ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н ИЕ
г.Москва А40- 522/20-113- 1185
17 марта 2021 г.
Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2021 г.
Полный текст решения изготовлен 17 марта 2021 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
председательствующего судьи А.Г.Алексеева
при ведении протокола судебного заседания секретарём Айларовым Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску АО «Воентелеком» к ответчику ООО «ВТК-ИСС»,
об обязании и взыскании 172 709,67 рублей,
при участии:
от истца – ФИО1 по доверенности от 4 марта 2021 г. № 171;
от ответчика – не явился, извещён;
У С Т А Н О В И Л :
Иск заявлен об обязании представить отчётные калькуляции по договорам:
от 5 апреля 2017 г. № 1418187346412412539005687/ВТК-158/17-0465 (далее – Договор 1);
от 22 марта 2017 г. № 1418187346412412539005687/ВТК-158/17-0370 (далее – Договор 2);
от 3 апреля 2017 г. № 1418187346412412539005687/ВТК-158/17-0386 (далее – Договор 3);
заключённым между истцом (заказчик) и ответчиком (исполнитель), а также а также неустойки за просрочку исполнения обязательств по спорным договорам.
Истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска.
Ответчик, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом согласно статье 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Арбитражный процессуальный кодекс), в судебное заседание не прибыл, представил отзыв на исковое заявление.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, Договор 1 заключён на выполнение работ по проведению обследования и разработку технических решений.
Работы по Договору 1 выполнялись в целях исполнения государственного оборонного заказа в рамках исполнения государственного контракта от 27 февраля 2014 г. № 1418187346412412539005687 (далее – Контракт), заключенного между АО «Воентелеком» и Минобороны России (пункт 1.2 Договора 1).
Сроки выполнения работ определены сторонами в Календарном плане выполнения работ (приложение № 3 к Договору 1) - 26.06.2017.
Согласно пункту 3.1 Договора 1 цена Договора - стоимость работ, подлежащая оплате, определяется на основании расчета стоимости работ (приложение № 2 к Договору 1) и не может превышать сумму 836 472,7 рублей.
Пунктом 2.1.6 Договора 1 предусмотрено, что исполнитель обязан в течение 30-ти рабочих дней после завершения работ по Договору, предоставить заказчику отчетную калькуляцию затрат, сформированную в соответствии с требованиями приказа Минпромэнерго России от 20.08.2006 № 200, по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 18.04.2008 № 118.
Работы по Договору 1 были завершены 5.10.2017, что подтверждается подписанным сторонами Договора актом сдачи-приемки выполненных работ, следовательно, в срок до 16.11.2017 исполнитель должен был предоставить отчетную калькуляцию затрат.
По факту отчетная калькуляция была предоставлена исполнителем только 4.04.2018 по вх. № 4493 (исх. от 2.04.2018 № 233).
В адрес исполнителя на вх. № 233 от 2.04.2018 заказчик направил письмо от 17.04.2018 исх. № 020-01/6668 с перечнем замечаний к предоставленной отчетной калькуляции и необходимости корректировки документов с повторным предоставлением в адрес заказчика.
Согласно доводам истца, исполнитель не выполнил обязательства перед заказчиком по предоставлению исправленной отчетной калькуляции затрат.
Договор 2 заключён на выполнение работ по проведению обследования и разработку технических решений.
Работы по Договору 2 выполнялись в целях исполнения государственного оборонного заказа в рамках исполнения Контракта (пункт 1.2. Договора 2).
Сроки выполнения работ определены сторонами в Календарном плане выполнения работ (приложение № 3 к Договору 2) - 24.07.2017.
Согласно пункту 3.1 Договора 2 цена Договора - стоимость работ, подлежащая оплате, определяется на основании расчета стоимости работ (приложение № 2 к Договору 2) и не может превышать сумму 394 020,92 рублей (в редакции п. 1.1 Дополнительного соглашения № 1 к Договору 2).
Пунктом 2.1.6. Договора 2 предусмотрено, что исполнитель обязан в течение 30-ти рабочих дней после завершения работ по Договору, предоставить заказчику отчетную калькуляцию затрат, сформированную в соответствии с требованиями приказа Минпромэнерго России от 20.08.2006 № 200, по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 18.04.2008 №118.
Работы по Договору 2 были завершены 21.07.2017, что подтверждается подписанным сторонами договора актом сдачи-приемки выполненных работ, следовательно, в срок до 1.09.2017 исполнитель должен был предоставить отчетную калькуляцию затрат.
По факту отчетная калькуляция была предоставлена только 4.04.2018 по вх. № 4493 (исх. № 233 от 02.04.2018).
