Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва Дело № А40-162890/16-91-1460
09 февраля 2017 года.
Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 09 февраля 2017 года.
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Шудашовой Я.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савинко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании (26 января – 02 февраля 2017 года с учетом перерыва) дело по иску
Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 121019, Москва, ул. Новый Арбат, д. 11, корп. 1, офис 1205)
Обществу с ограниченной ответственностью «Специализированное управление – 65» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 03.07.2006, адрес: 121096, Москва ул. Василисы Кожиной, д. 24, корп. 1)
о возмещении вреда в размере 1 319 569 руб.;
при участии в судебном заседании представителей:
от истца – ФИО1 по доверенности от 09.12.2016;
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 30.09.2016;
У С Т А Н О В И Л:
Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее также – Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Специализированное управление – 65» (далее также – Общество, ООО «СУ-65») о взыскании суммы вреда, причиненного окружающей среде, в размере 1 319 569 руб.
В судебное заседание (26 января – 02 февраля 2017 года с учетом перерыва) явились представители истца и ответчика.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании против иска возражал, согласно доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление и письменных пояснениях.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как указывает истец, 16.10.2015 в 10-30 час. по адресу: <...> Бакинских Комиссаров, д. 3, к. 5, установлен факт незаконного уничтожения ООО «СУ-65» зеленых насаждений на объекте :«Внеплощадочные инженерные сети для строительства пристройки к гимназии № 1543», а именно, на вышеуказанном объекте ООО «СУ-65» вырублены 10 деревьев и 9 кустарников, их них: клен - 3 шт., береза - 3 шт., черемуха - 2 шт., клен ясенелистный - 1 шт., тополь -1 шт., акация желтая - 5 шт., сирень - 3 шт., поросль - 1 шт.), что является нарушением требований, установленных ст.ст. 2, 7, 9 3акона г. Москвы от 05.05.1999 № 17 «О защите зеленых насаждений».
Выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта: «Внеплощадочные инженерные сети для строительства пристройки к гимназии № 1543»по адресу: ул. 26-ти Бакинских Комиссаров, д. 3, к. 5 осуществляется ООО «СУ-65» на основании договора от 29.01.2015 № 2 Бак-01/15. Согласно п. 8.2.11 указанного договора ООО «СУ-65» обязано выполнять все мероприятия по охране окружающей среде во время проведения работ на вышеуказанном объекте.
Согласно ордеру ОАТИ города Москвы от 05.05.2015 № 15070148 ООО «СУ-65» является субподрядной организацией, выполняющей прокладку инженерных коммуникаций к пристройке к гимназии № 1543.
На указанный объект имеется положительное заключение государственной экспертизы от 23.12.2014 № 77-1-5-0815-14, согласно которому в зону работ по прокладке внеплощадочных инженерных сетей попадают 21 дерево и 32 кустарника, из них на вырубку назначены 15 деревьев и 16 кустарников.
Дендрологическая часть проекта на внеплощадочные инженерные сети к пристройке к гимназии №1543 рассмотрена Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и возвращена на доработку заключением от 10.03.2015 № 276333-2015.
Согласно повторному заключению по дендрологической части проекта от 24.04.2015 № 556442-2015 в результате натурного обследования обнаружено, что на участке вырублены 10 деревьев и 9 кустарников (породный состав: клен - 3 шт., береза - 3 шт., черемуха - 2 шт., клен ясенелистный - 1 шт., тополь - 1 шт., акация желтая - 5 шт., сирень - 3 шт., поросль - 1 шт.). Указанные зеленые насаждения отсутствовали, и на их месте располагалась огороженная территория стройки.
Истец указывает, что факт незаконного уничтожения ООО «СУ-65» зеленых насаждений без порубочного билета подтверждается указанным заключением. Из объяснения представителя ООО «СУ-65» ФИО3 по доверенности от 25.11.2015 № 13 следует, что работы по вырубке зеленых насаждений 10 деревьев и 9 кустарников по указанному адресу, осуществлялись силами ООО «СУ-65» на основании сертификата соответствия № RU.ACK.003.110.01456 на валку деревьев и выкорчевку пней, без разрешительной документации на осуществление вырубки.
04.12.2015 по результатам административного расследования вынесено постановление по делу № 1302-926/2015 о привлечении ООО «СУ-65» к административной ответственности на основании ст. 4.19 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Никулинского районного суда г. Москвы от 18.04.2016 постановление от 04.12.2015 № 1302-926/2015 оставлено без изменения.
