ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-152524/2021-121-837 от 12.10.2021 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-152524/21 -121-837

Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2021 года     

Полный текст решения изготовлен 19 октября 2021 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

председательствующего - судьи Е. А. Аксёновой

при ведении протокола с/з секретарем с/з – И.М. Березовским

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления Росреестра по г. Москве (ОГРН: 1097746680822, ИНН: 7726639745, дата регистрации: 03.11.2009, 115191, Москва город, улица Тульская Б., 15)

к Арбитражному управляющему Палину Д.А.

о привлечении к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении от 01.07.2021 № 2257721

В судебное заседание явились:

от заявителя: Абдулкаюмов И.Н. (по дов. от 29.12.2020 № Д-63/2020, паспорт),

от ответчика: Палин Д.А. (паспорт),

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по г. Москве) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Палина Д.А. к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 01.07.2021 № 2257721 в связи с ненадлежащем исполнением им обязанностей арбитражного  управляющего.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.

Арбитражный управляющий возражал против удовлетворения заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, выслушав позицию представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные суду доказательства, судом признаются заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда города Москвы от 01.04.2019 по делу № А40-307183/2018-66-364 в отношении Потановой Р.Н. введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Палин Дмитрий Александрович.

Согласно п. 1 ст. 213.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Федеральный закон о банкротстве) отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные гл. X, регулируются гл. I - III. 1, VII, VIII, параграфом 7 гл. IX и параграфом 2 гл. XI Федерального закона о банкротстве.

В соответствии с п. 2 ст. 143 Федеральный закон о банкротстве в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2019 по делу № А40-307183/2018-66-364 (резолютивная часть объявлена 01.07.2019) требования ИФНС России № 16 по г. Москве включены в размере 9 132,63 рублей основного долга в третью очередь удовлетворения реестра требований кредиторов гражданина Потановой Р.Н., в размере 2 685,15 рублей пеней - в третью очередь отдельно с удовлетворением после погашения основной задолженности и причитающихся процентов.

Вместе с этим, в соответствии отчета финансового управляющего Потановой Р.Н. о своей деятельности и о результатах проведения процедуры реализации имущества от 02.11.2020 в разделе сведений о размере требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов отсутствуют сведения о размере требований ИФНС России № 16 по г. Москве.

Таким образом, в нарушение п. 2 ст. 143 Федерального закона о банкротстве арбитражный управляющий Палин Дмитрий Александрович не указал в отчете о своей деятельности от 02.11.2020 сведения о размере требований ИФНС России № 16 по г. Москве.

В соответствии с п. 1 ст. 213.7 Федерального закона о банкротстве в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения о проведении торгов по продаже имущества гражданина и результатах проведения торгов.

Согласно п. 1 ст. 213.1 Федерального закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные гл. X, регулируются гл. I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 гл. IX и параграфом 2 гл. XI Федерального закона о банкротстве.

В соответствии с п. 8 ст. 110 Федерального закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, внешнего управляющего.

Срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.

В соответствии с сообщением ЕФРСБ от 14.08.2019 № 4062565 арбитражный управляющий Палин Дмитрий Александрович установил окончательный срок для представления заявок на участие в торгах 15.09.2019, что соответствует двадцати двум рабочим дням.

В соответствии с сообщением ЕФРСБ от 19.09.2019 № 4183006 арбитражный управляющий Палин Дмитрий Александрович установил окончательный срок для представления заявок на участие в торгах 20.10.2019, что соответствует двадцати одному рабочему дню.

Таким образом, в нарушение п. 8 ст. 110 Федерального закона о банкротстве арбитражный управляющий Палин Дмитрий Александрович установил срок для представления заявок на участие в торгах менее двадцати пяти рабочих дней.

В соответствии с п. 1 ст. 213.7 Федерального закона о банкротстве в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения о проведении торгов по продаже имущества гражданина и результатах проведения торгов.

Согласно абз. 10 п. 15 ст. 110 Федерального закона о банкротстве в случае, если торги признаны состоявшимися, в этом информационном сообщении должны быть указаны сведения о победителе торгов, в том числе сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности победителя торгов по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале победителя торгов внешнего управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий, а также сведения о предложенной победителем цене предприятия.

Арбитражным управляющим Палиным Дмитрием Александровичем включено сообщение ЕФРСБ от 23.01.2020 № 4616695 о результатах торгов, в соответствии с которым определены победители. Однако, данное сообщение не содержит сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности победителя торгов по отношению к должнику, а также сведения об участии в капитале победителя торгов внешнего управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

Таким образом, в нарушение абз. 11 п. 15 ст. 110 Федерального закона о банкротстве арбитражный управляющий Палии Дмитрий Александрович не включил в сообщение ЕФРСБ от 23.01.2020 № 4616695 о результатах торгов сведения, предусмотренные абз. 11 п. 15 ст. 110 Федерального закона о банкротстве.

Согласно п. 2 ст. 213.7 Федерального закона о банкротстве в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения, в том числе о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства.

