ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-1639/15 от 02.09.2015 АС города Москвы

именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва                                                                                         Дело № А40-1639/2015

22 декабря 2015 г.

Резолютивная часть объявлена 02 сентября 2015 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Козлова В.Ф. единолично

при ведении протокола судебного заседания секретарем Алешиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело (шифр судьи 136-7) по иску

закрытого акционерного общества «Ярославская транспортная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к ответчику Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о взыскании 1 323 424 руб. 16 коп.

Ярославской области в лице Департамента финансов Ярославской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании 2 032 964 руб. 79 коп.

при участии представителей: от истца – ФИО1 д-ть № б/н от 07.11.2014, от ответчика Минфин России – ФИО2 д-ть № 01-10-08/31 от 27.03.2015, от ответчика Департамента финансов Ярославской области – не явился, извещен

установил:

Иск заявлен о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что основной целью и предметом деятельности истца являются перевозки пассажиров автобусным транспортом и получение прибыли.

В 2011 г. при реализации проводимых органами государственной власти Российской Федерации и Ярославской области мероприятий по обеспечению льготным категориям граждан равной доступности услуг общественного транспорта истец предоставлял федеральным и региональным льготникам, проживающим в городе Ярославле, право проезда на автобусном транспорте в городском сообщении на основании единого льготного проездного билета.

На основании постановления Правительства Ярославской области от 20 декабря 2010 года № 952-п «Об организации проезда граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, по единым льготным проездным билетам долговременного пользования» на территории городского округа город Ярославль был начат эксперимент по внедрению автоматизированной системы учета и оплаты проезда в городском автомобильном и наземном электрическом транспорте общего пользования с применением единого льготного проездного билета долговременного пользования.

Праву льготника на проезд в общественном транспорте по единому льготному проездному билету корреспондировала обязанность транспортной организации осуществить перевозку льготника на основании единого льготного проездного билета.

Истец являлся организацией общественного транспорта, осуществлявшей перевозки граждан на автобусном транспорте, поэтому в силу ч.3 ст.789, ст.426 ГК РФ обязан был перевозить льготников на основании единого льготного проездного билета.

В связи с предоставлением права льготного проезда на своем транспорте истец не дополучил от потребителей - федеральных льготников, плату за проезд в 2011 году в сумме 1 323 424,16 руб., от областных льготников в 2011 году - 2 032 964,79 руб., а всего 3 356 388,95 руб.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации истец имел право на возмещение расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по провозной плате.

Толкование термину «расходы» и пункту 5 статьи 790 ГК РФ дано Президиумом ВАС РФ в постановлениях №12479/07 от 05.02.2008г., №9621/10 от 25.01.2011г., №5481/11 от 25.07.2011г. и других.

Согласно данному Высшим Арбитражным Судом РФ толкованию, под расходами транспортной организации понимается не полученная от потребителей провозная плата.

В возмещение льготного проезда региональных и федеральных льготников истцу в 2011 году была выделена из областного бюджета сумма 8 323 893, 53 руб., что подтверждается платежными поручениями.

От реализации единых льготных проездных билетов истец в 2011 году получил 7 498 453,52 руб., что подтверждается платежными поручениями и отчетами ООО «Регион-Карде» за 2011 г.

Выплаченная истцу из бюджета сумма возмещения не покрыла в полном объеме имущественную потерю истца, представляющую собой сумму не полученной отпотребителей - федеральных и региональных льготников, провозной платы, в связи с чем у истца на основании ст. 12, части 2 ст. 15, ст. 16 ГК РФ возникло право требовать с соответствующих публично-правовых образований в качестве возмещения убытков разницу между суммой расходов на предоставление льготы по провозной плате и суммой полученной из бюджета компенсации, которая составила 3 356 388,95 руб.

В соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно федеральному закону № 122-ФЗ от 22.08.2004 при переходе с 01.01.2005 к новой системе социальной защиты граждан при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводиться эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учётом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Указанный правовой механизм реализован Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации совместно, предоставившими федеральными, областными законами, а также другими нормативно-правовыми актами равные меры социальной поддержки федеральным и региональным льготникам в виде льготного проезда на общественном транспорте (трамвай, троллейбус, автобус) в городском сообщении, и соответственно, принявшими на себя финансирование указанных мер.

Мера социальной поддержки по проезду на общественном транспорте для граждан льготных категорий в Ярославской области в 2011 г. была установлена в виде права проезда по единому льготному проездному билету, имеющему меньшую стоимость, чем обычный проездной билет (не льготный).