Штраф в добровольном порядке не оплачен.
Истец полагает, что решение Никулинского районного суда г. Москвы от 18.04.2016, в соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ, является преюдициальным при рассмотрении данного дела.
При этом, указывает, что порядок осуществления вырубки и пересадки зеленых насаждений на территории города Москвы предусмотрен Правилами создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года № 743-ПП.
Истцом в адрес ООО «СУ-65» направлено по почте требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Письмом от 04.02.2016 ООО «СУ-65» отказалось произвести в добровольном порядке оплату компенсации вреда.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в суд с настоящим иском.
Суд, исследовав материалы дела в объеме представленных доказательств, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Истец в обоснование заявленных требований указывает, что ООО «Специализированное управление - 65» нарушило положения:
- статьи 3 Закона города Москвы от 05.05.1999 № 17 «О защите зеленых насаждений», а именно вырубка деревьев и кустарников производиться лишь на основании специального разрешения - порубочного билета, выданного на бланке, имевшем степень защиты. Компенсационное озеленение производится за счет средств юридических лиц, в интересах нарушены требования по защите зеленых насаждений.
- статьи 7 Закона города Москвы от 05.05.1999 № 17 «О защите зеленых насаждений», а именно что на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается производить действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим законом и иными законодательными актами
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Главой 59 ГК РФ урегулированы вопросы обязательств, возникающих вследствие причинения вреда.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации по общему правилу вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Общими условиями применения гражданско-правовой ответственности являются наличие состава правонарушения, включающего противоправное поведение причинителя вреда, наступление вреда, наличие причинной связи с противоправным поведением причинителя вреда, а также его вины.
В силу части 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 названного Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Согласно статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) к компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, в условиях рыночной экономики общественные (публичные) издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую природную среду (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 N 8-П).
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципа ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Данный принцип закреплен и в части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой лица, виновные в нарушении лесного законодательства, обязаны не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный ими вред лесам.
Кроме того, согласно части 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
При этом частью 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ определение размера вреда окружающей среде осуществляется при отсутствии фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среде в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Между тем судом установлено следующее.
23.12.2014 ГАУ города Москвы «Московская государственная экспертиза» выдало положительное заключение.
29.01.2015 ООО «Специализированное управление - 65» заключило договор № 2Бак-01/15 на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта под «ключ»: пристройка к гимназии № 1543 по адресу: <...> на строительство объекта: пристройка к гимназии № 1543 по адресу: <...>
28.01.2015 Заказчику строительства - Казенному предприятию города Москвы «Управление гражданского строительства» выдано разрешение на строительство объекта: пристройка к гимназии № 1543 по адресу: <...>.
В соответствии с проектной документацией том 12.6. раздел 3 компенсационная стоимость и стоимость компенсационного озеленения за уничтоженные зеленые насаждения не выплачиваются, в связи с осуществлением строительства за счет средств бюджета города Москвы.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП утверждены Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 30.04.2013 № 283-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП, действовавшие в принятой редакции до 25.05.2016:
«8.1.2. Вырубка и пересадка деревьев и кустарников, попадающих в зону строительства, производятся при наличии порубочного билета и (или) разрешения на пересадку, оформленных в установленном порядке (приложения 17А, 20), если иное не установлено настоящими Правилами.
Вырубка и пересадка деревьев и кустарников, находящихся в границах земельного участка, предоставленного для целей строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства, производятся без порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников в соответствии с проектной документацией на основании разрешения на строительство, выданного Комитетом государственного строительного надзора города Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы или Департаментом культурного наследия города Москвы, при наличии положительного заключения государственной экспертизы указанной проектной документации, проведенной уполномоченным государственным учреждением города Москвы», что было соблюдено ООО «Специализированное управление-65».
31.08.2015 Комитетом государственного строительного надзора города Москвы выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, без вынесения предписаний, касающихся незаконной вырубке деревьев и кустарников.
На основании изложенного, ООО «Специализированное управление - 65» не производило незаконное уничтожение зеленых насаждений и не причиняло ущерб окружающей среде.
Кроме того, согласно п. 1.1. Порядка проведения компенсационного озеленения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 29.07.2003 № 616-ПП «О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве», при строительстве и реконструкции жилых и общественных зданий, инженерных сооружений периодически возникает необходимость удаления зеленых насаждений в зоне производства работ.
