ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
«01» марта 2010 года Дело № А40-173685/09-152-1329
г. Москва
Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2010 года. Полный текст решения изготовлен 01 марта 2010 года.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего: судьи Рогова А.Н. (единолично)
При ведении протокола судебного заседания судьей Роговым А.Н.
С участием:
от заявителя: ФИО1, дов. от 20.01.2010 года, паспорт <...>,
от ответчика: ФИО2, дов. от 24.11.2009 года № 29060/09, удост. ТО № 010216,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «ОНЕГА»
к ответчику: УФРС по Москве
3-е лицо: Департамент земельных ресурсов города Москвы
об оспаривании отказа в государственной регистрации от 25.09.2009 года № 05/023/2009-152
у с т а н о в и л:
Заявитель оспаривает отказ в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды, изложенный в сообщении от 25.09.2009 года № 05/023/2009-152, Управления федеральной регистрационной службы по г. Москве и просит суд обязать ответчика зарегистрировать дополнительное соглашение от 28.12.2004 года к договору аренды земельного участка от 09.04.2003 года № М-05-505260.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемый отказ не соответствует нормам Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, в полном объеме.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам отзыва, ссылаясь на обоснованность и соответствие нормам действующего законодательства РФ оспариваемого отказа.
Судебное заседание проведено в порядке статей 123, 156 АПК РФ в отсутствие 3-го лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте его проведения. Доказательства надлежащего извещения в материалах дела имеются.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, исследовав доказательства в совокупности, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению в связи с нижеследующим.
Спор возник из публичных отношений об оспаривании решений государственных органов (должностных лиц), поэтому он подлежит рассмотрению в порядке, установленном ст.ст. 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт. решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 « О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Следовательно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов, входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Судом проверено и установлено, что процессуальный срок на обращение в суд заявителем соблюден.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Согласно материалам дела, 10 апреля 2009 года ООО «ОНЕГА» было подано заявление о государственной регистрации Дополнительного соглашения от 28.12.2004 г. к договору аренды земельного участка № М-05-505258 от 09.04.2003 г. по адресу: <...>
В соответствии с положениями ст.ст. 9, 13 Закона о регистрации регистрирующий орган должен проводить правовую экспертизу документов, представленных для регистрации права. Целью правовой экспертизы является установление юридических фактов, являющихся бесспорным основанием для возникновения, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество. Представленные документы изучаются как на подлинность, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Из материалов дела усматривается, что ранее в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) был зарегистрирован договор аренды от 09.04.2003 г. № М-05-505258, предметом которого являлся земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу, общей площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 77:05:05008:097.
Дополнительным соглашением от 28.12.2004 г. в договор аренды от 09.04.2003 г. № М-05-505258 вносятся изменения в части границ земельного участка. Границы участка указаны на прилагаемом к Дополнительному соглашению от 28.12.2004 г. плане участка, в соответствии с которым земельный участок имеет кадастровый номер: 77:05:05008:185, что подтверждается представленным на государственную регистрацию кадастровым паспортом земельного участка № 77-5/08-47811 от 20.06.2008 года. Однако сведения о предыдущем кадастровом номере земельного участка в данном документе отсутствуют.
Согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2008 г. № 32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка» п.п. 26, 27 Правил ведения ЕГРП, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 г. № 219, в кадастровом паспорте должны быть указаны предыдущие кадастровые номера земельных участков, из которых образован земельный участок с кадастровым номером: 77:05:05008:185.
13 мая 2009 г. регистрирующим органом был направлен запрос № 05-191/2009 г. в адрес Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Москве.
Из ответа на данный запрос следует, что Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Москве ведет государственный кадастр недвижимости на основе сведений о ранее учтенных земельных участках, предоставленных Департаментом земельных ресурсов г. Москвы.
В то время как в Департаменте земельных ресурсов г. Москвы отсутствуют сведения о предыдущих номерах земельного участка с кадастровым номером: 77:05:05008:185.
В силу п. 3 ст. 12 Закона о регистрации идентификация земельного участка в ЕГРП осуществляется по кадастровому номеру, присваиваемому органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра. С утверждением границ вновь сформированного земельного участка, присвоением ему нового кадастрового номера, был образован новый объект недвижимого имущества.
Из вышеизложенного следует, что представленным на государственную регистрацию Дополнительным соглашением от 28.12.2004 г. осуществляется замена предмета договора аренды.
Вместе с тем, по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору индивидуально-определенное имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606, 607 ГК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона РФ от 24.07.07 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости). Кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку не повторяющегося во времени и на территории РФ государственного учетного номера. Юридическое значение кадастрового учета заключается в формировании объекта гражданских правоотношений - земельного участка.
Согласно ст. 432 ГК РФ предмет является существенным условием договора. Действующее законодательство не предусматривает возможности внесения изменений в предмет договора аренды. Изменение предмета договора аренды влечет возникновение нового обязательства.
В соответствии со ст. 414 ГК РФ обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающими иной предмет или способ исполнения.
Существо новации заключается в замене первоначального обязательства, существовавшего между сторонами ранее, другим обязательством с одновременным прекращением первоначального обязательства. Новация происходит только тогда, когда действия сторон направлены к тому, чтобы обязательство было новировано. Намерение же произвести новацию не предполагается. Если стороны намерены совершить новацию, то они должны это определенно выразить. То есть из соглашения должно определенно следовать, что стороны имели в виду замену первоначального обязательства другим обязательством.
Пункт 3 Информационного письма ВАС РФ от 21.12.05 г. № 103 содержит положение о том, что новация только тогда прекращает обязательство, когда соглашение о замене первоначального обязательства новым обязательством соответствует всем требованиям закона и сделка является действительной.
Таким образом, согласно действующему законодательству, изменение предмета договора фактически влечет прекращение заключенного ранее договора и предусматривает необходимость заключения нового договора.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что на основании абз. 4 (документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства) и абз. 10 (не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав), п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, ответчиком было обоснованно принято решение об отказе ООО «ОНЕГА» в государственной регистрации дополнительного соглашения (предметом которого являлся земельный участок с кадастровым номером 77:05:05008:185) к договору аренды земельного участка с кадастровым номером 77:05:05008:097. Нарушение прав и законных интересов заявителя в рассматриваемом деле судом не усматривается.
В силу ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ, руководствуясь ст.ст.16,29,64-68,75,110,123,156,167-170,198-201 АПК, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ООО «Онега» о признании недействительным отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды, изложенного в сообщении от 25.09.2009 года № 05/023/2009-152, Управления федеральной регистрационной службы по г. Москве и об обязании ответчика зарегистрировать дополнительное соглашение от 28.12.2004 года к договору аренды земельного участка от 09.04.2003 года № М-05-505260 отказать.
Проверено на соответствие Федеральному закону от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья А.Н. Рогов