Установив данную меру социальной поддержки (льготу), публично-правовые образования - Российская Федерация и Ярославская область, тем самым в силу пункта 5 ст.790 ГК РФ приняли на себя и обязанность за счет бюджетных средств полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей -федеральных и региональных льготников провозную плату.

Факт неполной компенсации истцу неполученной от потребителей - федеральных и региональных льготников платы за проезд свидетельствует о том, что Российская Федерация и Ярославская область, приняв на себя обязательства по финансированию мер социальной поддержки по проезду на общественном транспорте городского сообщения на территории г. Ярославля, не обеспечили компенсацию истцу неполученной от льготных категорий потребителей платы за проезд в полном объеме.

Бездействие публично-правовых образований - Российской Федерации и Ярославской области, выразилось в неисполнении обязанности по возмещению истцу неполученной от потребителей - федеральных и региональных льготников платы за проезд, поэтому истец считает, что в силу ст.ст.16, 1069, 1071, 1082 ГК РФ вправе требовать от Российской Федерации и Ярославской области возмещения этой суммы как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.

Перевозка федеральных и региональных льготников произведена истцом в интересах публично-правовых образований «Российская Федерация» и «Ярославская область», так как осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан является полномочием указанных публично-правовых образований, финансирование данного вида обязательств производится из федерального и областного бюджетов и относится к расходным обязательствам Российской Федерации и Ярославской области.

Обеспечивая выполнение принятых на себя Российской Федерацией и Ярославской областью социальных обязательств, истец понес убытки в размере заявленной суммы исковых требований.

Пункт 4 ст. 3 ФЗ № 208-ФЗ от 29.12.1995 «Об акционерных обществах» императивно устанавливает, что общество не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

Следовательно, государство обязано в полном объёме компенсировать истцу сумму неполученной платы за оказание льготных услуг городских пассажирских перевозок граждан, включенных в федеральный и региональный регистр льготников.

В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ № 23 от 22.06.2006 споры о взыскании компенсации неполученной от потребителей платы организациями, предоставившими потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) во исполнение законов, установивших льготы, являются спорами о взыскании убытков.

В 2011 году, учитывая общее количество поездок федеральных и региональных льготников на транспорте истца, неполученная истцом плата от перевозки федеральных и региональных льготников составила 19 178 736 руб.

Сумма, полученная истцом от реализации федеральным и региональным льготникам единых льготных проездных билетов  в 2011 году, составила 7 498 453,52 руб.

В качестве компенсации из бюджета истцом получено 8 323 893,53 руб.

Таким образом, сумма убытков истца от перевозки федеральных и региональных льготников в 2011 году составила 19 178 736 руб. - 7 498 453,52 руб. - 8 323 893,53 руб. = 3 356 388 руб.

Принимая во внимание количество проживающих на территории г. Ярославля федеральных и региональных льготников, убытки истца от перевозки федеральных льготников в 2011 году составили 3 356 388 руб. х 39,43% (количество федеральных льготников от общего сила льготников в процентах) = 1 323 424,16 руб., от перевозки региональных льготников - 3 356 388 руб. х 60,57% (количество региональных льготников от общего сила льготников в процентах) = 2 032 964,79 руб.

Российская Федерация выступает ответчиком по данному делу в лице Министерства финансов Российской Федерации, Ярославская область - в лице Департамента финансов Ярославской области.

В судебном заседании истец поддержал свои требования, в соответствии с основаниями, указанными в исковом заявлении.

Ответчик Минфин России в судебное заседание явился. Возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнениям к нему.

Ответчик Департамент финансов Ярославской области в заседание суда не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления.  

Ответчик представил письменный отзыв и дополнения к нему, в которых возражает против удовлетворения исковых требований по изложенным доводам.

Суд в порядке ч. 4 ст. 121, ч. 1 ст. 123, ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Департамента финансов Ярославской области.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя истца, арбитражный суд пришел к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном транспорте, а именно предоставление бесплатного проезда в натуральной форме заменено на денежные выплаты.

При этом в статье 153 данного федерального закона предусмотрены положения, в соответствии с которыми органы законодательной власти субъектов Российской Федерации при разработке соответствующих законопроектов должны вводить эффективные правовые механизмы в целях сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня обеспеченности указанных категорий граждан и недопущения ухудшения положения таких граждан.

В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами. Указанные федеральные законы могут содержать положения, предусматривающие:

порядок согласования участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия;

возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти Российской Федерации указанных полномочий.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Статьями 3, 44, и 63 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено внесение изменений в Федеральные законы от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (статья 3), от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (статья 44) и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 63), но не установлены расходные обязательства Российской Федерации.

