Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва
Дело № А40-168987/12
15 апреля 2013 г.
Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 15 апреля 2013 года
Арбитражный суд в составе судьи Быковой Ю. Л. (шифр судьи 119-1647),
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кирилловой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФКУ " Дирекция по строительству транспортного обхода г. Санкт-Петербурга Федерального дорожного агентства"
к Федеральной антимонопольной службе
при участии в качестве третьих лиц ООО «РТС-тендер», ООО «ЛенТрансСтрой»
об отмене решения и предписания от 28.11.2012 по делу № К-2283/12
при участии представителей
от ответчика – ФИО1 по дов. от 04.10.2013 № ИА/32326
от третьих лиц ООО «ЛенТрансСтрой» - ФИО2 по дов. от 10.12.2012
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Дирекция по строительству транспортного обхода г.Санкт-Петербурга Федерального дорожного агентства» (далее по тексту также – Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решения Федеральной антимонопольной службы от 28.11.2012 по делу № К-2283/12 о нарушении законодательства РФ о размещении заказов и предписания об устранении нарушений законодательства РФ о размещении заказов.
В обоснование заявленных требований казенное учреждение ссылается на незаконность и необоснованность оспариваемых решения и предписания, нарушающих его права и законные интересы.
ФКУ «Дирекция по строительству транспортного обхода г.Санкт-Петербурга Федерального дорожного агентства», ООО «РТС-Тендер», извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Ответчик представил отзыв, возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и оспариваемом решении, со ссылкой на то, что оспариваемые акты являются законными, обоснованными, вынесенными в пределах компетенции ответчика и не нарушают права и законные интересы заявителей, поскольку не создают им каких-либо препятствий при осуществлении ими предпринимательской и иной экономической деятельности, и не возлагают не них какие-либо обязанности.
Представитель ООО «ЛенТрансСтрой» поддержал правовую позицию ответчика.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей явившихся в судебное заседание сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заявителей заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что срок подачи рассматриваемых заявлений об оспаривании решения и предписания Федеральной антимонопольной службы от 17.10.2012 по делу № К-1967/12 об устранении нарушений законодательства РФ о размещении заказов заявителями соблюден.
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 «О Федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну). Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с Приказом ФАС России создана Комиссия по контролю в сфере размещения заказов (далее по тексту также – Комиссия), на которую возложены обязанности по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно ст.17 и гл.8 Федерального закона РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» (далее по тексту также – Закон о размещении заказов) на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, возложена обязанность по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд.
В соответствии с ч.1 ст.17 Закона о размещении заказов контроль за соблюдением, в том числе, заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о размещении заказов осуществляется ФАС России путем проведения плановых и внеплановых проверок.
В соответствии с ч.6 ст.17 Закона о размещении заказов ФАС России вправе осуществлять внеплановые проверки соблюдения заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, в случае поступления информации о совершении должностным лицом заказчика действий, содержащих признаки состава административного правонарушения.
Согласно ст.44 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает поступающие заявление или материалы и в ходе рассмотрения последних вправе запрашивать у физических или юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в указанных заявлении или материалах.
Согласно п.3 ст.60 Закона о размещении заказов уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти вправе направить заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, участнику размещения заказа, подавшему жалобу, запрос о представлении сведений и документов, необходимых для рассмотрения жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЛенТрансСтрой» на действия аукционной комиссии ФКУ «Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства», содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение отдельных видов работ по содержанию участка кольцевой автомобильной дороги вокруг г.Санкт-Петербурга (номер извещения 0372100009912000038), ФАС России приняла решение от 28.11.2012 по делу № К-2283/12, которым признала в действиях государственного заказчика нарушение требований ч.2 ст.9, п.2 ч.9 ст.17, п.1 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
На основании указанного решения от 28.11.2012 по делу № К-2283/12 о нарушении законодательства РФ о размещении заказов Федеральной антимонопольной службой государственному заказчику, аукционной комиссии государственного заказчика и оператору электронной площадки выдано предписание от 28.11.2012 по делу № К-2283/12 об устранении нарушений законодательства РФ о размещении заказов о возврате участникам размещения заказа ранее поданных заявок на участие в аукционе, уведомлении участников размещения заказа, подавших заявки на участие в аукционе, о прекращении действия заявок, поданных на участие в аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе, прекращении блокирования операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе; о приведении государственным заказчиком документации об аукционе в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов и с учетом решения от 28.11.2012 по делу № К-2283/12 и размещении соответствующей документации на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт), назначении новой даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, даты рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, даты проведения аукциона, а также размещении на официальном сайте информации о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения на официальном сайте соответствующей документации об аукционе; о назначении оператором электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения п.2 предписания: времени проведения аукциона и размещении на электронной площадке информации о времени проведения аукциона, уведомлении участников размещения заказа, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дате и времени проведения аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в аукционе; об осуществлении государственным заказчиком, аукционной комиссией государственного заказчика и оператором электронной площадки дальнейшего проведения процедуры размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом решения от 28.11.2012 по делу № К-2283/12.
Не согласившись с указанными решением Федеральной антимонопольной службы от 28.11.2012 по делу № К-2283/12 о нарушении законодательства РФ о размещении заказов и предписанием Федеральной антимонопольной службы от 28.11.2012 по делу № К-2283/12 об устранении нарушений законодательства РФ о размещении заказов, посчитав их необоснованными и не соответствующими действующему законодательству РФ в сфере размещения заказов, ФКУ «Дирекция по строительству транспортного обхода г.Санкт-Петербурга Федерального дорожного агентства» обратилось с заявлениями в арбитражный суд.
Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со ст.13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительными обжалуемых заявителями решения и предписания Федеральной антимонопольной службы необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие их закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителей.
С учетом заявленных требований и доказательств, имеющихся в материалах дела, суд считает необходимым указать следующее.
Согласно извещению о проведении аукциона, размещенному на официальном сайте 16.11.2021г. заказчиком внесены изменения в документацию об аукционе и установлена дата окончания срока подачи заявок – 03.12.2012г. Предметом аукциона является выполнение работ по содержанию искусственных сооружений на автомобильной дороге общего пользования федерального значения.
Согласно пункту 5.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе начало выполнения работ: 01.01.2013, окончание работ: 30.06.2018.
В соответствии с часть 2 статьи 9 Закона о размещении заказов контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае, если предметами государственного (муниципального) контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, такие государственные (муниципальные) контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами (проектами), на срок реализации указанных программ (проектов), а также в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с приказами Министерства Финансов Российской Федерации от 23.11.2011 № 159н «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета)», от 30.09.2008 № 104н (в ред. от 17.08.2010 № 92н) «О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня» Федеральное дорожное агентство является главным распорядителям бюджетных средств и доводит объемы бюджетных ассигнований, а так же лимиты бюджетных обязательств в том числе для и до Заказчика.
Согласно телеграмме руководителя Федерального дорожного агентства от 17.08.2012 № 01-753 объемы финансирования доводятся по годам к 2018 году в соответствии с нормативной потребностью и рассчитываются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 № 539.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 № 539 Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральное дорожное агентство в III квартале 2007 г. обеспечивает разработку мероприятий по внедрению современных технологий и материалов с целью увеличения межремонтных сроков автомобильных дорог для включения их в проект подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2012 № 848 (в ред. от 27.09.2012) «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» за пределами сроков реализации указанной федеральной целевой программы, т.е. после 2015 года, не предусмотрены объемы финансирования работ согласно предмету Аукциона.
При этом Федеральным законом от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014» пределы лимитов бюджетных обязательств и объемы бюджетных ассигнований установлены по 2014 год.
Однако Заказчиком не представлены сведения о решении Правительства Российской Федерации или иных нормативно правовых актах, согласно которым государственный контакт по итогам проведенного Аукциона заключается и оплачивается в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Учитывая изложенное, суд соглашается с выводами ответчика о том, что действия Заказчика по утверждению документации об Аукционе, согласно которой государственный контракт заключается вне пределов лимитов бюджетных обязательств, не соответствует пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и являются нарушением части 2 статьи 9 Закона о размещении заказов.
Согласно предписанию об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов об устранении нарушений выданного Комиссией на основании решения о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов от 17.10.2012 по делу К-1967/12 (далее - Предписание по делу №К-1967/12), Заказчику предписано привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов и с учетом решения от 17.10.2012 по делу № К-1967/12, в том числе надлежащим образом установить в документации об Аукционе показатели для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям Заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В приложении № 4 к документации об Аукционе установлены «требования к техническим характеристикам материалов (товаров) применяемых при выполнении работ (оказание услуг) по предмету контракта» (далее - Требования). Вместе с тем, максимальные и минимальные значения, по которым необходимо представить конкретные показатели характеристик материалов (товаров) применяемых при выполнении работ (оказание услуг) в Требованиях отсутствуют. В Требовании есть лишь ссылки на пункты приложения № 5 к проекту государственного контракта документации об Аукционе (далее - Приложение № 5), что не позволяет определить, какими конкретно показателями и подпунктами (таблицами, строками, колонками, абзацами, в том числе пунктами из ГОСТов) в указанных пунктах Приложения № 5 необходимо руководствоваться для представления конкретных показателей по пунктам Требования в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Так, согласно пунктам 1-4 Требования, необходимо указать конкретные показатели в пунктах 1.1-1.8, 2.1-2.9, 3.1-3.9 и 4.1-4.9 свойств, предлагаемого к использованию материала, в соответствии с пунктом 4.5.1.3 Приложения № 1. При этом, каким конкретно подпунктом необходимо руководствоваться для представления конкретных показателей пунктам 1-4 Требования в составе первой части заявки на участие в Аукционе не указано.
Таким образом, ответчиком достоверно и обоснованно установлено, что государственным заказчиком в аукционной документации в нарушение п.1 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов не установлены показатели для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям заказчика.
Кроме того, заявитель не указал, какие именно их права были нарушены оспариваемыми решением и предписанием, и какие права подлежат восстановлению, путем признания оспариваемых актов антимонопольного органа недействительными, поскольку оспариваемые решение Федеральной антимонопольной службы от 28.11.2012 по делу № К-2283/12 о нарушении законодательства РФ о размещении заказов и предписание Федеральной антимонопольной службы от 28.11.2012 по делу № К-2283/12 об устранении нарушений законодательства РФ о размещении заказов не создают каких-либо препятствий при осуществлении ими экономической деятельности, и не возлагают на них какие-либо незаконные обязанности, поскольку, оспариваемое предписание выполнено в добровольном порядке и проведены новые торги.
Следовательно, в данном случае, отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных требований заявителей.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах требования заявителей удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.64, 65, 75, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении требований ФКУ " Дирекция по строительству транспортного обхода г. Санкт-Петербурга Федерального дорожного агентства" о признании незаконным и отмене решения и предписания Федеральной антимонопольной службы России от 28.11.2012 по делу № К-2283/12.
Проверено на соответствие ФЗ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Ю.Л. Быкова