ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-168272/17-121-1508 от 18.01.2018 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва                                                                          Дело № А40-168272/17-121-1508

23 января 2018г.

Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2018 года

Полный текст решения изготовлен 23 января 2018 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:                                           

Председательствующего судьи Е.А. Аксеновой

При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Е.В. Каркавцевой,

Рассматривает в открытом судебном заседании суда дело по заявлению ООО «ПАРЕКС ЭСТЕЙТ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 23.04.2015, 123423, Москва, ул. Демьяна Бедного, д. 17, корп. 1, помещение I, комната 3)

к Департаменту городского имущества г. Москвы  (ОГРН <***>,  ИНН <***>, дата регистрации 08.02.2003, 125009, Москва, Газетный переулок, д. 1/12),

третье лицо Правительство Москвы

о признании незаконным решения от 05.06.2017 № 33-5-73284/17-(0)-1,

с участием: от заявителя: ФИО1 (по дов. от 28.12.2015 б/н, паспорт), от ответчика: ФИО2 (по дов. от 19.12.2017 № 33-Д-1210/17, паспорт), от третьего лица: неявка, извещен,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ПАРЕКС ЭСТЕЙТ» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Департамента городского имущества города Москвы (далее – Ответчик, Департамент) № 33-5-73284/17-(0)-1 от 05.06.2017 об отказе в предоставлении государственной услуги «Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение» в отношении объекта, расположенного по адресу: <...>, принадлежащего ООО «ПАРЕКС ЭСТЕЙТ» на праве собственности.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на незаконность оспариваемого решения, полагает, что у Департамента отсутствовали правовые основания для отказа в оказании испрашиваемой услуги, поскольку Обществом вместе с заявлением были представлены в адрес ответчика все предусмотренные действующим законодательством документы.

Ответчик против удовлетворения заявления возражает, полагает, что вынесенное Департаментом решение об отказе в предоставлении государственной услуги является законным.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица - Правительства Москвы, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст.123, 156 АПК РФ.

Суд установил, что срок на обжалование ненормативного акта, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем не пропущен.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, а также имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению и при этом руководствуется следующим.

Как следует из материалов дела, 22.05.2017 года ООО «ПАРЕКС ЭСТЕЙТ» обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением на предоставление государственной услуги «Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение» в отношении помещения I (2 этаж) общей площадью 252,80 кв.м., помещение I (3 этаж) общей площадью 254,30 кв.м., находящихся в собственности ООО «ПАРЕКС ЭСТЕЙТ», расположенных по адресу: <...>.

Решением Департамента городского имущества города Москвы от 05.06.2017 №33-5-73284/17-(0)-1 Обществу отказано в предоставлении государственной услуги, со ссылкой на то обстоятельство, что перевод нежилых помещений в жилищный фонд в указанном объекте не предусмотрен, поскольку согласно выписке из ЕГРН, назначение здания, расположенного по адресу: <...> -  нежилое здание.

Полагая, что решение Департамента нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценка доказательств показала следующее.

Как уже указывалось судом ранее, ООО «ПАРЕКС ЭСТЕЙТ» является собственником здания, расположенного по адресу <...>.

Согласно документам ГБУ «МосгорБТИ» здание состоит из трех надземных этажей, подвала, чердака.

Пунктом 2 ст.209 ГК РФ установлено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе: отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Главой 3 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен порядок перевода нежилых помещений (жилых) в жилые (нежилые).

Представитель ответчика в ходе судебного разбирательства пояснил, что Департамент вынес оспариваемое решение об отказе в переводе нежилых помещений в жилые по следующим основаниям: перевод нежилого помещения в жилое недопустим, поскольку образование квартиры из нежилого помещения допускается исключительно в действующем многоквартирном доме. В нежилом здании перевод всех и/или некоторых помещений в жилые (квартиры) не допускается.

Однако, суд, изучив представленные в материалы дела доказательства, не может согласиться с изложенной позицией Департамента.

Как следует из документов ГБУ «МосгорБТИ», здание было построено в 1902 году как многоквартирный жилой дом – доходный дом князя ФИО3, памятником истории и культуры не является.

Согласно ч. 4, 5, 7 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для использования помещения в качестве жилого, в случае осуществления его перевода из нежилого, является решение уполномоченного органа власти.

В силу п.6 ч. 1, ч.2 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, полномочия на территории города Москвы по переводу нежилых (жилых) помещений в жилые (нежилые) осуществляют органы государственной власти субъекта РФ – города Москвы.

Согласно п. 4.2.73 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 20.02.2013 N99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", решение о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения принимается Департаментом городского имущества города Москвы.

Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным органом.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 23 ЖК РФ для перевода нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Суд при рассмотрении настоящего спора приходит к выводу, что ООО «ПАРЕКС ЭСТЕЙТ» представило все указанные в ч.2 ст.23 ЖК РФ документы, необходимые для перевода нежилого помещения в жилое, что подтверждается описью документов к заявлению на оказание государственной услуги.

Согласно части 3 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта  1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, суд отмечает, что частью 1 ст.24 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

В силу ч.2 ст.24 ЖК РФ, решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Однако, вопреки требованиям действующего законодательства, отказ Департамента от 05.06.2017г. № 33-5-73284/17-(0)-1 не содержит ссылок на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В части 3 статьи 15 ЖК РФ указано, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Из указанной нормы следует, что порядок признания помещения жилым помещением, а равно требования к таким помещениям устанавливается исключительно Правительством РФ в соответствии федеральными законами.

Требования к жилым помещениям установлены в разделе «II. Требования, которым должно отвечать жилое помещение» (содержащего пункты 9 – 32), утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее – Обязательные требования).

