ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-172147/15 от 02.03.2016 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-172147/15

127-1405

04 марта 2016 г.

Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2016 года

Полный текст решения изготовлен 04 марта 2016 года

Арбитражный суд в составе судьи Кофановой И. Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Алексеевой Ю.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Центр» (117588 <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 22.11.2002)

к Департаменту городского имущества города Москвы (115054, <...>, ОГРН <***> ИНН <***>, дата регистрации 08.02.2003г.)

Третьи лица:

1. Правительства Москвы (125032, <...>)

2. ООО «Газпром Газомоторное топливо»

о признании недействительными:

- распоряжение Департамента городского имущества города Москвы № 2469 от 27 февраля 2015 года «О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001016:32 с сохранением в измененных границах»;

- распоряжение Департамента городского имущества города Москвы № 2470 от 27 февраля 2015 года «О предварительном согласовании места размещения автомобильной газонаполнительной компрессорной станции на земельном участке по адресу: <...> (Юго-Восточный административный округ города Москвы).

при участии представителей

от истца – ФИО1 Доверенность №69-УК от 24 июля 2015г.

от ответчика – ФИО2 Доверенность №33-Д-849/15 от 30 декабря 2015г.

от третьего лица Правительства Москвы – ФИО2 Доверенность №4-47-972/5 от 26 августа 2015г.

от третьего лица ООО «Газпром Газомоторное топливо» - не явился, извещен.

УСТАНОВИЛ:

Определением от 05.10.2015 года Арбитражного суда города Москвы принято к производству дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Центр» о признании недействительными распоряжения Департамента городского имущества города Москвы №2469 от 27.02.2015 года и № 2470 от 27 февраля 2015 года.

Истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований путем заявления дополнительного требования и просил суд признать недействительными:

- распоряжение Департамента городского имущества города Москвы № 2469 от 27 февраля 2015 года «О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001016:32 с сохранением в измененных границах»;

- распоряжение Департамента городского имущества города Москвы № 2470 от 27 февраля 2015 года «О предварительном согласовании места размещения автомобильной газонаполнительной компрессорной станции на земельном участке по адресу: <...> (Юго-Восточный административный округ города Москвы).

Платежным поручением №9026 от 25.11.2015 года Истец доплатил госпошлину в размере 3000 рублей.

Суд в целях эффективности судебной защиты и экономии процессуального времени принял ходатайство к рассмотрению.

Определением от 08.12.2015 года Арбитражного суда города Москвы к участию дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Газпром Газомоторное топливо».

Третьи лица мотивированных возражений по существу предмета спора не представили.

Рассмотрев материалы дела суд установил, что 30 января 2004 года между Московским земельным комитетом (арендодателем) и Открытым акционерным обществом «Моснефтепродукт» (арендатором) был заключен договор № М-04-506605 краткосрочной аренды (далее по тексту Договор аренды) земельного участка площадью 57 402 кв.м с кадастровым номером 770401016032 (соответствует № 77:04:0001016:32) по адресу: <...> (далее по тексту Земельный участок) для эксплуатации зданий и строений под складирование, хранение и реализацию нефтепродуктов сроком на 3 года.

По истечении срока действия Договора аренды, в отсутствие возражений арендодателя, ОАО «Моснефтепродукт» продолжило пользоваться земельным участком, а значит в силу пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) Договор аренды был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.

22.11.2012 года ОАО «Моснефтепродукт» было преобразовано в ООО «Моснефтепродукт». В дальнейшем из ООО «Моснефтепродукт» по решению единственного участника от 16.01.2013 года было выделено ООО «МНПсбыт». Согласно разделительному балансу от 31.03.2013 года и пояснений к нему все права и обязанности в отношении имущества, расположенного по адресу: <...> (в том числе, вытекающие из Договора аренды) были переданы ООО «МНПсбыт».

10.01.2014 г. ООО «МНПсбыт» присоединено к ООО «Газпромнефть-Центр» на основании договора о присоединении от 21 октября 2013 года, передаточного акта от 01 декабря 2013 года. Таким образом, в силу п. 2 ст. 58, 59 ГК РФ к ООО «Газпромнефть-Центр» перешли все права и обязанности ООО «МНПсбыт», в том числе право аренды земельного участка по адресу: <...> и право собственности на объекты движимого и недвижимого имущества, расположенные на участке и составляющий единый недвижимый комплекс нефтебазы.

Соответственно, с указанного момента арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001016:32 по адресу: <...> является ООО «Газпромнефть-Центр».

