ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-152321/2021-33-1112 от 08.09.2021 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-152321/21 -33-1112

сентября 2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2021года

Полный текст решения изготовлен 15 сентября 2021 года

Арбитражный суд г.Москвы в составе:

Судьи Ласкиной С.О.

При ведении протокола секретарем судебного заседания Костровой О.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Московская таможня

к ответчику: ТУ Росимущества в МО

о признании незаконным бездействия, об обязании

при участии в судебном заседании:

от заявителя: извещен, не явился,

от ответчика: извещен, не явился,

УСТАНОВИЛ:

Московская таможня обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Росимущества в Московской области, выразившееся в непринятии товара по уведомлению Московской таможни от 13.01.2021 № 26-13/00279 (повторно 12.03.2021 № 26-13/4252) товаров, признанных Останкинским районным судом города Москвы от 09.07.2020 по делу № 2-1816/2020 бесхозяйными и обращенных в собственность Российской Федерации, об обязании Территориального управления Росимущества в Московской области принять от Московской таможни по уведомлению от 13.01.2021 № 26-13/00279 (повторно 12.03.2021 № 26-13/4252) товаров, признанных Останкинским районным судом города Москвы от 09.07.2020 по делу № 2-1816/2020 и находящиеся на складе Центральной базовой таможни по адресу: Москва, ул. Новодмитровская, д.4, стр.1.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился.

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в связи с чем, суд посчитал возможным рассмотрение дела в их отсутствие в порядке ст. 123 АПК РФ. Заинтересованное лицо письменный отзыв не представило.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, оценив на основании ст. 71 АПК РФ, материалы дела в их совокупности и взаимосвязи по своему внутреннему убеждению, суд признал заявление подлежащим удовлетворению ввиду следующего.

Срок на обжалование, установленный ч.4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, Московской таможней проведена внеплановая выездная таможенная проверка в отношении товаров, реализуемых ИП ФИО1 по вопросам проверки факта помещения товаров под таможенную процедуру. В ходе проведения проверочных мероприятий у данного лица были установлены товары, в отношении которых отсутствуют сведения о таможенном декларировании: одежда, сумки, аксессуары в количестве 2 362 единицы.

Данные товары изъяты со склада, расположенного по адресу: <...> и помещены на ответственное хранение на склад Центральной базовой таможни по адресу: Москва, ул. Новодмитровская, д.4, стр.1 (акт приема-передачи имущества на ответственное хранение от 08.11.2017).

За время хранения груза его таможенное оформление не производилось, и за его получением никто не обращался.

По истечении срока хранения Московская таможня обратилась в Останкинский районный суд города Москвы с заявлением о признании вышеуказанного товара бесхозяйным.

Решением Останкинского районного суда города Москвы от 09.07.2020 по делу № 2-1816/2020, вступившим в законную силу 18.08.2020, в отношении ИП ФИО1 принято решение о признании движимого имущества бесхозяйным и обращении его в собственность Российской Федерации.

Московской таможней в адрес Территориального Управления Росимущества в Московской области (далее - ТУ Росимущества в МО) направлено уведомление о наличии и месте нахождения имущества обращенного в собственность государства от 13.01.2021 № 26-13/00279 (повторно 12.03.2021 №26-13/4252).

До настоящего момента от ТУ Росимущества в МО никакой информации о предпринятых действиях в Московскую таможню не поступало, товар, находящийся на ООО «АИС», последними не принят, и не вывезен.

Вышеизложенное явилось основанием для обращения заявителя в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия) возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с п. 2 ст. 186, п. 1 ст. 187 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (действовавший в период спорных правоотношений), п. 2 ст. 323 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» товары обращаются в федеральную собственность на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным либо об обращении   изъятых   товаров   в   федеральную   собственность   в   случаях, предусмотренных настоящим Федеральным, законом, со дня вступления в силу судебного акта.

Распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность на основании судебного акта, осуществляется путем их реализации, уничтожения или утилизации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2018 № 432, которым утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (Росимущество), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Росимущество при невозможности реализации обращенного в собственность государства имущества в силу утраты потребительских свойств, организует его утилизацию (уничтожение).

В соответствии с Положением о порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 № 311 имущество, обращенное в собственность государства, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (его филиалам) в установленном порядке.

Согласно п. 3 Положения, для передачи имущества, обращенного в собственность государства, государственный орган (организация), владеющий таким имуществом, либо судебный пристав-исполнитель уведомляет Российский фонд федерального имущества (его отделения) либо соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), указанный в п. 2 Положения, о наличии и месте нахождения этого имущества.

