ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-159322/2020-21-1131 от 12.11.2020 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                                Дело № А40-159322/20-21-1131  

Резолютивная часть решения суда объявлена 12 ноября 2020 года                                                               Полный текст решения суда изготовлен 18 ноября 2020 года     

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи – Гилаева Д.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Суслиной Л.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" (119017, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 20.12.2002, ИНН: <***>)

к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (620014 <...> ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 26.02.2003, ИНН: <***>)

о признании незаконным и отмене постановления Свердловского УФАС России от 10.08.2020г. № 066/04/9.21-3081/2020

в судебное заседание явились:

от заявителя: ФИО1 (паспорт, диплом, дов. № 69/2019 от 04.12.2019); ФИО2 (паспорт, диплом, дов. № 68/2019 от 04.12.2019)

от ответчика: не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ о признании незаконным и отмене постановления Свердловского УФАС России от 10.08.2020г. № 066/04/9.21-3081/2020.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования, указав на недоказанность административным органом наличия в его действиях состава административного правонарушения.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился,  в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте проведения судебного заседания по правилам ст.123 АПК РФ.

Суд, выслушав доводы заявителя, рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

Судом проверено и установлено, что указанный выше срок на обращение в суд заявителем соблюден.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

Из заявления следует, что 10.08.2020 Свердловским УФАС России в отношении ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» (далее - Общество) было вынесено постановление № 066/04/9.21-3081/2020 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в размере 600 000 руб.

ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» вменено событие административного правонарушения, совершенного 12.08.2019 по месту осуществления мероприятий по договору технологического присоединения от 11.02.2019 № 16734-01-19/СВЕРД (далее - Договор ТП), заключенному между ОАО «РЖД» и ООО «Воронова гора», о технологическом присоединении объекта ООО «Воронова гора» (Свердловская область, г.Первоуральск, урочище Воронова, в 1,5 км на север от п. при ж/д ст. Хрустальная) к электрическим сетям ОАО «Российские железные дороги», выразившегося в бездействии, а именно - невыполнении мероприятий по технологическому присоединению по Договору ТП в сроки, установленные п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила).

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужили следующие обстоятельства.

Со стороны сетевой организации по состоянию на27.12.2019 не осуществлены мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта ООО «Воронова гора» во исполнение договора № 16734-01- 19/СВЕРД от 11.02.2019 (далее также Договор).

Срок выполнения мероприятий по договору составляет 6 месяцев, то есть до 11.08.2019.

Согласно приложению № 1 к агентскому договору, в перечень услуг, оказываемых в рамках поручений Принципала, входит, в том числе осуществление комплекса юридических и иных действий по заключению договоров об осуществлении технологического присоединения.

ОАО «РЖД» вправе осуществлять текущий контроль за выполнением ООО «Энергопромсбыт» (Агент) поручений ОАО «РЖД» по агентскому договору, проверку своевременности и качества выполнения поручений (п. 3.2.1 агентского договора).

Из документов также следует, что между ОАО «РЖД» и ООО «Энергопромсбыт заключен агентский договор от 28.02.2018 № 2803955 (далее - Договор), на основании п. 3.1.4 раздела 3 Содержание Услуг Приложения № 1 которого в обязанности Агента входит заключать, изменять, расторгать во внесудебном порядке (в том числе с использованием электронной подписи) от имени Принципала договоры с заявителями на осуществление технологического присоединения.

Также на основании пп. 1.4.9 п. 3.1.5 Приложения № 1 Договора: Агент принимает заявки, поступившие от потребителей на технологическое присоединение, подготавливает и направляет заявителям договоры на осуществление технологического присоединения, подписанные Агентом от имени Принципала, а также технические условия как неотъемлемую часть Договора.

Согласно п. 1.2 Регламента взаимодействия структурных подразделений, филиалов ОАО «РЖД» с ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ», утвержденного Распоряжением ОАО «РЖД» от 16.10.2017 № 21 Юр, «Желдорэнерго» осуществляет юридические и иные действия (мероприятия), связанные с заключением договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств третьих лиц к электрическим сетям ОАО «РЖД», а также юридические и иные действия (мероприятия), связанные с заключением договора об осуществлении технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций».

Заявка ООО «Воронова гора» на новое технологическое присоединение поступила в адрес «Желдорэнерго» - филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» (далее также «Желдорэнерго») 09.01.2019 и зарегистрирована № 16734 д, а 11.02.2019 между ООО «Воронова гора» и ОАО «Российские железные дороги» в лице «Желдорэнерго - филиал ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» заключен договор № 16734-01-19/СВЕРД об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД» трансформаторной подстанции напряжением 10/0,4 кВ в целях электроснабжения земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, урочище Воронова, в 1,5 км на север от п. при ж/д ст. Хрустальная, с максимальной мощностью энергопринимающих устройств 149 кВт по третьей категории надежности по уровню напряжения 10 кВ.