Следовательно, Ярославская область в рамках предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установила дополнительные меры социальной поддержки в виде проезда по ЕСПБ для федеральных категорий льготников и, соответственно, приняла на себя расходные обязательства по обеспечению указанных мер социальной поддержки.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в целях реализации полномочий в сфере предоставления социальной поддержки, социального обслуживания и оказания социальной помощи населению Ярославской области, предусмотренных положениями Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законом Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з утвержден Социальный кодекс Ярославской области, вступивший в силу с 01.01.2009.

Статьей 58 Социального кодекса Ярославской области предусмотрено предоставление социальной услуги по освобождению от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования.

Порядок предоставления социальных услуг во исполнение положений статьи 58 Социального кодекса установлен приказом департамента дорожного хозяйства Ярославской области от 19.10.2009 № 173 «Об утверждении порядка предоставления оставления отдельным категориям граждан социальной услуги по освобождению от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования на территории Ярославской области».

Как указано в пункте 4.2. Порядка предоставления отдельным категориям граждан социальной услуги по освобождению от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования на территории Ярославской области, проезд граждан в транспортном средстве городского сообщения на территории Ярославской области оформляется разовыми проездными билетами.

Возмещение выпадающих доходов транспортным организациям осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 09.12.2009 №1190-п "Об утверждении порядка предоставления сидий хозяйствующим субъектам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющим пассажирские перевозки, на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением социальных услуг по освобождению от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования" В рамках исполнения данного постановления между ЗАО «ЯТК» и департаментом дорожного хозяйства и транспорта ЯО заключен договор №1К09 от 27.01.2011.

Финансовые обязательства выполнены субъектом в полном объеме.

Сумма компенсации составила 26 853,1 руб.

Постановлением Правительства ЯО от 20.12.2010 N 952-п (ред. от 22.08.2014) "Об организации проезда граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, по   единым   льготным   проездным   билетам   долговременного пользования" (вместе с "Порядком оформления и использования транспортных карт") на территории города Ярославль введен эксперимент по продаже ЕСПБ.

Стоимость ЕСПБ установлена 300 руб., в остальной 312 руб. компенсация осуществлялась за счет средств областного бюджета.

Предоставление субсидий осуществлялось в соответствии с порядком, утвержденным Постановление Правительства ЯО от 16.03.2011 N 169-п "Об утверждении Порядка предоставления хозяйствующим субъектам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющим пассажирские перевозки, субсидии на возмещение недополученных доходов, связанных с оплатой проезда отдельных категорий граждан по транспортным картам".

Областным бюджетом перечислено 37 325,4 руб.

Таким образом, нормативными актами Ярославской области предусмотрено право льготной поездки для определенных категорий граждан.

Финансирование дополнительных мер социальной поддержки, установленных органами местного самоуправления, не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (ст. 86 БК РФ).

При таких условиях истцом не доказано приобретения льготниками ЕСПБ отнесенных к федеральному регистру в заявленном количестве и не доказано наличие убытков.

С учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации ( по делу № А28-10362/2013-325/25 и по делу № А53-22581/2013) согласно пункту 16 постановления Пленума № 22 организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки). Поскольку субъектом были приняты соответствующие нормативные акты, предусматривающие формулу расчета подлежащей выплате компенсации лицам, осуществляющим перевозку пассажиров, имеющих право на льготы при оплате проезда, в отсутствие у истца доказательств иных убытков по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса, расчет недополученной платы должен определяться в соответствии с указанными актами и предусмотренной в них формулой.

При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований предприятия следует отказать, поскольку Правительством субъекта были приняты соответствующие нормативные акты, предусматривающие формулу расчета подлежащей выплате компенсации лицам, осуществляющим перевозку пассажиров, имеющих право на льготы при оплате проезда, в отсутствие у истца доказательств иных убытков по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса, расчет недополученной платы должен определяться в соответствии с указанными актами и предусмотренной в них формулой.

С учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации по делу № А40-143309/2013 и А40-127496/2013 в определении от 18 марта 2015 года указано, законодательством субъекта и муниципального образования определена полная стоимость проезда одного пассажира по разовой поездке и ЕСПБ что по своей сути, является методикой расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан по каждому муниципальному образованию

При таких обстоятельствах, в ситуации неиспользования обществом в спорный период механизмов, фиксирующих реальное количество перевезенных им лиц, обладающих правом льготного проезда, (в отсутствие считывающих устройств и т.п.), величина полной стоимости ЕСПБ, определенная действующим нормативным актом субъекта Российской Федерации применительно к конкретным муниципальным образованиям, не может опровергаться обобщенными среднестатистическими показателями, в том числе отраженными в постановлении Росстата № 9 в качестве средних по Российской Федерации.

