Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-164278/19-79-1381 |
23 августа 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2019 года
Полный текст решения изготовлен 23 августа 2019 года
Арбитражный суд в составе:Председательствующего – Л.А. Дранко (единолично),
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Г. Фуниковой,
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Измайловской межрайонной прокуратуры ВАО
к ООО «Выбор» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, 105484 Москва, ул. 7-ая Парковая, д. 24)
о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении
от 13.06.2019
при участии: от заявителя ФИО1, от Общества ФИО2 АИ-по дов. От 01.08.2019г.
УСТАНОВИЛ:
Измайловская межрайонная прокуратура ВАО обратилась в Арбитражный суд г. Москвы (далее - заявитель) с заявлением о привлечении ООО «Выбор» (далее также Общество) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Заявление мотивированно тем, что в ходе проверки были выявлены грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении Обществом фармацевтической деятельности.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд признаёт заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Как усматривается из материалов дела, Измайловской межрайонной прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры города Москвы от 16.04.2019 № 7/32-6-2019/66523 проведена проверка обеспечения граждан лекарственными препаратами, а также оказания надлежащей медицинской помощи в 2018 году и в истекшем периоде 2019 года.
Как было установлено в ходе проверки, ООО «Выбор» осуществляет деятельность по розничной торговле лекарственными средствами в аптечном пункте, расположенном по адресу: <...>, на основании лицензии на осуществление фармацевтической деятельности от 28.01.2016 № ЛО-77-02-007368, выданной Департаментом здравоохранения города Москвы.
В период времени с 12 час. 15 мин. по 17 час. 00 мин. 24.05.2019 сотрудниками Измайловской межрайонной прокуратурой осуществлен выход по указанному адресу, по результатам которого установлено, что в данном аптечном пункте отсутствуют капсулы «Имидазолилэтанамид пентандиовой кислоты», капсулы или таблетки «Умифеновир», суспензия для приема внутрь «Ибупрофен», сироп для приема внутрь «Лоратадин» которые входят в минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, для аптечных пунктов, аптечных киосков и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, являющийся приложением 4 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 2738-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».
В соответствии с ч. 6 ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон № 61-ФЗ) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством Российской Федерации и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Также в ходе проверки установлено, что в аптечном пункте отсутствуют журнал отсроченного обеспечения и журнал рецептов, выписанных с нарушением установленных правил.
В соответствии с п. 6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.07.2017 № 403н, в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание (далее - отсроченное обслуживание).
Согласно п. 15 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.07.2017 № 403н, рецепты, выписанные с нарушением установленных правил, регистрируются в журнале, в котором указываются выявленные нарушения в оформлении рецепта, фамилия, имя, отчество (при наличии) медицинского работника, выписавшего рецепт, наименование медицинской организации, принятые меры, отмечаются штампом «Рецепт недействителен» и возвращаются лицу, представившему рецепт. О фактах нарушения правил оформления рецептов субъект розничной торговли информирует руководителя соответствующей медицинской организации.
В соответствии с пп. «п» и «ц» п. 5 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 647н, документы по эффективному планированию деятельности, осуществлению процессов обеспечения системы качества и управления ими в зависимости от функций реализуемых субъектом розничной торговли, включают журнал учета неправильно выписанных рецептов и журнал учета рецептов, находившихся (находящихся) на отсроченном обслуживании,-,
Согласно ч. 1 ст. 55 Закона № 61-ФЗ розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того, в ходе проверки в аптечном пункте выявлено превышение предельной розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации (далее - Перечень ЖНВЛП).
Перечень ЖНВЛП на 2019 год утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 2738-р.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Закона № 61-ФЗ аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по ценам, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены, и размер розничной надбавки, не превышающий размера предельной розничной надбавки, установленной в субъекте Российской Федерации.
Предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, утверждаемый Правительством Российской Федерации, для организаций оптовой торговли, аптечных организаций, индивидуальных предпринимателей и медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, осуществляющих реализацию указанных лекарственных препаратов на территории города Москвы, установлены постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 № 163-1111 «Об установлении предельных размеров торговых надбавок к ценам на лекарственные препараты».
Согласно приложению к постановлению Правительства Москвы от 24.02.2010 № 163-1111 предельный размер розничной надбавки к фактическим отпускным ценам, установленным производителями до 50 руб. включительно, составляет 32%, свыше 50 руб. до 500 руб. включительно - 28%, свыше 500 руб. - 15%.
В соответствии с п. 6 Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП» (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 865), реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется при наличии протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП.
Согласно абз. 2 пп. 4 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями налогообложение производится по налоговой ставке 10%.
Так, согласно протоколу согласования цен на поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, к товарной накладной № 00892840 от 20.05.2019 фактическая отпускная цена, установленная производителем лекарственного препарата «Вилдаглиптин», включенного в Перечень ЖНВЛП на 2019 год, под торговым наименованием «Галвус» в дозировке 50 мг по 14 таблеток в упаковке (2 пачки), без НДС составляет 647 руб. 45 коп.
Таким образом, фактическая отпускная цена, установленная организацией розничной торговли с НДС, не должна превышать 819 руб. 02 коп. (647 руб. 45 коп. 10% НДС * 15% надбавка).
Однако, на момент проверки указанный препарат продавался в аптечном пункте по цене 838 руб. 50 коп.
Аналогичные нарушения закона выявлены при формировании аптечным пунктом фактической отпускной цены с НДС на такие лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП на 2019 год, как «Метформин» (торговое наименование «Глюкофаж Лонг» в дозировке 750 мг по 15 таблеток в упаковке (2 пачки)) за 353 руб. 50 коп., «Лактулоза» (торговое наименование «Порталак» сироп в дозировке 667 мг/мл во флаконе 250 мл) за 296 руб. 50 коп.
Таким образом, в действиях ООО «Выбор» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
По факту выявленных нарушений должностным лицом заявителя в отношении Общества с участием его представителя по доверенности было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.06.2019г. по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
Часть 4 ст. 14.1 КоАП РФ устанавливает, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является формальным, следовательно, в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражалась не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в части соблюдения лицензионных требований и условий.
В соответствии с примечанием к ст. 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Вина ООО «Выбор» в совершении вменяемого ему правонарушения установлена, у Общества имелась возможность для соблюдения требований и условий лицензируемой деятельности, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом правонарушении.
Согласно п. 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отказа в удовлетворении требования согласно п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.
На день принятия судебного решения срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
В связи с чем, имеются все необходимые условия для привлечения Общества к административной ответственности на основании ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ судом также не установлено.
В соответствии с п. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (п. 3 ст. 4.1).
Учитывая, характер совершенного Обществом административного правонарушения, а также, что административное нарушение совершено впервые, суд считает возможным привлечь ООО «Выбор» к административной ответственности с назначением ему минимального размера штрафа, установленного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ – 100.000 руб.
На основании ст.ст. 2.1, 2.10, 4.5, 14.1 (ч.4) 23.1, 24.1, 25.1, 25.4, 26.1-26.3, 28.2 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 205-206 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь ООО «Выбор» (юр. адрес: <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по г. Москве (прокуратура г. Москвы л/с <***>); ИНН / КПП - <***> / 770501001, ОКТМО: 45 38 1000
Банк получателя: Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)
БИК: 044525000
Номер счета получателя: 40101810045250010041
КБК: 415 1 16 90010 01 6000 140
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
СУДЬЯ: Л.А. Дранко