ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-151033/18-122-1833 от 11.10.2018 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г. Москва

18 октября 2018 года                                                    Дело № А40- 033/18 -122-1833

Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2018 года

Полный текст решения изготовлен 18 октября 2018 года

Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Порошиной М.О.

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению 1) Министерства физической культуры и спорта Пермского края, 2) Правительство Пермского края, 3) субъект РФ – Пермский край в лице Министерства физической культуры и спорта Пермского края

к Министерству финансов РФ, Федеральному казначейству

3-и лица: УФК по Пермскому краю, Министерство финансов Пермского края, Министерство спора РФ, ООО «Элин Альфа»

о признании незаконными решения от 25.01.2018 года № 28, действий

при участии:

от заявителей – ФИО1, дов. от 24.09.2018 г. №СЭД-41-01-15-8 (Министерства физической культуры, спорта Пермского края, субъект РФ – Пермского края в лице Министерства физической культуры и спорта Пермского края),  ФИО2, дов. от 14.05.2018 г. №СЭД-01-100-39 (Правительство Пермского края)

от ответчика – ФИО3, удост. №3913, дов. от 25.07.2016 г. №01-10-08/91 (Министерство финансов РФ), ФИО4, дов. от 22.09.2017 г. №09-04-11/11 (Федеральное казначейство)

от третьих лиц – ФИО5, дов. от 30.01.2018 г. №14 (Министерство финансов Пермского края)

ООО «Элин Альфа» - не явился, извещен

Министерство спорта РФ – не явился, извещен

УФК по Пермскому краю – не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

Министерство физической культуры и спорта Пермского края обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Министерству Финансов Российской Федерации, Федеральному казначейству о признании незаконными действия Управления федерального казначейства по Пермскому краю по направлению уведомления о применении бюджетных мер принуждения и списанию денежных средств со счета Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края, решения Министерства финансов Российской Федерации от 25.01.2018 № 28 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета».

Определением от 06.09.2018 года к участию в деле в качестве соистцов привлечены Правительство Пермского края, субъект РФ – Пермский край в лице Министерства физической культуры и спорта Пермского края.

Представители заявителей требования поддержали. В порядке ст. 49 АП РФ уточнили требования и просили признать незаконными действия Федерального казначейства по направлению уведомления о применении бюджетных мер принуждения и списанию в бесспорном порядке денежных средств из бюджета Пермского края в Федеральный бюджет в сумме 86 686 334,56 руб.; признать незаконным решение Министерства финансов Российской Федерации от 25.01.2018 № 28 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета».

Представители ответчиков требования не признали по основаниям, изложенным в отзывах.

Представители третьих лиц ООО «Элин Альфа», УФК по Пермскому краю и Министерства спорта РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ.

Выслушав представителей заявителя, ответчика и явившихся третьих лиц, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Как следует из материалов дела, платежным поручением от 15.02.2018 г. № 98263 Управлением федерального казначейства по Пермскому краю (УФК по Пермскому краю) со счета Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края (Министерство), открытого в УФК по Пермскому краю, осуществлено списание в бесспорном порядке денежных средств из бюджета Пермского края в федеральный бюджет в сумме 86 686 334,56 рублей (на счет Министерства спорта Российской Федерации, открытый в Межрегиональном операционном УФК).

Основанием для взыскания денежных средств послужило решение Министерства финансов Российской Федерации (Минфин РФ) от 25.01.2018 № 28 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета», о чем УФК по Пермскому краю уведомило Минфин Пермского края (далее - Минфин ПК) письмом от 15.02.2018 №56-04-15/1152.

Полагая Решение Минфина РФ от 25.01.2018 №28 и действия Федерального казначейства по направлению уведомления и списанию денежных средств не соответствующими законодательству, Заявители обратились в суд с указанными требованиями.

Отказывая в удовлетворении требований Заявителя, суд соглашается с доводами Ответчиков, при этом исходит из следующего.

Согласно п.5 ст.306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.

В соответствии с п. 1 ст. 157 БК РФ органом государственного финансового контроля, среди прочих, является Федеральное казначейство.