На основании изложенного, учитывая положения действующего законодательства и в отсутствии у Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации задолженности перед истцом, в иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 1 323 424 руб. 16 коп., возникших в связи с неполным возмещением расходов истца на предоставление в 2011 году федеральным льготникам, проживающим в городе Ярославль, права льготного проезда на своем транспорте, следует отказать.

Во исполнение положений Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в целях реализации полномочий Ярославской области в сфере предоставления социальной поддержки, социального обслуживания и оказания социальной помощи населению Ярославской области Законом Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з утвержден Социальный кодекс Ярославской области, вступивший в силу с 01.01.2009.

В соответствии с пунктом 4 статьи 58 Социального кодекса Ярославской области отдельным категориям граждан предоставляется социальная услуга по освобождению от оплаты 50 процентов стоимости проезда в городском автомобильном и городском электрическом транспорте общего пользования (кроме такси и маршрутных такси) постоянно на всей территории Ярославской области.

То есть, в силу закона (Социальный кодекс Ярославской области) у истца возникала обязанность по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержке по разовым талонам за 50 процентов стоимости одной поездки.

Обязательства, взятые областью в соответствии с установленными полномочиями и на основании договора № 1К09 от 27.01.2011, выполнены полностью. Претензии истцом не заявлены.

В целях подготовки к внедрению социальной карты жителя Ярославской области в городе Ярославле был введен эксперимент по реализации льгот путем продажи единых проездных билетов долговременного пользования наряду с продажей льготных разовых проездных билетов (постановление Правительства Ярославской области от 20.12.2010 № 952-п «Об организации проезда граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, по единым льготным проездным билетам долговременного пользования»).

Транспортные организации, принимающие участие в эксперименте, устанавливали автоматизированные системы учета и оплаты проезда и заключали договор со специализированной организацией ООО «Регион-Карде». Истец также должен был заключить договор о присоединении к транспортной системе «Электронный проездной».

У транспортных организаций - участников эксперимента возникало право на получение субсидии в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Ярославской области от 16.03.2011 № 169-п «Об утверждении порядка предоставления субсидий хозяйствующим субъектам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющим пассажирские перевозки, на возмещение недополученных доходов, связанные с оплатой проезда отдельных категорий граждан по проездным билетам».

В целях предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, связанных с оплатой проезда отдельными категориями граждан по единым проездным билетам, с истцом был заключен договор № 1П05 от 28.03.2011. Согласно пункту 1.3. договора предоставление субсидии обусловлено организацией перевозок с использованием проездных билетов в соответствии с договором оказания информационно-технологических услуг с ЗАО «Золотая корона» и ООО «Регион Каре».

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с пунктами 1.2., З.1., 3.2. указанного договора перевозчику возмещаются недополученные доходы, связанные с оплатой по единым льготным проездным билетам долговременного пользования в порядке, утвержденном постановлением Правительства Ярославской области от 16.03.2011 № 169-п, на основании отчета.

По окончании 2011 года истцом без разногласий подписан акт сверки взаимных расчетов за указанный период, в соответствии с которым обязательства, взятые на себя Ярославской областью, выполнены в полном объеме без разграничения на региональных и федеральных льготников.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, определяющего принцип свободы договора в гражданском законодательстве, условия договора определяются по усмотрению сторон.

Являясь коммерческой организацией, истец был вправе при несогласии с условиями договора не заключать договор на муниципальные перевозки (дополнительное соглашение) либо расторгнуть его, если исполнение договора могло привести к возникновению убытков.

Таким образом, обязанность транспортной организации по перевозке отдельных категорий граждан в рамках проводимого эксперимента и право на получение соответствующей компенсации из бюджета возникают не из закона (Социальный кодекс Ярославской области), а именно из договора, заключенного с уполномоченными на то органами власти в установленном законом порядке.

Стоимость проездных билетов долговременного пользовании рассчитана сходя из количества поездок в месяц, действующего тарифа на одну поездку, установленного   уполномоченным   органом   государственной   власти   области,   и онижающего коэффициента, представляющего собой скидку в связи с единовременной оплатой большого количества поездок (постановление Правительства Ярославской области от 16.03.2011 № 169-п).

Количество поездок в месяц принималось в зависимости от числа видов городского пассажирского транспорта в соответствии с постановлениями Федеральной службы государственной статистики от 09.01.2007 № 2 «Об утверждении порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта» и от 19.01.2007 № 9 «Об утверждении порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения № 3-автотранс «Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта», № 65-автотранс «Сведения о продукции автомобильного транспорта», № 1-автотранс «Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта» и равно 50.

