Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Объединенное дело № А40-170749/20-93-1243
29 апреля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 апреля 2021 года.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи Позднякова В.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власенко А.Е.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению ООО «КоммИнформ» (660049, КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, КРАСНОЯРСК ГОРОД, ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 10.06.2015, ИНН: <***>)
по заявлению ООО "Завод "Эталон" (170100, ОБЛАСТЬ ТВЕРСКАЯ, ГОРОД ТВЕРЬ, ПЛОЩАДЬ ГАГАРИНА, ДОМ 1, ЗДАНИЕ ЦАН, ПОМЕЩЕНИЕ 1, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 28.11.2005, ИНН: <***>)
к 1) Минцифры России (123112, <...>, , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 12.07.2004, ИНН: <***>)
2) Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (125039, <...> дом.10, стр.2 IQ-квартал)
третьи лица:
1) Минтранс России (109012 МОСКВА ГОРОД УЛИЦА РОЖДЕСТВЕНКА 1 1 -, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 25.06.2004, ИНН: <***>)
2) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тверской области (170100, <...>)
3) Роскомнадзор (109074, <...>, СТР.2, , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 10.06.2008, ИНН: <***>)
4) ОАО «РЖД» (107174, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.09.2003, ИНН: <***>)
5) ФГУП «Крымская железная дорога» (295051, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 12.01.2015, ИНН: <***>)
6) АО «Железные дороги Якутии» (678900, РЕСПУБЛИКА САХА /ЯКУТИЯ/, УЛУС АЛДАНСКИЙ, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 09.07.2002, ИНН: <***>)
об оспаривании решения Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 11.09.2018 №18-46-02 "О выделении полосы радиочастот 1785-1805МГц для радиоэлектронных средств сухопутной подвижной службы для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте",
при участии:
от заявителей:
ООО "Завод "Эталон" – ФИО1 (дов. от 02.03.2020, адвокат);
ООО «КоммИнформ» – ФИО2 (дов. от 30.01.2021, диплом)
от ответчиков:
Минцифры России – ФИО3 (дов. от 28.02.2020 № 16, диплом)
Государственная комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации – ФИО3 (дов. от 26.12.2019 № П12-4-04-480, диплом)
от третьих лиц:
МИНТРАНС России – ФИО4 (дов. от 18.12.2019 № ПД-35/21-ИС, диплом).
ОАО «РЖД» – ФИО5 (дов. от 24.12.2018 №ИСС-629/Д)
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тверской области, Роскомнадзор, ФГУП «Крымская железная дорога», АО «Железные дороги Якутии» – не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
ООО "Завод "Эталон" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании решения Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 11.09.2018 №18-46-02 "О выделении полосы радиочастот 1785-1805МГц для радиоэлектронных средств сухопутной подвижной службы для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте".
Впоследствии ООО «КоммИнформ» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании решения Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 11.09.2018 №18-46-02 "О выделении полосы радиочастот 1785-1805МГц для радиоэлектронных средств сухопутной подвижной службы для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте"
Определением Арбитражного суда г.Москвы от 19.01.2021 по делу №А40-224447/20-144-1678 объединены в одно производство дела № А40-170749/20-93-1243 и А40-224447/20-144-1678 для совместного рассмотрения в рамках дела № А40-170749/20-93-1243
В обоснование заявленных требований, заявители указывают, что решение Комиссии от 11.09.2018 № 18-46-02 принято с нарушением законодательства в сфере связи и Порядка, нарушает права и законные интересы Заявителя, незаконно создает препятствия в осуществлении экономической деятельности в сфере связи и использовании радиочастотного ресурса. Полагают, что отсутствует основополагающие фактическое основание выделения полосы радиочастот – радиочастотная заявка, о чем стало известно на судебном заседании 18.08.2020.
Минцифры России и ГКРЧ представлен письменный отзыв на заявление, в которых просят суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Минтранс России и ОАО «РЖД» направили письменные пояснения, согласно которым поддержали позицию ответчиков.
Представитель заявителей в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в заявлениях.
Представители заинтересованных лиц в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в отзывах.