В соответствии с п. 3 ст. 213.7 Федерального закона о банкротстве порядок включения сведений, указанных в п. 2 ст. 213.7 в ЕФРСБ, устанавливается регулирующим органом.

На основании п. 3.1 Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в ЕФРСБ, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.04.2013 № 178 установлено, что в случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

В соответствии с сообщением в ЕФРСБ от 22.06.2021 № 6869976 заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства Потановой Р.Н. составлено 02.11.2020.

Следовательно, арбитражный управляющий Палин Дмитрий Александрович обязан включить в ЕФРСБ сообщение, содержащее сведения о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства Потановой Р.Н. не позднее 06.11.2020.

Однако, сообщение в ЕФРСБ № 6869976, содержащее сведения о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства Потановой Р.Н., включено арбитражным управляющим Папиным Дмитрием Александровичем только 22.06.2021.

Таким образом, арбитражный п. 2 ст. 213.7 Федерального закона о банкротстве, п. 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178 арбитражный управляющий Палин Дмитрий Александрович несвоевременно включил в ЕФРСБ сообщение от 22.06.2021 № 6869976 о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства Потановой Р.Н.

В соответствии с п. 2.1 ст. 213.7 Федерального закона о банкротстве не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, финансовый управляющий включает в ЕФРСБ сообщение о результатах проведения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина (отчет). Такое сообщение должно содержать, в том числе выводы о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.

В соответствии с сообщением в ЕФРСБ от 02.12.2020 № 5834777 арбитражным управляющим Палиным Дмитрием Александровичем приложен отчет финансового управляющего Потановой Р.Н. о своей деятельности и о результатах проведения процедуры реализации имущества от 02.11.2020.

Однако, в сообщении ЕФРСБ от 02.12.2020 № 5834777, а также отчете финансового управляющего Потановой Р.Н. о своей деятельности и о результатах проведения процедуры реализации имущества от 02.11.2020 отсутствуют сведения о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.

Таким образом, в нарушение п. 2.1 ст. 213.7 Федерального закона о банкротстве арбитражный управляющий Палин Дмитрий Александрович не включил в сообщение в ЕФРСБ от 02.12.2020 № 5834777 а также отчете о своей деятельности сведения о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства Потановой Р.Н.

На основании выявленных нарушений ведущим специалистом-экспертом отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в отношении арбитражного управляющего Палина Дмитрия Александровича составлен протокол от 01.07.2021 № 2257721 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ.

Данный протокол составлен в присутствии Палина Д.А. при наличии сведений об извещении надлежащим образом Палина Д.А. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.  

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен  уполномоченным лицом с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, судом не установлено.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Вместе с тем, в ходе судебного заседания заявителем заявлено устное ходатайство о переквалификации административного правонарушения с части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ на часть 3 ст. 14.13 КоАП РФ, в связи с отсутствием повторного совершения арбитражным управляющим Палиным Д.А. однородного административного правонарушения и отсутствия отягчающего административную ответственность обстоятельства.

Ответчик не возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.

В части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 указанной статьи, которое влечет дисквалификацию должностных лиц, то есть квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, является повторность.

Соответственно, при решении вопроса о квалификации действий лица по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ необходимо руководствоваться определением повторности, которое дано в пункте 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ.

Согласно указанной норме повторным совершением административного правонарушения признается совершение административного нарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, положения части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ необходимо рассматривать во взаимосвязи с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 и статьей 4.6 КоАП РФ. С учетом изложенного квалификации по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ подлежат действия, совершенные в период, когда лицо считалось подвергнутым административному наказанию по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено следующее.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В рассматриваемой ситуации переквалификация действий арбитражного управляющего Палина Д.А. согласуется с приведенными разъяснениями, санкция части 3 предусматривает менее строгую меру ответственности, чем санкция части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, переквалификация выявленного правонарушения не ухудшит положение ответчика.

При таких обстоятельствах, учитывая, что состав правонарушения, выразившегося в ненадлежащем выполнении арбитражным управляющим возложенных на него законодательством о банкротстве обязанностей, подтверждается материалами дела, допущенное ответчиком деяние подлежит переквалификации с части 3.1 на часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, подлежит рассмотрению в арбитражном суде в соответствии с ч. 1, абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ.

В силу п. 1 ст. 24 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий в своей деятельности обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 20.3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Судом установлено, что своими действиями (бездействием) арбитражный управляющий Палин Дмитрий Александрович совершил правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.

Определяя меру административного наказания, суд принимает во внимание следующее.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Суд, исследовав материалы дела, с учетом отсутствия в деле обстоятельств, отягчающих административную ответственность, положений ст. 3.4 КоАП РФ считает возможным назначить арбитражному управляющему административное наказание в пределах санкции, установленной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде предупреждения.

На основании изложенного, требования заявителя о привлечении арбитражного управляющего Палина Д.А. к административной ответственности подлежат удовлетворению.

 Руководствуясь ст. 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Привлечь арбитражного управляющего Палина Дмитрия Александровича к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в десятидневный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

В соответствии с ч.4.2 ст.206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья:

Е.А. Аксенова