В соответствии с п. 1.2 Порядка проведения компенсационного озеленения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 29.07.2003года № 616-ПП «О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве», в соответствии с которым при получении согласования на производство работ и порубочного билета в случае уничтожения деревьев, зеленых насаждений лицо (заказчик), в интересах которого уничтожаются зеленые насаждения, в соответствии с Законом города Москвы от 05.05.99 N 17 «О защите зеленых насаждений» обязано внести платежи за вырубку зеленых насаждений в размере компенсационной стоимости и возместить вред, причиненный уничтожением зеленых насаждений (компенсационное озеленение в денежной или натуральной формах), если иное не установлено настоящим порядком.
В соответствии с Законом г. Москвы от 05.05.1999 № 17 «О защите зеленых насаждений» дает следующие понятия:
Компенсационное озеленение - воспроизводство зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных.
Компенсационная стоимость - стоимостная оценка зеленых насаждений, устанавливаемая для учета их ценности при повреждении или уничтожении, включая расходы на создание и содержание зеленых насаждений.
В заключении по дендрологической части проекта том 12.6 на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта под «ключ»: пристройка к гимназии № 1543 по адресу: <...>, корп. не предусмотрена компенсационная стоимость и стоимость компенсационного озеленения за уничтоженные зеленые насаждения.
Согласно п. 1.4. Порядка проведения компенсационного озеленения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 29.07.2003 № 616-ПП «О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве» размер платежей рассчитывается проектной организацией и утверждается Департаментом исходя из компенсационной стоимости в соответствии с методикой расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве, утверждаемой правительством Москвы.
В материалах дела отсутствует расчет платежей в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде на сумму 1 319 569 рублей, произведенный проектной организацией - ОАО Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования (ОАО МНИИТЭП)
Также истцом не представлены доказательства наделения Госинспектора ФИО4 полномочиями по проведению расчетов в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде в отношении ООО «Специализированное управление -65», от имени проектной организации ОАО Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования (ОАО МНИИТЭП).
Суд также не может согласиться с расчетом, произведенным истцом на основании Постановления Правительства Москвы от 31.07.2007 № 630-ПП.
Данное постановление разработано на основании постановления Правительства РФ от 08.05.2007 № 273, которое определяет размеры ущерба вследствие нарушения Лесного законодательства.
Согласно статьи 3 Лесного кодекса РФ, лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
ООО «Специализированное управление - 65» на территории города Москвы не нарушало лесного законодательства.
Пунктом 1.9. Постановления Правительства Москвы от 29.07.2003 № 616-ПП «О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве» предусмотрено освобождение организаций от уплаты компенсационной стоимости и стоимости компенсационного озеленения, за уничтоженные зеленые насаждения при осуществлении работ за счет средств бюджета города Москвы
В материалы дела представлены доказательства финансирования работ за счет средств бюджета города Москвы: титул вновь начинаемой стройки; письмо от 29.10.2014; письмо заместителя председателя Москомархитектуры; протокол совещания от 12.01.2015; постановление правительства города Москвы от 10.09.2013 № 591-ПП; договор безвозмездного срочного пользования земельным участком.
Согласно перечетной ведомости деревьев и кустарников, являющейся приложением к проектной документации вырубке подлежали 15 деревьев и 16 кустарников, восстановлению подлежали 11 деревьев и 15 кустарников.
В соответствии с перечетной ведомостью деревьев и кустарников, являющейся приложением к проектной документации, ООО «Специализированное управление - 65» фактически произвело воспроизводство, восстановление зеленых насаждений взамен уничтоженных, поврежденных, что подтверждается комиссионным
актом от 07.12.2015.
Перечетная ведомость деревьев и кустарников, являющаяся приложением к проектной документации, содержит ссылку, что компенсационная стоимость и стоимость компенсационного озеленения за уничтоженные зеленые насаждения не выплачиваются, в связи с осуществлением строительства за счет средств бюджета города Москвы.
Учитывая изложенное, у Истца отсутствуют какие-либо основания для взыскания с Ответчика 1 139 569 руб. в возмещение вреда.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса).
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам ст.110 АПК РФ и возлагаются на ответчика.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 8, 12, 307, 309, 310, 702, 711, Гражданского кодекса Российской Федерации, и руководствуясь ст. 2, 4, 41, 49, 65, 71, 110, 123, 156, 167-171, 176, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
В иске Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы к Обществу с ограниченной ответственностью «Специализированное управление – 65» о возмещении вреда в размере 1 319 569 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Я.Е. Шудашова