Представители третьих лиц, Минтранс России и ОАО «РЖД», поддержали позицию ответчиков по основаниям и доводам, изложенным в письменных пояснениях.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тверской области, Роскомнадзор, ФГУП «Крымская железная дорога», АО «Железные дороги Якутии», извещенные надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ о времени и месте проведения судебного заседания, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.kad.arbitr.ru, своих представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ч. 5 ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзывов на него, суд признает заявление не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Срок для обращения в суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Как следует из материалов дела, решением ГКРЧ от 11.09.2018 № 18-46-02 «О выделении полосы радиочастот 1785-1805 МГц для радиоэлектронных средств сухопутной подвижной службы для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте» (далее — Решение) выделена полоса радиочастот 1785-1805 МГц неопределённому кругу лиц — владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования районных электрических сетей (далее - РЭС) перспективных стандартов для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации. Перечень владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования предоставляется Минтрансом России в Роскомнадзор, ФСО и в/ч 52686.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о связи регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий и стандартов, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о связи, в Российской Федерации регулирование использования радиочастотного спектра осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи, обладающим всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного спектра. Таким органом является Государственная комиссия по радиочастотам, действующая на основании Положения.
Согласно пункту 3 статьи 24 Закона о связи присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения осуществляется ГКРЧ на основании заявлений граждан Российской Федерации или заявлений российских юридических лиц с учетом результатов проводимой радиочастотной службой экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами (экспертиза электромагнитной совместимости). Решения о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения, а также по другим обращениям граждан должны приниматься федеральным органом исполнительной власти в области связи не позднее чем через тридцать пять рабочих дней со дня обращения.
В рамках реализации перспективных проектов на железнодорожном транспорте, в том числе комплексного инновационного проекта «Цифровая железная дорога» и федерального проекта «Цифровой транспорт и логистика», в целях повышения безопасности движения поездов, внедрения инфотелекоммуникационных технологий и систем, а также для оптимизации расходов на перевозки и содержание объектов инфраструктуры и подвижного состава крайне необходимо создание цифровых высокоскоростных систем радиосвязи на железнодорожном транспорте для реализации следующих технологических сервисов:
- систем автоведения поездов (система автомашинист, «беспилотный локомотив»);
- интеллектуальных управляющих систем организации движения поездов;
- систем удаленной диагностики подвижного состава;
- систем мониторинга инфраструктуры на станциях и перегонах;
- систем технологических мобильных рабочих мест эксплуатационного персонала, в том числе с функцией контроля местоположения на инфраструктуре;
- беспроводных систем промышленного и охранного телевидения;
- перспективных (на базе стандарта LTE) систем технологической цифровой радиосвязи;
- информационных систем обеспечения станционный работы и электронного документооборота;
- технических решений по организации «последней мили» до объектов железнодорожной инфраструктуры.
Для обеспечения функционирования вышеуказанных сервисов требуется создание технологической сети связи на железнодорожном транспорте.
ОАО «РЖД» в период с 2010 года были инициированы обращения в Правительство Российской Федерации, Минкомсвязи России, Минтранс России, ГКРЧ с целью получения поддержки инициативы по выделению полосы радиочастот для создания технологической сети связи перспективных стандартов и радиотехнологий в Российской Федерации на железнодорожном транспорте.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» технологические сети связи предназначены для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами в производстве. Технологии и средства связи, применяемые для создания технологических сетей связи, а также принципы их построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих сетей.
В связи с обращением ОАО «РЖД» в 2012 году в адрес Правительства Российской Федерации Минкомсвязью России было отмечено, что «...в условиях крайнего дефицита радиочастотного спектра полоса радиочастот 1787,5 - 1802,5 МГц является практически последней свободной полосой радиочастот в Российской Федерации, что является исключительным фактором при создании общенациональной сети связи для целей управления железнодорожным транспортом».
Исходя из этого, в соответствием с решениями ГКРЧ, ФГУП «Научно-исследовательский институт радио» совместно с ОАО «РЖД» и другими заинтересованными организациями проведена работа по практическим исследованиям и разработке условий совместного использования РЭС перспективных стандартов для создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте.