В адрес исполнителя на вх. № 233 от 2.04.2018 заказчик направил письмо от 17.04.2018 исх. № 020-01/6668 с перечнем замечаний к предоставленной отчетной калькуляции и необходимости корректировки документов с повторным предоставлением в адрес заказчика.
Согласно доводам истца, исполнитель не выполнил обязательства перед заказчиком по предоставлению исправленной отчетной калькуляции затрат.
Договор 3 заключён на выполнение работ по проведению обследования и разработку технических решений.
Работы по Договору 3 выполнялись в целях исполнения государственного оборонного заказа в рамках исполнения Контракта (пункт 1.2. Договора 3).
Сроки выполнения работ определены сторонами в Календарном плане выполнения работ (приложение № 3 к Договору 3) - 30.06.2017.
Согласно пункту 3.1 Договора 3 цена Договора - стоимость работ, подлежащая оплате, определяется на основании расчета стоимости работ (приложение № 2 к Договору 3) и не может превышать сумму 496 603,08 рублей.
Пунктом 2.1.6 Договора 3 предусмотрено, что исполнитель обязан в течение 30-ти рабочих дней после завершения работ по Договору, предоставить заказчику отчетную калькуляцию затрат, сформированную в соответствии с требованиями приказа Минпромэнерго России от 20.08.2006 № 200, по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 18.04.2008 № 118.
Работы по Договору 3 были завершены 28.12.2017, что подтверждается подписанным сторонами Договора актом сдачи-приемки выполненных работ, следовательно, в срок до 16.02.2018 исполнитель должен был предоставить отчетную калькуляцию затрат.
По факту отчетная калькуляция была предоставлена только 4.04.2018 вх. № 4493 (исх. № 233 от 02.04.2018).
В адрес исполнителя на вх. № 233 от 2.04.2018 заказчик направил письмо от 17.04.2018 исх. № 020-01/6668 с перечнем замечаний к предоставленной отчетной калькуляции и необходимости корректировки документов с повторным предоставлением в адрес заказчика.
Согласно доводам истца, исполнитель не выполнил обязательства перед заказчиком по предоставлению исправленной отчетной калькуляции затрат.
Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Федеральный закон 275-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона 275-ФЗ государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Государственный контракт по государственному оборонному заказу заключается государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривает обязательства сторон, их ответственность (п. 6 ст. 3 Федерального закона 275-ФЗ).
В силу п. 7 ст. 3 Федерального закона 275-ФЗ контракт – договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий в том числе обязательства сторон и их ответственность.
Исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем (п. 4 ст. 3 Федерального закона 275-ФЗ).
Таким образом, договоры, заключенные между АО «Воентелеком» (головной исполнитель) и ООО «ВТК-ИСС» (исполнитель), исходя из предмета и условий являются контрактами для выполнения государственного оборонного заказа.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона 275-ФЗ выделяемые финансовые средства предназначаются только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих затрат. К оплате по государственному оборонному заказу принимаются только документально подтвержденные затраты (ст. 10 Федерального закона № 275-ФЗ).
С учетом требований Федерального закона № 275-ФЗ денежные средства на оплату оборонной продукции выделяются только после проверки затрат, понесенных исполнителями, так как все исполнители государственного оборонного заказа обязаны отчитываться перед стоящими выше его по цепочке контрагентом о целевом расходовании выделенных бюджетных средств.
Пункт 16 ч. 2 ст. 8 Федерального закона 275-ФЗ устанавливает для исполнителя обязанность вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту; п. 17 ч. 2 ст. 8 Федерального закона 275-ФЗ устанавливает для исполнителя (по запросу головного исполнителя) обязанность по предоставлению информации о затратах по исполненным контрактам.
По договорам исполнитель обязан обеспечить раздельный учет затрат, связанных с их исполнением, в соответствии с Правилами ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 47 (пункты 2.1.5 Договоров).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 47 утверждены Правила ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (в редакции от 14.03.2002) (далее – Правила ведения раздельного учета).
Согласно пункту 1 Правил ведения раздельного учета организация, выполняющая государственный оборонный заказ, а также организация, участвующая в поставках продукции по государственному оборонному заказу
(исполнитель, участник кооперации) осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому государственному контракту, контракту. Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта.
Первичная учетная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется на предусмотренные в государственном оборонном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу (далее именуется -продукция) (абзац 2 п. 1 Правил ведения раздельного учета).
