РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г. Москва
23 ноября 2017 года Дело № А40- 770/17 -122-1429
Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2017года
Полный текст решения изготовлен 23 ноября 2017 года
Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Порошиной М.О.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «АНК-Альянс» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 111024, <...>, пом. XIV, комн. 56, дата регистрации: 27.08.2015)
к ГКУ «Центр координации ГУ ИС» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 109544, <...>, дата регистрации: 02.02.2009)
3-е лицо: ООО «ЖилХозСервис»
о признании ничтожным электронного аукциона и заключенного по его итогам государственного контракта,
при участии:
от истца – ФИО1, дов. от 16.11.2017 г. №9
от ответчика – ФИО2, дов. от 12.01.2017 г. №133/17
от третьего лица – не явился, извещен
Установил:
Заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ГКУ «Центр координации ГУ ИС» с требованиями о признании ничтожным электронного аукциона и заключенного по его итогам государственного контракта.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель 3-го лиц в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Истцу было предложено как определением суда, так и в судебном заседании рассмотреть вопрос о привлечении ООО «ЖилХозСервис» к участию в деле в качестве соответчика. Однако Истец соответствующих ходатайств не заявил, поддержал заявление в первоначальном виде с участием ООО «ЖилХозСервис» в качестве 3-го лица.
Выслушав явившихся в заседание представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как установлено в судебном заседании, Государственным казенным учреждением города Москвы «Центр координации деятельности государственных учреждений инженерных служб административных округов и районов города Москвы» (Ответчик) был проведен электронный аукцион закупка № 0173200001416001395 на право заключения контракта на выполнение работ по изготовлению Единых платежных документов (ЕПД) в виде бесконвертных почтовых отправлений с последующей доставкой по адресам жителей города Москвы в 2017 году.
По результату проведения аукциона 17.12.2016 года между ГКУ «Центр Координации ГУ ИС» и ООО «ЖилХозСервис» заключен контракт №0УЗ/13-ГКУ/16.
Полагая, что действия Ответчика свидетельствуют об ограничении конкуренции в нарушение положений ч. 3 ст. 17 ФЗ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Заявитель обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд соглашается с доводами Ответчика, при этом исходит из следующего.
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов (пункт 1 статьи 449 ГК РФ).
Торги могут быть признаны недействительными в том случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах.
В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 12.07.2011 № 540-РП «Об изменении типа Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Инженерная служба города Москвы» на казенное» функции обеспечения организации печати и доставки единых платежных документов возложены на ГКУ «Центр координации ГУ ИС».
11 ноября 2016 года ГКУ «Центр координации ГУ ИС» опубликован электронный аукцион на выполнение работ по изготовлению Единых платежных документов (ЕПД) в виде бесконвертных почтовых отправлений с последующей доставкой по адресам жителей города Москвы в 2017 году (реестровый № закупки 0173200001416001395), с начальной (максимальной) ценой контракта 239 209 314,00 рублей, сроком выполнения работ: с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года.
Предметом закупки является выполнение работ по изготовлению Единых платежных документов (ЕПД) в виде бесконвертных почтовых отправлений с последующей доставкой по адресам жителей города Москвы.
Единый платежный документ содержит информацию о начислениях за ЖКУ и ряд услуг некоммунального характера в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ жителям города Москвы. Для обеспечения функций по начислению и сбору платежей за ЖКУ в городе создана общегородская Автоматизированная система управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ" (АСУ ЕИРЦ).
Пунктом 6.1.1. Технического задания установлено, что Подрядчик обязан использовать для изготовления ЕПД аппаратно-программный комплекс, аттестованный организацией, аккредитованной Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) в качестве органа по аттестации на соответствие требованиям защиты информации ФСТЭК России. Аппаратно-программный комплекс должен обладать категорией защищенности АПК – 1Г и / или выше
Согласно техническому заданию данного аукциона исполнителю ежемесячно передаются данные для печати ЕПД, содержащие персональные данные москвичей (ФИО, адрес), за год ЕПД должно печататься в количестве 60 559 320 штук, ежемесячно исполнителю передаются персональные данные более чем 4000000 москвичей.
