ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-157833/12 от 18.02.2013 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва Дело № А40-157833/2012

20 марта 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2013 г.

Решение изготовлено в полном объеме 20 марта 2013 г.

Арбитражный суд города Москвы

в составе: судьи Поляковой А.Б. (единолично, 17-1574)

при ведении протокола секретарем Костоевой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ООО «Б.К. Накат»

к заинтересованному лицу – Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

о признании незаконным и отмене постановления от 07.11.12 № 1502-222/1/2012 о привлечении к административной ответственности,

с участием: от заявителя – ФИО1 по доверенности от 30.01.2013 паспорт

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 19.11.2012 № 05-08-4270/12, паспорт

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Б.К. Накат» (далее – ООО «Б.К. Накат», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее – Департамент Росприроднадзора, административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 1502-222/1/2012 от 07.11.2012.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и уточненном заявлении, поданным в суд 15.02.2013, указав на неверную квалификацию правонарушения, ссылаясь то, что не является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по обращению с отходами, поэтому не может быть признан субъектом вменяемого правонарушения.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании с доводами заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, указав, что факт совершения заявителем вмененного ему административного правонарушения доказан, вина установлена, порядок привлечения к административной ответственности, соблюден, штраф за совершенное заявителем правонарушение применен в пределах санкции, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, а приведенные заявителем обстоятельства не свидетельствует об отсутствии вины общества в совершении административного правонарушения.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, основываясь на следующем.

Отношения в сфере охраны окружающей среды регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7 «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды).

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Статьей 51 Закона об охране окружающей среды установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья устанавливаются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (ч. 1 ст. 19 Закона об отходах)

Приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 г. № 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами устанавливающий требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Пунктом 1 ст. 22 Закона об отходах предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Действия, связанные с несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, с учетом положений приведенных нормативных правовых актов суд находит довод заявителя о неправильной квалификации вмененного обществу правонарушения несостоятельным.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч. 6, 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Как следует из материалов дела, с 04 сентября 2012 года по 01 октября 2012 года, согласно распоряжению заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 05.07.2012 г. № 1504-222/2012, государственным инспектором города Москвы по охране природы ФИО3 осуществлена проверка общества с ограниченной ответственностью «Б.К. Накат» по адресу: Москва, г. Зеленоград, корпус 617 а.

В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Б.К. Накат» занимает помещения общей площадью 1002,2 кв.м, согласно договору аренды нежилого помещения от 17.02.2005 № 10-00034/05 для организации предприятия общественного питания (кафе, бильярдный клуб). Кроме того, ООО «Б.К.Накат» производит и реализует кулинарные изделия. Согласно письму от 06.09.2012 № 06/09-12 арендуемые ООО «Б.К.Накат» помещения в субаренду не сдаются.

Проведенной проверкой выявлено, что в результате хозяйственной деятельности ООО «Б.К. Накат» образуются отходы I-V класса опасности, а именно: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (I класс опасности), мусор от уборки бытовых помещений (IV класс опасности), отработанное растительное масло и жиры (IV класс опасности), пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания (V класс опасности), что подтверждается сделанными в ходе проведения проверки фотоматериалами, а также представленными договорами на вывоз отходов, платежными поручениями на оплату выполненных работ по заключенным договорам.

Таким образом, административным органом установлено, что ООО «Б.К.Накат» осуществляет деятельность по образованию и накоплению отходов производства и потребления.

Временное накопление отходов, образующихся от деятельности общества, производится в специально оборудованной таре и отведенных для этих целей местах.

В ходе проверки установлено, что в нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления ООО «Б.К.Накат» осуществляя деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, не ведет учет образовавшихся, использованных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (I класс опасности), мусор от уборки бытовых помещений (IV класс опасности), отработанное растительное масло и жиры (IV класс опасности), пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания (V класс опасности).

