ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-155975/17-68-838 от 16.01.2018 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва                                                                         Дело № А40-155975/17-68-838

Резолютивная часть решения объявлена января 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 08 февраля 2018 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Судьи Абрамова Е.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тузовой В. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства обороны Российский Федерации (ИНН <***>, 11916, <...>)

к АО «31 ГПИСС» (11921, <...>)

3-и лица АО "Атомэнерго" ФКП УЗКС

о взыскании денежных средств,

при участии:

от истца: ФИО1. по доверенности № 212/1/226 от 16.10.2017, удостоверение.

от ответчика: ФИО2, по доверенности  №б/н от 09.01.2017, паспорт, 

от третьего лица: ФИО3, по доверенности №170545-01 от 15.09.2017г., паспорт.

от ФКП УЗКС представитель не явился, извещен.

УСТАНОВИЛ:

Министерства обороны Российский Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованиями к АО «31 ГПИСС» о взыскании неустойки по государственному контракту  от 21.11.2013 № ДГЗ-П-19/12 в сумме 112.853.359 руб. 08 коп.

В качестве третьих лиц, не заявивших самостоятельных требований относительно предмета спора  привлечены АО "Атомэнерго", ФКП УЗКС.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме  и просил удовлетворить.

В судебном заседании представители ответчика и третьего лица возражали против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве, привели контррасчет штрафных санкций.

Представитель ФКП УЗКС в судебное заседание не явился, извещен в соответствии с ст. 123 АПК РФ, в связи с чем, суд рассмотрел дело в его отсутствие на основании ст. 156 АПК РФ

Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, оценив их в соответствии со ст. 71 АПК РФ, заслушав представителей сторон, суд пришёл к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (истец, государственный заказчик) и АО «31 Государственный — проектный институт специального строительства» (ответчик, генпроектировщик, исполнитель) заключен государственный контракт от 21.11.2013 № ДГЗ-П-19/12 на разработку проектной документации и рабочей документации на реконструкцию объектов базы ГСМ ТОФ и причала № 61 г. Владивосток, Приморский край, в/г №13 (шифр объекта: П-19/12).

Согласно п. 2.1. контракта государственный заказчик осуществляет финансирование, оказывает необходимое содействие генпроектировщику и контролирует выполнение работ, а генпроектировщик выполняет работы по обследованию, обмерам и инженерным изысканиям для подготовки Проектной и Рабочей документации, разработку Проектной и Рабочей документации для реконструкции Объекта в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 16 Контракта, другими исходными данными.

Сроки (этапы) выполнения работ регулируются разделом 3 настоящего Контракта.

Контрактом предусмотрены следующие сроки окончания этапов работ:

- обмерные и обследовательские работы - 29 августа 2014 г.

- работы по инженерным изысканиям - 29 сентября 2014.Г.

- разработка проектной документации - 30 января 2015 г.

-получение положительного заключения государственной экспертизы -16 марта 2015 г.

-разработка рабочей документации - 29 мая 2015 г.

Разделом 4 Контракта установлена его цена, которая согласно п. 4.1 Контракта составляет 477 669 327 рублей 59 копеек.

Порядок расчетов предусмотрен разделом 5 Контракта.

Согласно п. 9.1. Контракта  не позднее, чем за 3 рабочих дня до сдачи какого-либо установленного Контрактом  Этапа работ Генпроектировщик письменно уведомляет  Заказчика  о готовности к его сдаче.

В соответствии с п. 9.2 заказчик, получивший от Генпроектировщика документацию, в срок не позднее 3 рабочих дней с момента  получения приступает к приемке Работ. Акт о приемке выполненных работ Этапа "Проектная документация" подписывается после получения  положительного заключения экспертизы Проектной документации. Акты о приемке выполненных работ подписываются при условии предоставления Генпроектировщиком исполнительной сметы, подтверждающей фактически выполненные работы.

В силу  п. 9.3 Заказчик в течение 5 рабочих дней со дня получения результата Работ проверяет  комплектность Документации, и е соответствие условиям Контракта, в том числе разделу 16 Контракта, и иными Исходными данными.

Пунктом 9.6. Контракта установлено, что по завершении Генпроектировщиком работ по Контракту в полном объеме, при отсутствии замечаний по объемам и качеству выполненных Генпроектировщиком работ, получении положительного заключения Государственной экспертизы по проектной документации, Государственный заказчик подписывает Итоговый акт приемки выполненных работ.

Исходя из п. 10.4 Контракта  за невыполнение обязательств по срокам выполнения работ, установленных Контрактом, Генпроектировщик уплачивает Государственному заказчику неустойку в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта за каждый день просрочки до фактической передачи Заказчику  работ, установленных контрактом.