В соответствии с распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 17.11.2011 №05-14-750/1 «Об утверждении Регламента оказания услуг АСУ ЕИРЦ» ежемесячно производится формирование файла печати ЕПД, которые содержат сведения о плательщике за жилищно-коммунальные и иные услуги, включая ФИО и адрес, т.е. данные файлы содержат персональные данные. Именно поэтому, так как при расчетах за ЖКУ обрабатываются персональные данные, АСУ ЕИРЦ была защищена и аттестована в соответствии с требованиями информационной безопасности и сохранности персональных данных в соответствии с ФЗ №152 «О персональных данных» по классу «1К».
Печать ЕПД является частью единого технологического процесса в рамках АСУ ЕИРЦ, и таким образом, является составной частью информационной системы персональных данных, поэтому должно обеспечиваться едиными требованиями по защите информации при взаимодействии всеми пользователями АСУ ЕИРЦ.
Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23, часть 1) и не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (статья 24, часть 1).
В соответствии с действующим законодательством возникает необходимость выполнения организационных мер обеспечения безопасности информации, в соответствии с нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (статья 18,1); Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных федеральным законом "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами»; Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»; Совместным приказом ФСТЭК России, ФСБ России и Мининформсвязи России от 13 февраля 2008 г. № 55/86/20 «Об утверждении порядка проведения классификации информационных систем персональных данных»; Приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г, № 17 «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах»; Приказом ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. № 21 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных и системах персональных данных».
В статье 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" федеральный законодатель предусмотрел обязанность соблюдения конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (часть 2).
Регулируя отношения, связанные с обработкой персональных данных, законодатель в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, в Федеральном законе "О персональных данных" от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ указал на конфиденциальность персональных данных и установил ограничение на раскрытие и распространение такой информации (статья 7), а также обязал операторов принимать необходимые меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке (часть 1 статьи 19).
При этом под "обработкой персональных данных" подразумевается "любое действие (операция) или совокупность действий (операций) включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных" (п. 3 ст. 3 Закона о персональных данных). Статьей 7 данного закона персональные данные отнесены к конфиденциальным.
Согласно п.2.2.1. Технического задания исполнителю услуги по печати ЕПД ежемесячно передаются файлы для печати в электронном виде, т.е. передаются сведения, содержащие персональные данные жителей города Москвы, что не отрицается Заявителем (стр.3,4 заявления). Согласно п.2.2.12. Технического задания Исполнитель обязан уничтожить полученные ЕПД, что также не отрицается Заявителем. Согласно ст.3 152-ФЗ обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Таким образом, исполнитель услуги по печати ЕПД осуществляет обработку персональных данных.
Технологический процесс печати файлов предполагает, что эти файлы будут загружены в аппаратно-программный комплекс для перенесения информации на бумажный носитель. Следовательно, данный комплекс должен соответствовать требованиям защиты информации, обеспечивая как минимум невозможность утечки персональных данных (неправомерного или случайного доступа к ним, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий).
Кроме того, на стороне Исполнителя услуги происходит накопление персональных данных, так как согласно Техническому заданию Исполнителю передаются данные по каждому району города Москвы, т.е. 125 носителей информации.
Таким образом, исполнитель услуги по печати ЕПД осуществляет обработку персональных данных.
Пункт 3 ст.6 Федерального закона "О персональных данных" от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ обязывает лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 указанного закона.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 г. № 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных" выбор средств защиты информации для системы защиты персональных данных осуществляется оператором в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю во исполнение части 4 статьи 19 Федерального закона "О персональных данных".
Порядок лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации (не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, но защищаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации".
В соответствии с пунктом 2 Положения "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 № 79, под технической защитой конфиденциальной информации понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по ее защите от несанкционированного доступа, от утечки по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.
В пункте 5 части 1 статьи 12 ФЗ № 99 от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" указано, что деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит лицензированию.
Пункт 1 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1085, определяет федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, Федеральную службу по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).
Исходя из требований нормативных документов исполнитель услуги по печати ЕПД для обработки персональных данных должен одновременно соответствовать нескольким условиям: обладать соответствующими лицензиями ФСТЭК РФ, иметь сертифицированных штатных сотрудников по информационной безопасности, иметь аттестованное ФСТЭК РФ помещение и рабочее место АРМ, а также выполнить иные организационные меры обеспечения безопасности персональных данных.