На основании изложенного, и в соответствии с порядком взаимодействия при организации приема-передачи отдельных категорий имущества Федеральной таможенной службы России и Федерального агентства по управлению государственным имущество, установленным совместным Соглашением от 12.09.2011 № 01-69/37/01-20/417 (далее - Соглашение), Московской таможней в адрес ТУ Росимущества в Московской области направлено уведомление о наличии и месте нахождения имущества обращенного в собственность государства от 13.01.2021 №26-13/00279 (повторно 12.03.2021 №26-13/4252).

Так же Московской таможней направлялись письма от 21.01.2021 № 26-13/785, 03.02.2021 № 26-13/1756 с просьбой вывоза имущества с места хранения для дальнейшего распоряжения.

Доказательством отправки вышеуказанного уведомления и писем служат уведомления о вручении заказных писем.

В соответствии с п. 2.4 Соглашения, срок принятия имущества уполномоченным лицом ТУ Росимущества в МО исчисляется с даты получения последним от таможенного органа оригинала уведомления и не может превышать 30 (тридцати) рабочих дней. Однако в нарушение установленных сроков ТУ Росимущества в МО письменно не проинформировало Московскую таможню об уполномоченном лице, которому предоставлено право принимать имущество и подписывать акты приема-передачи.

Московской таможней неоднократно направлялись обращения в ТУ Росимущества в МО с просьбой в кратчайшие сроки сообщить о готовности принятия товаров, обращенных в государственную собственность, а также проводились рабочие совещания, где обсуждались вопросы о длительных сроках хранения государственного имуществ (свыше 3-х месяцев с момента получения уведомления).

Таким образом, досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный п. 5 ст. 4 АПК РФ, соблюден.

Товары, обращенные судом в собственность Российской Федерации не были приняты ТУ Росимущества в Московской области в установленном законодательством порядке и продолжают до настоящего времени храниться на складе временного хранения, вследствие чего складские помещения в регионе деятельности Московской таможни используются в отсутствие правовых оснований для безвозмездного хранения товара, обращенного в собственность Российской Федерации. Такое необоснованное хранение товаров затрудняет деятельность склада временного хранения, что также может повлечь убытки для бюджета Российской Федерации и создает бюджетные риски.

Доказательств иного суду не представлено.

Суд отмечает, что такое необоснованное хранение товаров затрудняет деятельность склада временного хранения, что также может повлечь убытки для бюджета Российской Федерации и создает бюджетные риски.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заинтересованным лицом допущено бездействие, не соответствующее нормам действующего законодательства.

Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.

Заинтересованное лицо каких-либо доказательств, опровергающих вышеуказанные доводы заявителя, суду не представило, в то время как бремя доказывания по настоящему делу в силу п. 5 ст.200 АПК РФ возлагается на него. Отзыв не представлен.

Согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом положений п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, суд определением от 22.07.2021 предлагал заинтересованному лицу представить подробный письменный отзыв в порядке ч. 1 ст.65, ст. 131 АПК РФ с документальным и нормативным обоснованием, вместе с тем определения суда заинтересованным лицом не были исполнены.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое в рамках настоящего дела бездействие ТУ Росимущества в Московской области, является незаконным и нарушает права и законные интересы Московской таможни.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными, таким образом, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В целях устранения нарушения прав и законных интересов заявителя, суд обязывает Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке, принять от Московской таможни по уведомлению от 13.01.2021 № 26-13/00279 (повторно 12.03.2021 № 26-13/4252) товаров, признанных Останкинским районным судом города Москвы от 09.07.2020 по делу № 2-1816/2020 и находящиеся на складе Центральной базовой таможни по адресу: Москва, ул. Новодмитровская, д.4, стр.1.

Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 4, 51, 64-68, 71, 75, 81, 110, 123, 137, 156, 166-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

            Признать незаконным бездействие Территориального управления Росимущества в Московской области, выразившееся в непринятии товара по уведомлению Московской таможни от 13.01.2021 № 26-13/00279 (повторно 12.03.2021 № 26-13/4252) товаров, признанных Останкинским районным судом города Москвы от 09.07.2020 по делу № 2-1816/2020 бесхозяйными и обращенных в собственность Российской Федерации.

Обязать Территориальное управление Росимущества в Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке, принять от Московской таможни по уведомлению от 13.01.2021 № 26-13/00279 (повторно 12.03.2021 № 26-13/4252) товаров, признанных Останкинским районным судом города Москвы от 09.07.2020 по делу № 2-1816/2020 и находящиеся на складе Центральной базовой таможни по адресу: Москва, ул. Новодмитровская, д.4, стр.1.

Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

С.О. Ласкина