именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-16517/2013
«05» июня 2013 г.
Резолютивная часть решения объявлена 29.05.2013 г
Полный текст решения изготовлен 05.06.2013 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи – Блинниковой И.А. (120-20)
протокол ведет секретарь Гаврилов О.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по иску (заявлению) Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга
ответчик: ФАС России
третьи лица: 1. ИП ФИО1 2. ООО «Праздник Плюс»
о признании незаконным решения от 31.10.2012 г. по делу № П-567/12
с участием:
от истца (заявителя) ФИО2 дов. № 17-13/ОГЗ от 03.04.2013 г.
от ответчика: неявка, извещен
от третьих лиц: 1) неявка, извещен, 2) неявка, извещен
УСТАНОВИЛ:
Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Федеральной антимонопольной службы по делу №П-567/12 от 31.10.2012, принятое по жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1 на действия администрации Выборгского района Санкт-Петербурга при размещении государственного заказа способом проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению музыкальных и театрально-зрелищных мероприятий к праздничным датам в Санкт-Петербурге в 4 квартале 2012 года для жителей Выборгского района, для государственных нужд Санкт-Петербурга.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на несоответствие выводов решения ФАС России фактическим обстоятельствам дела, а также незаконность и необоснованность вынесенного решения, чем нарушены права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.
Ответчик представил материалы дела № П-567/12, отзыв суду не представлен. В судебное заседание ответчик не явился, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Третьи лица не воспользовались предоставленными им АПК РФ процессуальными правами, отзыв или иную письменную позицию по делу не представили, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст.123 и 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы заявителя, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заявлено обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Как следует из содержания оспариваемого решения, 31.10.2012 инспекцией ФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - инспекция) по делу №П-567/12 вынесено решение по жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1 на действия администрации Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - администрация, заказчик) при размещении государственного заказа способом проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению музыкальных и театрально-зрелищных мероприятий к праздничным датам в Санкт-Петербурге в 4 квартале 2012 года для жителей Выборгского района, для государственных нужд Санкт-Петербурга (далее - аукцион), а именно - на положения указанной документации.
В соответствии с указанным решением по делу №П-567/12 инспекция признала в действиях администрации нарушения ч. 7 ст. 16 и ч.1 ст. 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), а также выдала администрации предписание по делу №П-567/12 от 31.10.2012 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, в соответствии с которым надлежало отменить протокол подведения итогов аукциона, назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, даты проведения аукциона, разместить указанную информацию на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: wvw.zakupki.gov.ru., с последующим осуществлением дальнейшего проведения процедуры размещения заказа в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Предписание по делу №П-567/12 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов администрацией было исполнено, поскольку порядок обжалования вынесенных антимонопольным органом решений и предписаний предусмотренный Законом о размещении заказов, не содержит положений о возможности приостановления выданных предписаний в связи с обращением в суд.
Считая указанное решение незаконным и нарушающим права администрации, выступающей государственным заказчиком в соответствии с Законом о размещении заказов (ст. 4), на осуществление действий по размещению государственного заказа для государственных нужд, а также на самостоятельное установление требований к качеству, техническим характеристикам услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика (п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов), заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы.
В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемыми актами прав и законных интересов Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц.
Частью 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Судом установлено, что решение вынесено антимонопольной службой в пределах предоставленных полномочий и в рамках установленной законом компетенции.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), в случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков (далее также -уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 №94 ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.3.1.12 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2006 № 117 создана Комиссия ФАС России. На Комиссию ФАС России возложены обязанности по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно положениям, содержащимся в статье 17 и главе 8 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд», на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, возложена обязанность по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд.
В соответствии с частью 9 статьи 17 Закона о размещении заказов орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказа при выявлении в результате плановых и внеплановых проверок нарушений законодательства о размещении заказов вправе выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, конкурсной, аукционной и котировочной комиссии обязательные для исполнении предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании торгов, а также обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.
Согласно пункту 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещение заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 14.11.2007 №379, действиями, направленными на устранение нарушений законодательства о размещении заказов, могут быть: отмена протоколов, составленных в ходе проведения процедур размещения заказов, внесение изменений в конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, при этом срок подачи заявок на участие в торгах, запросе котировок должен быть продлен так, чтобы с момента опубликования и размещения таких изменений он составлял не менее двадцати дней для конкурса, пятнадцати дней для аукциона и четырех рабочих дней для запроса котировок, проведение процедур размещения заказов в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, иные действия, направленные на устранение нарушений законодательства о размещении заказов.