Согласно п.  2.5.1.1.12. Приложения № 1 к Постановлению Правительства Москвы от 27.10.2015 N 692-ПП "О переводе жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения, признании нежилых помещений жилыми помещениями, пригодными для проживания" при обращении по вопросу перевода нежилого помещения в жилое помещение представляются следующие заключения уполномоченных организаций о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47:

1) заключение организации, аккредитованной на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 10, 11, 12, 17, 18, 20, 22, 23, 24 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47;

2) заключение организации, аккредитованной на осуществление санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования и иных видов оценок (при наличии на указанное заключение положительного заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве), о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 13, 14, 15, 21, 25, 26-32 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47;

3) заключение организации, аккредитованной на право проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 16, 19 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.

Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам, ООО «ПАРЕКС ЭСТЕЙТ» представило в ДГИ г. Москвы заключения о соответствии пунктам 9 – 32 Обязательных требований.

Согласно письму Москомархитектуры от 14.10.2016 г. №МКА-30-9156/6-1, здание расположено в составе многофункциональной общественной зоны.

Согласно сведениям с публичной кадастровой карты Росреестра, представленным заявителем, здание расположено в зоне, в которой расположены, в том числе многоквартирные дома.

Из заключения ГБУ «МосгорБТИ» № 66 98 301514 следует, что здание соответствует п. 10, 11, 12, 17, 18, 20, 23, 24 Обязательных требований.

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» (аттестат аккредитации № RA.RU.710045 от 12.05.2015) здание соответствует п. 13, 14, 15, 21, 25, 26-32 Обязательных требований.

Согласно акту санитарно-эпидемиологической экспертизы № 0106-05361/ВД от 31.10.2016, составленному ФБУЗ "ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ", нежилые помещения соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".

Кроме того, согласно проекту перевода нежилых помещений в жилые №19042016, составленному ООО «ПСК ЛЕВША» , нежилые помещения, расположенные на первом этаже, будут использоваться в качестве помещений вспомогательного назначения к жилым помещениям, расположенным на 2 и 3 этажах (кладовая, лестничные клетки, входная группа, технические помещения). Нежилых помещений самостоятельного использования в здании, после осуществления перевода из нежилых в жилые помещений на 2,3 этажах, проектом не предусмотрено.

Согласно заключению №10/16 от 27.10.2016 г., выданному ООО «Экспертиза и Консультирование» здание соответствует п. 16, 19 Обязательных требований.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что здание соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение (пункты 9 – 32), утв.  Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Исходя из установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, оснований для отказа в переводе нежилых помещений в жилые, установленных в ч.1 ст.24 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также п.2.10 Административного регламента, утв. Постановлением Правительства Москвы от 27.10.2015 N 692-ПП "О переводе жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения, признании нежилых помещений жилыми помещениями, пригодными для проживания" не установлено.

Таким образом, у Департамента городского имущества отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении Обществу государственной услуги.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений в резолютивной части решения суда указывает на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Стоит отметить, что ДГИ г. Москвы принимает правовые акты в форме приказов и распоряжений (п. 10.6 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы").

Согласно части 5 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в ч. 4 ст. 23 ЖК РФ решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений.

Форма такого документа утверждена Постановлением Правительства РФ от 10.08.2005 N 502 "Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение".

В уведомлении ДГИ г. Москвы должен указать реквизиты распоряжения о переводе нежилых помещений в жилые, а также указать «без предварительных условий» (если для перевода не требуется проведение работ в нежилых помещениях) либо «перевести при условии проведения в установленном порядке следующих видов работ» (если для осуществления перевода необходимо проведение некоторых работ).

Таким образом, для перевода нежилых помещений в жилые, ДГИ г. Москвы должен принять распоряжение о переводе, а затем направить в адрес заявителя уведомление о принятом распоряжении.

В связи с чем, по мнению суда, без возложения обязанности на ДГИ г.Москвы принять соответствующее распоряжение невозможна защита права заявителя на осуществление перевода нежилых помещений в жилые.

В рассматриваемом случае, распоряжение ДГИ г. Москвы о переводе двух изолированных помещений на 2 и 3 этажах соответственно в жилые помещения из нежилых  будет основанием для их использования в качестве квартир, и внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно ч.2 ст. 182 АПК РФ, решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов, а также решения по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, подлежат немедленному исполнению.

В силу действия части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Расходы по уплате государственной пошлине распределяются по правилам на ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с Департамента городского имущества города Москвы в пользу заявителя.

Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из средств федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 1-13, 27, 29, 64-68, 71, 75, 81, 110, 123, 156, 163, 176, 180, 181, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Департамента городского имущества города Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги от 05.06.2017 г. № 33-5-73284/17-(0)-1.

Проверено на соответствие гражданскому законодательству.

Обязать Департамент городского имущества города Москвы принять распоряжение о переводе нежилых помещений (2 этаж, пом. I, комн. 1-5, 5а, 6-14, 14а, 15-18, кадастровый номер 77:01:0001044:2308; 3 этаж, пом. I: комн. 1-4, 4а, 5, 5а, 6-12, 12а, 12б, 13-19, кадастровый номер 77:01:0001044:2309) в жилые, расположенные в составе здания по адресу: <...>.

Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ООО «ПАРЕКС ЭСТЕЙТ» государственную пошлину в размере 3000 руб., государственную пошлину в размере 3000 руб. вернуть ООО «ПАРЕКС ЭСТЕЙТ» как излишне уплаченную.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционной суд.

                  Судья                                                                           Е.А. Аксенова