ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-150332/2023-145-1213 от 24.07.2023 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва Дело № А40-150332/23-145-1213

24 июля 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 июля 2023 года

Полный текст решения изготовлен 24 июля 2023 года

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего судьи М.Т. Кипель

При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з И.И. Каменсковой,

Рассмотрев в открытом судебном заседании суда дело по заявлению

Банка России (107016, <...>, ОГРН <***>, дата регистрации 10.01.2003, ИНН <***>)

к директору по развитию бизнеса ОСАГО и Зеленая карта Департамента по развитию бизнеса ООО "Зетта Страхование" ФИО1

о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 28.06.2023 г. № СЗ-59-ДЛ-23-4457/1020-1ДСП,

В судебное заседание явились:

от заявителя: неявка (изв.);

от ответчика: неявка (изв.);

УСТАНОВИЛ:

Банк России (далее – Банк) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении директора по развитию бизнеса ОСАГО и Зеленая карта Департамента по развитию бизнеса ООО "Зетта Страхование" ФИО1 (далее – ответчик) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Стороны, надлежаще извещенные о дате и времени судебного разбирательства в суд не прибыли. Ответчиком представлен отзыв. Дело рассмотрено в порядке ст.123, 156 АПК РФ в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав явившихся представителей, суд пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с п.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, подлежит рассмотрению в арбитражном суде в соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ.

Уполномоченным должностным лицом Банка России был составлен протокол об административном правонарушении от 28.06.2023 г. № СЗ-59-ДЛ-23-4457/1020-1ДСП в отношении директора по развитию бизнеса ОСАГО и Зеленая карта Департамента по развитию бизнеса ООО "Зетта Страхование" ФИО1, за нарушения пункта 7 Указания № 4190-У в части отсутствия в заявлении о заключении договора ОСАГО, заполняемом на сайте, сведений о предыдущем договоре ОСАГО в отношении указанного транспортного средства (номер, наименование страховщика), об иных сведениях (в том числе информация об изменении персональных данных (данных юридического лица) и данных о водительских удостоверениях в течение последнего календарного года).

Нарушений процедуры привлечения ответчика к административной ответственности, которые могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 судом не установлено.

Пунктом 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1) установлено, что для целей Закона № 4015-1 федеральные законы, иные нормативные правовые акты и нормативные акты Банка России, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 1 Закона № 4015-1, являются составной частью страхового законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона от 27.11.1992 №4015-1 «Об
организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1)
надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях
соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения
нарушений участниками отношений, регулируемых Законом № 4015-1, страхового
законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей,
иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового
дела.

Надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется Банком России, что предусмотрено пунктом 3 статьи 30 Закона № 4015-1.

Отношения в сфере страховой деятельности регулируются Законом № 4015-1, который в том числе устанавливает порядок лицензирования страховой деятельности.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.

Согласно пункту 1 и пункту 4 статьи 30 Закона № 4015-1 лицензирование деятельности субъектов страхового дела является частью надзора за деятельностью субъектов страхового дела, осуществляемого в целях соблюдения ими страхового законодательства.

В силу пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1 осуществление данного вида обязательного страхования должно осуществляться страховщиком с соблюдением требований, установленных страховым законодательством Российской Федерации, в данном случае, Законом об ОСАГО и Правилами ОСАГО.

Пунктом 1 статьи 32 Закона № 4015-1 установлено, что лицензия на осуществление страхования представляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела; право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Соответственно, соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение норм Закона №4015-1.

Таким образом, порядок надзора за деятельностью субъектов страхового дела и лицензирования данной деятельности, установленный Законом № 4015-1, предусматривает, что разрешение на право осуществления страховой деятельности обусловлено фактором соблюдения субъектами страхового дела требований страхового законодательства, из чего следует вывод о том, что соблюдение субъектами страхового дела положений страхового законодательства является условием, предусмотренным лицензией на страховую деятельность.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон № 40-ФЗ), Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее -Правила ОСАГО).

ООО «Зетта Страхование» (далее - Страховщик) осуществляет обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании лицензии ОС № 1083-03 от 24.06.2015.