Из содержания ч.ч. 1,2,4 ст. 57 Закона о размещении заказов следует, что любой участник размещения заказа вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной аукционной и котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг для федеральных нужд, путем направления письменной жалобы в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола проведения аукциона или протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.
Порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства о размещении заказов установлен ст. 17 и главой 8 Закона о размещении заказов.
Инспекция ФАС в своем решении указывает, что техническая часть документации об аукционе, а именно: приложение №2 к части II техническое задание «Требования к товарам, использующимся при оказании услуг» (далее -Приложение №2) содержит ограничения для ознакомления, а именно: текст Приложения №2 невозможно копировать и осуществлять поиск по тексту.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства судом обозревалась конкурсная документации размещенная на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, а именно приложение № 2 к части 2 техническое задание.
Довод ответчика о том, что часть II техническое задание «Требования к товарам, использующимся при оказании услуг» (далее -Приложение №2), размещенная Заказчиком на Официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления, что нарушает часть 7 статьи 16 Закона о размещении заказов и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привело к ограничению количества участников размещения заказа, не нашел своего подтверждения.
Приложение №2 создано в формате PDF. PDF (аббревиатура от англ. Portable Document Format - переносимый формат документов) - кроссплатформенный формат электронных документов, созданный фирмой Adobe Systems с использованием ряда возможностей языка PostScript. По своей сути документ в формате pdf (Portable Document Format) является контейнером для графических или текстовых документов. Международная Организация по Стандартам (ISO) утвердила формат PDF (Portable Document Format) версии 1.7 в качестве международного стандарта ISO 32000-1.
Для преобразования документа pdf в документ формата, который поддерживает офисная система Microsoft Office достаточно использовать программные продукты для распознавания текста (системы оптического распознавания текстов), такие как Abby FineReader (платный программный продукт), CuneiForm (бесплатный программный продукт) или воспользоваться различными бесплатными онлайн сервисами распознавания документов.
Следовательно, указанная программа является международной и официальной, запрет на использование указанной программы не содержится в приказе Минэкономразвития от 16.11.2009 №470.
Ссылка Инспекция ФАС в своем решении на тот факт, что заказчик установил в Приложении 2 требования к производственным мощностям участников аукциона (пункт 1 - Пульт) также не основана на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.
Согласно «РДС 11-201-95. Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства», утвержденной Постановлением Минстроя РФ от 24.04.1995 №18-39, понятие производственной мощности раскрывается как вместимость, пропускная способность объекта, максимальное количество продукции, которое может быть произведено, относится к строительным, ремонтным, машиностроительным работам.
Количество каналов в пульте, количество потребляемого питания пультом, количество выходов в компрессоре пульта и наличие микрофонных предусилителей - это требования к техническим характеристикам пульта, которые необходимо устанавливать согласно положениям части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
При указанных обстоятельствах оспариваемое решение по делу №П-567/12 от 31.10.2012 не соответствует Закону о размещении заказов, и нарушило права и законные интересы администрации на самостоятельное установление требований к качеству, техническим характеристикам услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, а также с учетом того, что ответчик в судебное заседание не явился, мотивированные возражения не представил, доводы, изложенные в оспариваемом решении ФАС России, опровергнуты исследованными судом доказательствами, в частности, факта ограничений при ознакомлении с конкурсной документацией, размещенной на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, а именно приложением № 2 к части 2 техническое задание, судом не установлено.
Суд также принимает во внимание, что обратное ответчиком не доказано, а представленные суду материалы дела № П-567/12 не содержат каких-либо доказательств ограничения ознакомления с приложением.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом. Лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно.
В соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, учитывая, что ответчик законность вынесения оспариваемого акта не доказал, суд приходит к выводу о незаконности решения Федеральной антимонопольной службы по делу №П-567/12 от 31.10.2012.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относятся на ответчика.
Руководствуясь ст. 1-13, 15, 17, 27, 29, 64-68, 69, 71, 75, 1234, 156, 166-170, 176 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», признать недействительным решение Федеральной антимонопольной службы по делу №П-567/12 от 31.10.2012 принятое по жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1 на действия администрации Выборгского района Санкт-Петербурга при размещении государственного заказа способом проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению музыкальных и театрально-зрелищных мероприятий к праздничным датам в Санкт-Петербурге в 4 квартале 2012 года для жителей Выборгского района, для государственных нужд Санкт-Петербурга.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья И.А.Блинникова