ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-158338/17-17-1392 от 22.11.2017 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

27 ноября 2017 г.                                                          Дело № А40-158338/17-17-1392

Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2017 года

Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2017 года

Арбитражный суд города Москвы в составе: судьи  Поляковой А.Б. (единолично)

при ведении протокола секретарем Петросян Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ИП Чистяковой Л.А.  (ОГРНИП 3047606355800281)

к Управлению Минкультуры России по ЦФО (ОГРН 5087746110656, ИНН 7705856731, дата регистрации: 15.09.2008г., адрес: 119017, г. Москва, Лаврушинский пер., д. 17, стр. 1) о признании недействительным и отмене предписания от 27.06.2017

с участием: от заявителя: неявка, извещен, от заинтересованного лица: Шпендрик Я.О. по дов-ти от 20.11.17 № 14

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Чистякова Людмила Алексеевна (далее – Заявитель) обратилась в арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Управления Минкультуры России по ЦФО (далее – Заинтересованное лицо) от 27.06.2017.

Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя заявителя.

Заинтересованное лицо против удовлетворения требований возражало по доводам, изложенным в отзыве, указав на то, что оспариваемое заявителем предписание соответствует закону.

Выслушав представителя заинтересованного лица, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Судом проверено и установлено, что процессуальный срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ на обращение в суд заявителем соблюден.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт. решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из заявления, 27 июня 2017 г. Главным государственным инспектором Управления Минкультуры по ЦФО Красновой Н.В. в отношении ИП Чистяковой Л.А. было вынесено предписание об устранении в срок 5 рабочих дней с момента получения настоящего предписания нарушений требований Приказа Минкультуры России от 17.12.2014 N 2182 "Об утверждении характера использования, ограничений и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Исторический центр города Ярославля на территории объекта культурного наследия федерального значения -достопримечательное место "Исторический центр города Ярославля " (далее- Приказ №2182), а именно - привести в соответствии с требованиями Приказа №2182 вывеску салона обуви «Немецкая обувь К+S», расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Кирова, д. 13,.

Посчитав указанное предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что вывеска была согласована заявителем в установленном законом порядке Главным художником города Ярославля 03.08.1999 г. до принятия Приказа №2182; стиль вывески выдержан в соответствии с лицензионным договором на товарный знак №181190, подписанным Заявителем с Компанией KC-shoes, согласно которому при размещении вывесок над торговыми объектами ИП Чистякова Л.А. обязана использовать логотип фирмы с соблюдением цветовой гаммы - белые буквы на синем фоне.

Также заявитель указывает на невозможность исполнения предписания в 5-дневный срок, как указано в оспариваемом предписании, ссылаясь на необходимость соблюдения процедуры согласования размещения новой вывески.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

Объект культурного наследия достопримечательное место «Исторический центр города Ярославля» (далее - достопримечательное место), к которому относится здание, расположенное по адресу: г. Ярославль, ул. Кирова, д. 13, является объектом культурного наследия федерального значения согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 813-р.

Распоряжением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. № 898-р достопримечательное место включено в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального  значения, полномочия по государственной охране которых осуществляет Минкультуры России.

Границы территории достопримечательного места утверждены приказом департамента культуры Ярославской области от 17 июля 2012 г. № 32 «Об утверждении границ территории объекта культурного наследия федерального значения достопримечательного места «Исторический центр города Ярославля». Предмет охраны достопримечательного места утвержден приказом Минкультуры России от 17 октября 2012 г. № 1108. Этим же приказом достопримечательному месту присвоен регистрационный номер в едином государственном реестре объектов культурного наследия 761230002340006.

Особенности государственной охраны достопримечательных мест регулируются нормативными положениями Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ).

Согласно подпункту 2 части 1 статьи 5.1 Федерального закона N" 73-ФЗ на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды: осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению.

В силу требований пункта 1 статьи 56.4 Федерального закона № 73-ФЗ предметом охраны достопримечательного места являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места.

Согласно пункту 2 статьи 56.4 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места соответствующим органом охраны объектов культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.

Указанные требования утверждены приказом Минкультуры России от 17 декабря 2014 г. N 2182 (зарегистрирован в Минюсте России 16 февраля 2015 г. № 36035) и вступили в силу 1 марта 2015 г.

На основании задания руководителя Управления Минкультуры России по Центральному федеральному округу Н.С. Чернышёва от 5 мая 2017 г. № 18 главным государственным инспектором отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры по ЦФО Красновой Н.В. проведено мероприятие по систематическому наблюдению в отношении достопримечательного места с применением фотофиксации вывесок в границах территории достопримечательного места на соответствие требованиям приказа № 2182.

По результатам проведенного осмотра был составлен акт осмотра от 26.06.2017, копия которого имеется в материалах дела.

Как следует из указанного акта осмотра, в ходе проведения осмотра должностным лицом Управления Министерства культуры РФ по Центральному федеральному округу установлено, что в здании, расположенном по адресу: г. Ярославль, ул. Кирова, д. № 13, на первом этаже расположен салон обуви «К+S». На главном фасаде здания над входом в салон обуви между оконными и дверными проёмами в уровне между первым и вторым этажами расположена фасадная вывеска салона обуви «Немецкая обувь К+S», в виде двух прямоугольных коробов синего цвета с белыми буквами.

Пунктом 2.12 приложения №1 к Приказу Минкультуры России № 2182 допускается размещение на фасадах вывесок из металла, камня, дерева или стекла в виде отдельно стоящих букв и знаков (логотипов) без подложки, с соблюдением композиционных осей фасада, единой горизонтальной оси размещения вывесок на протяжении фасада одного здания.