Договором предусмотрены мероприятия, требующие инвестиционных затрат со стороны ОАО «РЖД»: организация одного нового ответвления от существующей ЛЭП-10 кВ с установкой разъединителя, строительство ЛЭП-10 кВ протяженностью 1100 метров. Объект с кодом 001.2019.10003395 включен в инвестиционную программу ОАО «РЖД».

Письмом от 28.06.2019 (исх. № 2) Заявитель обратился в адрес Желдорэнерго -филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» с инициативой по изменению технических условий в части п. 10.4 Договора, согласно которому строительство линии электропередачи напряжения 10 кВ от линейного разъединителя до границы участка Заявителя передать в обязанности Заявителя. Со стороны сетевой организации в надлежащие сроки, а также в сроки, предусмотренные п. 1.4 Договора, было направлено Заявителю дополнительное соглашение от 02.08.2019 по изменению технических условий. Вместе с тем, Заявитель оставил данную оферту без подписания.

Между ОАО «Российские железные дороги» (Принципал) и ООО «Энергопромсбыт» (Агент) заключен агентский договор № 2803955 от 28.02.2018, предметом которого является следующее. Агент по поручению Принципала от имени и за счет Принципала обязуется за вознаграждение осуществить юридические и иные действия по заключению договоров об осуществлении технологического присоединения (п. 1.1).

Перечень услуг, оказываемых в рамках поручений Принципала, указан в Техническом задании (приложение № 1 к агентскому договору), предусмотренных п. 1.4 Договора, ОАО «РЖД» были применены попытки подключения ООО «Воронова гора» опосредовано через сети ООО «Перспектива», для этого был направлен соответствующий запрос № 4364/СВЕРД НТЭ от 31.07.2019.

Между ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» был заключен договор от 26.06.2019 № 3498586 на выполнение комплекса проектно-изыскательских, строительномонтажных работ по объектам технологического присоединения. Согласно данного договора Заказчик (ОАО «РЖД») поручает, а Генеральный подрядчик (ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ») принимает на себя обязательства по выполнению комплекса проекгно - изыскательских, строительно - монтажных работ, включая поставку оборудования по объектам технологического присоединения. В рамках принятых на себя обязательств Генеральный подрядчик выполняет проектные работы, инженерные изыскания, работы по сбору исходных данных, получению разрешительной документации для проектирования и строительства Объектов, согласование проектной документации с причастными организациями, строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) и связанные с ним работы, включая поставку и монтаж оборудования в полном объеме, поручаемом Заказчиком, собственными силами и силами привлеченных субподрядных организаций в соответствии с условиями настоящего Договора.

Срок размещения на электронной тендерной площадке ОАО «РЖД» конкурсной процедуры на право заключения договора выполнения строительно-монтажных работ -январь 2020 года. Планируемый срок заключения договора на строительно-монтажные работы с победителем конкурсных торгов - февраль 2020 года. Ожидаемый срок окончания строительно-монтажных работ - май 2020 года.

ООО «Воронова гора» 14.01.2020 направило в адрес Желдорэнерго - филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» уведомление об исполнении технических условий со стороны Заказчика. Вместе с тем, согласно акта о выполнении технических условий № 16734-01-19 от 17.01.2020 технические условия со стороны Заявителя не выполнены в полном объеме, а именно п. 11.3 (организация учета электроэнергии для новой ТП).

Вместе с тем, мероприятия до границы земельного участка заявителя, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, урочище Воронова, в 1, 5 км на север от п. при ж/д ст. Хрустальная, предусмотренные техническими условиями (приложение б/н к Договору), в срок, предусмотренный п. 16 Правил № 861 и п. 1.4 договора № 16734-01-19/СВЕРД, также технические условия не выполнены.

Объекты электросетевого хозяйства ООО «Воронова гора» надлежало технологически присоединить к электрическим сетям в рамках исполнения договора № 16734-01-19/СВЕРД в Свердловской области (г. Первоуральск, урочище Воронова, в 1,5 км на север от п. при ж/д ст. Хрустальная).