Из материалов дела следует, что в Управление поведенческого надзора в сфере страховых услуг Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг (далее -Служба)поступило обращение от 10.04.2023 вх. № ОЭ -7105 1 Сутуло П.О. (далее - Заявитель) поступил акт о проведении контрольного мероприятия, составленный Отделением по Брянской области Главного управления по Центральному федеральному округу Центрального банка Российской Федерации, от 26.04.2023 №АКМ1/134 на основании решения о проведении контрольного мероприятия от 06.04.2023 № РБ-59/284 и в соответствии с поручением на проведение контрольного мероприятия от 11.04.2023 № ПКМ1/83 (далее - Акт КМ), с приложением скриншотов с сайта сайта www.zettains.ru, содержащих сведения о нарушении Страховщиком законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее -Федеральный закон № 86-ФЗ) Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов, в том числе страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.

В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона № 86-ФЗ некредитными финансовыми организациями в соответствии с Федеральным законом № 86-ФЗ признаются лица, осуществляющие, в том числе, деятельность субъектов страхового дела.

Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 76.5 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Абзацем 4 статьи 76.5 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России наделен полномочиями по проведению контрольных мероприятий в отношении некредитных финансовых организаций, в том числе осуществляемых дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий), в ходе которых уполномоченными представителями (служащими) Банка России осуществляются действия по совершению сделки либо созданию условий для совершения сделки в рамках обычной хозяйственной деятельности некредитной финансовой организации, в целях проверки соблюдения некредитной финансовой организацией требований, предъявляемых к ее деятельности. Контрольное мероприятие проводится без предварительного уведомления проверяемой некредитной финансовой организации.

Из материалов дела видно, что в соответствии с решением Банка России о проведении контрольного мероприятия 06.04.2023 года № РБ-59/284 и в соответствии с поручением на проведение контрольного мероприятия от 11.04.2023 № ПКМ1/183 дистанционно осуществлена проверка с использованием информационно-коммуникационных технологий, в ходе которой были созданы условия для приобретения полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) на сайте Страховщика www.zettains.ru (без совершения сделки), результаты проверки зафиксированы Актом КМ с приложением снимков экрана монитора (скриншотов).

Было установлено, что на сайте Страховщика 26.04.2023 (Акт КМ) в период времени с 14 ч. 50 мин. по 17 ч. 44 мин. уполномоченными представителями Банка России (далее -УПБР) осуществлялись действия, направленные на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа (далее - Е-ОСАГО).

Согласно скриншотам с сайта www.zettains.ru, приложенным к Акту КМ, заявление о заключении договора ОСАГО, заполняемое на сайте, при попытке оформления договора ОСАГО на мотоцикл не содержит сведения в объеме, предусмотренном для заявления на бумажном носителе, а именно отсутствуют поля ввода сведений о предыдущем договоре ОСАГО в отношении указанного транспортного средства (номер, наименование страховщика), об иных сведениях (в том числе информация об изменении персональных данных (данных юридического лица) и данных о водительских удостоверениях в течение последнего календарного года).

Формой заявления о заключении договора ОСАГО, утвержденной приложением № 2 к Положению Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», предусмотрена возможность указания сведений о предыдущем договоре ОСАГО в отношении указанного транспортного средства (номер, наименование страховщика), об иных сведениях (в том числе информация об изменении персональных данных (данных юридического лица) и данных о водительских удостоверениях в течение последнего календарного года).

Согласно пункту 7 Указания Банка России от 14.11.2016 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» заявление о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа, заполняемое на сайте Страховщика, должно содержать сведения в объеме, предусмотренном для заявления, составляемого на бумажном носителе.

Служба письмом от 28.04.2023 № 59-2-3/26973 направила в адрес Страховщика Акт КМ с приложением снимков с экрана сайта Страховщика. По отмеченному нарушению возражения от Страховщика не поступали.