Абзацем 3 п.5 ст.306.2 БК РФ установлено, что при выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 ст.269.2 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1092
утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по
контролю в финансово-бюджетной сфере (Правила №1092).

Пунктом 71 Правил №1092, установлено, что уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения содержит описание совершенного бюджетного нарушения (бюджетных нарушений).

Уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения направляется в Министерство финансов Российской Федерации руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства в определенный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок.

Из указанного прямо следует, что уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения направляется должностным лицом Федерального казначейства.

Письмом от 27.12.2017 №07-04-04/09-2387 руководитель Федерального казначейства ФИО6 направил в Министерство финансов Российской Федерации уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 27.12.2017 №07-04-04/09-2386.

Как указано выше, абзацем 3 п.5 ст.306.2 БК РФ установлено, что при выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса.

Дата окончания проверки законности заключения и исполнения государственного контракта от 21 июля 2015 г. № 10 на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства «Крытый футбольный манеж в г. Перми» в рамках софинансирования из федерального бюджета по подпрограмме «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы» по Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» в Министерстве физической культуры, спорта и туризма Пермского края - 31.10.2017 (Акт выездной плановой проверки в Министерстве физической культуры, спорта и туризма Пермского края за 2015-2016 годы от 31.10.2017).

Следовательно, срок направления уведомления о применении бюджетной меры принуждения - не позднее 30.12.2017.

Таким образом, срок для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения руководителем Федерального казначейства соблюден.

В соответствии с п. 6 ст.306.2 БК РФ бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 настоящего Кодекса, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

Аналогичная норма установлена п.2 Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), утвержденного приказом Минфина России от 11.08.2014 №74н (далее - Порядок №74н).

Приказом Минфина России от 25.01.2018 №28 Федеральному казначейству приказано исполнить в 2018 году бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Пермского края (Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Пермского края за счет средств доходов, подлежащих зачислению в бюджет Пермского края, в сумме 86 686 334 (Восемьдесят шесть миллионов шестьсот восемьдесят шесть тысяч триста тридцать четыре) рубля 56 копеек, рассчитанной по состоянию на 27 декабря 2017 года, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет.

Таким образом, бюджетная мера принуждения в виде решения о бесспорном взыскании применена Минфином России в установленный срок.

Согласно п.4 ст.306.2 БК РФ порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 3 Порядка №74н при принятии Министерством финансов Российской Федерации решения о применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета (далее -решение о взыскании), Министерство финансов Российской Федерации не позднее следующего рабочего дня с даты принятия указанного решения направляет извещение о нем в Федеральное казначейство (далее - извещение), подписанное Министром финансов Российской Федерации (его заместителем).

Извещение №12-09-21/4563 о принятии решения о бесспорном взыскании на основании приказа Министерства финансов Российской Федерации от 25.01.2018 №28 направлено Федеральному казначейству 26.01.2018, также с соблюдением установленного срока.

Также п. 3 Порядка №74н установлено, что Федеральное казначейство не позднее следующего рабочего дня с даты получения извещения направляет его в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства в целях исполнения решения о взыскании, а также доводит информацию о взыскании до главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета или главного распорядителя средств федерального бюджета, предоставившего средства из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно отметке Федерального казначейства извещение №12-09-21/4563 поступило в Федеральное казначейство 12.02.2018 и зарегистрировано под номером 8711-вх.

Письмом Федерального казначейства от 13.02.2018 №05-04-12/2223 указанное извещение направлено в УФК по Пермскому краю (вх. от 13.02.2018 №3385) для исполнения.

Следовательно, срок, установленный для направления извещения в территориальный орган, Федеральным казначейством соблюден.

В соответствии с п.ь4 Порядка №74н территориальный орган Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней со дня получения извещения осуществляет перечисление взысканных сумм в федеральный бюджет в пределах сумм поступлений за текущий операционный день, подлежащих зачислению в бюджет нарушителя.

Платежным поручением от 15.02.2018 №98263 денежные средства в размере 86 686 334,56 рублей взысканы из бюджета Пермского края и перечислены в федеральный бюджет.