Согласно п. 3 Правил ведения раздельного учета фактические расходы, отнесенные на исполнение контракта, при подготовке отчета группируются в следующем порядке:
прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по контракту продукции;
накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) по обеспечению процесса производства включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта, и иную продукцию, выпускаемую организацией. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту. Прямые затраты и накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) формируют производственную себестоимость продукции.
Финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой всех расходов, исчисленных согласно пункту 3 настоящих Правил (п. 4 Правил ведения раздельного учета).
Ответчиком в адрес истца не предоставлены отчетные калькуляции затрат по спорным договорам, сформированные в соответствии с требованиями приказа Минпромэнерго России от 20.08.2006 № 200, по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 18.04.2008 № 118, с приложением к каждой отчетной калькуляции документации, заверенной уполномоченным представителем ООО «ВТК-ИСС» и печатью организации.
Основанием требования о предоставлении документов о фактических затратах являются:
- постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998
- требования п. 17 части 2 статьи 8 Федерального закона 275-ФЗ;
- требования части 3 статьи 8 Федерального закона 275-ФЗ.
В состав требуемой к предоставлению документации вошли следующие документы, представляемые истцом госзаказчику (Минобороны России):
копия заключения военного представительства Минобороны России, закрепленного за организацией, о цене единицы продукции (изделия, видам продукции, работ, услуг) - при наличии,
пояснительная записка, где приводится описание методов калькулирования, формирования фактических затрат по каждой из статей затрат, приведенной в отчетной калькуляции.
Копия учетной политики организации и приказа о введении ее в действие представляется для проверки на соответствие принятой в организации методики исчисления косвенных затрат требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 47.
Карточка фактических затрат по калькуляционным статьям затрат и оборотно-сальдовые ведомости счетов бухгалтерского учета, на которых аккумулированы затраты по договору, включаемые в отчетную калькуляцию представляются в качестве подтверждения ведения исполнителем раздельного учета затрат (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 47, приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200).
Отчетная калькуляция по фактическим затратам и расшифровки по статьям затрат заполняются по формам, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 18.04.2008 № 118. Отсутствие прилагаемых к расшифровкам по статьям затрат первичных документов, подтверждающих расходы по статьям калькуляции, не позволяет сделать вывод о целевом расходовании бюджетных средств. Основанием для запроса подтверждающих документов является требование п. 17 части 2 статьи 8 Федерального закона 275-ФЗ, согласно которому Исполнитель предоставляет по запросу головного исполнителя информацию о затратах по исполненным контрактам.
Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса).
В целях обеспечения контроля расходования средств государственного оборонного заказа, подтверждения обоснованности и документального подтверждения фактических затрат, получения информации о структуре стоимости выполненных работ, истец включил в тексты договоров требование о предоставлении ответчиком отчетной калькуляции затрат наряду с иными документами об исполнении договорных обязательств.
Указанное требование не противоречит действующему законодательству, более того, направлено на реализацию требований п. 17 части 2 статьи 8 Федерального закона 275-ФЗ.
Поскольку ответчик принял на себя обязательства по Договорам в целях исполнения государственного оборонного заказа, следовательно, он обязан учитывать нормы законодательства, регулирующего сферу государственного оборонного заказа, включая и осуществление раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, и предоставление по запросу головного исполнителя информации о затратах по исполненным Договорам.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В нарушение условий, предусмотренных договорами, исполнитель не выполнил обязательства перед заказчиком по предоставлению исправленных отчетных калькуляций затрат.
На основании пункта 8.4 спорных договоров в случае просрочки исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного договором срока выполнения работ по какому-либо отдельному объекту; срока предоставления результата работ по какому-либо отдельному объекту; срока устранения недостатков результата работ по какому-либо отдельному объекту, установленного в соответствии с договором, заказчик вправе потребовать уплаты по своему усмотрению пени или штрафа в указанных в настоящем пункте размерах, а исполнитель по требованию заказчика обязан оплатить требуемую заказчиком неустойку (штраф или пеню). Пеня начисляется по каждому факту просрочки за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения обязательств. Размер пени устанавливается в размере 0,2% от цены работ, уменьшенной на стоимость фактически выполненных в установленный срок работ, но всего не более 10% от цены договора.
Поскольку ответчик не исполнил обязательства по предоставлению отчетных калькуляций затрат (п. 2.1.6 спорных договоров, истец имеет право взыскать пени в размере 0,2% от цены работ, уменьшенной на стоимость фактически выполненных в установленный срок работ, но всего не более 10% от цены договора (п. 8.4 спорных договоров.