Также, заявитель, являясь субъектом малого предпринимательства не направило в установленный законом срок в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Департамент Росприроднадзора по ЦФО) отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2011 год;- не разработало в установленном порядке паспорта на опасные отходы I-IV класса опасности, образующиеся в процессе деятельности организации (I класс опасности - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные; IV класс опасности - мусор от уборки бытовых помещений, отработанное растительное масло и жиры).

По результатам проверки составлен акт проверки по соблюдению требований природоохранного законодательства от 01.10.2012 № 1502-222/2012.

По факту выявленных нарушений, 22.10.2012 должностным лицом департамента, в присутствии генерального директора общества ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении № 1502-222/1/2012, в котором зафиксированы выявленные нарушения.

Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 07.11.2012 по делу об административном правонарушении № 1502-222/1/2012 ООО «Б.К. Накат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Б.К. Накат» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд исходит из наличия в действиях ООО «Б.К. Накат» состава вменяемого ему административного правонарушения и соблюдении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.

Пунктом 2 постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 № 939- ПП «Об утверждении положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы» установлено, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве. Из п. п. 1.8, 2.8, 3.16, 3.19, 3.21, 3.24.7 и 3.65, Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 19.11.2002 г. № 939-ПП, следует, что государственные инспекторы Департамента природопользования наделены полномочиями привлекать лиц, виновных в нарушениях природоохранного законодательства, к административной ответственности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под обращением с отходами следует понимать деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под накоплением отходов следует понимать временное складирование отходов в местах, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Обращение с отходами представляет собой деятельность по накоплению, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. При этом названные виды деятельности (за исключением накопления отходов) вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию). Соответствующее толкование понятия «обращения с отходами» дано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2012г. №15331/1 1.

В оспариваемом постановлении заявителю вменяется образование и накопление опасных отходов в процессе хозяйственной деятельности, в связи с чем довод общества о том, что он не будучи специализированной организацией, занимающейся обращением с отходами, не может является субъектом вменяемого правонарушения, подлежит отклонению с учетом приведенного разъяснения Президиума ВАС РФ.

В соответствии со ст.ст. 11, 18, 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок ведения учета в области обращения с отходами утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами». В соответствии с п. 5 данного приказа учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуют отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Порядок предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30.

Статьей 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

В соответствии с разъяснениями п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексов, объяснениями представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ст. 26.2 КоАП РФ).

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства того, что обществом принимались меры, направленные на соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, которые позволили бы судить об отсутствии вины привлекаемого к административной ответственности лица, представлены не были.

Факт нарушения ООО «Б.К. Накат» экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего природоохранного законодательства, подтвержден материалами административного дела, а именно: актом проверки от 01.10.2012 г., протоколом об административном правонарушении от 22.10.2012 г., фотоматериалами, договором аренды от 17.02.2005, договорами на транспортное обслуживание от 10.01.2010 г. № ТО/012/12, купли-продажи масла и жиров от 01.08.2012 № 16/32, договором на вывоз ТБО от 03.12.2010 № 216/11 и другими документами.

Таким образом, в действиях ООО «Б.К. Накат» содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.

Вина общества в совершении административного правонарушения установлена.

Заявитель обязан осуществлять свою предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.

В настоящем случае заявитель не принял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок обращения с отходами, не проявил необходимой степени заботливости и осмотрительности при осуществлении своей деятельности.

Процедура привлечения ООО «Б.К. Накат» к административной ответственности соблюдена, что не оспаривается заявителем.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, административный штраф наложен в пределах санкции, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о законности вынесенного в отношении заявителя постановления по делу об административном правонарушении, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Согласно п. 4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании ст. ст. 1.5, 2.1, 2.10, 4.1, 4.5, 8.2, 24.1, 25.1, 25.4, 28.2, 29.10, 30.1 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167- 176, 210-211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей природной среды от 07.11.12 № 1502-222/1/2012 о привлечении ООО «Б.К. Накат» (ОГРН <***>, ИНН <***>, местонахождение: 124489, г. Москва, Зеленоград, корп.617А, н/п2) к административной ответственности на основании ст. 8.2 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ: А. Б. Полякова