Из изложенного следует, что все сроки, установленные действующим законодательством, соблюдены на всех этапах применения и исполнения уведомления о применении бюджетной меры принуждения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) и государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно пункту 2 статьи 266.1 БК РФ органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 (Положение), Федеральное казначейство (казначейство)  является  федеральным  органом  исполнительной  власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Пунктом 5 Положения установлены полномочия казначейства в установленной сфере деятельности, в частности: полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; контроль за своевременностью и полнотой устранения объектами контроля нарушений законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

Согласно пункту 4 Положения казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится Управления.

В силу пункта 1 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, Правила определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (Правила № 1092) во исполнение части 3 статьи 269.2 БК РФ.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).

Также полномочия Федерального казначейства отражены в пункте 6 Правил № 1092

Уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения, в том числе подготовленное территориальным органом Федерального казначейства, направляется в Министерство финансов Российской Федерации руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства в определенный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок. (306.2 БК РФ)

Как следует из материалов дела, УФК по Пермскому краю в соответствии с приказами от 18.09.2017 № 380, от 10.10.2017 № 413 в отношении заявителя проведена плановая выездная проверка законности заключения и исполнения государственного контракта от 31.07.2015 № 10 на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства «Крытый футбольный манеж г. Перми» в рамках со финансирования из федерального бюджета по подпрограмме «Развитие футбола в РФ на 2008-2015гг.» Федерального целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015гг.», за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.

В соответствии с пунктом 48 Правил № 1092 проведение выездной проверки (ревизии) состоит в осуществлении соответствующих контрольных действий в отношении объекта контроля по месту нахождения объекта контроля и оформлении акта выездной проверки.

В соответствии с пунктом 62, 64 Правил № 1092 по результатам выездной проверки (ревизии) оформляется акт, который должен быть подписан течение 15 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем подписания справки о завершении контрольных действий, который в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля.

В ходе проверки заявителя были выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, которые нашли отражение в акте проверки от 31.10.2017.

В соответствии с пунктом 65 Правил № 1092 объект контроля вправе представить в Федеральное казначейство (его территориальный орган) возражения в письменной форме на акт выездной проверки в течение 10 рабочих дней со дня получения акта, которые приобщаются к материалам проверки. Возражения направляются нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В соответствии с пунктом 66 Правил № 1092 Акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 50 дней со дня подписания акта.

В соответствии с пунктом 67 Правил № 1092 по результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение а) о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения; б) об отсутствии оснований для направления предписания, представления и уведомления о применении бюджетных мер принуждения; в) о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии), в том числе при представлении объектом контроля возражений в письменной форме, а также дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки (ревизии).

В соответствии с вышеуказанными нормами контрольными органами в адрес объекта контроля было направлено представление от 18.12.2017 № 67-10/17.

Представление вынесено казначейством правомерно ввиду выявления нарушений бюджетного законодательства со стороны заявителя.

Правомерность действий контрольного органа при проведении проверки и вынесения в адрес объекта контроля представления от 18.12.2017 №67-10/17, проверено и установлено в рамках рассмотрения дела № А50-5585/18, решением которого от 20.06.2018 заявителю было отказано в требованиях о признании недействительным представления УФК по Пермскому краю от 18.12.2017 № 67-10/17. Арбитражный суд Пермского края посчитал доказанным факт наличия в действиях заявителя нарушений, изложенных в оспариваемом представлении.

В рамках полномочий предусмотренных пунктом 67 Правил № 1092 по результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принял решение о направлении в Федеральное казначейство Уведомления о применении мер бюджетного принуждения от 27.12.2017 года № 07-04-04/09-2386

Уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения, подготовленное территориальным органом Федерального казначейства, подлежит согласованию с Федеральным казначейством.

В соответствии с пунктом 5 статьи 306.2 БК РФ при выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса. Такое уведомление составляется в случае выявления в ходе контрольных мероприятий бюджетных нарушений и является обязательным к рассмотрению финансовым органом.