Правомерность применения данного расчета подтверждается и арбитражной практикой (постановления ФАС Московского округа от 30.10.2013 по делу №А40-131870/11-153-1220 и от 28.01.2013 по делу №А40-130947/11-149-896).

В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 20.12.2010 № 952-п стоимость проездных билетов долговременного пользования для льготных категорий граждан в городском округе Ярославль установлена в размере 306,00 (300,00) руб.

В остальной части (306,00/312,00 руб.) компенсация осуществлялась за счет средств областного бюджета на основании заявок, поданных перевозчиками (постановление Правительства области от 16.03.2011 № 169-п).

Ссылка на информацию, представленную ООО «Регион-Карде», не может быть принята как доказательство, поскольку договор между ООО «Регион-Карде» и истцом не предполагает определения количества граждан, воспользовавшихся электронным проездным билетом, в целях расчета убытков или иных экономических показателей.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 786 Гражданского кодекса РФ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Аналогичная норма содержится в статье 20 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Выдача билетов является единственным условием, удостоверяющим юридический факт заключения договора перевозки, соответственно и учет количества перевезенных истцом льготных категорий граждан может осуществляться исключительно по количеству выданных билетов.

Данная позиция также нашла отражение в постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда по делу № А40-172576/12.

Требование о возмещении вреда может быть удовлетворено только в том случае, если соответствующий нормативный правовой акт признан недействующим судебным решением по другому делу, либо если истцом требование о возмещении вреда соединено с требованием о признании нормативного правового акта недействующим и судом последнее признано подлежащим удовлетворению (п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 № 145).

Как указано в Определении Верховного суда РФ от 18.03.2015 по делу № 305-ЭС14-5764, если действующим нормативным правовым актом установлены порядок компенсации, методика расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчика, то основания для применения иной методики расчета отсутствуют.

Верховным судом РФ от 08.08.2012 № 8-АПГ12-4 постановление Правительства Ярославской области от 16.03.2011 № 169-п, утверждающее Порядок предоставления хозяйствующим субъектам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющим пассажирские перевозки, на возмещение недополученных доходов, связанных с оплатой проезда отдельных категорий граждан по проездным билетам, признано соответствующим законодательству.

Одновременно, департамент обратил внимание суда, что компенсация в сумме 8 323 893,53 руб. предоставлена истцу исключительно за счет средств областного бюджета. Средства из федерального бюджета на указанные цели в Ярославскую область не поступали. Таким образом, при расчете иска следует исключить убытки, возникшие в результате перевозки региональных льготников, в полном объеме.

Кроме того, определением Верховного суда Российской Федерации от 23.10.2014 № 305-ЭС14-2789, выводы Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-4312/2013 об отказе по аналогичным требованиям признаны обоснованными. Постановлениями Второго Арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 по делу №А82-3965/2013 и Девятого Арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу № А40-187653/13 также отказано в требованиях о возмещении убытков по постановлению Правительства Ярославской области от 16.03.2011 № 169-п.

При указанных обстоятельствах, требования истца к Ярославской области в лице Департамента финансов Ярославской области о взыскании с Ярославской области в лице Департамента финансов Ярославской области за счет казны Ярославской области убытков в размере 2 032 964 руб. 79 коп., возникших в связи с неполным возмещением расходов истца на предоставление в 2011 году региональным льготникам, проживающим в городе Ярославль, права льготного проезда на своем транспорте, признаются судом необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Расходы по оплате государственной пошлины согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса относятся на истца.

Руководствуясь ст. 4, 27, 34, 101, 110, 112, 121, 123, 153, 167, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

решил:

В удовлетворении иска закрытого акционерного общества «Ярославская транспортная компания» к ответчику Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 1 323 424 руб. 16 коп., возникших в связи с неполным возмещением расходов истца на предоставление в 2011 году федеральным льготникам, проживающим в городе Ярославль, права льготного проезда на своем транспорте, отказать.

В удовлетворении иска закрытого акционерного общества «Ярославская транспортная компания» к ответчику Ярославской области в лице Департамента финансов Ярославской области о взыскании с Ярославской области в лице Департамента финансов Ярославской области за счет казны Ярославской области убытков в размере 2 032 964 руб. 79 коп., возникших в связи с неполным возмещением расходов истца на предоставление в 2011 году региональным льготникам, проживающим в городе Ярославль, права льготного проезда на своем транспорте, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                       Козлов В.Ф.