По мнению антимонопольного органа, имеет место наличие события административного правонарушения, совершенного 12.08.2019 по месту осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО «Российские железные дороги» объекта ООО «Воронова гора» (Свердловская область, г. Первоуральск, урочище Воронова, в 1,5 км на север от п. при ж/д ст. Хрустальная), выразившегося в бездействии относительно осуществления мероприятий по технологическому присоединению по договору № 16734- 01-19/СВЕРД об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 11.02.2019 до границ земельного участка ООО «Воронова гора» в срок, предусмотренный п. 16 Правил № 861, лицом, считающимся с 13.07.2018 до 04.09.2019 подвергнутым административному наказанию.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд отмечает следующее.

 В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КРФоАП нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Событие предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ административного правонарушения проявляется в повторном совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 указанной статьи, а именно в нарушении субъектом естественной монополии Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, далее - Правила № 861).

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Действие Правил № 861 распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Согласно п. 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора,  заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами № 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил № 861.

Судом установлено, что ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» не является стороной по договору технологического присоединения от 11.02.2019 № 16734-01-19/СВЕРД, заключенного между ОАО «РЖД» и ООО «Воронова гора».

Данный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.12.2019 N Ф05-22175/2019 по делу N А40-39594/2019

При рассмотрении указанного дела N А40-39594/2019 судами сделан вывод, что ООО "Энергопромсбыт" является уполномоченной организацией общества, осуществляющей юридические и иные действия (мероприятия), связанные с технологическим присоединением сторонних потребителей к электрическим сетям общества. На основании агентского договора ООО "Энергопромсбыт" является агентом общества в части обеспечения приема заявок на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям общества и заключения соответствующих договоров. ООО "Энергопромсбыт" выступает от имени и за счет общества, как сетевой организации.

Следовательно, суды по делу N А40-39594/2019, пришли к выводу, что субъектом правонарушения является ОАО "РЖД".

Исследовав материалы дела, судом установлено, что  11.02.2019 между ОАО «РЖД» (Сетевая организация) и ООО «Воронова гора» (Заявитель) заключен договор № 16734-01-19/СВЕРД об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД» (далее -Договор ТП).

Согласно п. 1.4. Договора ТП срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения Договора.

ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» не является стороной по Договору ТП, не является получателем денежных средств по Договору ТП. и не является территориальной сетевой организацией.

ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» - самостоятельное юридическое лицо (ИНН <***>, ОГРН <***>), не является филиалом или иным структурным подразделением ОАО «РЖД».

ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» в лице филиала - «Желдорэнерго» (далее -«Желдорэнерго») является агентом ОАО «РЖД» в части обеспечения приема заявок на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД» и заключения соответствующих договоров, на основании агентского договора от 28.02.2018 № 2803955, заключенного между ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» и ОАО «РЖД» (далее - Агентский договор) (Приложение № 3).

Согласно п. 1.1. Агентского договора и п. 1 ст. 1005 ГК РФ права и обязанности по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала (ОАО «РЖД»), возникают непосредственно у принципала.

Пунктом 1 ст. 307 ГК РФ предусмотрено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения, его обязанности.

На основании вышеизложенного следует, что обязанности по исполнению мероприятий по договору технологического присоединения от 11.02.2019 № 16734­01-19/СВЕРД возникают у стороны по Договору ТП - сетевой организации.

При этом 26.06.2019 между Обществом и ОАО «РЖД» был заключен гражданско-правовой договор (договор генподряда) № 3498586 «на выполнение проектных работ, инженерных изысканий, работ по сбору исходных данных, получение разрешительной документации для проектирования и строительства Объектов ...» (далее - Договор подряда), согласно которому Общество выполняет функцию генерального подрядчика и заключает договоры со специализированными подрядными организациями в целях реализаций мероприятий по технологическому присоединению заявителей  к  электрическим  сетям  сетевой  организации при поступлении от ОАО «РЖД» частных технических заданий по определённым ОАО «РЖД» заявителям и объектам электросетевого хозяйства.

Так, 16.01.2020 ОАО «РЖД» было сформировано частное техническое задание № 05-01-20/ПКЛ/СВЕРД (далее - ЧТЗ), включающее в себя проведение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ.

Во исполнение ЧТЗ после осуществления требуемых согласно законодательству закупочных процедур Обществом заключен договор субподряда с ООО «Энергокомплекс» от 14.02.2020 № ЭПС-УКС/ОВК-ПКЛ-31/2020 о выполнении проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, включающих поставку оборудования.

Из изложенного следует, что выполнение ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» части функций по технологическому присоединению к электрическим сетям в рамках Агентского договора с ОАО «РЖД», на что неоднократно ссылается Свердловское УФАС России - находится вне сферы вопросов, рассматриваемых в рамках данного дела, поскольку, Договор подряда является хозяйственным договором и не регулируется положениями Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, в связи с чем не может являться предметом правоотношений, на которые распространяются положения ст. 9.21 КоАП РФ.