Представление, предписание и уведомление являются самостоятельными актами реагирования контрольных органов и не зависят друг от друга по направленности их воздействия.

Уведомление, направленное УФК по Пермскому краю в адрес Федерального казначейства, содержало описание бюджетных нарушений в рамках проведенной проверки, нарушенные нормы бюджетного законодательства и актов Правительства, суммы нарушений и основания для принятия финансовым органом решения о применении мер бюджетного принуждения.

Органы контроля действовали в рамках представленных им полномочий, процедура проведения проверки и вынесения представления, уведомления органами контроля не нарушена.

Доказательств подтверждающих незаконность действий как УФК по Пермскому краю, так и Федерального казначейства по направлению в Минфин России уведомления заявителем не представлено.

Таким образом, ввиду вышеизложенных обстоятельств и приведенных норм материального и процессуального права действия Федерального и территориального казначейства по направлению уведомления являются законными и обоснованными, а заявленные требования, не подлежащие удовлетворению.

В силу статьи 306.3 БК РФ полномочия финансовых органов по применению бюджетных мер принуждения заключаются в принятии решения о применении конкретных мер принуждения, установленных главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исходя из положений главы 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с частью 1 статьи 306.3 БК РФ финансовый орган на основании уведомления принимает решение о применении одной или нескольких бюджетных мер принуждения. Проверка достоверности и законности оснований для выдачи уведомления не входит в полномочия финансового органа. Исключительный перечень оснований для принятия решения финансовым органом об отказе в применении бюджетных мер принуждения указан в части 6 статьи 306.2 БК РФ; и он (перечень) не предусматривает ревизию существа выявленных органом финансового контроля бюджетных нарушений.

В соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №329, Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кроме прочего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, издает приказы, имеющие как нормативный характер, так и ненормативный характер.

В соответствии с пунктом 6 ст. 166 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министр финансов имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение: о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат; о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Решения финансовых органов о применении бюджетных мер принуждения принимаются в отношении публично-правового образования, бюджету которого были предоставлены межбюджетные трансферты, впоследствии использованные с нарушением условий их предоставления. Понятие межбюджетных трансфертов дано в статье 6 БК РФ.

Пунктом 1 статьи 306.3 БК РФ установлено, что финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения или решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения по каждому нарушению, указанному в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения.

Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации утвержден приказом Минфина России от 11 августа 2014 года № 74н (далее - Порядок №74н).

Из даты издания приказа № 28 (25.01.2018) и даты поступления в Минфин России Уведомления (27.12.2017), следует, что приказ издан в пределах 30 дневного срока, установленного пунктом 6 статьи 306.2 БК РФ. Приказ подписан уполномоченным должностным лицом.

Таким образом, в процедурной части приказ № 28 соответствует вышеуказанным положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, и заявителем в части порядка его издания не оспаривается.

Выездная проверка и оформление акта проверки осуществлены Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю в пределах предоставленных статьей 269.2 БК РФ полномочий, Уведомление оформлено Федеральным казначейством также в пределах предоставленных полномочий.

Основания отказа в применении бюджетных мер принуждения установлены пунктом 6 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Отсутствие в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения оснований для применения бюджетных мер принуждения или его формирование и направление в финансовый орган с нарушениями порядка, установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 268.1 или пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса, является основанием для принятия финансовым органом решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения.

Кроме того в соответствии с пунктом 68 Правил № 1092 уведомления о применении бюджетных мер принуждения, содержащие основания для применения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению, обязательны к рассмотрению Министерством финансов Российской Федерации.

Поскольку в уведомлении о применении мер бюджетного принуждения направленном в Министерство финансов Российской Федерации, были указаны основания для применения бюджетных мер и описание совершенного бюджетного нарушения, а также учитывая, что указанное уведомление было сформировано и направлено с соблюдением установленного законодательством порядка, основания для принятия Министерством финансов Российской Федерации решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения отсутствовали.

Минфин России в соответствии с возложенными на него полномочиями, установленными Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, не обладает правом подвергать ревизии расчеты сумм, и перепроверять установленные Управлением Федерального казначейства бюджетные нарушения.

