РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва
16 мая 2022 г. Дело № А40- 16681/22-84-124
Резолютивная часть решения суда объявлена 11 мая 2022 г.
Полный текст решения суда изготовлен 16 мая 2022 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белых Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению: ОАО "РЖД" (107174, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.09.2003, ИНН: <***>)
к ответчику: ФАС России (125993, <...>, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 19.04.2004, ИНН: <***>)
третье лицо: ООО "Сириус СК" (660012, Россия, Красноярский край, город Красноярск Г.О., Красноярск г., Красноярск г., Семафорная ул., д. 76, ПОМЕЩ. 1-4, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 12.03.2021, ИНН: <***>, КПП: 246401001)
об оспаривании решения и предписания от 12.01.2022 г. № 223ФЗ-16/22
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 (паспорт, доверенность от 21.01.2021г. №ЦДЗС-2/Д, диплом);
от ответчика: ФИО2 (удостоверение, доверенность от23.12.2021 г. № МШ/110316/21, диплом);
от третьего лица: ФИО3 (паспорт, доверенность от 16.02.2022г. №б/н, диплом);
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее — Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 12.01.2022 г. № 223ФЗ-16/22.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ООО "Сириус СК".
Представитель Заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам заявления.
Представитель Ответчика в судебном заседании заявленные требования не признала, возражала против их удовлетворения по доводам представленного отзыва.
Представитель Третьего лица в судебном заседании поддержал позицию заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, арбитражный суд приходит к выводу о том, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы удовлетворение заявленных требований возможно при одновременном наличии двух условий: если оспариваемое решение уполномоченного органа не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Как следует из материалов дела, Федеральной антимонопольной службой (далее - антимонопольный орган, ФАС России) по результатам рассмотрения жалобы ООО «Сириус СК» (от 22.12.2021 № 4/30) на действия (бездействие) ОАО «РЖД» (далее также -Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме № 985/ОКЭ-ТДДИ ЦП/21 на право заключения договора на выполнение работ по текущему содержанию пути для нужд Забайкальской дирекции инфраструктуры (извещение № 32110782894) вынесено решение от 12.01.2022 № 223ФЗ-16/22 (далее - Решение), в соответствии с которым указанная жалоба признана обоснованной, а действия Заказчика не соответствующими ч. 6 ст. 3. п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
Согласно п. 3 резолютивной части Решения ОАО «РЖД» выдано обязательное к исполнению предписание от 12.01.2022 № 223ФЗ-16/22 (далее - Предписание), в соответствии с которым ОАО «РЖД» надлежало совершить ряд действий (мероприятий) в отношении закупки, а именно: отменить протоколы, составленные в ходе проведения конкурса, уведомить участников об отмене протоколов; назначить новую дату рассмотрения заявок на участие в конкурсе, новую дату подведения итогов конкурса, а также разместить в единой информационной системе в сфере закупок wmv.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) информацию о новой дате рассмотрения заявок на участие в конкурсе, о новой дате подведения итогов конкурса, а также уведомить участников конкурса о новой дате и времени рассмотрения заявок на участие в конкурсе, о новой дате подведения итогов конкурса в соответствии с требованиями Закона о закупках, с учетом принятого Комиссией ФАС России Решения; рассмотреть заявки участников конкурса в соответствии с требованиями Закона о закупках. Положения о закупке, конкурсной документацией (далее - Документация) с учетом принятого Комиссией ФАС России Решения; разместить в ЕИС информацию о совершении действий, указанных в пунктах 1-3 Предписания; продолжить проведение конкурса в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке, Документации и с учетом принятого Комиссией ФАС России Решения; в срок не позднее до 01.02.2022 представить в ФАС России подтверждение исполнения Предписания в письменном виде и по электронной почте 223predpisanie@fas.gov.ru.
ОАО «РЖД», не согласившись с обжалуемыми Решением и Предписанием, посчитав их незаконными, вынесенными с существенным нарушением норм материального права и противоречащими фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
Материалами дела подтверждается, что в ФАС России поступила жалоба ООО «Сириус СК» (далее — Общество) от 22.12.2021 № 4/30 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее - РЖД) при проведении открытого конкурса в электронной форме № 985/ОКЭ-ЦДИ ЦП/21 на право заключения договора на выполнение работ по текущему содержанию пути для нужд Забайкальской дирекции инфраструктуры (извещение № 32110782894) (далее — Конкурс, Жалоба).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее - Извещение), конкурсной документацией (далее - Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1.Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 29.10.2021.
2.Начальная (максимальная) цена договора - 153 478 800 рублей.
3.Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 23.11.2021.
4.На участие в Конкурсе подана 1 заявка.
5.Дата рассмотрения заявок участников закупки - 08.12.2021.
6.К участию в Конкурсе допущена 1 заявка участника закупки.
7.Дата подведения итогов Конкурса - 09.12.2021.
8.На участие в Конкурсе допущено 0 заявок, в связи с чем Конкурс признан несостоявшимся.
По результатам рассмотрения жалобы ООО «Сириус СК» ФАС России принято решение от 12.01.2022 по делу № 223ФЗ-16/22, которым Жалоба признана обоснованной.
