Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-159679/2020-33-1165
Резолютивная часть решения изготовлена 13 ноября 2020 года (в порядке ст. 229 АПК РФ)
Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2020 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Ласкиной С.О.
рассмотрев в порядке упрощенного производства (глава 29 АПК РФ) дело
по заявлению: ГБОУ "ШКОЛА № 1324" (111558, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 05.12.2002, ИНН: <***>)
к ответчику: ГОСУДАРСТВЕННОМУ КАЗЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ГОРОДА МОСКВЫ "ОРГАНИЗАТОР ПЕРЕВОЗОК" (125047, <...>, СТР.1, , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 29.01.2007, ИНН: <***>)
о признании незаконным и отмене Постановления от 24.08.2020г. серии ВВВ № 0644159
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ГБОУ "ШКОЛА № 1324" (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ОРГАНИЗАТОР ПЕРЕВОЗОК" от 24.08.2020г. серии ВВВ № 0644159.
От заинтересованного лица поступили материалы административного дела, отзыв.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.
13.11.2020 г. по делу № А40-159679/2020-33-1165 вынесена резолютивная часть решения.
В соответствии с ч.2 ст.226 АПК РФ дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд.
В соответствии с ч.2 ст.226 АПК РФ дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд.
В соответствии с ч.5 ст.228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.
В соответствии с п.2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Изучив материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Судом проверено и установлено, что срок на обжалование предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ заявителем соблюдён.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.
В соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
Как из заявления, 24.08.2020 г. заместителем начальника отдела административных расследований ГКУ «Организатор перевозок» рассмотрено дело об административном правонарушении, зафиксированном в протоколе ВВВ № 0140273 от 20.07.2020 г. (далее - протокол) и вынесено постановление серия ВВВ № 0644159 по делу об административном правонарушении (далее - Постановление).
Согласно Постановлению ГБОУ Школа № 1324 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 8.13 Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (далее - КоАП Москвы). Заявителю назначено наказанием в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов административного дела, Учреждение в соответствии с пунктом 6.1 Распоряжения Правительства Москвы от 17.05,2011 № 397-РП «О Государственном казенном учреждении города Москвы «Организатор перевозок» осуществляет полномочия по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 5 ст. 8.13 КоАП города Москвы.
Из материалов дела следует, что 30.06.2020 в 14 ч. 27 мин. в ходе выявления нарушений по ст. 8.13 КоАП города Москвы «Несанкционированное размещение информации на объектах инфраструктуры городского транспорта» на остановочном пункте «платформа Новогиреево», расположенном по адресу: <...>, Заявитель, в нарушение действующего законодательства, осуществлял несанкционированное размещение информационных и рекламных материалов, а именно - объявление, на объекте инфраструктуры городского транспорта общего пользования - остановочный пункт наземного городского транспорта общего пользования.
Заявитель отрицает факт размещения им информационных материалов, при этом объявление содержит наименование «ГБОУ Школа № 1324», адрес нахождения учебного корпуса ГБОУ «Школа № 1324» (ул. Фрязевская, д. 7), номер телефона, который также указан в информационной карточке, и адрес электронной почты.
В ходе выезда по адресу, указанному в информационном рекламном материале, также подтвержден факт осуществления ГБОУ «Школа № 1324 деятельности, указанной в объявлении. Установлено наличие Свидетельства о государственной аккредитации ГБОУ «Школа 1324», Лицензия на осуществление образовательной деятельности предоставленная ГБОУ «Школа 1324», Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения и аналогичное информационное объявление.
Таким образом, установлено, что указанные материалы принадлежали Заявителю и были размещены в ее интересах.
За данное нарушение предусмотрена административная ответственность по ч. 5 ст. 8.13 Закона города Москвы.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, а также виновность лица в его совершении.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с ч.1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ).
Условием законности протокола об административном правонарушении является соблюдение процедуры его оформления, предусмотренной статьей 28.2 КоАП РФ, обеспечивающей соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
В соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается отметка в протоколе. Физическому лицу должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
Данная норма права по своей правовой природе призвана обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ (в их системном единстве с иными правилами раздела IV Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) позволяют рассматривать составление протокола об административном правонарушении как одно из важнейших процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающее формирование доказательственной основы, которая в дальнейшем может лишь корректироваться с учетом доводов, выдвигаемых участниками административного производства при рассмотрении дела об административном правонарушении и обжаловании решения административного органа.
По смыслу ч. 2 ст. 26.2 и ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ как протокол, так и содержащиеся в нем объяснения и сведения являются основными средствами доказывания по делам об административных правонарушениях.
По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом.
Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и дате составления протокола об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений и представления доказательств, на заявление ходатайств и отводов, использованию юридической помощью защитника.
В силу п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о дате и времени рассмотрения административного дела является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, лишено предоставленных КоАП РФ процессуальных прав и гарантий защиты.
На основании п. 24 указанного Постановления при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.