На основании п.7 Положения Министерство финансов Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Контролирующими функциями (полномочиями) обладает Федерального казначейство, согласно абзаца 2 пункта 5 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1092

Проверка достоверности и законности оснований для выдачи уведомления не входит в полномочия финансового органа, (судебная практика Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2018 N Ф07-1323/2018 по делу № А05-3773/2017)

Финансовые органы не являются органами государственного (муниципального) финансового контроля, определение достаточности (достоверности) оснований для применения бюджетных мер принуждения, содержащихся в уведомлении органа государственного (муниципального) финансового контроля, не входит в полномочия финансового органа. ( Письмо Минфина России от 13 февраля 2015 г. № 02-10-09/6518)

Таким образом, в соответствии с положениями Кодекса финансовый орган принимает решение о применении одной или нескольких бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Кодекса, рассматривая определенные им критерии финансовых возможностей местных бюджетов, возможные риски для исполнения принятых указанным в уведомлении объектом контроля (местным бюджетом) расходных обязательств и достижения заданных результатов использования бюджетных средств и т.п.

При принятии решения о применении указанных бюджетных мер принуждения следует обеспечить достижение цели мер принуждения, т.е. возмещения использованных с нарушением средств бюджета, с наименьшим негативным эффектом для исполнения соответствующего бюджета.

Согласно статьям 28, 34, 38 БК РФ к закрепленным законодателем принципам бюджетной системы Российской Федерации относятся, помимо прочих, принцип эффективности использования бюджетных средств и принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Получатель бюджетных средств обладает рядом бюджетных полномочий, в том числе принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 БК РФ).

В соответствии со статьей 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Как указано в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВАС РФ № 23), при рассмотрении дел о защите деловой репутации, дел об оспаривании предписаний уполномоченных органов, а также иных категорий дел, при рассмотрении которых может подниматься вопрос об обоснованности выводов уполномоченных органов о неэффективном использовании бюджетных средств, судам необходимо учитывать следующее.

Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Статьей 132 БК РФ определено, что условия расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Проверкой установлено, что заявителем не обеспечен уровень расходного обязательства за счет средств бюджета Пермского края, что является нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, Министерство не обеспечило эффективность расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в части достижения уровня технической готовности объекта, достигнутого в результате использования субсидии, что является нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

В рамках соглашения от 03.07.2015 № 507 о предоставлении субсидии из федерального бюджета на со финансирование расходных обязательств субъекта РФ по строительству и оснащению крытого футбольного манежа для специализированной детско-юношеской спортивной школы по футболу, находящейся в собственности субъекта РФ (муниципальной собственности), и на приобретением искусственного покрытия для футбольных полей профильных спортивных школ, включая его доставку и сертификацию полей, Правительство Пермского края обязалось обеспечить в законе о бюджете субъекта РФ на текущий финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований в соответствии с документами, подтверждающими расходные обязательства субъекта по финансированию объектов капитального строительства в размере 124 550 000 руб., в соответствии с Законом Пермского края от 22.12.2014 № 414-ПК «О бюджете пермского края на 2015г. и на плановый период 2016 и 2017гг», подтверждающим расходное обязательство субъекта на исполнение которого предоставляется субсидия.

Субсидия перечисляется уполномоченному органу исполнительной власти субъекта - Министерству физической культуры и спорта Пермского края (исполнитель) (п. 5 соглашения № 507).

Согласно п. 8.2 соглашения № 507, Правительство Пермского края обязуется обеспечить своевременное финансирование объектов, указанных в Приложении № 1 к соглашению, в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств на текущий год из бюджетов всех уровней с учетом последующих изменении и дополнении.

По условиям Соглашения № 507 (в редакции дополнительного соглашения Ът 21.08.2015) эффективность расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, оценивается Главным распорядителем средств (Минспорта РФ) на основе достижения следующих значений показателей результативности использования субсидии: а) уровень технической готовности объекта, достигнутый в результате осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия - 100%; б) доля лиц, занимающихся футболом в профессиональных спортивных школах, в общей численности учащихся, занимающихся физической культурой и спортом в Субъекте - 2%.