Истцом рассчитана неустойка:
по Договору 1 за период с 16 ноября 2017 г. по 30 апреля 2020 г. в размере 83 647,27 рублей;
по Договору 2 за период с 1 сентября 2017 г. по 30 апреля 2020 г. в размере 39 402,09 рублей;
по Договору 3 за период с 16 февраля 2017 г. по 30 апреля 2020 г. в размере 49 660,31 рублей;
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса).
В соответствии со статьями 8 и 9 Арбитражного процессуального кодекса судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса судебные расходы относятся на сторон пропорционально удовлетворённых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 10, 12. 15, 393, 309, 310, 1082 Гражданского кодекса, статьями 4, 9, 65, 110, 123, 156, 167, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса, суд
Р Е Ш И Л :
1. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Воентелеком-интегрированные системы и сети» (ОГРН <***>) в пользу акционерного общества «Воентелеком» (ОГРН <***>):
неустойку в размере 172 709 (сто семьдесят две тысячи семьсот девять) рублей 67 копеек;
расходы по уплате государственной пошлины в размере 24 181 (двадцать четыре тысячи сто восемьдесят один) рубль.
2. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Воентелеком-интегрированные системы и сети» (ОГРН <***>) представить акционерному обществу «Воентелеком» (ОГРН <***>) отчётные калькуляции по договорам от 5 апреля 2017 г. № 1418187346412412539005687/ВТК-158/17-0465, от 22 марта 2017 г. № 1418187346412412539005687/ВТК-158/17-0370, от 3 апреля 2017 г. № 1418187346412412539005687/ВТК-158/17-0386 в составе:
2.1. Копия Учетной политики и приказа о введении ее в действие.
2.2. Карточка фактических затрат по калькуляционным статьям затрат (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 47, приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23 августа 2006 г. № 200).
2.3. Отчетная калькуляция по фактическим затратам с расшифровками по статьям затрат, в том числе:
2.3.1. по статье «Затраты на материалы» - заверенные копии: договоров с приложениями, дополнительных соглашений к договорам, товарных накладных, счетов-фактур, актов и иных первичных учетных документов, подтверждающих понесенные затраты;
2.3.2. по статье «Специальные затраты» - заверенные копии: договоров с приложениями, дополнительных соглашений к договорам, товарных накладных, счетов-фактур, актов и иных первичных учетных документов, подтверждающих понесенные затраты;
2.3.3. по статье «Основная заработная плата» - расшифровку по статье с указанием фактических видов работ, должностей работников, количества задействованных работников, количества отработанного времени, с приложениями копий табелей учета рабочего времени и иные первичные учетные документы, подтверждающие понесенные затраты;
2.3.4. по статье «Отчисления на социальные нужды» - копии уведомлений о размерах страховых взносов;
2.3.5. по статьям «Общепроизводственные затраты» и «Общехозяйственные затраты»: оборотно-сальдовые ведомости бухгалтерских счетов, на которых аккумулированы общепроизводственные и общехозяйственные затраты за отчетный период по договору, а также пояснительная записка, в которой описывается метод отнесения части общехозяйственных и общепроизводственных затрат на договор и сам расчет части общехозяйственных и общепроизводственных затрат, относимых на договор;
2.3.6. по статье «Прочие производственные затраты», в части командировочных расходов - заверенную копию положения (иного документа), регламентирующего «командировочные расходы, также: расшифровку по статье с указанием ФИО сотрудника, направления, длительности командировки, размера суточных, фактической стоимости проживания и проезда, заверенные копии авансовых отчетов с приложениями копий: приказов о направлении в служебную командировку сотрудников, участвующих в работе, командировочных удостоверений (в случае наличия), служебных заданий, проездных документов, квитанций об оплате жилья и иных первичных учетных документов, подтверждающих понесенные затраты;
2.3.7. по статье «Прочие производственные затраты», кроме командировочных расходов - заверенные копии первичных бухгалтерских и других отчетных документов, подтверждающих затраты организации по данной статье затрат;
2.3.8. по статье «Внепроизводственные затраты» - заверенные копии первичных бухгалтерских и других отчетных документов, подтверждающих затраты организации по данной статье затрат;
2.4. расшифровка прибыли в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465 (норма прибыли принята в размере 1% от затрат сторонних организаций и 20% - от собственных).
2.5 копию заключения военного представительства Минобороны России, закрепленного за организацией, о цене единицы продукции (изделия, видам продукции, работ, услуг) - при наличии.
2.6. оборотно-сальдовые ведомости счетов бухгалтерского учета, на которых аккумулированы затраты по договору, включаемые в отчетную калькуляцию.
2.7. пояснительная записка, где приводится описание методов калькуляции формирования фактических затрат по каждой из статей затрат, приведенной в отчетной калькуляции.
3. Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.