Паркинг на Братиславской» и ревизионных комиссий, в том числе доверенности на голосование или копии таких доверенностей при проведении общих собраний собственников в любых формах голосования, членов правления и членов ревизионной комиссии НПА «Паркинг на Братиславской»;
- бухгалтерскую (финансовую) отчетность НПА «Паркинг на Братиславской», сметы доходов и расходов НПА «Паркинг на Братиславской», отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок) за 2020/2019/2018/2017/2016/2015/2014/2013/2012/2011 годы;
- все договоры и соглашения на водоснабжение, теплоотведение, энергоснабжение и на иные поставляемые ресурсоснабжающими организациями НПА «Паркинг на Братиславской» энергоресурсы (заключенные между НПА «Паркинг на Братиславской», и ресурсоснабжающими организациями договоры и соглашения за 2020/2019/2018/2017/2016/2015/2014/2013/2012/2011 годы);
- документы, подтверждающие права НПА «Паркинг на Братиславской» на имущество, отражаемое на его балансе;
- техническую документацию на паркинг;
- иные предусмотренные уставом НПА «Паркинг на Братиславской» и решениями общего собрания членов НПА «Паркинг на Братиславской» внутренние документы.
Поскольку ответчик запрошенные истцом документы не предоставил, истец оказался лишен возможности проверить правильность начислений за помещение и коммунальные услуги, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от обязательств не допускается.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
Согласно п. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Согласно пункта 3 Стандартов раскрытия информации Законодателем приведен перечень, порядок и сроки раскрытия информации, которая подлежала раскрытию за указанный период в общедоступных источниках.
Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Из содержания ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» следует, что указанными введениями Законодатель преследовал целью именно создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве - то есть прозрачную открытость данных для собственников помещений в отношении оказываемых услуг путем публикации сведения, раскрывающих информацию о деятельности управляющей организации на многоквартирным домом, а также иной информации, подлежащей раскрытию
Согласно п. 1 ст. 143.1 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.
В соответствии с частью 2 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно подпункту «з» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов путем обеспечения собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива контроля за исполнением решений собрания, выполнением перечней услуг и работ, повышением безопасности и комфортности проживания, а также достижением целей деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе:
- предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме отчетов об исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом с периодичностью и в объеме, которые установлены решением собрания и договором управления многоквартирным домом;
- раскрытие информации о деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления 8 многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2021 № 731;
- прием и рассмотрение заявок, предложений и обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме;
- обеспечение участия представителей собственников помещений в многоквартирном доме в осуществлении контроля за качеством услуг и работ, в том числе при их приемке.
Таким образом, в целях контроля за деятельностью управляющей компании собрание собственников или собственники помещений МКД вправе запрашивать у последней информацию (документы) о качестве, полноте и стоимости оказываемых услуг, уклонение управляющих организаций от предоставления такой информации является незаконным.
Контроль за деятельностью управляющей организации не только со стороны государства, но и собственников помещений МКД необходим для надлежащего и полного оказания коммунальных и эксплуатационных услуг, в том числе влияющих на проживание граждан (дератизация, дезинсекция, противоэпидемиологические мероприятия, противоплесневая обработка и уничтожение плесени, безопасность, мероприятия по предотвращению техногенных и природных чрезвычайных ситуаций и иные) и поддержания эксплуатационных свойств МКД (долговечность, износостойкость, защита от негативных погодных явлений и иные).
На основании вышеизложенного требование собственника помещения МКД о раскрытии управляющей компанией сведений по деятельности, связанной с управлением МКД, является законным, направлено на защиту его прав, интересов и имущества в МКД.
Кроме того суд указывает, что размещенная ответчиком информация не содержит детализации (расшифровки) о выполнении и расходах по конкретным видам услуг, в том числе по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, по содержанию систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем МКД, расчетов с ресурсоснабжающими организациями, расчетов с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также о договорах по предоставлению в пользование части общего имущества собственников помещений в МКД и иных.
При указанных обстоятельствах, требования истца об обязании представить документацию за период с 2017 года по 2020 год в месячный срок с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ссылка истца на постановление правительства РФ от 23.09.2010 N 731 несостоятельна, поскольку документ утратил свою силу 01.01.2021. С 01.07.2019 на территориях всех субъектов информация подлежит размещению ГИС ЖКХ в порядке, установленном ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ.
Кроме того истец заявил требование в порядке ст.308.3 Гражданского кодекса РФ о присуждении на случай неисполнения судебного акта в пользу истца за счет ответчика денежной суммы в виде судебной неустойки (астрента) в размере 10.000 рублей 00 копеек, за каждый день неисполнения решения суда в отношении каждого из пунктов просительной части, начиная с даты вынесения, с периодом уплаты – за каждый понедельник следующий за текущей неделей, до фактического исполнения.
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» установлено, что согласно пункту 1 статьи 308.3, статье 396 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. При предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным.
Однако суд указывает, что данное требование является необоснованным. При этом, согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 22 и 23 Постановления № 7, при предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным; по смыслу пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ кредитор не вправе требовать по суду от должника исполнения обязательства в натуре, если осуществление такого исполнения объективно невозможно.,
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований, однако, ответчиком доказательств, подтверждающих исполнение договора надлежащим образом либо возврат денежных средств, суду не представлено.
На основании изложенного с учетом ч.1 ст.65 и ч.3.1 ст.70 АПК РФ суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины распределятся в порядке ст.110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 4, 9, 64, 65, 67, 68, 70, 71, 101, 110, 123, 156, 167-170, 176, 180 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать НПА «Паркинг на Братиславской» (ОГРН <***>) предоставить ООО «Парк Менеджмент» (ОГРН <***>) для ознакомления в порядке ч.3 ст.143.1, ч.10.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ и раздела 10 «Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом» Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (при наличии) следующую документацию за период с 2017 года по 2020 год: реестр членов партнерства; бухгалтерскую (финансовую) отчетность партнерства (годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за каждый квартал), сметы доходов и расходов партнерства на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок); документы, подтверждающие права партнерства на имущество, отражаемое на его балансе; протоколы общих собраний членов партнерства, заседаний правления партнерства и ревизионной комиссии партнерства; документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов партнерства, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования (решения таких собраний по вопросам установления размера платы за содержание помещения; размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества по видам коммунальных ресурсов об утверждении обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества; о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете; размер взноса на капитальный ремонт; о принятии решения о дополнительном взносе для оплаты работ (услуг) по капитальному ремонту общего имущества, о предоставлении в пользование части общего имущества, об утверждении условий энергосервисного договора (контракта)); техническую документацию на здание паркинга по адресу: <...> иные связанные с управлением данным зданием документы; договоры в соответствии с которыми собственник помещения, не являющейся членом партнерства, вносит плату за содержание помещения и плату за коммунальные услуги; сведения о тарифах на коммунальные ресурсы, применяемых для расчета размера платы по договору на предоставление коммунальных услуг; информацию об оказываемых услугах, выполняемых работах по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества, заключенных с энергопоставщиками и иными специализированными организациями в месячный срок с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с НПА «Паркинг на Братиславской» (ОГРН <***>) в пользу ООО «Парк Менеджмент» (ОГРН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6.000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья
Д.С. Рыбин