ОАО «РЖД» выдано обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
Наличие в жалобе указаний на осуществление Заказчиком закупки с нарушением положений Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках при проведения закупочной процедуры, является самостоятельным основанием для принятия жалобы к рассмотрению.
Из жалобы ООО «Сириус СК» следует, что при проведении Конкурса ОАО «РЖД» нарушены права и законные интересы ООО «Сириус СК», поскольку ОАО «РЖД» принято неправомерное решение об отклонении заявки ООО «Сириус СК».
Таким образом, жалоба ООО «Сириус СК» содержит основания, предусмотренные пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
Заказчиком неправомерно отклонена заявка Общества.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе, в связи с предоставлением недостоверной информации о сотрудниках, направленной Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе для ее оценки.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Подпунктом 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации установлен подкритерий «Квалификация персонала» критерия «Квалификация участника» (далее - Подкритерий).
В соответствии с Подкритерием заявки участников закупки «оцениваются путем деления количества наименований профессий/квалификаций персонала, необходимого для производства работ по текущему содержанию пути, указанного в сведениях о квалифицированном персонале (по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 к конкурсной документации)*, представленных каждым (j-ым) участником и наличие которых подтверждено документами, указанными в подпункте 2) пункта 2 приложения № 1.4 к конкурсной документации, на количество наименований профессий/квалификаций персонала, указанных в приложении № 1.4.1, по формуле:
Бj=*10, где
Бj - количество баллов j-oгo участника;
Гj - количество наименований профессий/квалификаций персонала, необходимого для производства работ по текущему содержанию пути, указанного в сведениях о квалифицированном персонале (по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении
№ 1.3 к конкурсной документации), представленных каждым (j-ым) участником и наличие которых подтверждено документами, указанными в подпункте 2) пункта 2 приложения № 1.4 к конкурсной документации;
N - количество позиций квалифицированного персонала, указанного
в приложении № 1.4.1 к документации.
Максимальное количество баллов - 10 баллов.
При оценке учитываются только те наименования профессий/квалификаций персонала, указанные участником в сведениях о квалифицированном персонале (по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 к конкурсной документации) и подтвержденные документами, указанными в подпункте 2) пункта 2 приложения № 1.4 к конкурсной документации, количество человек которого соответствует или превышает количество человек, указанное в приложении № 1.4.1, по каждому наименованию профессий/квалификаций.
0 баллов - не представлены документы предусмотренные подпунктом 2) пункта 2 Приложения № 1.4 к конкурсной документации.
В случае отсутствия в составе заявки участников закупки заполненных Форм согласия на обработку персональных данных и заполненной Формы сведений о квалифицированном персонале (приложение № 1.3 к конкурсной документации), сведения о данных специалистах не будут учитываться при оценке по подкритерию «Квалификация персонала».
При этом согласно подпункту 2 части 2 приложения № 1.4 к Документации оценка заявок осуществляется на основании технического предложения, документов, представленных в подтверждение соответствия квалификационным требованиям, требованиям технического задания, иных документов, представленных в составе заявки, а также следующих документов, представляемых участником дополнительно при наличии документов, подтверждающих наличие квалифицированного персонала, указанного в приложении № 1.4.1 к Документации:
- документ, подготовленный по форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 Документации (с указанием ФИО, даты рождения, СНИЛС, ИНН, реквизиты патентов);
-копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала;
-копии патентов, выданные в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (копии основной и оборотной стороны патента), в случае предоставления участником персонала, являющегося иностранными гражданами;
- документы, подтверждающие профессии персонала участника, а именно:
для монтеров пути не ниже 3 разряда:
- действующие документы, подтверждающие обучение профессии «Монтер пути» с указанием присвоенного разряда;
или - трудовые книжки (первую страницу и страницу о текущем месте работы) с указанием соответствующей профессии и разряда.
для бригадиров пути:
действующие свидетельства/удостоверения, подтверждающее обучение профессии «Бригадир пути»; и/или
- действующие свидетельства/удостоверения монтера пути не ниже 5 разряда;
для сигналистов:
- действующие документы, подтверждающие обучение профессии «Сигналист»; или
- трудовые книжки (первую страницу и страницу о текущем месте работы) с указанием соответствующей профессии.
В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие критерию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.
Приложением 1.4.1 к Документации установлен перечень специалистов, необходимых для производства работ.
В силу положений вышеуказанного приложения участник закупки должен подтвердить наличие квалифицированного персонала для выполнения работ по текущему содержанию пути для нужд Дальневосточной дирекции инфраструктуры: монтер пути не ниже 3 разряда - не менее 79 человек, бригадир пути - не менее 7 человек, сигналист - не менее 14 человек.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса от 08.12.2021 № 985/ОКЭ-ЦДИ ЦП/21/1 Заказчиком принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе в связи с предоставлением в составе заявки на участие в Конкурсе недостоверной информации (представлена не соответствующая действительности информация о квалифицированном персонале, указанном участником в сведениях о наличии квалифицированного персонала).
