Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва
Дело № А40-159561/12
20 февраля 2013 г.
Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2013 года
Арбитражный суд в составе судьи Быковой Ю. Л. (шифр судьи 119-1573),
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кирилловой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Центрального Банка Российской Федерации (Банк России)
к Главному управлению внутренних дел г. Москвы
о признании незаконным решение об отказе в возврате излишне уплаченной госпошлины в сумме 4 200 руб., обязании возвратить денежные средства
при участии представителей
от заявителя - ФИО1 по дов. от 08.08.2011;
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации в лице Московского ГТУ Банка России обратился с требованием в суд к Главному управлению внутренних дел Росси по г.Москве о признании действий выразившихся в отказе возвратить уплаченную государственную пошлину за совершение регистрационных действий в отношении автотранспортных средств в общей сумме 4 200 рублей и обязании принять решение о возврате излишне уплаченной государственной пошлины.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что по своему конституционно-правовому статусу и полномочиям Банк России относится к органам, выполняющим функции государственной власти, в силу чего вправе воспользоваться льготой, установленной пп 4 п.1 ст. 333.35 НК РФ.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ без его участия.
Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 08.10.2012г. Банком России в лице полевого учреждения Банка России Заводское в обратилось в адрес УГИБДД ГУ МВД России по г.Москве с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в общей сумме 4 200-00 руб. за действия по выдаче регистрационных знаков, регистрации транспортного средства и технический осмотр автомобиля с приложением оригиналов платежных поручений.
Письмом от 17.10.2012г. №14/15-6028 ответчик указал, что Центральный банк Российской Федерации не является органом государственной власти, и в возврате сумм уплаченной Банком России государственной пошлины отказал.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основы конституционного строя Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации (далее - Конституция РФ).
Статьями 10 и 11 Конституции РФ определено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации на основе принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Статьей 112 Конституции РФ, Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в которую Банк России не входит.
Статус Банка установлен в статье 75 Конституции РФ, определяющей его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Таким образом, в указанной статье закреплена независимость Банка России от органов государственной власти.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" (далее - Закон N 86-ФЗ) Банк России является юридическим лицом.
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Законом N 86-ФЗ, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статьей 2 указанного закона установлено, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
В соответствии со статьей 3 Закона N 86-ФЗ целями Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
В статье 4 этого же закона определены функции Банка. В частности, Банк России устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, правила проведения банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор), организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 268-О, от 15.01.2003 N 45-О, на которые ссылается заявитель, Банк является публичным юридическим лицом, а предоставленные Банку полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, то есть Банк России определен в качестве органа, выступающего от имени государства и наделенного определенными властными полномочиями. Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования
Указанное свидетельствует о том, что Банк России обладает особым конституционно-правовым статусом.
Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что Банк России имеет статус органа государственной власти.
Довод заявителя об отношении Центрального банка РФ к государственному органу не принимается судом во внимание.
Действующее законодательство не содержит прямого указания о наделении Банка России статусом государственного органа.
Согласно Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" последний назначен организацией, юридическим лицом, формально не наделенным статусом государственного органа. Законодательство Российской Федерации не относит его к органам государственной или муниципальной власти, ограничиваясь определением Банка России как юридического лица. С одной стороны, он является юридическим лицом без указания организационно-правовой формы и осуществляет банковские операции на основе равноправия с другими кредитными организациями, а с другой - обладает властными полномочиями в сфере регулирования процедуры создания и функционирования кредитных организаций, лицензирования их деятельности, установления обязательных нормативов, контроля и надзора за соблюдением банковского законодательства.
Конституция России, которая устанавливает в ст. 10 разделение властей "по горизонтали", а ст. 11 делит государственную власть "по вертикали", с учетом федеративного устройства государства. По логике этого устройства в первой части ст. 11 перечисляются федеральные органы (Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации), осуществляющие государственную власть в соответствии с установленным ст. 10 Конституции разделением властей (законодательная, исполнительная и судебная ветви власти). Банк России в этот перечень не включен, равно как не включен и в структуру федеральных органов исполнительной власти. Следовательно, напрашивается однозначный вывод, что его не следует причислять к государственным органам. На основании ст.6 Федерального Конституционного Закона ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципа законности. Данный принцип не позволяет отнести к государственным органам субъект, не отнесенный к таковым законодательством РФ.
В то же время пункт 1.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117) прямо указывает, что Банк России относится к иным органам, не входящим в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющим публично-правовые функции, в силу чего может быть освобожден от уплаты государственной пошлины по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда он выступает в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В силу статьи 3 Закона N 86-ФЗ получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
В то же время, как указано в статье 26 Закона N 86-ФЗ, после утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.
Налоги и сборы уплачиваются Банком России и его организациями в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Наделение Центрального Банка Российской Федерации отдельными функциями государственной власти и нормотворческими полномочиями не может являться основанием для освобождения его от уплаты государственной пошлины применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ, предусматривающему освобождение от уплаты государственной пошлины только государственных органов и органов местного самоуправления. Возможность применения налогового законодательства по аналогии Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.
Таким образом, при отсутствии законодательного отнесения заявителя к органам государственной власти, у ответчика отсутствовали основания для освобождения Банка России от уплаты государственной пошлины и поэтому он не имеет права на льготу по уплате государственной пошлины, предусмотренной пп. 4 п.1 ст. 333.35 НК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Заявитель не представил ни одного доказательства незаконности действий УГИБДД ГУ МВД России по г.Москве.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 33.40 Налогового кодекса Российской Федерации статьями 41, 65, 69, 110, 123, 156,167-170, 176, 199-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении требований Центрального Банка Российской Федерации (Банк России) о признании незаконным решение Главного Управления Внутренних Дел по Москве об отказе в возврате излишне уплаченной госпошлины в сумме 4 200 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Ю.Л. Быкова