ООО «Газпромнефть-Центр», являясь арендатором Земельного участка, уведомлений арендодателя об отказе от Договора аренды и требований об освобождении Земельного участка не получало; действий, направленных на расторжение Договора аренды не осуществляло, Земельный участок не освобождало.

При таких обстоятельствах Договор аренды Земельного участка № М-04-506605 от 30.01.2004 года продолжает действовать на неопределенный срок.

На Земельном участке расположен Единый производственный объект -нефтебаза, состоящий из строений и сооружений, равномерно распределенных по всей территории участка, связанных между собою общим производственным назначением, в том числе включает в себя: административное здание, склады, резервуарные парки, насосные, отстойники, фильтры, очистные сооружения, лабораторию, подсобные помещения. Часть данных объектов не подлежит регистрации в качестве недвижимого имущества. Часть объектов зарегистрирована в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделки с ним, о чем 13.03.2014 года получены свидетельства о праве собственности ООО «Газпромнефть-Центр», а именно:

- свидетельство серии 77-АР № 188669 о регистрации права собственности на насосную станцию;

- свидетельство серии 77-АР № 188668 о регистрации права собственности на административное здание;

- свидетельство серии 77-АР № 188670 о регистрации права собственности на склад;

- свидетельство серии 77-АР № 188671 о регистрации права собственности на бытовое помещение;

- свидетельство серии 77-АР № 188672 о регистрации права собственности на весовую;

- свидетельство серии 77-АР № 188673 о регистрации права собственности на лабораторию;

- свидетельство серии 77-АР № 188674 о регистрации права собственности на насосную станцию;

- свидетельство серии 77-АР № 188675 о регистрации права собственности на нежилое здание;

- свидетельство серии 77-АР № 188676 о регистрации права собственности на котельную.

Полный перечень имущества нефтебазы указан в справке ООО «Газпромнефть-Центр» по состоянию на 31.01.2015 года (представлена в материалы дела).

Общий план нефтебазы с расположенными на ней объектами с указанием их производственного назначения есть в материалах дела.

Указанный план подтверждает, что все объекты, расположенные на Земельном участке, выполняют каждый отдельную функцию в рамках общего целевого назначения, разделение данных объектов влечет невозможность использовать каждый из них.

С 10.01.2014 года до настоящего момента ООО «Газпромнефть-Центр» пользуется Земельным участком, организует его охрану и благоустройство территории.

Однако в августе 2015 года ООО «Газпромнефть-Центр» (далее по тексту также Заявитель) стало известно об издании Департаментом городского имущества города Москвы (далее по тексту также Департамент) распоряжения № 2469 от 27.02.2015 года «О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001016:32 с сохранением в измененных границах» (далее также Распоряжение о разделе).

Указанным распоряжением утверждена схема расположения земельных участков на кадастровой карте территории, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001016:32 на два участка с сохранением земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001016:32 в измененных границах, утвержден адрес и разрешенное использование вновь образованного земельного участка ЗУ1, установлено, что доступ к формируемому земельному участку обеспечивается через земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001016:32.

Кроме того, во исполнение оспариваемого распоряжения о разделе Земельного участка Департаментом городского имущества города Москвы было издано также распоряжение № 2470 от 27.02.2015 года «О предварительном согласовании места размещения автомобильной газонаполнительной компрессорной станции на земельном участке по адресу: <...> (Юго-Восточный административный округ города Москвы) (далее также Распоряжение о предварительном согласовании размещения АГКС).

Согласно Распоряжению о предварительном согласовании размещения АГКС Департамент утвердил акт о выборе земельного участка площадью 6700 кв.м кадастровый квартал № 77:04:0001016, учетный номер ДГИ: 04/01/01736 для проектирования и строительства автомобильной газонаполнительной компрессорной станции в пользу застройщика (заказчика): ООО «Газпром газомоторное топливо». Акт о выборе земельного участка разработан на основании Распоряжения о разделе и решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы протокол от 02.10.2014 года № 32 (п. 6 акта).

Суд находит Распоряжение о разделе № 2469 от 27.02.2015 года и Распоряжение о предварительном согласовании размещения АГКС № 2470 от 27.02.2015 года незаконными в силу следующего.

На момент издания оспариваемых распоряжений 27 февраля 2015 года действовал Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ в редакции от 29.12.2014 (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015, действовавшей до 28.02.2015 года) (далее по тексту также Земельный кодекс РФ или ЗК РФ).

Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Пунктом 6 ст. 11.4 ЗК РФ установлено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

Таким образом, распоряжение № 2469 от 27.02.2015 года является распорядительным документом о разделе Земельного участка и образования из него нового земельного участка (ЗУ1), которому присвоен отдельный адрес: <...>. Утверждением схемы расположения земельных участков на кадастровой карте фактически утверждены границы измененного и образуемого земельных участков.

В соответствии с п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Исключения из указанного общего правила указаны в п. 4, п. 6 ст. 11.2 ЗК РФ. Согласия субъектов прав на исходные земельные участки на образование новых земельных участков не требуется, если: а) исходные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; б) образование земельных участков осуществляется на основании решения суда.

Поскольку данные исключения в момент издания распоряжения № 2469 от 27 февраля 2015 года отсутствовали, для образования нового земельного участка предварительное письменное согласие субъектов прав на Земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001016:32 является обязательным.

ООО «Газпромнефть-Центр» является собственником зданий, строений и сооружений, расположенных на спорном Земельном участке по адресу: <...> и составляющих Единый недвижимый комплекс нефтебазы.

Кроме того, как было указано ранее, в результате ряда реорганизаций с 10.01.2014 года ООО «Газпромнефть-Центр» является арендатором Земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001016:32 по адресу: <...>, на основании Договора аренды № М-04-506605 от 30.01.2004 года (далее - Договор аренды).

В письменных пояснениях Департамент городского имущества города Москвы указывает на то, что указанный Договор аренды был расторгнут 20.02.2015 года, процедура расторжения договора была соблюдена, что подтверждается решением Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2015 года по делу А40-148422/2015.

Однако указанное решение суда вынесено только в отношении действий Департамента по прекращению Договора аренды. Данное решение не опровергает того факта, что ООО «Газпромнефть-Центр» как собственник, расположенной на участке нефтебазы, в любом случае является фактическим землепользователем земельного участка.

Пункты 13 и 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъясняют, что в соответствии с положениями пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса и пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

При этом покупатель здания, строения, сооружения, находящегося на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования, на праве аренды независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.

Отсюда следует, что ООО «Газпромнефть-Центр» с момента перехода к нему права собственности на объекты недвижимости нефтебазы не только в силу Договора аренды, но и в силу закона имеет право пользоваться Земельным участком, является фактическим землепользователем Земельного участка.

При этом Департаменту достоверно было известно о том, что право собственности на нефтебазу перешло к ООО «Газпромнефть-Центр», что подтверждается заявлением № 33-5-10498/14-(0)-0 от 03.04.2014 года, ответом Департамента № 33-5-10496714-(0)-1 от 06.05.2014 года, заявлением № НО-02.20/1839 от 29.10.2014 (вх. ДГИ 30.10.14 № ДГИ-1-137546/14, представленными в материалы дела.

Соответственно, исходя из требований п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ раздел Земельного участка был допустим только при наличии в письменной форме согласия ООО «Газпромнефть-Центр» (как фактического землепользователя Земельного участка).

Однако данное согласие Департаментом городского имущества г. Москвы у Заявителя не запрашивалось, и соответственно в Департамент не предоставлялось.

А значит, раздел Земельного участка осуществлен в нарушение требований закона в отсутствие волеизъявления ООО «Газпромнефть-Центр», что нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

По сути, оспариваемым Распоряжением частично изъята площадь, ранее предоставленная ООО «Газпромнефь-Центр» и его правопредшественникам для осуществления предпринимательской деятельности.

Вышеуказанные доводы подтверждаются судебной практикой, в том числе определением Высшего Арбитражного суда РФ № ВАС-6534/14 от 16.06.2014 года, решением Арбитражного суда Пермского края по делу № А50-2882/2013 от 21.07.2013, определением Высшего Арбитражного суда РФ от 11 апреля 2014 года № ВАС-3966/14, постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2013 по делу № А64-5711/2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18.12.2013 года (приложены в материалы дела).

Более того, при разделе земельного участка и утверждении акта о выборе земельного участка оспариваемыми Распоряжениями от 27.02.2015 года № 2469, № 2470 изменено разрешенное использование вновь образованного земельного участка.

А именно, в соответствии с п. 1.1. договора аренды № М-04-506605 от 30.01.2004 года Земельный участок был предоставлен арендатору в аренду для эксплуатации зданий и строений под складирование, хранение и реализацию нефтепродуктов. Указанное разрешенное использование было также указано в сведениях ЕГРП и кадастровом паспорте (копии выписки из ЕГРП от 04.09.2012 года и кадастрового паспорта земельного участка представлены в материалы дела).