Пунктом 15 Соглашения № 507 установлено, что не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидии, предоставленной в истекшем финансовом году, подлежит возврату в федеральный бюджет уполномоченным органом государственной власти субъекта, за которым в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета субъекта по возврату остатков субсидий, в соответствии с требованиями, установленными БК РФ и федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

В приложении № 1 к соглашению указано, что объектом капитального строительства является крытый футбольный манеж, <...> со сроком строительства 2015г., срок ввода в эксплуатацию - 31.12.2015.

Приложением № 4 (в редакции дополнительного соглашения) к соглашению установлен график финансирования (перечисления субсидии): в 3 квартале 2015г. из федерального бюджета - 664 142,647тыс.руб., из бюджета субъекта - 124 550тыс.руб., в 4 квартале 2015г. внебюджетные источники - 603 074,806тыс.руб.

Как следует из представленных материалов и не оспаривается сторонами, согласно отчету об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) за 2015г. кассового исполнение финансирования объекта за счет средств федерального бюджета составило 664 142 647 руб., за счет средств бюджета Пермского края —21 606 942,55 руб.

Согласно отчету об исполнении условий предоставления субсидии, а также об эффективности осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия за 2015г. (приложение № 5 к соглашению) фактический и кассовый объем финансирования составил 685 749,54 тыс.руб., в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета - 664 142,647 тыс.руб., за счет средств бюджета Пермского края -21 606,94 тыс.руб.

При этом фактическое значение показателей результативности предоставления субсидии: уровень технической готовности объекта, достигнутый в результате использования субсидии - 50%, доля лиц, занимающихся футболом в профессиональных спортивных школах, в общей численности учащихся, занимающихся физической культурой и спортом в регионе - 2%.

Доказательств опровергающих не достижение показателей эффективности предоставления субсидии заявителем не опровергается. Таким образом, полагаем, доказанным факт совершения бюджетного нарушения, а Приказ Минфина России законно и обоснованно изданным.

Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения утвержден Приказом Минфина России от 11.08.2014 № 74н. (далее - Порядок № 74н)

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 74н при принятии Министерством финансов Российской Федерации решения о применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации не позднее следующего рабочего дня с даты принятия указанного решения (Приказа) направляет извещение о нем в Федеральное казначейство (извещение), подписанное Министром финансов Российской Федерации (его заместителем).

Федеральное казначейство не позднее следующего рабочего дня, с даты получения извещения, направляет его в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства в целях исполнения решения о взыскании.

В соответствии с пунктом 4 Порядка № 74н территориальный орган Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней со дня получения извещения осуществляет перечисление взысканных сумм в федеральный бюджет в пределах сумм поступлений за текущий операционный день, подлежащих зачислению в бюджет нарушителя.

При списании денежных средств со счетов УФК Пермского края действовало в пределах представленных полномочий определённых в ст. 166.1 БК РФ. Самостоятельного территориальный орган Управления Федерального казначейства решение о списание денежных средств не принимает, действует только на основании распорядительных актов и платежных документов, поступающих от финансового органа или главного распорядителя средств бюджета.

Так как в данном случае списание денежных средств было произведено на основании Извещения и Приказа Минфина № 28, действия УФК по Пермскому краю нельзя признать незаконными.

Таким образом, суд установил, что основания для удовлетворения заявления отсутствуют.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненорма­тивных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных по­ложений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полно­мочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспаривае­мый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфе­ре предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии со статьей 4 АПК РФ предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.

Таким образом, в соответствии со ст. 199 АПК РФ заявителем должны быть указаны права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми действиями и представлены доказательства нарушения его прав в соответствии со ст. 4 ч. 1 ст.65 АПК РФ.

С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу о недоказанности заявителями факта нарушения оспариваемыми Решением и действиями их прав и законных интересов, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в соответствии со ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Судом проверены и оценены все доводы заявителей, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права.

На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании ст.ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 159, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований заявителей  отказать полностью.

            Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                          Н.Е. Девицкая