С учетом полученных результатов ГКРЧ принято решения от 11.09.2018 № 18-46-02 «О выделении полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц для построения технологических сетей связи, перспективных стандартов и радиотехнологий на железнодорожном транспорте» (далее - Решение). При этом предусмотрено, что сети технологической радиосвязи строятся на вторичной основе и в соответствии с Решением ГКРЧ от 20 декабря 2011 года № 11-13-01 «Об утверждении Порядка рассмотрения материалов и принятия решений о выделении полос радиочастот, переоформления решений и внесения в них изменений»:
- не должны причинять помех РЭС первичной радиослужбы, которым радиочастоты уже присвоены или могут быть присвоены позже;
- не могут требовать защиты от помех со стороны РЭС первичной радиослужбы, которым радиочастоты уже присвоены или могут быть присвоены позже;
- могут требовать защиты от помех со стороны РЭС той же самой радиослужбы или другой вторичной радиослужбы, которым радиочастоты могут быть присвоены позже.
Основной целью Решения является обеспечение создания технологических сетей связи на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации. Определение условий, на которых выделяются радиочастоты в полосе 1785 - 1805 МГц для пользователей иных типов сетей, может осуществляться отдельными решениями ГКРЧ для каждого типа сетей.
Исходя из того, что к технологическим сетям связи используемым в транспортном комплексе предъявляются повышенные требования для обеспечения транспортной и национальной безопасности, а сами технологические сети связи предназначены для обеспечения производственной деятельности организаций, то в Решении уточнен характер деятельности этих организаций - владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. В связи с тем, что наименование и число этих организаций за время действия Решения может измениться, полоса частот выделяется для неопределенного круга лиц.
Решение не ограничивает использование радиочастотного спектра конкретной компанией или технологией, а определяет условия использования полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в целях создания сетей связи перспективных стандартов и радиотехнологий.
Решение не ограничивает право третьих лиц и организаций на подачу заявки в ГКРЧ на получение установленным порядком разрешения на использование полосы радиочастот 1785 - 1805 МГц. При этом следует отметить необходимость обеспечения помехозащищенности технологических сетей связи на железнодорожном транспорте.
Существенные риски как для владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта так и для железнодорожной отрасли в целом могут возникнуть при нарушении норм частотно-территориального разноса радиоэлектронными средствами сторонних операторов, что может привести к непредсказуемым негативным последствиям, в том числе, к аварийным ситуациям на железной дороге.
Кроме того, суд учитывает выводы суда, приведенные в решение Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-20573/2020, в котором суд установил, что Комиссией оспариваемое Решение от 11.09.2018 № 18-46-02 принималось с учетом государственных приоритетов, выработанных Минцифры России, Минтрансом России, а также на основании Распоряжений Правительства Российской Федерации и Указов Президента Российской Федерации.
Полоса радиочастот 1785-1805 МГц (п. 1 обжалуемого решения от 11.09.2018 № 18-46-02) выделена неопределенному кругу лиц - владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для применения РЭС перспективных стандартов и технологий в создаваемых технологических сетях связи на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации. Этим же пунктом Решения установлено, что Перечень владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования представляется Министерством транспорта Российской Федерации в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральную службу охраны Российской Федерации и в/ч 52686.
В данном случае Комиссия конкретизировала неопределенный круг лиц владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования только исходя из того, что в выделенной полосе радиочастот 1785 -1805 МГц будут создаваться только технологические сети связи на железнодорожном транспорте, к которым предъявляются весьма серьезные и специфические требования, в том числе с точки зрения обеспечения транспортной и национальной безопасности. Иные юридические лица не смогут создать такие технологические сети связи на железнодорожном транспорте, полностью удовлетворяющие жестким нормам регулятора, тем более поддерживать их в рабочем состоянии.
Кроме того, оспариваемое решение ГКРЧ не нарушает право заявителя, поскольку вынесено в отношении владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» и Положением ГКРЧ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2004 № 336, и не содержит каких-либо ограничений прав и законных интересов иных юридических лиц.
Таким образом, оспариваемое решение является законным и соответствует гражданскому законодательству и не может нарушать права и законные интересы заявителей.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 71, 75, 110, 167-170, 176, 199-201 АПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья В.Д.Поздняков