П. 3 ст. 11.2 ЗК РФ установлено, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

То есть, единственным законным целевым назначением и разрешенным использованием образуемого земельного участка может быть только «для эксплуатации зданий и строений под складирование, хранение и реализацию нефтепродуктов», которое переносится для образованного земельного участка ЗУ1 автоматически.

Однако, как следует из оспариваемого распоряжения № 2469 от 27.02.2015 года, разрешенное использование вновь образованного земельного участка изменилось на «обслуживание автотранспорта».

А оспариваемым распоряжением № 2470 от 27.02.2015 года Департамент согласился с предварительным согласованием на выделенном земельном участке места размещения автомобильной газонаполнительной компрессорной станции.

Таким образом, указанные распоряжения Департамента приводят к тому, что разрешенное использование планируемых к строительству на формируемом земельном участке объектов (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция) не соотносится с разрешенным использованием уже имеющихся на участке объектов недвижимости (нефтебаза).

Соответственно, при разделе Земельного участка и формировании нового земельного участка ЗУ1 посредством издания Распоряжения № 2469 от 27.02.2015, Распоряжения № 2470 от 27.02.2015 года нарушено также требование п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ.

Статья 11.9 Земельного кодекса РФ содержит перечень требований к образуемым и измененным земельным участкам. В силу положений данной статьи не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (п. 4).

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 6).

Образование нового земельного участка ЗУ1 из Земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001016:32 приводит к вкрапливанию границ Земельных участков и невозможности разрешенного использования расположенных на Земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих ООО «Газпромнефть-Центр» на праве собственности в силу следующего.

Схема расположения формируемого земельного участка ЗУ1, являющаяся приложением к распоряжениям Департамента городского имущества города Москвы № 2469 от 27.02.2015 года и № 2470 от 27.02.15, предполагает, что вновь образованный земельный участок будет расположен как вкрапление в центре спорного Земельного участка.

Поскольку объекты нефтебазы, принадлежащие ООО «Газпромнефть-Центр», распределены равномерно по Земельному участку, вновь образованный земельный участок ЗУ 1 расположен посередине между данными объектами.

При этом согласно схеме расположения границы вновь образованного земельного участка ЗУ 1 проходят непосредственно по стенам строений ООО «Газпромнефть-Центр», из чего следует:

Схема расположения формируемого земельного участка ЗУ1, являющаяся приложением к распоряжению Департамента городского имущества города Москвы № 2469 от 27.02.2015 года, не предусматривает оставление «зон обслуживания» по всему периметру строений, принадлежащих ООО «Газпромнефть - Центр».

При издании распоряжений от 27.02.2015 года № 2469, № 2470 Департаментом городского имущества не учтены нормативно установленные требования к минимальным расстояниям от объектов нефтебазы:

трубопроводов, резервуаров и других до иных зданий и сооружений, установленные Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности" (ФЗ № 123 от 22.07.2008), Сводом правил СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности", утвержденным приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221.

А именно: при фактическом нанесении границ минимально установленных противопожарных расстояний от установок хранения нефтепродуктов до иных объектов, а также расстояний от АГНКС до иных объектов, установлено, что данные расстояния «накладываются» друг на друга. В подтверждение в материалы дела' представлена цветная схема территории нефтебазы Перово с нанесенными нормативно установленными минимальными противопожарными расстояниями, объектами Заявителя на земельном участке.

Осуществление деятельности должно проходить с соблюдением правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

Для повышения защищенности нефтебазы создается комплекс дополнительных и организационных мероприятий, в том числе противопожарная защита, обеспечивающая предотвращение развития пожара (Приказ Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 232 "Об утверждении Правил технической эксплуатации нефтебаз").

Принимая во внимание вышеуказанные требования, строительство АГНКС на земельном участке запрещено, так как соблюсти противопожарные расстояния между АГНКС и объектами нефтебазы не представляется возможным.

Пунктом 4 Распоряжения от 27.02.2015 года № 2469 установлено, что доступ к формируемому земельному участку ЗУ1 обеспечивается через земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001016:32.

Однако для размещения АГНКС требуется не просто доступ на формируемый земельный участок, а полноценный въезд и выезд для неограниченного, свободного проезда автомобилей.

Так, согласно п. 6.27, 6.31 Свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221, движение транспортных средств по территории АЗС должно быть односторонним. Въезд на территорию АЗС и выезд с нее должны быть раздельными. Расположение транспортных средств на площадке для их стоянки не должно препятствовать свободному выезду транспортных средств с ее территории.