Согласно сведениям, представленным заинтересованному лицу Комитетом по рекламе Мэрии города Ярославля, владельцем вывески является ИП Чистякова Людмила Алексеевна, ОГРНИП 304760635800281, ИНН 760600228156, ГРН 304760635800281

Таким образом, как было правомерно установлено заинтересованным лицом, вывеска салона обуви «Немецкая обувь К+S» не соответствует требованиям приказа № 2182, а именно: требованиям п. 2.12 Приказа.

Таким образом, действиями ИП Чистяковой Людмилы Алексеевны нарушены требования Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно: - п. 2 ст. 56.4, и.п.1. п. 3 ст. 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» согласно которым в целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.

Постановлением Мэрии г. Ярославля от 12 апреля 2017 г. № 530 «О размещении информационных конструкций на территории города Ярославля» утверждена концепция информационного пространства города Ярославля с учетом требований приказа № 2182. а также утвержден порядок согласования размещения информационных конструкций на территории города Ярославля.

В соответствии с п. 2 Постановления Мэрии г. Ярославля от 12 апреля 2017 г. № 530 «О размещении информационных конструкций на территории юрода Ярославля» владельцы информационных конструкций обязуются обеспечить приведение информационных конструкций в соответствие с Концепцией информационного пространства города Ярославля в границах территории буферной зоны объекта всемирного наследия ЮНЕСКО в срок до 1 июня 2017 г.

Концепция информационного пространства города Ярославля (далее Концепция) определяет типы и виды допустимых к установке на территории города Ярославля информационных конструкций, требования к местам их установки, конструктивном) исполнению и условиям эксплуатации, а также порядок демонтажа информационных конструкций, размещенных с нарушением установленных требований.

Согласно п. 3.1. Концепции информационные конструкции должны соответствовать требованиям действующего законодательства, требованиям Концепции, не нарушать внешний архитектурный облик города и обеспечивать соответствие эстетических характеристик информационных конструкций стилистике объекта, на котором они размещаются, содержаться в чистоте и технически исправном состоянии.

Также Концепция информационного пространства города Ярославля содержит подробные графические сведения, демонстрирующие допустимые информационные конструкции, их виды и способы крепления на фасадах зданий.

В соответствии с п. 2.6 Приложения 1 к Постановлению Мэрии г. Ярославля от 12 апреля 2017 г. № 530 габариты (высота, ширина, толщина) информационных конструкций определяются по крайним точкам всех элементов, входящих в состав конструкции.

Максимальная площадь информационных конструкций в границах территории буферной зоны объекта всемирного наследия ЮНЕСКО города Ярославля составляет 0,75 кв. м, на остальной территории города 1,2 кв. м.

Информационные конструкции могут состоять из следующих элементов: информационное поле (текстовая часть), декоративно-художественные элементы.

Высота декоративно-художественных элементов не должна превышать высоту текстовой части информационной конструкции более чем в полтора раза.

Согласно п. 4.1 Приложения 1 к Постановлению Мэрии т. Ярославля от 12 апреля 2017 г. № 530 информационные конструкции, размещенные с нарушением установленных требований, подлежат демонтажу.

Полномочия по выявлению и демонтажу информационных конструкций, размещенных с нарушением установленных требований осуществляет Комитет по рекламе, наружной информации и оформлению города мэрии города Ярославля (далее Комитет).

Письмом от 10 марта 2017 г. № 420 ИП Чистякова Л.Л. была уведомлена Комитетом о необходимости приведения имеющейся вывески в соответствии с  Приказом Минкультуры России № 2182, однако, отказалась принять уведомительное письмо на руки.

Комитет письмом от 21 марта 2017 г. № 493 уведомил Управление о том, что им были подготовлены и выданы уведомления о необходимости привести в соответствие с действующим законодательством использующиеся рекламные конструкции (вывески), а также просил оказать содействие в указанной работе.

Приложением 2 к Постановлению Мэрии г. Ярославля от 12 апреля 2017 г. № 530 установлен Порядок согласования размещения информационных конструкций на территории города Ярославля.

Таким образом, судом установлено, что размещенная заявителем вывеска салона обуви «Немецкая обувь К+S» не соответствует требованиям, установленным приказом Минкультуры России от 17 декабря 2014 г. № 2182 «Об утверждении характера использования, ограничений и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места «Исторический центр города Ярославля», что нарушает требования п. 2 ст. 56.4. п.п.1. п. 3 ст. 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Из изложенного следует, что оспариваемое заявителем предписание Управления об устранении выявленных нарушений от 27 июня 2017 г. в полной мере соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Довод заявителя о том, что оспариваемым предписанием ей запрещено использовать при размещении вывески цветовой гаммы - белые буквы на синем фоне, судом отклоняется, как несоответствующий материалам дела, поскольку, как следует из оспариваемого предписания, вывеска не соответствует пункту 2.12 приложения №1 к Приказу Минкультуры России № 2182, согласно которому допускается размещение на фасадах вывесок из металла, камня, дерева или стекла в виде отдельно стоящих букв и знаков (логотипов) без подложки, с соблюдением композиционных осей фасада, единой горизонтальной оси размещения вывесок на протяжении фасада одного здания; при этом никаких требований к цветовой гамме вывески указанным пунктом приказа не предусмотрено.

Довод заявителя о невозможности исполнить требования предписания в установленный предписанием срок для  его добровольного исполнения (5 рабочих дней с момента получения) также отклоняется судом как документально не подтвержденный заявителем, поскольку доказательств невозможности исполнения предписания в указанный срок заявителем не представлено.

В связи с вышеизложенным, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, расходы по оплате госпошлины в соответствии со ст.110 АПК РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167- 170, 176, 198-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Чистяковой Людмилы Алексеевны о признании недействительным предписания Управления Минкультуры России по ЦФО от 27.06.2017.

Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ:                                                                                                                А.Б. Полякова