ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-16536/15 от 12.08.2015 АС города Москвы

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

14 августа 2015 годаДело № А40-16536/2015

Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2015 года

Полный текст решения изготовлен 14 августа 2015 года

Арбитражный суд в составе судьи Уточкина И.Н. (90-127),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Станкевичем И.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ФГБОУВПО «СПГУ им. С.М.Кирова»

к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации

о взыскании 362.088,17 руб.

и по встречному иску Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

к ФГБОУВПО «СПГУ им. С.М.Кирова»

о взыскании штрафа в размере 27.508,82 руб.

с участием представителя Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации ФИО1 по дов. от 30.12.2014 № П-19-44

УСТАНОВИЛ:

ФГБОУВПО «СПГУ им. С.М.Кирова» обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации с исковым заявлением о взыскании 275.088 руб. 17 коп. задолженности по государственному контракту № 0195100000314000057-0440942-01 от 14.07.2014 за неоплату выполненных истцом работ по разработке проекта профессионального стандарта лесничего, помощника лесничего.

Определением от 25.05.2015 суд принял к рассмотрению встречный иск Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации к ФГБОУВПО «СПГУ им. С.М.Кирова» о взыскании штрафа в размере 27.508,82 руб. за невыполнение работ надлежащего качества по указанному госконтракту.

В судебном заседании 06.08.2015 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 12.08.2015.

ФГБОУВПО «СПГУ им. С.М.Кирова» представителя в суд не направило, о месте и времени судебного заседания уведомлено надлежащим образом. С учетом ст.ст. 123, 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Представитель Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации против первоначального иска возражал, требования встречного иска поддержал.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, оценив представленные доказательства по встречному и первоначальному искам, суд признал первоначальное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, а встречное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (заказчик) и ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский Государственный Лесотехнический Университет имени СМ. Кирова» (подрядчик) был заключен государственный контракт от 14.07.2014 № 0195100000313000057-0440942-01 на выполнение работ по разработке профессионального стандарта лесничего, помощника лесничего в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 № 2204-р (далее - Контракт).

Согласно пункту 2.2 Контракта цена Контракта составляет 275 088 руб. 17 коп.

В соответствии с пунктом 2.6 Контракта оплата выполненных Подрядчиком работ осуществляется заказчиком по факту выполнения работ в течение 5 банковских дней после предоставления подрядчиком счета на оплату на основании подписанного сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ (Приложение № 2 к Контракту).

Истец, согласно пункту 7.1 Контракта, перечислил ответчику 87.000 руб. в счет обеспечения исполнения контракта.

Согласно исковому заявлению истец выполнил работы по контракту надлежащим образом, сдал ответчику отчетные материалы, направил акт сдачи-приемки и счет на оплату. Однако ответчик отказался от подписания акта приема-сдачи выполненных работ и направил истцу отказ от 31.12.2014, поскольку проект профессионального стандарта не получил рекомендацию к утверждению от органа, уполномоченного рекомендовать профессиональные стандарты к утверждению. 

Посчитав, что ответчик необоснованно отказался принимать и оплачивать выполненные работы, истец обратился в суд.

Между тем, по мнению суда, ответчик обосновано отказал истцу в приемке и оплате работ по следующим основаниям.

Согласно пунктам 3.1.1, 1.2, 1.3 Контракта подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с требованиями к содержанию и объему выполняемых работ, установленными Заказом на выполнение работ (Приложение № 1 к Контракту) (далее - Заказ), и передать заказчику их результаты в срок не позднее 20.12.2014.

Пунктом 2.3 Заказа установлено, что разработка Проекта профессионального стандарта лесничего и помощника лесничего должна осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе:

- постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (далее - Правила),

- приказом Минтруда России от 08.05.2013 № 200 «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013-2014 годах за счет средств федерального бюджета»;

- Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта (утверждены приказом Минтруда России от 30.09.2014 № 671н «Об утверждении методических рекомендаций по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов») (далее - Методические рекомендации);

- макетом профессионального стандарта (утвержден приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта») (далее - Макет);

- уровнями квалификаций (утверждены приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»).

Согласно пункту 4.2 Контракта процедура согласования выполненных работ, предшествующая сдаче-приемке выполненных работ, осуществляется в соответствии с разделом 2.4 Заказа, который содержит подробное описание процедуры согласования выполнения работ.

В соответствии с п. 4.3 Контракта по окончании процедуры согласования выполненных работ подрядчик представляет заказчику акт сдачи-приемки выполненных работ.

Согласно п. 4.8 Контракта по итогам проверки результатов выполненных работ и проведенной экспертизы заказчик подписывает акт сдачи-приемки выполненных работ либо направляет подрядчику в письменной форме мотивированный отказ от приемки работ.