Организация свободного проезда к АГНКС по территории нефтебазы ООО «Газпромнефть-Центр» препятствует использованию объектов Заявителя в качестве нефтебазы, согласно их разрешенному использованию.

Нефтебаза является опасным производственным объектом, к которому предъявляются повышенные требования безопасности.

В соответствии с п. 173 Руководства по безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 26.12.2012 N 777, не рекомендуется присутствие посторонних лиц и личных автотранспортных средств в производственной зоне нефтебаз и складов нефтепродуктов.

Пунктами 179,180 Руководства установлено, что территория нефтебазы или склада нефтепродуктов ограждается негорючей оградой по периметру нефтебазы или склада нефтепродуктов в соответствии с проектной документацией; в ночное время подступы к территории нефтебаз (склада) рекомендуется освещать по всему ее периметру.

Согласно п. 2.1.7. Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 06.05.2002 N 33, территория нефтебазы, склада ГСМ должна быть ограждена оградой из негорючих материалов высотой не менее 2 м. Ограда должна отстоять от зданий и сооружений (кроме административных) не менее чем на 5 м.

Указанные межотраслевые правила распространяются на работников и работодателей нефтебаз, складов ГСМ, стационарных, передвижных, контейнерных и малогабаритных автозаправочных станций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1.1.2 Межотраслевых правил).

Соответственно, исходя из требований безопасности, территория нефтебазы' должна быть огорожена, доступ на территорию должен быть ограничен.

Поскольку объекты нефтебазы (резервуары, насосные станции, административные здания и пр.) расположены по всей территории исходного Земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001016:32, перенести ограждение нефтебазы, таким образом, чтобы вынести за пределы нефтебазы вновь сформированный земельный участок ЗУ1, а также дополнительно земельный участок под въезд и выезд к АГНКС, сохранив назначение производственного объекта, не представляется возможным.

Представленная в дело схема территории нефтебазы Перово это подтверждает.

Отсюда следует вывод, что при разделе Земельного участка и строительстве АГНКС на выделенном земельном участке ЗУ1, ООО «Газпромнефть-Центр» не сможет использовать принадлежащую ему нефтебазу. Раздел Земельного участка и строительство АГНКС противоречит виду разрешенного использования Земельного участка и назначению объектов недвижимости находящихся в настоящее время на нем.

Кроме того, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действовавшими до 01.03.2015 года, обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.

Поскольку отдельный подъезд к образуемому земельному участку отсутствует, оспариваемыми распоряжениями нарушены также требования ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ.

Для использования принадлежащего ООО «Газпромнефть-Центр» единого комплекса нефтебазы требуется вся площадь исходного Земельного участка.

Пунктом 2 Земельного кодекса РФ, в редакции № 76, действующей на 27.02.2015 года, площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Земельный участок (имеющий сейчас кадастровый номер 77:04:0001016:32) в соответствующих границах и размере изначально, исторически был сформирован для размещения предприятия нефтебазы: объектов недвижимого имущества и оборудования, сооружений как единого комплекса в соответствии с проектной документацией, предполагающей взаимосвязь всех объектов на участке, коммуникации между ними, их рациональное расположение на участке по отношению друг к другу.

На протяжении долгих лет со стороны государства подтверждалась необходимость для использования предприятия предоставлять Земельный участок именно в имеющихся границах. В частности, именно в исходных границах Земельный участок был предоставлен по договору аренды от 07.07.2000 года № М-04-504160, от 30.01.2004 года № М-04-506605, к каждому из которых прилагался план земельного участка с объектами нефтебазы (договоры аренды с приложением планов земельного участка, а также распоряжение Министерства государственного имущества РФ № 197-р от 05.08.1998 об утверждении пообъектной расшифровки имущества объединения «Моснефтепродукт» - приложение к плану приватизации, представлены в материалы дела).

Таким образом, границы Земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001016:32 исторически сложились в имеющихся пределах, обусловленных назначением находящегося на нем объекта недвижимости-единого имущественного комплекса Нефтебаза Перово.

Кроме того, непосредственно в сами границы образуемого земельного участка ЗУ 1 попадает металлическое здание ангара ООО «Газпромнефть-Центр».

Строительство автомобильной газонаполнительной компрессорной станции в центре нефтебазы с общим проездом по ее территории приведет к тому, что территорию нефтебазы невозможно будет огородить, доступ на опасный производственный объект ограничить, а значит соблюсти обязательные, закрепленные законодательством требования промышленной, экологической безопасности, правил охраны труда. При таких обстоятельствах использовать объекты недвижимости ООО «Газпромнефть-Центр», расположенные на участке в соответствии с разрешенным использованием, будет запрещено и невозможно.