К аналогичному выводу пришла Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере размещения заказов в решении от 19.12.2014 по делу №2-57-10189/77-14, которая рассмотрела жалобу ООО «Инвестпроект» на действия аукционной комиссии Заказчика ГКУ г. Москвы «Центр координации деятельности государственных учреждений, инженерных служб административных округов и районов г. Москвы».
Основным видом работ по указанной закупке является непосредственно изготовление Единых платежных документов (ЕПД) в виде бесконвертных почтовых отправлений.
Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД-2: 18.12.19.190 «Услуги печатные прочие, не включенные в другие группировки».
Вместе с тем, данная закупка предполагает собой последующую доставку по адресам жителей города Москвы изготовленных и напечатанных Единых платежных документов (ЕПД), являющуюся сопутствующим видом работ, что отражено в предмете закупки и в составе работ, представленных в Техническом задании.
В расчете начальной (максимальной) цены контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, представлен расчет как на изготовление и печать ЕПД, так и на доставку указанных платежных документов:
Всего расходов на 1 ЕПД (с учетом НДС 18%) – 3,95 руб., из них: расходы на печать 1 ЕПД (с учетом НДС 18%) – 2,13 руб.; расходы на доставку 1 ЕПД (с учетом НДС 18%) - 1,82 руб.
В рамках подготовки закупки к публикации Заказчиком получены следующие согласования и заключения: положительное заключение достоверности определения начальной (максимальной) цены контракта №1494-4-0-1-011116, экспертной организации ГБУ «Городское агентство управления инвестициями»; согласование Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности заявленных потребностей с начальной (максимальной) ценой контракта от 100 млн. рублей.
Таким образом, заказчик заинтересован в получении готового продукта, а именно своевременная доставка ЕПД жителям г.Москвы, включая работы по печати ЕПД.
Разделение на виды работ по печати и доставке ЕПД ведет к утрату интереса со стороны Заказчика.
В ходе размещения закупки на действия Заказчика 16 ноября 2016 г. подана 1 жалоба ООО «Нордстар» (вх. №49926) в части неправомерности включения в один лот закупки двух видов работ: печать и доставка ЕПД, а также в части обязанности Подрядчика предоставлять Заказчику документы, подтверждающие аттестацию аппаратно-программного комплекса, аттестованного организацией, организацией, аккредитованной Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).
23 ноября 2016 года решением Московского УФАС жалоба ООО «Нордстар» признана необоснованной (дело №2-57-13534/77-16). Ограничение на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) сняты.
По окончании приема заявок на участие в электронном аукционе (реестровый № закупки 0173200001416001395) подано 3 заявки: ООО «ЖилХозСервис», ООО «Палладиум», АО «Формс технолоджи», что свидетельствует об отсутствии ограничения в конкуренции.
Аукционной комиссией все заявки допущены к участию в электронном аукционе.
В электронном аукционе приняли участие 3 заявки. Победителем признано ООО «ЖилХозСервис» с предложением по цене контракта – 205 720 007,35 рублей.
17 декабря 2016 года заключен контракт №0У3/13-ГКУ/16 (2770982422616000014) на выполнение работ по изготовлению Единых платежных документов (ЕПД) в виде бесконвертных почтовых отправлений с последующей доставкой по адресам жителей города Москвы в 2017 году. Контракт в настоящее время находится в статусе исполнение.
Таким образом, условия проведения аукциона в электронной форме, соответствуют требованиям действующего законодательства.
В настоящее время торги проведены, контракты заключены и частично исполнены в связи с чем, приведение сторон контрактов в первоначальное положение с возвращением полученного по сделке невозможно, при этом избранный истцом способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав.
В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно конкурсной документации ООО «АНК-Альянс» в электронном аукционе (реестровый № закупки 0173200001416001395) не участвовал, заявку на участие в таком аукционе не подавал.
В связи с чем, результаты электронного аукциона (реестровый № закупки 0173200001416001395) права и законные интересы ООО «АНК-Альянс» не нарушают.
При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
На основании ст.ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 159, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ООО «АНК-Альянс» отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Е. Девицкая