Работы считаются выполненными с даты подписания сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ (п. 4.10 Контракта).

Пунктом 2.6 Контракта предусмотрено, что оплата выполненных работ осуществляется по факту выполнения работ на основании подписанного сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ.

Согласно пункту 2.4.2 раздела 2.4 заказа для рассмотрения проекта профессионального стандарта подрядчик представляет заказчику проект профстандарта с необходимыми документами.

Заказчик в течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профстандарта информирует разработчика об отклонении проекта профстандарта или о принятии его к рассмотрению (п. 2.4.4 Заказа).

При этом следует отметить, что принятие к рассмотрению Проекта профстандарта не означает приемку выполненных работ, поскольку в данном случае заказчик в рамках процедуры согласования осуществляет рассмотрение представленного пакета документов исключительно на предмет их соответствия Методическим рекомендациям, Макету, комплектности и полноте наличия необходимых документов, указанных в пункте 2.4.2 Заказа.

Поскольку представленный Университетом 10.11.2014 проект профстандарта не соответствовал требованиям, установленным Заказом, письмом Минтруда России от 14.11.2014 № 14-3/10/В-7568 с приложением заключения, подрядчику было предложено доработать и повторно представить Проект профстандарта.

Пунктами 2.4.5, 2.4.6, 2.4.7 Заказа установлены функции Минтруда России, касающиеся организации общественного обсуждения профстандарта, получения заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности и направлению проекта профстандарта в уполномоченный орган, рекомендующий профстандарты к утверждению.

Уполномоченным органом в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.04.2014 № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской    Федерации    по    профессиональным    квалификациям»    является Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее - Национальный совет).

После повторного предоставления Университетом проекта профстандарта, в соответствии с пунктом 2.4.7 Заказа проект профстандарта был направлен в уполномоченный орган письмом Минтруда России от 05.12.2014 № 14-3/10/В-8306.

В соответствии с пунктами 2.4.8, 2.4.9 Заказа Национальный совет рассматривает проект профессионального стандарта, по результатам рассмотрения готовит заключение с рекомендациями об утверждении либо отклонении либо о доработке проекта профстандарта. На основании указанного заключения Заказчик принимает решение об утверждении профстандарта либо о направлении проекта профстандарта на доработку либо об отклонении проекта профстандарта.

Пунктом 2.4.15 Заказа предусмотрено, что на основании заключения Национального совета с рекомендацией об отклонении проекта профстандарта заказчик принимает решение об отклонении проекта профстандарта и направляет его подрядчику.

Согласно заключению Национального совета Минтруду России рекомендовано отклонить проект профстандарта, поскольку Проект профстандарта «Лесничий, помощник лесничего» не соответствует требованиям, установленным действующими нормативными правовыми актами в сфере рассмотрения и одобрения Национальным советом проектов профессиональных стандартов.

В связи с изложенным, подрядчик был уведомлен письмом Минтруда России от 24.12.2014 № 14-3/10/В-8901 об отклонении Национальным советом представленного проекта профстандарта с приложением Заключения Национального совета.

Таким образом, представленный подрядчиком проекта профстандарта не соответствовал требованиям и условиям Контракта, установленным в разделах 2.3, 2.5 Заказа.

В соответствии с пунктом 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков. При этом в силу пункта 2 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации, если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он также может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков.

В силу статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а в случае отступления от этого требования обязательство считается исполненным ненадлежащим образом.

Таким образом, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований Университета о взыскании с Минтруда России задолженности по контракту, поскольку, подрядчиком не были выполнены обязательства по Контракту, результаты работ надлежащего качества, соответствующие условиям Контракта, подрядчиком не были сданы заказчику.

Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Пунктом 6.3 Контракта предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения невыполнения обязательств по Контракту по вине Подрядчика, последний обязан выплатить штраф установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 в размере 10% стоимости Контракта, что составляет 27.508,82 руб.

В связи с чем, истец Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации правомерно потребовало взыскания с ФГБОУВПО «СПГУ им. С.М.Кирова» штрафа, предусмотренного пунктом 6.3 Контракта.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании ст.ст. 15, 309, 310, 405, 721, 723 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 49, 64-68, 71, 75, 110, 123, 156, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В первоначальном иске отказать.

Взыскать Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М.Кирова» (ИНН <***>) в пользу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ИНН <***>) штраф в размере 27.508,82 руб. (Двадцать восемь тысяч пятьсот восемь рублей восемьдесят две копейки).

Взыскать с Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М.Кирова» (ИНН <***>) в доход федерального бюджета 2000 руб. госпошлины по встречному иску.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья:                                                                                              Уточкин И.Н.