А значит при издании распоряжений № 2469, № 2470 от 27.02.2015 года Департаментом городского имущества г. Москвы не были учтены вышеуказанные ограничения, что является прямым нарушением требований п. 4, п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.

Из вышеизложенного следует вывод, что распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы № 2469 от 27.02.2015 года и № 2470 от 27.02.2015 года приняты в нарушение п. 3 ст.11.2, п. 4 ст. 11.2, п. 4 ст. 11.9, п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ (в редакции до 01.03.15), приводят к невозможности использования объектов недвижимости, принадлежащих Заявителю на праве собственности и ведет к разрушению единого недвижимого комплекса нефтебазы Перово.

Оспариваемые распоряжения нарушают права и законные интересы ООО «Газпромнефть-Центр» в предпринимательской деятельности. А именно:

Нарушают право частной собственности: право беспрепятственно пользоваться нефтебазой, использовать находящиеся на Земельном участке объекты недвижимости в соответствии с их целевым назначением, извлекать соответствующий доход от использования нефтебазы. В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. В силу ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Департамент городского имущества при издании распоряжений от 27.02.2015 года № 2469, 2470 не предусмотрел для Заявителя какое-либо возмещение, а также не учел, что строение склада, расположенное на выделенном земельном участке, подлежит сносу, к акту о выборе земельного участка не приложил расчет убытков ООО «Газпромнефть-Центр», возникающих в связи с предполагаемым изъятием части территории под нефтебазой.

Согласно п. 5 ст. 31 Земельного кодекса результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.

Лишение Заявителя части исходного Земельного участка происходит без какого-либо равноценного возмещения, что противоречит статьям 34 и 35 Конституции Российской Федерации, ст. 209, 239 Гражданского кодекса РФ, ст. 31 Земельного кодекса РФ

Нарушают исключительное право ООО «Газпромнефть-Центр» на приобретение Земельного участка под нефтебазой в собственность или в аренду в силу Земельного кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В письменных пояснениях Департамент городского имущества и Правительство Москвы указывают, что реализация арендодателем своего права на отказ от договора аренды не нарушают исключительных прав лица, имеющего в собственности объекты недвижимости, расположенные на таком участке, поскольку не лишают его права пользования земельным участком, необходимым ему для эксплуатации принадлежащей ему недвижимости.

Однако в рассматриваемом случае ООО «Газпромнефть-Центр» обосновало, что для эксплуатации принадлежащей Обществу нефтебазы требуется Земельный участок в исходных, исторически сформированных под конкретное предприятие, границах.

А раздел Земельного участка влечет невозможность для ООО «Газпромнефть-Центр» приобрести в собственность или в аренду Земельный участок в исходных границах.

Таким образом, оспариваемые распоряжения создают препятствия в реализации ООО «Газпромнефть-Центр» предоставленного обществу права.

Издание оспариваемых распоряжений без согласования с Заявителем нарушает право ООО «Газпромнефть-Центр» участвовать в процедуре определения судьбы Земельного участка под принадлежащими ему объектами недвижимости нефтебазы, участвовать в процедуре раздела Земельного участка, при том, что такое согласование является обязательным в силу закона (п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы № 2469 от 27.02.2015 года, № 2470 от 27.02.2015 года не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Заявителя в экономической деятельности.

При таких обстоятельствах, требования подлежат удовлетворению.

Расходы по госпошлине подлежат возвращению Истцу из федерального бюджета в соответствии со ст.110 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 8, 12, 450, 452, 619, 622 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 65, 67, 68, 71, 106, 110, 123, 156, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы № 2469 от 27 февраля 2015 года «О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001016:32 с сохранением в измененных границах».

Признать недействительным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы № 2470 от 27 февраля 2015 года «О предварительном согласовании места размещения автомобильной газонаполнительной компрессорной станции на земельном участке по адресу: <...> (Юго-Восточный административный округ города Москвы).

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Центр» из федерального бюджета госпошлину по иску в размере 6 000 рублей, перечисленную платежным поручение №6171 от 09.09.2015 года на сумму 3 000 рублей и платежным поручением №9026 от 25.11.2015 года на сумму 3 000 рублей, выдать справку на возврат госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца с даты его принятия.

Судья:

И.Н.Кофанова