Изучив представленные материалы, Комиссия ФАС России установила, что Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе предоставлены сведения о наличии квалифицированного персонала для выполнения работ по текущему содержанию пути для нужд Забайкальской дирекции инфраструктуры: монтер пути не ниже 3 разряда - не менее 233 человек, бригадир пути - 19 человек, сигналист - 38 человек.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил сведения и пояснил, что в ходе проверки сведений, представленных Заявителем в составе заявки, Заказчиком установлено, что договоры возмездного оказания услуг, заключенные с ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, являются не соответствующими действительности, поскольку, исходя из полученных Заказчиком письменных пояснений указанных лиц, договоры с Заявителем они не заключали, а также не давали согласия на обработку персональных данных.
При этом на заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил иные сведения и письменные пояснения вышеуказанных лиц о заключении с Заявителем договоров возмездного оказания услуг и о предоставлении согласия на обработку персональных данных, а также нотариально заверенные письменные пояснения ФИО4, ФИО7, ФИО9, свидетельствующие о том, что вышеуказанными сотрудниками Заказчика заключены договоры с Заявителем.
Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами.
Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.
Указанные договоры возмездного оказания услуг с работниками в судебном порядке не оспорены, не признаны судом недействительными сделками, доказательств обратного ОАО «РЖД» не представлено.
Довод о предоставлении недостоверных сведений участником закупки обоснованно отклонен Комиссией ФАС России.
Более того, антимонопольный орган в силу своих полномочий и компетенции не наделен правомочиями давать оценку заключенным договорам на предмет их недействительности, равно как и ОАО «РЖД», поскольку такими полномочиями в силу действующего законодательства Российской Федерации наделен только суд.
Согласно пункту 3.6.32 части 3 Документации в случае если информация, необходимая для оценки заявки не представлена участником, но его заявка не отклонена в ходе рассмотрения, заявка по соответствующему критерию оценивается в 0 баллов.
В соответствии с пунктом 3.6.34 части 3 Документации если документы, необходимые для осуществления оценки, не соответствуют требованиям конкурсной документации оценка заявки по соответствующим критериям осуществляется без учета информации, указанной в таких документах.
Буквальное толкование приведенных пунктов закупочной документации свидетельствует, по мнению суда, о недопустимости отклонения заказчиком заявки третьего лица, поскольку условия указанной документации предполагали необходимость оценки данной заявки в 0 баллов по спорному критерию, но не предполагали возможность ее отклонения, вопреки утверждению заявителя об обратном.
Таким образом, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Выводы ФАС России подтверждаются актуальной судебной практикой: постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по делу № А40-62474/2021, решения Арбитражного суда города Москвы от 22.11.2021 по делу № А40-159552/21, от 27.08.2021 по делу № А40-35224/21.
Оспариваемые Решение и Предписание ФАС России не препятствуют осуществлению Заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают какие-либо незаконные обязанности на Заявителя.
В соответствии с абзацем 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в частности, в абзаце втором пункта 1 установлено следующее: «если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным».
Следовательно, для признания недействительным обжалуемого Заявителем Решения ФАС России необходимо наличие двух обязательных условий:
1)Наличие нарушения прав истца;
2)Несоответствие оспариваемого акта закону.
1.1) Права и охраняемые законом интересы Заявителя оспариваемыми Решением и Предписанием не нарушены.
Признание недействительным, как несоответствующего законодательству ненормативного акта антимонопольного органа, в соответствии со статьей 12 ГК РФ является способом защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов юридического лица при обращении с заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права. Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого решения.
Обязанность Заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств фактического нарушения их прав.
Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что целью подачи заявления о признании решения ФАС России недействительным является восстановление прав Заявителя (Определения ВАС РФ от 16.03.2010 №17906/09, от 31.07.2009 № 9797/09).
При указанных обстоятельствах, избранный заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав, а материальный интерес заявителя к принятым решению и предписанию ФАС России имеет абстрактный характер, так как отсутствует неопределенность в сфере правовых интересов Заявителя, устранение которой возможно в случае удовлетворения заявленных требований, поскольку в настоящее время предписание исполнено, а как следует из правового смысла части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обращение с иском в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных прав.
Таким образом, в настоящее время оспариваемые Решение и Предписание ФАС России не нарушают прав и законных интересов Заявителя и не препятствуют его экономической деятельности, следовательно, отсутствует обязательное условие для признания Решения и Предписания недействительными.
На основании вышеизложенного, ФАС России считает, что Решение и Предписание ФАС России от 12.01.2022 по делу № 223ФЗ-16/22 являются законными, обоснованными, принятыми в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Судом проверены все доводы Заявителя, однако они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенное, требования Заявителя являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Госпошлина распределяется по правилам ст. 110 АПК РФ и относится на Ответчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 1-13, 15, 17, 27, 29, 49, 51, 64-68, 71, 75, 81, 123, 156, 163, 166-170, 176, 180, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Проверив на соответствие действующему законодательству, в удовлетворении заявленных требований ОАО "РЖД" отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | О.В. Сизова |