Пунктом 3 ст. 308 ГК РФ предусмотрено, что обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Данное обстоятельство отражено в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» по общему правилу, предусмотренному п. 3 ст. 308 ГК РФ, обязательство не создает прав и обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).

Правила ТП не содержат положений, накладывающих на третьих лиц - иных хозяйствующих субъектов, обязанностей по исполнению мероприятий по договорам технологического присоединения. Свердловское УФАС России не обладает компетенцией по оценке правоотношений хозяйствующих субъектов, также как не имеет права возлагать на юридические лица дополнительные обязанности, не предусмотренные законом и вмешиваться без надлежащих на то оснований в его хозяйственную деятельность (п. 15 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской федерации от 16.03.2016 (Приложение № 7), в связи с чем - отсутствуют основания для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 9.21 КоАП РФ.

Следовательно, при том положении, когда отсутствуют доказательства того, что ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» состоит в правоотношениях с ООО «Воронова гора», то в силу п. 3 ст. 308, п. 1 ст. 1005 ГК РФ ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» не является обязанным лицом по договору от 1 1.02.2019 № 16734-01-19/СВЕРД по отношению к ООО «Воронова гора».

Подписание договора на основании доверенности, выданной ОАО «РЖД» не изменяет смысл и содержание, применяемых указанных выше норм гражданского и административного права.

Таким образом, суд приходит к выводу, что за неисполнение договора подряда между хозяйствующими субъектами, ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» как третье лицо, не являющееся стороной по договору технологического присоединения, не подлежит административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ.

 Гипотеза ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ предусматривает, что за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Президиум Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в Разъяснениях № 7 от 30.11.2016 № 15 (п. 1) (Приложение № 8) установил, что субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ, являю   субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность, в том числе, в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии, а также любые собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства.

Однако, ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» в условиях отсутствия у него на праве собственности или ином законном основании объектов электросетевого хозяйства и, как следствие, оказываемых услуг по передаче электрической энергии не является субъектом естественной монополии.

В соответствии с п. 5.3.4(2) «Положения о Федеральной антимонопольной службе», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов).

В указанном реестре fhttp://fas.pov.ru/pag.es/activitv/tariffre&ulation/reestr-subektov-estestvennyix-monopolij.html) ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» не значится.

С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу, что ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» не может являться субъектом вменяемого административного правонарушения.

Кроме того, суд учитывает, что Свердловским УФАС России не принят во внимание тот факт, что ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» не является территориальной сетевой организацией.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Законом об электроэнергетике, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

К компетенции Правительства Российской Федерации на основании п. 1 ст. 21 Закона об электроэнергетике отнесены полномочия по установлению критериев и порядка отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в том числе исходя из технических характеристик таких объектов, количественных и (или) качественных показателей их деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» утверждены Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее -Критерии ТСО), которые предполагают в обязательном порядке - институт владения на праве собственности и (или) ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), а также линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), с определенными техническими параметрами.

ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» не является территориальной сетевой организацией, поскольку не соответствует Критериям ТСО - не владеет объектами электросетевого хозяйства, а также для него не устанавливался тариф на осуществление деятельности по передаче электрической энергии (в том числе на территории Свердловской области), а следовательно, в принципе не может являться субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ.

Указанные выводы также содержатся в выводах Президиума Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в Разъяснениях от 13.09.2017 № 12 (п. 1) - «Владелец объектов электроэнергетики, не соответствующий критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, не является сетевой организацией и не занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии».

Кроме того, ранее ФАС России предметно обращал внимание своих территориальных антимонопольных органов на специальный субъектный состав при применении ст. 9.21 КоАП РФ (письмо ФАС России от 25.01.2016 №ВК/3721/16).

В связи с этим, суд установил, что ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» не может являться субъектом вменяемого административного правонарушения.

Также суд приходит к выводу, что ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» не может быть привлечено к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ в составе группы лиц, как единый хозяйствующий субъект, так как привлечение к административной ответственности группы лиц административным законодательством не предусмотрено.

При этом необходимо отметить, что ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» -самостоятельное юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, не являющееся структурным подразделением ОАО «РЖД».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» не может быть привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем ошибочно уплаченная заявителем госпошлина подлежит возврату ему из доходов федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь 4, 29, 64-68, 71, 75, 81, 226-229 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ по делу об административном правонарушении от 10.08.2020г. № 066/04/9.21-3081/2020 о привлечении ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" к административной ответственности по  ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Д.А. Гилаев