Пунктом 15.3 Контракта предусмотрено, что Генпроектировщик  получает, продлевает  и закрывает разрешение на право  производства работ выполняемых на объекте, уплачивая при этом все необходимые платежи. Ответственность за просрочку получения, продления разрешения, включая штрафы, несет Генпроектировщик.

В соответствии с п. 3.3. Контракта, дата подписания Итогового акта приемки выполненных работ - 15.06.2015.

Итоговый акт  приемки выполненных работ  подписан  17.02.2017.

В связи с нарушением Генпроектировщиком предусмотренных разделом №3 Контракта этапов истцом была начислена неустойка по каждому этапу работ на общую сумму 112 853 359,08 руб. При этом, рассчитывая неустойку, истец исходил от начала этапа до следующего этапа и так далее.  

В соответствии с п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

В силу п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Неустойка как способ обеспечения обязательства должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором.

   Начисление неустойки на общую сумму государственного контракта без учета надлежащего исполнения части работ противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому, следовательно, причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательство, но и за те работы, которые были выполнены надлежащим образом. Между тем превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции.

  При наличии в договоре промежуточных сроков выполнения работ применение мер ответственности без учета исполнения подрядчиком своих обязательств по договору противоречит статье 330 Гражданского кодекса РФ.

  Указанная позиция соответствует судебной практике по данному вопросу, которая нашла свое отражение в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2014 г. N 5467/14.

 Так, из представленного истцом в исковом заявлении расчета размера неустойки следует, что период просрочки исполнения ответчиком обязательств рассчитан с 30.08.2014 по 15.06.2015.

  В то же время, итоговым актом приемки выполненных работ от 17.02.2017 определена стоимость каждого этапа работ по контракту.

В соответствии с п. 9.2 заказчик, получивший от Генпроектировщика документацию, в срок не позднее 3 рабочих дней с момента  получения приступает к приемке Работ. Акт о приемке выполненных работ Этапа "Проектная документация" подписывается после получения  положительного заключения экспертизы Проектной документации. Акты о приемке выполненных работ подписываются при условии предоставления Генпроектировщиком исполнительной сметы, подтверждающей фактически выполненные работы.

Между тем, условиями контракта на ответчика не возлагается обязанность по прохождению экспертизы и получению соответствующего заключения (раздел 8 Контракта «Права и обязанности Генподрядчика»), указанные мероприятия осуществляются Заказчиком (ФКП «УЗКС МО РФ»), в свою очередь на ответчика возложена ответственность за несвоевременное исполнение третьим лицом своих обязательств по Контракту, т.е. ответчик несет ответственность за наступление обстоятельства, которое не зависит от его воли.

  Так, и из итогового акта следует, что получение положительного заключения экспертизы получено 10.11.2016, до окончания работ по разработке проектной и рабочей документации (18.11.2016.). В связи с чем, возложения на ответчика ответственности за нарушение срока выполнения работ по соответствующим этапам неправомерно.

 Учитывая изложенное, расчет неустойки по контракту правомерно производить по первому этапу с 30.08.2014 по 12.04.2016 от стоимости работ 615.001 руб. 85 коп. (сумма неустойки составит 93.736 руб. 53 коп.), по второму этапу с 30.09.2014 по 12.04.2016 от стоимости работ 29.655.462 руб. 64 коп. (неустойка составит 4.994.968 руб. 42 коп.)

  Неустойка за подписание итогового акта будет равна нулю, так как п. 10.4 контракта установлена ответственность за невыполнение обязательств по срокам выполнения работ. Подписание итогового акта к работам не относится и является лишь основанием для оплаты истцом принятого результата работ.

Таким образом, общая сумма неустойки составит 5.088.704 руб. 95 коп.

При указанных обстоятельствах иск подлежит удовлетворению в указанном размере, в остальной части суд отказывает.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФНа основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 8, 11, 12, 307-310, 330, 702, 711 ГК РФ,  ст.ст. 41, 65, 71, 106, 110, 123, 176, 180 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с АО «31 Государственный проектный институт специального строительства» в пользу  Министерства обороны Российский Федерации неустойку в сумме 5.088.704 (пять миллионов восемьдесят восемь тысяч семьсот четыре) рубля 95 копеек.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с АО «31 Государственный проектный институт специального строительства» в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 48.443 (сорок восемь тысяч четыреста сорок три) рубля 52 копейки.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятом арбитражном апелляционном суде.

Судья                                                                                               Е.А. Абрамова