17.03.2021 между Страховщиком и должностным лицом Страховщика ФИО1. заключен трудовой договор № 51 и приказом Страховщика от 17.03.2021 № 156к ФИО1. принята на работу в должности руководитель проектов ОСАГО и Зеленая карта Департамента по развитию бизнеса в автостраховании ООО «Зетта Страхование».

Приказом от 01.03.2023 № 126/1 к ФИО1. переведена на должность Директора по развитию бизнеса ОСАГО и Зеленая карта Департамента по развитию бизнеса.

Согласно пункту 2.1 Должностной инструкции Директора по развитию бизнеса ОСАГО и Зеленая карта Департамента по развитию бизнеса, с которой ФИО1 была ознакомлена 01.03.2023, работник обязан осуществлять контроль обеспечения заключения договоров ОСАГО в электронном виде с использованием официального сайта общества.

Согласно выписке из табеля учета рабочего времени 26.04.2023 должностное лицо Страховщика ФИО1. присутствовала на рабочем месте.

Следовательно, ненадлежащее исполнение ФИО1 своих служебных обязанностей повлекло нарушение требований пункта 7 Указания № 4190-У в части отсутствия в заявлении о заключении договора ОСАГО, заполняемом на сайте, сведений о предыдущем договоре ОСАГО в отношении указанного транспортного средства (номер, наименование страховщика), об иных сведениях (в том числе информация об изменении персональных данных (данных юридического лица) и данных о водительских удостоверениях в течение последнего календарного года), что является нарушением лицензионных требований, установленных статьей 30 Закона №4015-1.

Также, сам ответчик в своем отзыве указал, что имела место ошибка и выявлено отсутствие в графах для заполнения в личном кабинете Страхователя граф для указания сведений о предыдущем договоре ОСАГО в отношении указанного транспортного средства (номер, наименование страховщика), об иных сведениях.

Таким образом, вопреки доводам ответчика, имеются достаточные данные, указывающие на наличие в действиях (бездействии) директора по развитию бизнеса ОСАГО и Зеленая карта Департамента по развитию бизнеса ООО "Зетта Страхование" ФИО1 события административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении Страховщиком предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в связи с ненадлежащим исполнением ФИО1 своих служебных обязанностей.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ установлено, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организации несут административную ответственность как должностные лица. Под должностными лицами понимаются, в том числе руководители, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов организаций.

В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Доказательств того, что ответчиком были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ответчиком не представлено.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации вменяемое страховщику административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской - Федерации об административных правонарушениях, является нарушением требований лицензионного законодательства, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение которого в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет 3 месяца.

На момент принятия судом решения о привлечении ответчика к административной ответственности срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

В этой связи, имеются все необходимые условия для привлечения ответчика к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Судом рассмотрены все доводы ответчика, однако они не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и расцениваются судом, как направленные на уклонение от административной ответственности.

С учетом обстоятельств дела, суд считает возможным привлечь директора по развитию бизнеса ОСАГО и Зеленая карта Департамента по развитию бизнеса ООО "Зетта Страхование" ФИО1 к административной ответственности, применив предусмотренную ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ санкцию в минимальном размере в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 65, 71, 167 - 170, 176, 204, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Привлечь директора по развитию бизнеса ОСАГО и Зеленая карта Департамента по развитию бизнеса ООО "Зетта Страхование" ФИО1 (дата и место рождения 19.01.1987 в гор. Магнитогорск) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа: Банк получателя: Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва; БИК 024501901; Получатель: Межрегиональное операционное УФК (Банк России); Счет банка получателя средств (номер ЕКС): 40102810045370000002; Счет получателя средств (номер казначейского счета): 03100643000000019500; ИНН: <***>; КПП: 770201001; ОКТМО: 45379000; КБК: 99911601141010001140; ИП: 1010000000007507120234; УИН: 0355258504559280623044577.

В соответствии с ч. 4.2 ст. 206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Оригинал платежного поручения, подтверждающего уплату штрафа, с отметкой банка об исполнении, необходимо представить в Арбитражный суд города Москвы.

В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, экземпляр настоящего решения для его принудительного исполнения будет направлен в Федеральную службу судебных приставов.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья М.Т. Кипель