Из материалов дела и пояснений заявителя следует, что 06.07.2020 г. в адрес ГБОУ Школа № 1324 поступила почтовая телеграмма от 02.07.2020 г. с уведомлением о необходимости прибытия к 10:00 часов 20.07.2020 г. в ГКУ «Организатор перевозок» для составления протокола об административном правонарушении.
20.07.2020 г. представитель Заявителя явился по указанному адресу в указанное время для участия в составлении протокола об административном правонарушении.
Позднее при ознакомлении с материалами дела Заявителем обнаружено, что протокол серия ВВВ № 0140273 об административном правонарушении от 20.07.2020 г. содержит неверные сведения, а именно в нем не отражен факт явки представителя Заявителя на заседание.
В графе «данные о законном представителе» и «объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» должностным лицом установлено «законный представитель на заседание административного протокола не явились. Извещение должным образом».
До составления протокола об административном правонарушении представитель Заявителя не допущен, какая-либо информация об административном правонарушении не предоставлена.
Как указывает заявитель, 20.07.2020 г. представитель заявителя прибыл к 10:00 часам 20.07.2020 г. по адресу: <...> и Молот, д. 10, оф. 710.
Явка представителя Заявителя подтверждается в том числе и наличием в деле копии доверенности, имеется в материалах административного дела, а также книгой регистрации посетителей состояния объекта и признано в определении об отказе удовлетворении ходатайство.
Не указание, т.е. не отражение в протоколе на не допуск представителя и основания такого не допуска в протоколе серия ВВВ № 0140273 об административном правонарушении является существенным недостатком протокола.
При этом на момент выдачи доверенности 10.07.2019 г., документом, удостоверяющим личность представителя, явившегося на составление Протокола, являлся Вид на жительство № 82 0069404, выдан ГУ МВД России по г. Москвы. Впоследствии, а именно 03.06.2020 г. указанный представитель, принят в гражданство Российской Федерации и паспортирован российским паспортом. Соответственно вид на жительство у него изъят и выдан паспорт серия <...>.
Доводы о том, что не допуск представителя не обоснован, в доверенности имеются все сведения для удостоверения личности представителя, а также то, что данная доверенность не прекратила свое действие, соответствует всем требованиям, установленным к доверенностям (ст. 185-189 ГК РФ) не изучались должностными лицами ГКУ «Организатор перевозок».
При этом причины не допуска представителя Заявителя не отражены в протоколе.
На основании п. 6 Письма ФНП от 22.07.2016 № 2668/03-16-3 «О Методических рекомендациях по удостоверению доверенностей» достаточными сведениями для удостоверения личности доверенного лица в доверенности являются: «в отношении физического лица должны быть указаны фамилия, имя и (при наличии) отчество полностью, место жительства (при наличии)».
Кроме того, из сложившейся судебной практики и правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 № 750/09 по делу № А43-3182/2008-5-74 следует, что «если в доверенности не указаны иные сведения о гражданине (помимо фамилии, имени, отчества, пола, даты и места рождения) или данные о его паспорте либо такая информация недостоверна, доверенность действительна».
Следовательно, оснований для не допуска 20.07.2020 г. представителя Заявителя к заседанию по составлению протокола об административном правонарушении, а также не отражение данного действия должностного лица и их причин является существенным недостатком протокола (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10; п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24 марта 2005) и влечет признание Постановления незаконным и его отмены (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Таким образом, рассмотрев административное дело, административный орган лишил заявителя возможности реализовать гарантированные ему законом процессуальные права при осуществлении в отношении него административного производства - ознакомиться с протоколом об административном правонарушении до рассмотрения административного дела, представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола и существу вменяемого ему правонарушения, а также воспользоваться квалифицированной помощью защитника.
Ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также неразъяснение законному представителю его прав и обязанностей само по себе является существенным неустранимым нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных КоАП РФ гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений по существу предъявленных обвинений, представления возражений на протокол, права пользоваться юридической помощью защитника.
Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств (п. 2 ст. 9 АПК РФ).
Стороны согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений.
Суд исходит из того, что по смыслу положений ст. 268 АПК РФ доказательства должны быть представлены в суд первой инстанции, который разрешает спор по существу.
С учетом изложенного суд считает, что административным органом допущены существенные нарушения порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, постановление МАДИ от 24.08.2020г. серии ВВВ № 0644159 о привлечении ГБОУ "ШКОЛА № 1324" к административной ответственности по ч. 5 ст. 8.13 КоАП г. Москвы. подлежит признанию незаконным и отмене.
В соответствии с ч.4 ст. 208 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ОРГАНИЗАТОР ПЕРЕВОЗОК" от 24.08.2020г. серии ВВВ № 0644159 о привлечении ГБОУ "ШКОЛА № 1324" к административной ответственности по ч. 5 ст. 8.13 КоАП г. Москвы.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья Ласкина С.О.